Автор: Евгений Степанов, 22 Ноября 2010 в 19:37, контрольная работа
Линейные транспортные задачи составляют особый класс задач линейного
программирования. Задача заключается в отыскании такого плана перевозок
продукции с “m “ складов в пункт назначения “n” который, потребовал бы
минимальных затрат.
Введение 3
1. Реальная постановка задачи 4
2. Математическая модель задачи 5
3. Определение опорных планов 6
4.Определение оптимальных планов 13
5.Охрана труда 30
Список литературы 32
Приложение 33
Пункты отправления | Пункты
назначения |
Запасы | ||||
В1 | В2 | В3 | В4 | В5 | ||
А1 | -6 | -7 | -8 | -1 | 0 | 15 |
15 | ||||||
А2 | -12 | -13 | -14 | -8 | 0 | 47 |
13 | 34 | |||||
А3 | -8 | -9 | -4 | -3 | 0 | 71 |
18 | 16 | 23 | 14 | |||
А4 | -4 | -6 | -8 | -9 | 0 | 28 |
28 | ||||||
А5 | -2 | -1 | -3 | -1 | 0 | 33 |
33 | ||||||
Потребности | 18 | 29 | 34 | 51 | 62 |
Найдём опорный план данной задачи методом Двойного Предпочтения.
Рассматриваются отдельно столбцы и строки и отмечают клетку с минимальным тарифом по столбцу и по строке. В результате часть клеток имеет две отметки, часть одну отметку и часть не одной. При просмотре таблицы сначала заполняют клетки с двумя отметками, потом с одной отметкой и потом клетки без отметок.
В результате просмотра таблицы 3: клетки X23, X44 имеют по две отметки, клетки X13, X21, X22, X32, X53 имеют по одной отметке, остальные клетки не имеют ни одной отметки.
Сначала заполняем клетки с двумя отметками. Первая клетка с минимальным тарифом и двумя отметками это клетка X23 сравниваем запасы и потребности на пересечение этой клетки X23={34,47}=34, остались запасы A2 равные 13, так как потребности B3 равны 0, то значения клеток X13, X33, X43, X53 равны нулю. Вторая клетка с минимальным тарифом и двумя отметками это клетка X44 сравниваем запасы и потребности на пересечение этой клетки X44={51,28}=28, остались потребности B4 равные 23, так как запасы A4 равны 0, то значения клеток X41, X42, X43, X45 равны нулю. Клеток с двумя отметками больше не осталось. Первая клетка с минимальным тарифом и с одной отметкой это клетка X22 сравниваем запасы и потребности на пересечение этой клетки X22={29,13}=13, остались потребности B2 равные 16, так как запасы A2 равны 0, то значения клеток X21, X24, X25 равны нулю. Вторая клетка с минимальным тарифом и с одной отметкой это клетка X32, сравниваем запасы и потребности на пересечение этой клетки X32={16,71}=16, остались запасы A3 равные 55, так как потребности B2 равны 0, то значения клеток X12, X42, X52 равны нулю. Клеток с одной отметкой больше не осталось. Первая клетка с минимальным тарифом без отметок это клетка X31 сравниваем запасы и потребности на пересечение этой клетки X31={18,55}=18, остались запасы A3 равные 37, так как потребности B1 равны 0, то значения клеток X11, X51 равны нулю. Вторая клетка с минимальным тарифом и без отметок это клетка X34 сравниваем запасы и потребности на пересечение этой клетки X34={23,37}=23, остались запасы A3 равные 14, так как потребности B4 равны 0, то значения клеток X14, X15 равны нулю. Оставшиеся запасы и потребности разлаживаем по оставшимся клеткам так, чтобы сумма тарифов не превышала количество запасов и потребностей: значение клетки X15 равна 15, значение клетки X35 равна 14, значение клетки X55 равна 33.
Постоим матрицу перевозок xij (6) и посчитаем целевую функцию.
(6)
ед.
Пункты отправления | Пункты
назначения |
Запасы | ||||
В1 | В2 | В3 | В4 | В5 | ||
А1 | -6 | -7 | -8 | -1 | 0 | 15 |
15 | ||||||
А2 | -12 | -13 | -14 | -8 | 0 | 47 |
13 | 34 | |||||
А3 | -8 | -9 | -4 | -3 | 0 | 71 |
18 | 16 | 23 | 14 | |||
А4 | -4 | -6 | -8 | -9 | 0 | 28 |
28 | ||||||
А5 | -2 | -1 | -3 | -1 | 0 | 33 |
33 | ||||||
Потребности | 18 | 29 | 34 | 51 | 62 |
Таблица
3
Опорный
план данной задачи решённый методом Северо-Западного
угла является наиболее эффективным чем
методом Двойного Предпочтения и метод
Минимального Элемента.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОПТИМАЛЬНОГО ПЛАНА
Метод
потенциалов позволяет найти
оптимальный план транспортной задачи.
Поиск оптимального плана начинают
с нахождения какого-либо опорного плана,
затем его улучшают количество планов
max (m+n-1).
Теорема оптимальности.
Если
для некоторого опорного плана х*
существуют такие числа
,
, что
при хij > 0,
при xij = 0, то план х* является
оптимальным, а числа
и
называются потенциалами (разность
потенциалов равна тарифу для занятых
клеток) (разность потенциалов меньше
тарифов для целых клеток).
Алгоритм методов потенциалов.
Цикл пересчета называется ломаная линия вершины, которых расположены в занятых клетках, а звенья вдоль строк и столбцов.
Производят сдвиг по
Правило
сдвига- в каждой клетки, которая
находится в вершине цикла, приписывают
знак «+» или « - » причем свободной «+»,
а остальным поочередно. Определяют минимальную
перевозку отмеченную « - » для получения
нового опорного плана найденную перевозку
прибавляем к числам в клетках «+» и вычитают
из чисел в клетках « - ». Полученный план
проверяют на оптимальность.
Возьмем опорный план найденный методом Севера – Западного угла и определим, является ли данный опорный план оптимальным, и улучшим опорный план, если он не является оптимальным. Опорный план, рассчитанный методом Севера – Западного угла представлен в таблице 4.
Таблица 4 | ||||||
Пункты отправления | Пункты
назначения |
Запасы | ||||
В1 | В2 | В3 | В4 | В5 | ||
А1 | -6 | -7 | -8 | -1 | 0 | 15 |
15 | ||||||
А2 | -12 | -13 | -14 | -8 | 0 | 47 |
3 | 29 | 15 | ||||
А3 | -8 | -9 | -4 | -3 | 0 | 71 |
19 | 511 | 1 | ||||
А4 | -4 | -6 | -8 | -9 | 0 | 28 |
28 | ||||||
А5 | -2 | -1 | -3 | -1 | 0 | 33 |
33 | ||||||
Потребности | 18 | 29 | 34 | 51 | 62 |