Трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 14:29, контрольная работа

Описание работы

Нефть издавна транспортировали от мест добычи к местам потребления.

Археологи установили, что за 6000 лет до н.э. на берегу Евфрата в Иди существовал древний нефтяной промысел. Добытая нефть, в частности, переправлялась вниз по Евфрату к городу Ур и применялась в строительном деле. Для перевозки нефти по реке строились специальные наливные сосуды. Грузоподъемность этих древних "танкеров" достигала 5 т.

Работа содержит 1 файл

ст.docx

— 51.35 Кб (Скачать)

Минимальное заглубление  трубопроводов до верха трубы  должно быть не менее (м): 

при обычных условиях прокладки 0,8 

на болотах, подлежащих осушению 1,1 

в песчаных барханах 1,0 

в скальных грунтах, болотистой местности при 

отсутствии проезда автотранспорта и сельхозмашин 0,6 

на пахотных и  орошаемых землях 1,0 

при пересечении  каналов 1,1 

Линейные задвижки устанавливаются по трассе трубопровода не реже, чем через 30 км, с учетом рельефа местности таким образом, чтобы разлив нефти в случае возможной  аварии был минимальным. Кроме того, линейные задвижки размещаются на выходе из НПС и на входе в них, на обоих  берегах пересекаемых трубопроводом  водоемов, по обеим сторонам переходов  под автомобильными и железными  дорогами. 

Станции катодной защиты располагаются вдоль трассы трубопровода в соответствии с расчетом. Протекторная защита применяется в местах, где  отсутствуют источники электроснабжения. Дренажные установки размещаются  в местах воздействия на трубопровод  блуждающих токов (линии электрифицированного транспорта, линии электропередач и  др.). 

При переходах через  водные преграды трубопроводы, как  правило, заглубляются ниже уровня дна. Для предотвращения всплытия на трубопроводах  монтируют чугунные или железобетонные утяжелители (пригрузы) различной конструкции. Кроме основной укладывают резервную нитку перехода того же диаметра. На пересечениях железных и крупных шоссейных дорог трубопровод укладывают в патроне (кожухе) из труб, диаметр которых не менее, чем на 200 мм больше. При пересечении естественных и искусственных препятствий применяют также надземную прокладку трубопроводов (на опорах, либо за счет собственной жесткости трубы). 

Вдоль трассы трубопровода проходят линии связи, линии электропередачи, а также грунтовые дороги. Линии  связи, в основном, имеют диспетчерское  назначение. Это очень ответственное  сооружение, т.к обеспечивает возможность оперативного управления согласованной работой перекачивающих станций на расстоянии нескольких сот километров. Прекращение работы связи, как правило, влечет за собой остановку перекачки по трубопроводу. Линии электропередач служат для электроснабжения перекачивающих станций, станций катодной защиты и дренажных установок. По вдольтрассовым дорогам перемещаются аварийно-восстановительные бригады, специалисты электрохимической защиты, обходчики и др. 

Вертолетные площадки предназначены для посадок вертолетов, осуществляющих патрулирование трассы трубопроводов. 

На расстоянии 10...20 км друг от друга вдоль трассы размещены  дома обходчиков. В обязанности обходчика  входит наблюдение за исправностью своего участка трубопровода. 

Основными достоинствами  трубопроводного транспорта являются: 

1) возможность прокладки  трубопровода в любом направлении  и на любое расстояние - это  кратчайший путь между начальным  и конечным пунктами; 

2) бесперебойность  работы и соответственно гарантированное  снабжение потребителей, независимо  от погоды, времени года и суток; 

3) наибольшая степень  автоматизации; 

4) высокая надежность  и простота в эксплуатации; 

5) разгрузка традиционных  видов транспорта. 

К недостаткам трубопроводного  транспорта относятся: 

1) большие первоначальные  затраты на сооружение магистрального  трубопровода, что делает целесообразным  применение трубопроводов только  при больших, стабильных грузопотоках; 

2) определенные ограничения  на количество сортов (типов, марок)  энергоносителей, транспортируемых  по одному трубопроводу; 

3)"жесткость"  трассы трубопровода, вследствие  чего для организации снабжения  энергоносителями новых потребителей  нужны дополнительные капиталовложения.

