Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 13:00, курсовая работа
Перевозки людей по воде можно отнести к наиболее древним видам путешествий с использованием транспортных средств. Изначально люди строили и использовали разнообразные плоты и лодки, которые в современном мире можно отнести к нетрадиционным видам транспорта. В связи с развитием научно-технического прогресса люди стали строить и использовать громадные теплоходы, способные проходить в различных условиях, с комфортом огромное количество людей.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГРЕБНЫЕ ЛОДКИ (гребное судно) 3
История гребных лодок 4
ВИДЫ ГРЕБНЫХ ЛОДОК 7
Галера 7
Каноэ 8
Эскимосский Каяк 12
Британская лодка коракл 14
Конструкция 15
История 16
Современность 16
Амурский омороч 17
Дори 18
Байдара 20
Чукотская байдара 20
Байдарка 23
Особенности 25
Шлюпка 27
Церковные лодки 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
Байдара, кстати, изображена на гербе ряда приморских поселков Чукотки, а также на эмблемах общественных организаций округа. Используется изображение байдары и при изготовлении сувениров, изделий из моржового клыка, китового уса. Местными композиторами написано несколько песен, посвященных романтике плавания под парусом на байдарах.
Байда́рка — маломерное лёгкое запалубленное судно, приводимое в движение, главным образом, мускульной силой человека и имеющее острые обводы (коэффициент полноты корпуса около 0,5 и значительное удлинение, всегда превышающее значение 5).
В качестве движителя байдарки используется двулопастное весло, использование которого является признаком, отличающим байдарку ото всех иных типов гребных судов. Гребцы сидят один за другим, лицом по направлению движения.
Основные типы байдарок — спортивные и туристические байдарки. Бывают также самодельные и исторические байдарки.
Наиболее распространёнными видами туристических байдарок являются одно-, двухместные, реже встречаются трёхместные. Байдарки на большее количество гребцов относятся скорее к экзотике.
На некоторых видах байдарок устанавливается парусное вооружение и навесные шверты, однако под парусом всё равно судно ходит плохо, особенно в галфвинд, а при острых углах к ветру бейдевинд принято вообще убирать паруса.
Использование руля с ножным приводом значительно облегчает плавание на открытых водоёмах и с парусом, однако на узких и порожистых реках он бесполезен и опущенный руль может стать причиной серьёзной аварии.
Известны
типы бензиновых- и электромоторов,
пригодных для установки на байдарки
и вращающих винт в качестве движителя.
Но они используются крайне редко, поскольку
при этом путешествие на байдарке в значительной
степени теряет свою смысловую, рекреационную
и спортивную значимость.
Типы байдарок
В настоящий момент существуют две реализации байдарок — разборные и неразборные.
Неразборные байдарки
Неразборные байдарки изготавливаются из пластика (часто одноместные) и используются в основном для прохождения водных препятствий (сложных порогов, водопадов и т. д.). Как правило, одноместные пластиковые байдарки не предназначены для продолжительных походов. Одноместную байдарку также называют каяком.
Разборные байдарки
Типы
Разборные байдарки бывают нескольких типов в зависимости от технологии изготовления:
Разборные байдарки имеют от 1 до 4 мест и используются в водном туризме для продолжительных походов или двух-трёх-дневных прогулок по озёрам, рекам и водоразделам умеренного волнения.
Наибольшее распространение получили каркасные и каркасно-надувные лодки, за счет их мобильности и надёжности при относительно умеренной цене. Секционные пластиковые байдарки в основном распространены в Западной Европе и Канаде.
Несмотря на то, что байдарка обладает всеми характеристиками, позволяющими классифицировать её как полноценное судно, ей свойственны определённые черты, отличающие её от всех иных видов судов.
Герметичность: Для избежания попаданий воды внутрь байдарки через посадочные места (кокпиты) используется байдарочная юбка, которая плотно прилегает к телу гребца и герметично крепится к кромкам кокпита, а для сохранения походных вещей и продуктов в сухом состоянии часто используются драйбеги и гермоупаковки (гермы).
Вёсла: Байдарочные вёсла бывают двух типов — так называемые каякерские, то есть с разным углом лопастей, и обычные, с одинаковым углом (в настоящее время практически не используются); чаще всего изготавливаются разборные вёсла с регулировкой угла разворота лопасти.
Использование: Каркасные байдарки часто оснащают одним или двумя баллонами с воздухом, в носовой или кормовой части для сохранения непотопляемости, (в качестве которых иногда используются камеры от мячей).Однако, как показывает практика, наибольшую роль в обеспечении непотопляемоти судна играют гермоупаковки, надёжно принайтовываемые к набору. Чрезвычайно удобно размещать гермоупаковки, выполненные в виде непромокаемых длинных мешков, крепящихся по бортам под декой к стрингерам между двумя соседними шпангоутами.
Выполнение крепления всех грузов к набору судна (за исключением гребцов) соответствует требованиям хорошей морской практики для походов любой степени сложности.
Дополнительное оборудование: Также в байдарку возможна установка руля и/или паруса, в зависимости от модели. На реках с заметным течением использование руля нередко бесполезно и может привести к серьёзной аварии из-за его застревания на мелкой воде и перекатах.
Непотопляемость: В соответствие с общим требованием, сформулированным Крыловым А. Н. в отношении обеспечения плавучести любого судна, (в том числе и байдарки), судно должно тонуть лишь в случае, когда полностью исчерпан его запас плавучести. При этом плавучесть должна утрачиваться раньше утраты остойчивости. Иными словами судно должно тонуть, не опрокидываясь
Это требование не звучит в случае байдарки столь категорично. На практике, особенно на неспокойной воде, байдарка может опрокинуться, но далеко не исчерпать при этом запас плавучести. В спортивной практике, особенно при плавании на одноместных байдарках, применяется Эскимосский переворот, когда гребец, оказавшись вниз головой в воде, совершает специальный гребок, совершая в его середине рывок бёдрами, что приводит к постановке судна опять на ровный киль. Причём этот приём иногда применяется преднамеренно, например, при необходимости переместиться в другую струю течения.
Шлю́пка — общее название малого беспалубного мореходного судна для транспортирования людей и грузов, а также для спасения личного состава на воде. Различают шлюпки по типу движителя — гребные, моторные, гребно-парусные, гребно-парусно-моторные; по назначению — служебные (рабочие, разъездные, командирские), спасательные и спортивные; по типу и снаряжению — баркасы, катера, ялы, тузики; по конструкции кормы — транцевые, вельботные (с острыми обводами кормы); по материалу корпуса — деревянные, металлические, пластмассовые (набор корпуса и обшивка из разных материалов) а также из резинотканей — надувные; по числу вёсел — двухвёсельные, четырёхвёсельные, шестивёсельные, десятихвёсельные; по числу винтов — одновинтовые, двухвинтовые; по числу мачт — одномачтовые, двухмачтовые. При хождении под парусами особое внимание уделяется правильности установки, натяжению и положению обоих рабочих парусов. Поэтому, в дальнейшем, для удобства ориентации, установки и положения парусов необходимо использовать принятые наименования частей и сторон парусов. На ЯЛ-6 используются паруса по схеме разрезного фока, формой неправильных четырехугольников площадью 14,6 и 5,8 кв. м. Свои наименования получили каждый угол обоих парусов и все четыре края парусинового полотна. Оба паруса своими верхними краями привязываются кончиками (слаблинь) к рейку; реек поднимаются на мачту и располагается вдоль диаметральной плоскости шлюпки (в длину). Кливер – передний парус располагается с носовой части перед мачтой; Фок – задний парус располагается на оставшейся части после мачты (от мачты до кормы).
Корабельная шлюпка, штатное плавсредство корабля, предназначенное для транспортирования и других нужд. Имеет два рыма для фалиней, подъёмные рымы для закладки за них талей (гака) корабельного подъёмного устройства обеспечивающего подъём шлюпки на борт и спуск её на воду.
Спасательная шлюпка, корабельная (судовая) (обычно вельботного типа), коллективное спасательное средство. Запас плавучести обеспечивается герметичными воздушными ящиками, заполненных пенопластом (ранее заполнялся воздухом). Банки, планшир а также наружные поверхности корпуса спасательной шлюпки окрашивают в оранжевый (белый) цвет; внутренние поверхности и всё снабжение — в ярко оранжевый. В носовой части обоих бортов надписывают номер шлюпки (шлюпки правого борта имеют нечётные номера, левого — чётные), размеры шлюпки (минимальная длина — 7,3 м, масса с людьми и шлюпочным снабжением — не более 20,3 тонн), допустимое к размещению количество людей (от 25 до 150 человек), порт приписки и название судна к которому принадлежит шлюпка. На крыше шлюпки обозначают крупными буквами номер шлюпки, название и позывной сигнал (Call Sign) судна. На судах могут быть спасательные шлюпки закрытого типа с жёсткой надстройкой, с огнестойкой изоляцией или системой водяной защиты, с радиостанцией расположенной в небольшой закрытой радиорубке. По способу спуска различают шлюпки, спускаемые с помощью шлюпбалок и шлюпки свободного сброса
Церковные
лодки — сугубо национальный вид
лодок в Финляндии. Это страна множества
озер, и гребные лодки весьма распространены
и используются для различных целей. Церковная
лодка — длинная и узкая, предназначена
для 20 гребцов, сидящих в два ряда, и одного
лидера. Каждый участник гребет одним
длинным веслом (распашная конструкция).
При слаженной работе гребцов — лодка
на спокойной воде двигается с высокой
скоростью, но для этого требуется высокая
четкость усилий коллектива и высокий
командный дух team spirit. В целях безопасности
все участники надевают спасательные
жилеты.
Катание и соревнования на церковных лодках
весьма популярны у местного населения,
особенно у молодежи и студентов, а также
отличный аттракцион и развлечение для
туристов и гостей. Ранее этот вид катания
культивировался церковными общинами
для усиления коллективизма паствы, воспитания
чувства товарищества и взаимовыручки.
Сегодня церковные лодки являются развлечением
для команд молодежи и студентов, а также
важным элементом водных праздников, фестивалей.
Катание на лодках является частью целой
индустрии организации пикников на островах
для туристов и отдыхающих.
Церковные лодки являются общественным достоянием Финляндии. Длина церковных лодок доходила до 40 м при ширине 3 м; они могли иметь 30 пар весел и вмещать до 150 человек.
Но это гиганты, а обычная церковная лодка имела от 7 до 15 пар весел. Казалось бы, эти интересные, но специфические суда должны были исчезнуть в начале XX в. в связи с появлением на озере пароходов и регулярных пассажирских линий. Но церковные лодки не канули в Лету - их стали строить для спортивных состязаний. Они отлично подходят для командной борьбы, когда только слаженные действия многих людей приводят к победе.
Узкий клинообразный транец оказался удобен для установки маленького подвесного мотора, имитация клинкерной обшивки обеспечила пластиковому корпусу необходимую жесткость. Финны хранят традиции, и это не только из любви к истории - традиционные лодки доказали свое право на жизнь в современном мире, мире новых материалов и технологий.
Без церковных лодок невозможно представить финскую жизнь. Это незаменимое и удобное транспортное средство, будь то перевозка людей или грузов. На лодках ловили рыбу, ходили на рынок и ярмарку с товаром или за покупками, ездили в гости, охотились и занимались собирательством. Вся жизнь местных жителей была связана с лодкой: она несла младенцев к церкви для крещения и мертвых на погост. В непогоду, перевернутая вверх килем, могла служить временным пристанищем для ее хозяев. Интересно, что и свою жизнь старая лодка заканчивала ярко, сгорая на костре летнего праздника. Лодки провинции Саво похожи на многие другие местные лодки этой части Европы. Все они так или иначе близкие родственницы. У лодок с оз. Сайма невысокий борт и большая седлова - тость. Клинкерная обшивка, форштевень характерной формы.
Корма
остроконечная, но доски обшивки
крепятся не к ахтерштевню, а к
узкому клинообразному транцу, выполненному
из одной доски. На обшивку обычно шли
сосновые доски; тонкие, но часто поставленные
шпангоуты гнули из ели или можжевельника.
На лодках была одна - две пары весел, могла
стоять и мачта. Кстати, в роли примитивного
паруса часто выступал пучок ветвей с
листьями, который втыкался в специальное
отверстие на носу. Другой очень интересный
тип гребного судна, который был здесь
широко распространен, назывался "церковной
лодкой". Длинные, с большим количеством
весел лодки предназначались для поездок
местных жителей в особые церковные дни,
на ярмарки и праздники. Лодки строились
деревенской общиной или жителями какой-либо
местности.