Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 14:29, контрольная работа
Нефть издавна транспортировали от мест добычи к местам потребления.
Археологи установили, что за 6000 лет до н.э. на берегу Евфрата в Иди существовал древний нефтяной промысел. Добытая нефть, в частности, переправлялась вниз по Евфрату к городу Ур и применялась в строительном деле. Для перевозки нефти по реке строились специальные наливные сосуды. Грузоподъемность этих древних "танкеров" достигала 5 т.
7) По месторасположению
трубопроводы бывают
- внутрицеховые,
соединяющие отдельные
- межцеховые, соединяющие
отдельные технологические
МАГИСТРАЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ
Магистральными называют
трубопроводы, предназначенные для
дальнего транспорта жидких, газообразных
и твёрдых сыпучих продуктов,
от мест их добычи, получения, переработки
(условная начальная точка трубопровода)
к местам потребления (условная конечная
точка).
Наиболее широко
трубопроводы используются для перекачки
природных газов, нефтей и нефтепродуктов,
однако по трубопроводам перекачивают
на большие расстояния и воду (магистральные
водоводы), уголь в виде водных суспензий
(углепроводы), расплавленную серу, инертные
сыпучие материалы. На десятки километров
транспортируют по трубам минеральную
воду, молоко и другие продукты.
Наконец, нельзя не отметить,
что своевременная и наиболее
надёжная доставка горючего для снабжения
быстро перемещающихся воинских частей
может быть осуществлена в основном
с помощью так называемых полевых
нефтепродуктоводов. Этот способ доставки
горючего используется в армиях и флотах
многих стран.
Все перечисленные
выше виды трубопроводов относятся
к сухопутным трубопроводам, так
как прокладываются по территории материка.
Увеличение мировой
добычи нефти и газа в шельфах
и акваториях океанов и морей
потребовало прокладки
Магистральный трубопровод
-- сооружение линейного типа, представляющее
непрерывную трубу, вдоль которой размещаются
сооружения, обеспечивающие перекачку
транспортируемого продукта при заранее
заданных параметрах (давлении, температуре,
пропускной способности и т.п.). В отличие
от других линейных сооружений, таких,
как автодороги, железные дороги, магистральный
трубопровод в течение всего срока эксплуатации
находится в сложном напряжённом состоянии
под воздействием внутреннего давления
перекачиваемого продукта и работает
как сосуд высокого давления.
Состав сооружений
и их назначение зависят от вида
транспортируемого продукта.
Магистральный трубопровод
состоит из следующих комплексов
сооружений:
- подводящие трубопроводы,
связывающие источники нефти
или нефтепродуктов с
- головная перекачивающая
станция, на которой собирают
нефть или нефтепродукты,
- промежуточные перекачивающие
станции, на которых нефть и
нефтепродукт, поступающие с предыдущей
станции, перекачивают далее;
- конечный пункт,
где принимают продукт из
- линейные сооружения
трубопровода, к которым относятся
собственно трубопровод,
Линейная часть
трубопровода сооружается про трём
конструктивным схемам: подземной, наземной
и надземной.
Подземная схема
составляет около 98% от общей длины
всех построенных трубопроводов. По
этой схеме трубы укладывают ниже
естественной поверхности грунта.
Наземная схема
предусматривает укладку труб на
поверхность спланированного
При надземной схеме
трубопровод укладывают на опоры, размещаемые
на определённом расстоянии друг от друга.
Для плотных грунтов
наиболее удачной схемой является подземная.
Она обеспечивает надёжную защиту труб
от внешних воздействий, достаточно хорошо
стабилизирует положение трубопроводы,
обеспечивает его устойчивость, не изменяет
вида рельефа, не создаёт никаких препятствий
для сельскохозяйственных работ, движения
транспортных средств. При подземной прокладке
трубопровод и транспортируемый по нему
продукт не подвергается резким перепадам
температур, что имеет немаловажное значение
для обеспечения технологической надёжности
трубопровода.
Необходимость в
наземной и надземной схемах прокладки
магистральных трубопроводов
Для сокращения длины
трубопровода при выборе направления
трассы обычно стремятся придерживаться
кратчайшей геодезической линии
между начальными и конечными
пунктами. Отклонения от генерального
направления допускаются только
тогда, когда их целесообразность доказана
техническими расчётами.
Хотя магистральный
трубопровод и представляет собой
непрерывную нитку, однако он имеет
устройства, позволяющие отсекать отдельные
его участки в случае возникновения
аварийных ситуаций с целью ограничения
объёма потерь транспортируемого продукта
и уменьшения ущерба, наносимого природе
при вытекании продукта из разрушенного
участка.