2. Область применения  различных видов транспорта 

Различные виды транспорта энергоносителей применяются как  в чистом виде, так и в комбинации друг с другом. 

Транспортировка нефти. 

Нефть в нашей  стране доставляют всеми видами транспорта (даже автомобильным на коротких расстояниях). 

Возможных схем доставки нефти на НПЗ всего пять: 

1) использование  только магистральных нефтепроводов; 

2) использование  только водного транспорта; 

3) использование  только железнодорожного транспорта 

4) сочетание трубопроводного  транспорта нефти с водным, либо железнодорожным 

5) сочетание водного  и железнодорожного транспорта  друг с другом. 

Транспортировка газа. 

В нашей стране практически  весь газ транспортируется потребителям по трубопроводам. Исключение составляют сжиженные гомологи метана (этан, пропан, бутаны), транспортируемые танкерами, а также в цистернах или  баллонах. 

Транспортировка нефтепродуктов. 

Перевозки нефтепродуктов в нашей стране осуществляются железнодорожным, речным, морским, автомобильным, трубопроводным, а в ряде случаев и воздушным  транспортом. Причем но трубопроводам  транспортируют только светлые нефтепродукты (автомобильный бензин, дизельное топливо, авиационный керосин), печное топливо и мазут, а другими видами транспорта перевозят все виды нефтепродуктов. 

При использовании  трубопроводного транспорта нефтепродукты  поступают с НПЗ на головную перекачивающую станцию и далее перекачиваются по магистральному нефтепродуктопроводу (МНПП). В конце МНПП находится  крупная нефтебаза откуда нефтепродукты автоцистернами доставляются потребителям. Частичная реализация нефтепродуктов производится и по пути следования МНПП. Для этого производятся периодические сбросы нефтепродуктов на пункты налива железнодорожных цистерн, либо на попутные нефтебазы. Этот способ не имеет ограничений на дальность перевозок. 

Другой способ - налив  нефтепродуктов в автоцистерны непосредственно  на НПЗ и доставка груза в них  напрямую потребителям. В этом случае исключаются перегрузка нефтепродуктов с одного вида транспорта на другой, а, следовательно, и их потери при  этом. Однако чем больше дальность  транспортировки, тем больше нефтепродуктов уходит на собственное потребление  автоцистерн. Поэтому автомобильный  транспорт применяется преимущественно  при небольшой дальности перевозок. 

Два других способа  в общем случае в пути предусматривают  перевалку с одного вида транспорта на другой (с железнодорожного на водный или наоборот). Перевалка осуществляется с использованием резервуаров перевалочной нефтебазы. В конце пути нефтепродукты поступают на распределительную нефтебазу, с которой они автотранспортом доставляются близлежащим потребителям. Данные способы также не имеют ограничений на расстояние транспортирования. Однако чем выше дальность перевозок, тем больше требуется железнодорожных цистерн, танкеров и барж для доставки одного и того же количества нефтепродуктов. Кроме того при перевалках возникают дополнительные потери грузов. 

Таким образом, хотя трубопроводный транспорт нефтепродуктов в нашей стране не является основным, он имеет большие перспективы  для своего дальнейшего развития, т.к наиболее удобен и допускает наименьшие потери транспортируемых продуктов.

Трубопроводный транспорт.

ВВЕДЕНИЕ 

Нефть, нефтепродукты  и газ доставляются трубопроводным, железнодорожным, морским, речным и  автомобильным транспортом. 

Все эти виды транспорта имеют свои особенности. Они различаются  по степени развития и регионального  размещения, по уровню технической  оснащённости и условиям эксплуатации, возможностями освоения различных  грузопотоков по пропускной и провозной  способности на отдельных направлениях и участках, по техническим параметрам и технико-экономическим показателям  и другим данным. 

Тема нашего реферата выбрана неслучайно. Трубопроводный транспорт довольно необычен. Он не имеет транспортных средств, вернее, сама инфраструктура "по совместительству" является транспортным средством. Движение груза осуществляют насосные станции. Трубопроводный транспорт дешевле  железнодорожного и даже водного. Он не требует большого персонала. 

