ИНСТРУКЦИЯ
ТЗ.25103.00086
по осмотру, освидетельствованию,
ремонту и формированию
колёсных пар.
Устройство
колёсной пары.
Колёсная пара состоит
из оси с роликовыми буксами,
цельнокатаных колёс, втулки, напрессованной
на ось (втулка играет роль удлинённой
ступицы). На втулку напрессовывают зубчатое
колесо, элементы лабиринтных уплотнений,
подшипники редуктора и запорные кольца.
Непосредственно на удлинённой
ступице колеса размещены: крышки
редуктора и лабиринтовое кольцо,
шариковый подшипник 70-840Л, наружные лабиринтовые кольца,
зубчатое колесо, роликовый подшипник 32-140Л4, запорное кольцо.
Колёсная пара нового
формирования – это колёсная
пара, полностью собранная из
новых элементов и деталей.
Элементы – это детали, формируемые
методом холодной запрессовки
с записью диаграмм. У колёсных пар с подрезиненными
колёсами элементами являются: ось, колёсные
центры, зубчатое колесо. У колёсной пары
с цельнокатаными колёсами элементами
являются: ось, втулка, зубчатое колесо,
цельнокатаные колёса. Элементы, находящиеся
на удлинённой ступице, заключены в разъёмный
корпус, в верхней половине которого установлен
комплект ведущей шестерни с шарико- и
роликоподшипниками с лабиринтовыми уплотнениями.
На осевых шейках смонтированы
буксы с двумя цилиндрическими
роликовыми подшипниками и горячей посадкой
внутренних и лабиринтовых колец. Между
внутренними и наружными кольцами подшипников
установлены дистанционные кольца. Корпус
буксы имеет лабиринтовое уплотнение,
крепительную и контрольную крышки.
Внутренние кольца на шейке
оси и блок подшипников, закреплённый
в корпусе буксы, удерживается через приставное
упорное кольцо торцевой гайкой. Шлиц
торцевой гайки с помощью стопорной планки
фиксируется по отношению к пазу на торце
оси. Стопорная планка крепится двумя
болтами.
Болты связывают между
собой мягкой проволокой диаметром
1,5 – 2мм, проходящей через раззенкованые
отверстия в их головках.
Каждая колёсная пара
должна иметь на оси чётко
поставленные знаки о времени
и месте формирования, полного
освидетельствования и клейма о приёмке
её при формировании.
Подрезиненное колесо состоит
из:
- колёсного центра, который имеет
ступицу и диск, в котором имеется
8 углублений под вкладыши и 8
отверстий под шпильки. В торце ступицы
имеется 16 отверстий – 8 отверстий для
штифтов и 8 отверстий с резьбой под болты
крепления нажимной шайбы;
- 16ти резиновых вкладышей,
установленных между колёсным центром
и центральным диском, и между центральным
диском и нажимной шайбой. Вкладыши изготовляют
из специальной резины, армированной обоймой
и листовой стали 3 мм с обеих сторон. Толщина
вкладыша 26 мм, а в сжатом состоянии 24 мм;
- центрального диска бандажа,
в нём просверлено 16 отверстий
под выступы вкладышей и для свободного
прохода шпилек, с каждой стороны диска
устанавливаются 8 вкладышей;
- нажимной шайбы, в которой
имеются выемки под выступы
вкладышей, отверстия для шпилек
болтов крепления нажимной шайбы
и для штифтов;
- двух гибких шунтов для отвода
тока.
Техническое
описание колёсных пар.
- Конструктивная скорость, км/час – 90.
- Масса колёсной пары (усреднённая), кг:
- с подрезиненными колёсами
– 1520;
- с цельнокатаными колёсами
– 1400.
- Диаметр колёс по кругу катания, мм:
- с подрезиненными колёсами
– 780;
- с цельнокатаными колёсами
– 785.
- Расстояние между внутренними гранями колёс, мм – 1440;
- Габаритный размер между торцами контрольных крышек, мм – 2406;
- Передаточное число редуктора колёсной пары – 5,33;
- Номинальный диаметр шеек оси колёсной пары, мм – 110;
- Тип буксовых подшипников – роликовый;
- Наибольшая статическая нагрузка на ось, кН – 140
Виды,
порядок осмотра и освидетельствования колёсных пар.
Для проверки состояния
и своевременного изъятия из
эксплуатации колёсных пар, угрожающих
безопасности движения, а также контроля
качества подкатываемых и отремонтированных
колёсных пар устанавливается система
осмотра и освидетельствования состоящая
из:
- технического осмотра и обслуживания колёсных пар под вагонами;
- обыкновенного освидетельствования;
- полного освидетельствования.
Технический осмотр
и обслуживание колёсных пар под вагоном.
Технический
осмотр и обслуживание колёсных пар производят:
- при технических и профилактических осмотрах (ТО-1, ТО-2, ТО-3), при текущих ремонтах – малом
и большом периодических ремонтах (ТР-1, ТР-2) вагонов;
- при приёмке и сдачи подвижного состава локомотивными бригадами (машинистом);
- при отстое состава в депо и пунктах технического осмотра;
- при поступлении вагонов после обточки без выкатки из-под вагона;
- при поступлении в депо одиночных колёсных пар после проведения им освидетельствования на заводе.
При техническом осмотре
и обслуживании колёсных пар
под вагоном проверяют:
- отсутствие поперечных, косых или продольных трещин, забоин, потёртых мест, электроожогов и других повреждений,
а также пороков на открытых частях оси;
- состояние поверхности катания и гребней колёс на отсутствие
предельных выбоин, проката, подреза и
остроконечного наката, смещения металла
(навара), трещин, плен, радавленности,
вмятин, выщербин, отколов.
- плотность посадки бандажа посредством обстукивания при отпущенных тормозах и отсутствие проворачивания
его по контрольным рискам, ослабление
бандажных колец (подрезиненные колёса);
- отсутствие трещин и повреждений на корпусе буксы, в приливах, кронштейнах и предохранительном штыре, на крепительной и контрольной крышках; надёжность крепления крышек, датчиков
скорости, срывного клапана; отсутствие
утечки смазки и повышенного нагрева;
- отсутствие трещин и повреждений на корпусе редуктора, на его крышках и на его запорном лабиринтном кольце;
- надёжность крепления верхней и нижней половинок, ЗУМа, лючков и контрольных пробок,
отсутствие пропуска смазки и повышенного
нагрева, состояние комплексного предохранения
и подвески редуктора;
- состояние зубчатой передачи (в ТР-2), состояние средней части оси.
Одновременно проверяют:
- расстояние между внутренними гранями бандажей;
- толщину бандажей и их гребней;
- прокат;
- подрез гребня;
- толщину обода или бандажа: при диаметре колеса 741мм должна быть не менее 30ти мм.
Обыкновенное
освидетельствование.
При обыкновенном освидетельствовании
выполняют:
- предварительный осмотр до очистки с цель лучшего выявления ослабления или сдвига колёс на оси и трещин в элементах;
- демонтаж корпусов букс и редуктора, ревизию с промывкой редукторных и буксовых подшипников (без съёма внутренних колец буксовых подшипников);
- осмотр шариковых и роликовых подшипников;
- осмотр поверхности зубьев зубчатого колеса и малой шестерни;
- УЗД оси;
- наличие установленных клейм и знаков.
Полное освидетельствование.
Полное освидетельствование
производят при:
- формировании;
- ремонте со сменой элементов;
- перепробеге;
- неясности клейм и знаков;
- при ползуне, глубиной более 1го мм;
- при сходе с рельсов;
- при переборке подрезиненных колёс.
При полном освидетельствовании
выполняют все работы, что и
при обыкновенном, и дополнительно
производят следующие операции:
- после разборки редуктора и букс снимают внутренние кольца буксовых подшипников
и лабиринтные кольца, разбирают узел
малой шестерни;
- производят магнитную дефектоскопию шеек, средних и предподступичных частей оси, зубчатого колеса, малой шестерни; особое внимание должно
быть обращено на их галтели, где наиболее
вероятно образование трещин;
- осмотр подшипников на удлинённой ступице;
- осуществляют магнитную дефектоскопию зубьев зубчатого колеса и малой шестерни;
- проверяется конусность зубьев зубчатого колеса и малой шестерни.
Формирование
колёсных пар.
Комплектование и соединение
элементов колёсных пар в единое
целое – колёсную пару, называется
формированием. Формирование осуществляется
в холодном состоянии на гидравлическом
горизонтальном прессе под давлением.
Формирование
цельнокатаных колёсных пар.
- Подбирают диаметр осей и центров для обеспечения необходимых натягов.
- Не допускается конусность и овальность плоскостей.
- Острые края ступицы и подступичной части закругляются.
- Посадочные поверхности протираются мягкой тряпкой, ось смазывают растительным маслом.
- Осматриваются посадочные поверхности.
- Ось устанавливают горизонтально.
- Надевается колесо до предподступичной части.
- При запрессовке следует соблюдать запрессовочный натяг 1,2мм.
- Контроль за запрессовкой осуществляют по манометру и индикатору с пишущим механизмом, по характеру кривой определяют
усилие и т.д.
Производят обточку посадочных
поверхностей удлинённой ступицы.
Далее осуществляют монтаж
редукторного узла, напрессовку
второго колеса, обточку бандажей и монтаж
букс.
Формирование
подрезиненного колеса.
- Колёсный центр ставят в горизонтальном положении.
- Ставят 8 шпилек снизу, закрепляют гайкой и контрящей планкой.
- Укладывают 8 вкладышей первого ряда.
- Устанавливают центральный диск с вкладышами
так, чтобы совпали отверстия.
- Укладывают 8 вкладышей второго ряда.
- Устанавливают нажимную шайбу, которая должна встать на штифты, расположенные в торце ступицы колёсного центра.
- Производят равномерную затяжку гаек на шпильках и болтами на ступице до тех пор,
пока нажимная шайба не дойдёт до упора
в бурты шпилек и в торец ступицы колёсного
центра.
- Гайки и болты контрятся пластинами и для отвода тока устанавливают шунт.
Монтаж буксового
узла.
- Устанавливается нагретый воротник на предподступичную часть оси.
- Устанавливается нагретое внутреннее кольцо заднего подшипника на шейку оси.
- Устанавливается малое дистанционное кольцо.
- Устанавливается нагретое внутреннее кольцо переднего подшипника на шейку оси.
- Устанавливается упорное кольцо переднего подшипника.
- Кольца затягиваются осевой гайкой. По мере остывания деталей на шейке оси осевая гайка подтягивается для обеспечения плотного прижатия колец друг к другу. После остывания шейки оси с кольцами до
температуры окружающей среды отворачивается
осевая гайка, снимается упорное кольцо.
- Проверяется плотность посадки колец остукиванием (киянкой). Проверяется плотность прилегания внутреннего кольца заднего подшипника к воротнику и малого дистанционного кольца к внутренним кольцам
обоих подшипников пластиной щупа - допускается
зазор не более 0,5 мм, не более чем на 1/3
длины по окружности кольца.
- Смазывается внутреннюю поверхность корпуса буксы тонким слоем смазки.
- В корпус буксы вставляется блок заднего подшипника (наружное кольцо с роликами), большое дистанционное кольцо
и блок переднего подшипника.
- Закладывается смазка в лабиринты воротника и в подшипники, по возможности вдавливая её между роликами и сепаратором.
- Устанавливается корпус на шейку оси. Перед надеванием корпуса буксы с блоками подшипников необходимо раздвинуть
ролики технологической втулкой, которая
при перемещении корпуса буксы по шейке
оси выйдет из буксы.
- Устанавливается упорное кольцо переднего подшипника на шейку оси.
- Осевая гайка наворачивается на резьбовую часть оси.
- Устанавливается в паз оси стопорную пластину,
не вводя её хвостовик в шлиц осевой гайки.
- Устанавливаются и закрепляются болты стопорной пластины М14´32.
- Проверяется зазор между внутренней плоскостью хвостовика стопорной пластины и внутренней плоскостью коронки осевой гайки пластиной щупа – допускается
зазор не менее 0,5 мм.
- Устанавливается проволочная вязка на болты крепления стопорной пластины.
- Устанавливается и закрепляется контрольная крышка на крепительную.
- Заполняется смазкой 1/3 объёма передней части буксы, крепительная крышка закрепляется
на корпусе.