Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 04:12, контрольная работа
В чем Вы видите особенности функционирования российской транспортной системы?
9.
В чем Вы видите
особенности функционирования
российской транспортной
системы?
Транспортная система России имеет сложную структуру, она включает несколько подсистем (железнодорожную, автомобильную, морскую, речную, воздушную и трубопроводы), каждая из которых состоит из основных элементов: инфраструктуры, транспортных средств и управления.
Целью государственной политики в сфере транспорта является обеспечение динамичного развития этой отрасли, способной удовлетворить потребности граждан и жителей России в услугах транспорта для бытовых и производственных нужд экономически эффективным образом и с надлежащим уровнем безопасности, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.
В соответствии с этой целью критериями успеха государственной политики в сфере транспорта являются:
- обеспечение
динамичности развития отрасли,
- обеспечение
баланса между интересами
- экономическая
эффективность, означающая
- обеспечение
общественно приемлемого
- удовлетворение
потребностей государства в
- долгосрочный
характер реализации пяти
В
настоящее время российская экономика
оказалась перед системным
Первый фактор - усиление глобальной конкуренции, охватывающей рынки товаров, услуг, капитала, и других факторов экономического роста. Началась структурная перестройка мирового хозяйства, связанная с изменением баланса между экономическими центрами, возрастанием роли региональных экономических союзов, ожидаемым распространением новых технологий. Это повлечет за собой изменение национальных и мировых грузо- и пассажиропотоков, рост требований к качеству транспортного обслуживания.
Второй
фактор - возрастание роли человеческого
капитала в социально-экономическом
развитии. Уровень конкурентоспособности
современной инновационной
Третий фактор - исчерпание источников экспортно-сырьевого типа развития, базирующихся на интенсивном наращивании топливного и сырьевого экспорта.
Одновременно
в России появились существенные
ограничения роста экономики, обусловленные
недостаточным развитием
Все это требует от российского транспорта существенной перестройки.
При переходе к интенсивному, инновационному, социально ориентированному типу развития страна стремится стать одним из лидеров глобальной экономики, что требует принятия адекватных стратегических решений по развитию транспортного комплекса на долгосрочную перспективу.
На
новом этапе транспортная стратегия
должна определять активную позицию
государства по созданию условий
для социально-экономического развития,
прежде всего в целях повышения
качества транспортных услуг, снижения
совокупных издержек общества, зависящих
от транспорта, повышения
В Российской Федерации, как и в других развитых странах, транспорт является одной из крупнейших базовых отраслей хозяйства, важнейшей составной частью производственной и социальной инфраструктуры.
Транспортные
коммуникации объединяют все районы
страны, что является необходимым
условием ее территориальной целостности,
единства ее экономического пространства.
Они связывают страну с мировым
сообществом, являясь материальной
основой обеспечения
Выгодное географическое положение позволяет России получать значительные доходы от экспорта транспортных услуг, в том числе от осуществления транзитных перевозок по своим коммуникациям.
О
месте и значении транспорта свидетельствует
также его значительный удельный
вес в основных производственных
фондах страны (в 2006 году - 27 процентов),
существенная доля транспортных услуг
в валовом внутреннем продукте (в
2007 году - 8 процентов), в инвестициях
на развитие отраслей экономики (в 2006 году
- 10,4 процента) и в численности
занятых работников (в 2007 году - 6,3 процента),
а также в потреблении
Все эти обстоятельства позволяют отнести транспорт к числу приоритетных отраслей экономики.
Транспорт играет важную роль в социально-экономическом развитии страны. Транспортная система обеспечивает условия экономического роста, повышения конкурентоспособности национальной экономики и качества жизни населения. Географические особенности России определяют приоритетную роль транспорта в развитии конкурентных преимуществ страны с точки зрения реализации ее транзитного потенциала.
Доступ к безопасным и качественным транспортным услугам определяет эффективность работы и развития производства, бизнеса и социальной сферы. В связи с этим роль транспорта в социально-экономическом развитии страны определяется рядом объемных, стоимостных и качественных характеристик уровня транспортного обслуживания.
Важную роль в социально-экономическом развитии страны играет безопасность и экологичность транспортной системы.
Роль
транспорта в обеспечении
Таким образом, транспорт является одной из крупнейших системообразующих отраслей, имеющих тесные связи со всеми элементами экономики и социальной сферы. По мере дальнейшего развития страны, расширения ее внутренних и внешних транспортно-экономических связей, роста объемов производства и повышения уровня жизни населения значение транспорта и его роль как системообразующего фактора будут только возрастать.
В
этих условиях формирование стратегических
направлений развития транспорта должно
осуществляться на базе всестороннего
анализа современного состояния
и проблем развития транспортной
системы в тесной взаимосвязи
с общими направлениями и масштабами
социально-экономического развития страны,
а также с глобальными
В сфере транспорта в России в последние годы была проведена необходимая модернизация инфраструктуры, что позволило удовлетворить растущий спрос на пассажирские и грузовые перевозки и создать определенный задел для дальнейшего развития.
Россия
располагает всеми современными
видами транспорта, размещение и структура
ее транспортных коммуникаций в целом
отвечают внутренним и внешним транспортно-
Протяженность путей сообщения транспортной системы России по состоянию на начало 2007 года составляла 85 тыс. км железных дорог общего пользования, 42 тыс. км путей промышленного железнодорожного транспорта, 755 тыс. км автомобильных дорог с твердым покрытием (в том числе 597 тыс. км дорог общего пользования), 102 тыс. км внутренних водных путей, 2,8 тыс. км трамвайных путей, 439 км путей метрополитена, 4,9 тыс. км троллейбусных линий, 532 тыс. км воздушных трасс, из которых более 150 тыс. км являются международными.
Позитивные
изменения наблюдаются в
Доля автомобильного (автобусного) транспорта в общем объеме пассажирских перевозок транспортом общего пользования составляет 57,8 процента. В структуре пассажирооборота 35,4 процента занимает железнодорожный транспорт, 29,4 процента - автомобильный транспорт и 22,6 процента - воздушный транспорт.
Постоянный рост числа легковых автомобилей в личном пользовании граждан также оказывает влияние на снижение объема работы, выполненной городским пассажирским транспортом.
С
2002 года развитие транспортной системы
страны осуществлялось в соответствии
с федеральной целевой программ
В указанный период осуществлялось строительство 1-го пускового комплекса Томмот - Кердем железнодорожной линии Беркакит - Томмот - Якутск, пограничной железнодорожной станции Чернышевское Калининградской железной дороги, совмещенного мостового перехода через р. Лену в районе г. Якутска. Введены в эксплуатацию Лагар-Аульский тоннель на Дальневосточной железной дороге, Большой Петлевой тоннель на 1855-м километре участка Белореченская - Туапсе, ряд пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации на основных направлениях перевозок. Осуществлялись мероприятия по модернизации железнодорожной инфраструктуры острова Сахалин.
Построено
и реконструировано более 15 тыс. км
автомобильных дорог
Выполнена
реконструкция взлетно-
Осуществлены восстановительные и ремонтные работы на 723 гидротехнических сооружениях. Обеспечены условия судоходства на водных путях для завоза грузов в районы Крайнего Севера общей протяженностью 68160 км.
На
внутренних водных путях Единой глубоководной
системы европейской части
Почти во всех отраслях транспортного комплекса сохраняются тенденции старения основных фондов и их неэффективного использования. Износ основных производственных фондов по отдельным группам основных средств достиг 55 - 70 процентов и продолжает нарастать
Современная
транспортная система России в значительной
степени сформировалась в условиях
советского планового хозяйства, когда
развитие инфраструктуры в основном
диктовалось перспективными планами
индустриализации, потребностями военной
организации и геополитическими
интересами государства. Удовлетворение
спроса конечных потребителей, потребностей
обслуживания мирохозяйственных связей
и сбалансированного
За годы экономических реформ промышленная система России, вошедшая в режим свободного развития, сильно изменилась. При этом транспортная система продолжала оставаться преимущественно в сфере государственного контроля.
Результатом
всех этих факторов явилось накопление
серьезных проблем, препятствующих
дальнейшему нормальному