Тема привлекла  нас своей актуальностью и  в то же время неосвещённостью: не каждый, к сожалению, знает, что значит словосочетание "трубопроводный транспорт", хотя он играет важную роль в нашей обычной жизни. Например, самый повседневный вид трубопроводного транспорта -- водопровод и канализация. 

Наш интерес к  теме реферата легко объясним. 

Во-первых, не секрет, что Россия является одним из крупнейших экспортёров нефти и газа в  мире, а также в нашей стране проходит немало магистральных трубопроводов. 

Во-вторых, трубопроводный транспорт обладает большим количеством  достоинств: 

1. Магистральные  трубопроводы позволяют обеспечить  возможность подачи практически  неограниченного потока нефти,  автобензинов, дизельных и реактивных топлив в любом направлении; 

2. По магистральным  трубопроводам можно осуществлять  последовательную перекачку нефти  разных сортов или нефтепродуктов  различных видов, а также разных  газов; 

3. Работа магистральных  трубопроводов непрерывна, планомерна  в течение года, месяца, суток  и не зависит от климатических,  природных, географических и других  условий, что гарантирует бесперебойное  обеспечение потребителей; 

4. Трубопровод может  быть проложен практически во  всех районах РФ, направлениях, в  любых инженерно-геологических,  топографических и климатических  условиях; 

5. Трасса трубопровода -- это кратчайший путь между начальным и конечным пунктами следования и может быть значительно короче, чем трассы других видов транспорта; 

6. Сооружение трубопроводов  проводят в сравнительно непродолжительные  сроки, что обеспечивает быстрое  освоение нефтяных и газовых  месторождений, мощности нефтеперекачивающих  заводов; 

7. На магистральных  трубопроводах может быть обеспечено  применение частично или полностью  автоматизированных систем управления  технологическими процессами (АСУ  ТП) перекачки нефти, нефтепродуктов  и газа; 

8. Трубопроводный  транспорт имеет лучшие технико-экономические  показатели по сравнению с  другими видами транспорта нефтяных  грузов, а для транспорта природного  газа, находящегося в газообразном  состоянии, является единственно  возможным. 

Возможность значительной автоматизации и телемеханизации, внедрение систем автоматизированного  управления технологическими процессами способствует поддержанию оптимальных  режимов эксплуатации трубопроводных систем, сокращению расхода электроэнергии, а также потерь нефти, нефтепродуктов и газа при перекачке, сокращению численности обслуживающего персонала. 

Однако несмотря на упомянутые преимущества, нужно отметить и два существенных недостатка: большой расход металла и "жёсткость" трассы перевозок, то есть невозможность изменения направления перевозок нефти, нефтепродуктов или газа после постройки трубопровода. 

Итак, целью нашей  работы является изучение трубопроводного  транспорта и технологии его работы. 

 ГЛАВА I 

ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТРУБОПРОВОДНОГО ТРАНСПОРТА В РОССИИ (СССР) 
 

Трубопроводный транспорт  России имеет более чем вековую  историю. У истоков создания трубопроводного  транспорта был Д.И. Менделеев, считавший, что только строительство трубопроводов  обеспечит надежную основу развития нефтяной промышленности и выведет  российскую нефть на мировой рынок. Большой вклад в развитие нефтепроводного  транспорта внесли В.Г. Шухов, С.Г. Войслав, К.И. Лисенко, Л.С. Лейбензон, М.И. Лазарев, И.П. Илимов и многие другие русские ученые, инженеры и изобретатели. 

Появление трубопроводного  транспорта связано с промышленным освоением нефтяных месторождений  Баку и Грозного. В 60-е годы XIX столетия Бакинский район захлестывает нефтяной бум. Постоянные пожары, загрязнение  жилых кварталов копотью и  сажей заставили местные власти сосредоточить переработку нефти  на удалении от города в так называемом Черном городе. Доставка нефти от промыслов  к заводам Черного города осуществлялась в бочках и бурдюках на арбах. 

Информация о работе Трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов