Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 11:49, курсовая работа
Перед автомобильной промышленностью в настоящее время стоят задачи, связанные с увеличением выпуска экономичных автомобилей с дизельными двигателями, позволяющих значительно сократить расход топлива, а следовательно и затраты на него. Одновременно с ростом производства автомобилей особо большой грузоподъемности (110 и 180 тонн) необходимо создавать мощности для выпуска грузовых автомобилей малой грузоподъемности - полтонны. В настоящее время проводятся значительные работы по увеличению выпуска и повышению надежности автомобилей, работающих на сжатом и сжиженном газах. Возрастает производство специализированных автомобилей и прицепов для перевозки различных грузов.
Продолжение таблицы 1.5.
1 |
v5 |
км/ч |
18 |
28 |
39 |
49 |
59 |
69 |
79 |
90 |
Pк5 |
Н |
4002,9 |
4408,7 |
4676,7 |
4807,0 |
4799,7 |
4654,6 |
4371,8 |
3938,4 |
v |
км/ч |
2,0 |
14,6 |
27,1 |
39,7 |
52,3 |
64,9 |
77,4 |
90,0 |
Pw |
Н |
0,7 |
35,4 |
122,8 |
262,9 |
455,6 |
701,1 |
999,2 |
1350,0 |
Py |
Н |
2065,3 |
2078,5 |
2112,0 |
2165,5 |
2239,2 |
2333,1 |
2447,1 |
2581,2 |
PS |
Н |
2065,9 |
2113,9 |
2234,7 |
2428,4 |
2694,9 |
3034,2 |
3446,3 |
3931,2 |
По данным таблицы 1.5 строим график силового баланса (рис. 1.4).
Динамическая характеристика представляет
собой зависимость
Динамический фактор определяется по формуле:
где Рк – полная окружная сила, Н; РW – сила сопротивления воздуха, Н; – свободная сила тяги, Н; Ra=103250 Н – суммарная нормальная опорная реакция всех колёс автомобиля.
Расчёт значения динамического фактора ведём для wе=62,8 рад/с, v1min=2 км/ч. Определяем по лучевой диаграмме скорость автомобиля, затем по графику силового баланса находим значение Рсв=28397,2 Н, тогда .
При равномерном движении D=y, в этом случае динамический фактор определяет дорожное сопротивление, которое может преодолеть транспортное средство на соответствующей передаче при определённой скорости: , где i – коэффициент, сопротивления подъёму (в расчётах принимаем i=0); – коэффициент сопротивления качению.
Расчёт коэффициента сопротивления качения f при v=12 км/ч:
Расчетные значения f заносим в таблицу 1.6.
Таблица 1.6.
Результаты расчета
iк |
Параметр |
Ед. изм |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
w |
рад/с |
68 |
106 |
144 |
182 |
220 |
258 |
296 |
335 | |
7,44 |
v1 |
км/ч |
2 |
4 |
5 |
7 |
8 |
9 |
11 |
12 |
D1 |
- |
0,288 |
0,318 |
0,337 |
0,346 |
0,346 |
0,335 |
0,315 |
0,284 | |
4,1 |
v2 |
км/ч |
4 |
7 |
9 |
12 |
14 |
17 |
19 |
22 |
D2 |
- |
0,159 |
0,175 |
0,186 |
0,191 |
0,191 |
0,185 |
0,174 |
0,156 | |
2,29 |
v3 |
км/ч |
8 |
12 |
17 |
21 |
26 |
30 |
35 |
39 |
D3 |
- |
0,089 |
0,098 |
0,103 |
0,106 |
0,105 |
0,102 |
0,095 |
0,085 | |
1,47 |
v4 |
км/ч |
12 |
19 |
26 |
33 |
40 |
47 |
54 |
61 |
D4 |
- |
0,057 |
0,062 |
0,065 |
0,067 |
0,066 |
0,063 |
0,058 |
0,050 | |
1 |
v5 |
км/ч |
18 |
28 |
39 |
49 |
59 |
69 |
79 |
90 |
D5 |
- |
0,038 |
0,041 |
0,043 |
0,043 |
0,041 |
0,037 |
0,032 |
0,025 |
Таблица 1.7.
Результаты расчета коэффициента сопротивления качения
v, км/ч |
2 |
12 |
24 |
36 |
48 |
60 |
72 |
84 |
90 |
f |
0,02 |
0,0201 |
0,0204 |
0,0208 |
0,0214 |
0,0222 |
0,0232 |
0,0244 |
0,025 |
По данным табл. 1.7 строим график f=f(v) (рис. 1.5), где пересечение кривой f=f(v) с кривой D=f(v) даст максимальную скорость автомобиля.
Величину ускорения на каждой передаче можно определить по формуле:
где величину (D-y) можно определить графически по динамической характеристике: ; g – ускорение свободного падения, м/с2; d – коэффициент учёта вращающихся масс, его величину определяют по эмпирическоё формуле: .
Расчёт d на первой передаче (iк1=7,44):
Расчётные значения d на различных передачах заносим в табл. 1.8.
Расчёт ускорения автомобиля на первой передаче при wе=68 рад/с. Находим значение (D-f) по графику динамической характеристики при скорости v, соответствующей wе=68 рад/с: .
Расчётные значения j заносим в табл. 1.8.
Таблица 1.8.
Результаты расчета ускорения
iк |
d |
Параметр |
Ед. изм. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
w |
рад/с |
68 |
106 |
144 |
182 |
220 |
258 |
296 |
335 | ||
7,44 |
3,254 |
v1 |
км/ч |
2 |
4 |
5 |
7 |
8 |
9 |
11 |
12 |
j1 |
м/с2 |
0,808 |
0,896 |
0,954 |
0,983 |
0,981 |
0,949 |
0,888 |
0,793 | ||
4,1 |
1,712 |
v2 |
км/ч |
4 |
7 |
9 |
12 |
14 |
17 |
19 |
22 |
j2 |
м/с2 |
0,795 |
0,887 |
0,948 |
0,977 |
0,976 |
0,942 |
0,878 |
0,779 | ||
2,29 |
1,250 |
v3 |
км/ч |
8 |
12 |
17 |
21 |
26 |
30 |
35 |
39 |
j3 |
м/с2 |
0,538 |
0,607 |
0,652 |
0,671 |
0,666 |
0,637 |
0,582 |
0,501 | ||
1,47 |
1,126 |
v4 |
км/ч |
12 |
19 |
26 |
33 |
40 |
47 |
54 |
61 |
j4 |
м/с2 |
0,319 |
0,365 |
0,392 |
0,400 |
0,389 |
0,359 |
0,311 |
0,241 | ||
1 |
1,080 |
v5 |
км/ч |
18 |
28 |
39 |
49 |
59 |
69 |
79 |
90 |
j5 |
м/с2 |
0,164 |
0,190 |
0,199 |
0,193 |
0,170 |
0,131 |
0,075 |
0,001 |
По значениям табл. 1.8 строим графики ускорения (рис. 1.6).
Для определения времени разгона график обратных ускорений разбивается на ряд интервалов скоростей, в каждом из которых определяется площадь, заключённая между кривой величин, обратных ускорению и осью абсцисс, эта площадь Fi времени движения.
Время движения в каждом интервале определяется по формуле:
где i – порядковый номер интервала; Fi – площадь, заключённая между кривой и осью абсцисс, мм2; а=20 мм в с2/м – масштабный коэффициент, показывающий количество мм на графике 1/j в с2/м; b=6 мм в м/с – масштабный коэффициент скорости, показывающий количество мм на графике скорости в 1 м/с.
При расчёте условно считается, что разгон на каждой передаче определяется при максимальной частоте вращения коленвала двигателя. Время переключения передач для карбюраторного двигателя с коробкой передач, оснащённой синхронизаторами равно 1¸1,5 с. Падение скорости за время переключения передач определяется по формуле:
где Dtп=1¸1,5 с – время переключения передач; y – коэффициент суммарного дорожного сопротивления (при малых скоростях y=0,02); d'=1,04 – коэффициент, учёта вращающихся масс автомобиля, когда двигатель автомобиля отсоединён от колёс.
Падение скорости за время переключения передач очень мало:
Время разгона на 15-ти метровом интервале:
Расчётные значения времени разгона на различных интервалах заносим в табл. 1.10.1, а на графике t=f(v) время разгона откладывается нарастающим итогом.
Таблица 1.9.1.
Результаты расчета времени разгона
Интервал |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 | |
Fi |
мм2 |
125 |
113 |
104 |
120 |
104 |
111 |
130 |
281 |
348 |
410 |
910 |
705 |
1000 |
1200 |
17778 |
t |
с |
1,04 |
0,94 |
0,87 |
1 |
0,87 |
0,93 |
1,08 |
2,34 |
2,9 |
3,42 |
7,58 |
5,88 |
8,33 |
10 |
14,6 |
Для определения пути разгона график времени разгона разбиваем на интервалы и подсчитываем площади, заключённые между кривой и осью ординат.
Путь разгона на каждом интервале определяем по формуле:
где DSi – путь разгона на i-том интервале скоростей, м; Fi – площадь между кривой t=f(v) и осью ординат, мм2; с – масштабный коэффициент времени, показывающий количество мм на графике t=f(v) в 1 с, с=3,33 мм в 1 с.
Расчёт пути разгона на первом интервале:
Значения DSi заносим в табл. 1.10.2. Найденный в каждом интервале путь разгона последовательно суммируем и строим график S=f(v) (рис. 1.8).
Таблица 1.9.2.
Результаты расчета пути разгона
Интервал |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 | |
Fi |
мм2 |
30 |
88 |
125 |
185 |
405 |
552 |
910 |
1350 |
1615 |
1805 |
4095 |
5750 |
Si |
м |
0,45 |
1,32 |
1,88 |
2,78 |
6,08 |
8,28 |
13,7 |
20,3 |
24,2 |
27,1 |
61,4 |
86,3 |
Все полученные графики при расчёте тягово-динамических параметров автомобиля ЗИЛ-130-76 представлены на первом листе.
Сцепление предназначено для плавного трогания автомобиля с места, кратковременного разъединения двигателя и трансмиссии при переключении передач и предотвращению воздействия на трансмиссию больших динамических нагрузок, возникающих на переходных режимах и при движении по дорогам с плохим покрытием. При конструировании фрикционных сцеплений помимо основных требований (минимальная собственная масса, простота конструкции, высокая надёжность и т.п.) необходимо обеспечить следующее: