Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 11:49, курсовая работа
Перед автомобильной промышленностью в настоящее время стоят задачи, связанные с увеличением выпуска экономичных автомобилей с дизельными двигателями, позволяющих значительно сократить расход топлива, а следовательно и затраты на него. Одновременно с ростом производства автомобилей особо большой грузоподъемности (110 и 180 тонн) необходимо создавать мощности для выпуска грузовых автомобилей малой грузоподъемности - полтонны. В настоящее время проводятся значительные работы по увеличению выпуска и повышению надежности автомобилей, работающих на сжатом и сжиженном газах. Возрастает производство специализированных автомобилей и прицепов для перевозки различных грузов.
Перед автомобильной промышленностью
в настоящее время стоят
Курсовой проект по дисциплине "Конструирование и расчет автомобилей" является творческой работой, целью которой служит приобретение навыков использования знаний, полученных как в самом курсе, так и в ряде профилирующих дисциплин, на которых базируется этот курс. Получение навыков аналитического определения показателей эксплуатационных свойств и конструктивных параметров автомобиля, закрепление навыков четкого изложения и защиты результатов самостоятельной работы как в рукописных формах, так и при публичном выступлении.
В ходе выполнения курсового проекта выбирается и рассчитывается ряд параметров проектируемого автотранспортного средства и составляется таблица 1.1 основных параметров автомобиля ЗИЛ-130-76.
Таблица 1.1
Основные параметры автомобиля ЗИЛ-130-76
№ п/п |
Параметр |
Обозначение |
Размерность |
Значение |
1 |
Полная масса |
Ма |
кг |
10525 |
2 |
Грузоподъёмность |
Мг |
кг |
6000 |
3 |
Максимальная мощность двигателя |
Nemax |
кВт |
110,3 |
4 |
Угловая частота вращения коленвала двигателя при максимальной мощности |
wN |
рад/с |
335,1 |
5 |
Максимальный крутящий момент двигателя |
Memax |
Н´м |
402 |
6 |
Угловая частота вращения коленвала двигателя при максимальном крутящем моменте |
wM |
рад/с |
209,4 |
7 |
Распределение полной массы: на переднюю ось на заднюю ось |
Maп Maз |
кг кг |
2625 7900 |
8 |
Распределение собственной массы: на переднюю ось на заднюю ось |
М Mп Мз |
кг кг кг |
4300 2120 2180 |
9 |
Передаточные числа КПП: первая передача вторая передача третья передача четвёртая передача пятая передача |
iк1 iк2 iк3 iк4 iк5 |
- - - - - |
7,44 4,10 2,29 1,47 1,00 |
10 |
Передаточное число главной передачи |
iко |
- |
6,33 |
11 |
Максимальная скорость |
vаmax |
км/ч |
90 |
12 |
КПД трансмиссии |
hт |
- |
0,89 |
13 |
Коэффициент обтекаемости |
к |
Н´с2/м4 |
0,68 |
Внешне-скоростной характеристикой двигателя называется зависимость эффективной мощности и эффективного крутящего момента от частоты вращения коленвала двигателя при полной подаче топлива.
Внешняя скоростная характеристика двигателя имеет следующие характерные точки:
1). wmin – минимально устойчивая угловая частота вращения коленвала двигателя, рад/с.
2). wM – угловая частота вращения коленвала двигателя, соответствующая максимальному крутящему моменту, рад/с.
3). wN – угловая частота вращения коленвала двигателя, соответствующая максимальной мощности, рад/с.
4). wогр – угловая частота вращения коленвала двигателя, при которой срабатывает ограничитель числа оборотов коленвала двигателя, рад/с.
Текущее значение мощности определяется по формуле:
где Ne – значение эффективной мощности двигателя, кВт; Nemax – максимальная мощность, кВт; we – угловая частота вращения коленвала двигателя, об/мин; wN – угловая частота вращения при максимальной мощности, об/мин; a, b, c – постоянные коэффициенты, зависящие от конструкции двигателя.
Двигатель ЗИЛ-130 снабжён ограничителем частоты вращения коленвала двигателя, поэтому коэффициенты a, b, c вычисляются по формулам:
где Кw - коэффициент приспособляемости по частоте, ; Мз – запас крутящего момента, %.
где МеN – крутящий момент при максимальной мощности, Н´м; Меmax – максимальный крутящий момент, Н´м Н´м.
проверяя, получаем что – расчёты проведены верно.
Крутящий момент двигателя определяется по формуле:
Тяговая мощность определяется по формуле:
где hт – кпд трансмиссии, hт=0,89 (табл. 1.1).
Рассчитанные значения мощности записываем в таблицу 1.2.
Таблица 1.2.
Результаты расчета внешней скоростной характеристики
we |
рад/с |
68 |
106 |
144 |
182 |
220 |
258 |
296 |
335 |
Ne |
кВт |
22,8 |
39,1 |
56,3 |
73,1 |
88,3 |
100,4 |
108,2 |
110,3 |
Me |
Н´м |
334,7 |
368,6 |
391,0 |
401,9 |
401,3 |
389,1 |
365,5 |
329,3 |
NT |
кВт |
20,3 |
34,8 |
50,1 |
65,1 |
78,6 |
89,4 |
96,3 |
98,2 |
По результатам расчётов (табл. 1.2) строим графики Ne=f(we), Nt=f(we), Me=f(we) (рис. 1.1).
Интервал от wN до wМ характеризует устойчивость работы двигателя.
Тяговая характеристика или мощностной баланс показывает распределение мощности на всех передачах по отдельным видам сопротивлений:
где Ny – мощность, затрачиваемая на преодоление суммарного дорожного сопротивления, кВт; Nw – мощность, затрачиваемая на преодоление сопротивления воздуха, кВт; Nj - мощность, затрачиваемая на преодоление инерции, кВт; Nтр – потери мощности в трансмиссии, кВт.
Составляющие мощностного баланса зависят от скорости автомобиля. Связь между частотой вращения коленвала двигателя и скоростью автомобиля можно найти по лучевой диаграмме.
Разность между мощностью
Величину мощности суммарного дорожного сопротивления можно найти по формуле:
где Rа – полный вес транспортного средства; v – скорость транспортного средства, м/с; y – суммарный коэффициент дорожного сопротивления; i – коэффициент сопротивления подъему (при построении мощностного баланса принимаем i=0, т.к. рассматриваем движение по горизонтальному участку дороги); f – коэффициент сопротивления качению , где f0=0,02 – коэффициент сопротивления качению при малой скорости.
Таким образом, кВт.
Значения Ny при различных скоростях заносим в таблицу 1.4.
Потери мощности на преодоление
сопротивления воздуха
где к – коэффициент обтекаемости, для ЗИЛ-130-76 к=0,5; v – скорость транспортного средства, м/с; F – лобовое сечение автомобиля, м2 , где В=1,8 м – колея автомобиля; Н=2,4 м – высота автомобиля, т.о. м2.
Расчёт мощности
Значения NW при различных скоростях заносим в таблицу 1.4.
Таблица 1.4.
Результаты расчета
i |
Параметр |
Ед. изм |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
w |
рад/с |
68 |
106 |
144 |
182 |
220 |
258 |
296 |
335 | |
7,44 |
v1 |
км/ч |
2 |
4 |
5 |
7 |
8 |
9 |
11 |
12 |
Ne1 |
Н |
22,8 |
39,1 |
56,3 |
73,1 |
88,3 |
100,4 |
108,2 |
110,3 | |
Nт1 |
Н |
20,3 |
34,8 |
50,1 |
65,1 |
78,6 |
89,4 |
96,3 |
98,2 | |
4,1 |
v2 |
км/ч |
4 |
7 |
9 |
12 |
14 |
17 |
19 |
22 |
Ne2 |
Н |
22,8 |
39,1 |
56,3 |
73,1 |
88,3 |
100,4 |
108,2 |
110,3 | |
Nт2 |
Н |
20,3 |
34,8 |
50,1 |
65,1 |
78,6 |
89,4 |
96,3 |
98,2 | |
2,29 |
v3 |
км/ч |
8 |
12 |
17 |
21 |
26 |
30 |
35 |
39 |
Ne3 |
Н |
22,8 |
39,1 |
56,3 |
73,1 |
88,3 |
100,4 |
108,2 |
110,3 | |
Nт3 |
Н |
20,3 |
34,8 |
50,1 |
65,1 |
78,6 |
89,4 |
96,3 |
98,2 | |
1,47 |
v4 |
км/ч |
12 |
19 |
26 |
33 |
40 |
47 |
54 |
61 |
Ne4 |
Н |
22,8 |
39,1 |
56,3 |
73,1 |
88,3 |
100,4 |
108,2 |
110,3 | |
Nт4 |
Н |
20,3 |
34,8 |
50,1 |
65,1 |
78,6 |
89,4 |
96,3 |
98,2 | |
1 |
v5 |
км/ч |
18 |
28 |
39 |
49 |
59 |
69 |
79 |
90 |
Ne5 |
Н |
22,8 |
39,1 |
56,3 |
73,1 |
88,3 |
100,4 |
108,2 |
110,3 | |
Nт5 |
Н |
20,3 |
34,8 |
50,1 |
65,1 |
78,6 |
89,4 |
96,3 |
98,2 |
Параметр |
Ед. изм. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
v |
км/ч |
12 |
24 |
36 |
48 |
60 |
72 |
84 |
90 |
Ny |
кВт |
7,05 |
14,28 |
21,89 |
30,06 |
38,98 |
48,84 |
59,81 |
65,78 |
Nw |
0,08 |
0,64 |
2,16 |
5,12 |
10,00 |
17,28 |
27,44 |
33,75 |
По результатам расчётов (табл. 1.4) строим график мощностного баланса (рис. 1.3).
Силовой баланс показывает распределение полной окружной силы на ведущих колёсах по отдельным видам сопротивлений:
где Pw – сила сопротивления воздуха, Н; Py – сила суммарного дорожного сопротивления, Н; Pj – сила сопротивления инерции, Н.
Полная окружная сила на всех передачах определяется по формуле:
где Ме – крутящий момент, определённый по табл. 1.2, Н´м; rк=0,471 м – статический радиус колеса; hт=0,89 – кпд трансмиссии.
Расчёт полной окружной силы для движения на первой передаче: iк1=7,44 при wе=62,8 рад/с.
Силу суммарного дорожного сопротивления определяют по формуле:
где Ra=103250 Н – полный вес автомобиля; - коэффициент сопротивления качению; i=0 – коэффициент сопротивления подъему (горизонтальный участок дороги).
Расчёт силы суммарного дорожного сопротивления при v=12 км/ч:
Силу сопротивления воздуха находят по формуле:
где к=0,68 – коэффициент обтекаемости; v – скорость автомобиля, м/с; F=4,32 м2 – площадь поперечного сечения.
Расчёт силы сопротивления воздуха при v=12 км/ч:
Рассчитанные значения сил Рк, РW, Рy заносим в табл. 1.5.
Максимально возможная скорость автомобиля определяется точкой пересечения графика Рк для 5-ой передачи с кривой суммарного сопротивления.
Таблица 1.5.
Результаты расчета силового баланса
i |
Параметр |
Ед. изм |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
w |
рад/с |
68 |
106 |
144 |
182 |
220 |
258 |
296 |
335 | |
7,4 |
v1 |
км/ч |
2 |
4 |
5 |
7 |
8 |
9 |
11 |
12 |
Pк1 |
Н |
29781,6 |
32800,4 |
34794,7 |
35764,4 |
35709,5 |
34630,1 |
32526,2 |
29301,5 | |
4,1 |
v2 |
км/ч |
4 |
7 |
9 |
12 |
14 |
17 |
19 |
22 |
Pк2 |
Н |
16411,9 |
18075,5 |
19174,5 |
19708,9 |
19678,6 |
19083,8 |
17924,4 |
16147,3 | |
2,3 |
v3 |
км/ч |
8 |
12 |
17 |
21 |
26 |
30 |
35 |
39 |
Pк3 |
Н |
9166,7 |
10095,8 |
10709,7 |
11008,1 |
10991,2 |
10659,0 |
10011,4 |
9018,9 | |
1,5 |
v4 |
км/ч |
12 |
19 |
26 |
33 |
40 |
47 |
54 |
61 |
Pк4 |
Н |
5884,3 |
6480,7 |
6874,8 |
7066,4 |
7055,5 |
6842,2 |
6426,5 |
5789,4 |