На нефтепроводах
устанавливают задвижки, а на газопроводах
-- краны. Задвижки и краны - это важные
узлы трубопровода. От их надёжности и
безотказной работы зависит размер возможных
потерь продукта при авариях, уровень
вредного его воздействия на окружающую
среду.
Важными элементами
линейной части трубопровода являются
также различного рода узлы и детали:
тройниковые соединения, переходы с
одного диаметра на другой (переходник),
устройства запуска очистных приборов
(скребки, шары, поршни и т. д.) и их
выхода из трубы.
ГЛАВА III
БАКУ-ТБИЛИСИ-ДЖЕЙХАН
Технические характеристики.
Строительство трубопровода
Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД), ставшее
ключевым фактором транспортировки
каспийских нефтяных ресурсов на европейские
рынки, началось в сентябре 2002 г. и
было официально завершено в июле
2006 г..
Протяжённость 1773 километра.
Нефтепровод проходит по территории
трёх стран -- Азербайджана (449 км), Грузии
(235 км) и Турции (1059 км).
Проектная пропускная
мощность -- 50 миллионов тонн нефти
в год, или один миллион баррелей
в сутки. Объем реально прокачиваемой
нефти -- 32,8 млн тонн (Данные 2008 года).
Диаметр нефтепровода
изменяется в следующих пределах:
на территории Азербайджана - 42 дюйма,
Грузии - 46 дюймов, в Турции диаметр
трубы составит 42-34 дюйма.
Толщина стенки труб,
в зависимости от чувствительности
участков к охране окружающей среды,
будет меняться от 8,74 мм до 23,8 мм. В
сейсмоактивных зонах предусмотрены
более толстостенные трубы.
Рис. 1. Географическое
положение трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан.
Технология работы.
Рис. 2. Схема сооружений.
Перекачивающие станции
- самые сложные комплексы
Головная перекачивающая
станция предназначена для
Промежуточные перекачивающие
станции размещают по трассе трубопровода
согласно гидравлическому расчёту.
Среднее значение перегона между
станциями для первой очереди 100-200
км, а для второй очереди 50-100 км. В
составе технологических
На магистральных
нефтепроводах большой
Насосные станции
оборудуют насосами и сложным
энергетическим хозяйством, мощность
которого достигает нескольких тысяч
киловатт.
Через цепь последовательно
расположенных по трассе перекачивающих
станций нефтепродукт поступает
на конечный пункт нефтепродуктовода.
В зависимости от
схемы присоединения насосов
и резервуаров промежуточных
станций различают следующие
схемы перекачки нефти и
При постанционной системе
перекачки нефть принимают поочерёдно
в один из резервуаров станции, подачу
на следующую станцию осуществляют из
другого резервуара.
При перекачке через
один резервуар насосной станции
нефть от предыдущей станции поступает
в резервуар, служащий буфером, и
одновременно откачивается из него.
При перекачке с
подключённым резервуаром уровень
нефти в нём колеблется в зависимости
от неравномерности поступления
и откачки нефти.
При системе перекачки
из насоса в насос резервуары промежуточных
станций отключаются от магистрали.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, цель проделанной
работы, на наш взгляд, успешно достигнута:
мы изучили историю развития и
классификацию трубопроводного
транспорта, технологию его работы
и технических устройств, обеспечивающих
подачу продукта по трубам.
Благодаря исследованию
мы ещё раз убедились в большом
количестве преимуществ трубопроводного
транспорта и, следовательно, в его безусловной
перспективности. Назначение трубопроводов
с каждым годом расширяется--от транспорта
горючих газов и нефтей до продуктов питания.
Область их применения охватывает все
районы территории РФ и стран СНГ--от центральных,
хорошо освоенных, до областей, где трубопроводы
практически являются одним из первых
объектов инженерной деятельности человека.
К таким районам относятся районы Крайнего
Севера, пустыни. Трубопроводы пересекают
горы и реки, непроходимые болота и топи.
В настоящее время и в обозримом будущем только они смогут обеспечить непрерывную доставку нефти и газа в центральные районы страны. Поэтому необходимо постоянное совершенствование методов проектирования, строительства и эксплуатации трубопроводов с целью повышения их надёжности и эффективности, снижения энергозатрат на перекачку, затрат материальных и трудовых ресурсов на сооружение, сокращения времени строительства, увеличение срока службы без капитального ремонта (на данный момент срок эксплуатации трубопроводного транспорта составляет приблизительно 20 лет), уменьшения или полного устранения вредного воздействия на природу, её растительный и животный мир.
Информация о работе Трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов