Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 14:20, курсовая работа
Парк АТ России, подчиняясь новым экономическим условиям, меняется структурно и технологически, приближаясь к типовым параметрам, характерным для промышленно развитых стран. Совершенствование организации и технологии транспортного обслуживания для повышения интенсификации производства транспортных услуг. В России структурные и институциональные преобразования первого этапа рыночных реформ на автомобильном транспорте завершены: сформирована законодательная база, складывается система государственного регулирования, формируется среда рынка, развивается конкуренция.
ВВЕДЕНИЕ 3
АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ В ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ 4
ПОЗИЦИЯ РОССИЙСКОГО АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА В МЕЖДУНАРОДНЫХ ПЕРЕВОЗКАХ 6
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 15
Федеральное агентство по образованию
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»
Институт управления на транспорте и логистики
Кафедра
управления на транспорте
по дисциплине «Производственный
менеджмент»
на тему:
«Современное состояние автомобильного
транспорта Российской Федерации»
Москва-2010 г.
Исключительные,
присущие только АТ свойства, основанные
на его технических и
В развитии АТ отражаются все изменения, происходящие в производственных и социально-экономических системах. Одной из главных современных тенденций развития АТ является интеграция транспортных и ресурсораспределительных процессов в новой функциональной сфере - логистике. В связи с этим еще большее внимание уделяют именно АТ.
Доля грузооборота, обслуживаемого АТ в мире, увеличилась с 50,8 до 70,6%; при этом доля грузооборота железнодорожного транспорта, как основного конкурента АТ, сократилась с 27,8 до 13,8% по итогам 2008 г. Сокращение доли обслуживаемого грузооборота произошло и по другим видам транспорта. Приоритетную роль АТ сохраняет и по видам перевозок в странах Европейского Союза. В общем объеме перевозок грузов в мире, осуществляемых всеми видами транспорта, доля АТ составляет 54,6%, а в перевозках пассажиров - 52,7%.
Не менее значимо положение АТ в России. Им обеспечивается 55% ВНП (2008 гг.) и около 3,5% налогов в государственный бюджет. Автотранспортная отрасль России имеет важный для любой страны сектор (международные автомобильные перевозки - МАП), участвующий в международном товарообороте и распределении.
Протяженность путей сообщения транспортной системы России по состоянию на начало 2008 года составляла 755 тыс.км автомобильных дорог с твердым покрытием, в том числе 630 тыс.км – общего пользования. В 2008 году автомобильным транспортом было перевезено 6893,1 млн.тонн, а грузооборот составил 216276 млн.ткм
На
автомобильный транспорт
Развитие российского рынка объективно расставляет приоритеты при выборе средств транспортирования товаров. В частности, АТ (в силу высоких адаптивных свойств) всегда выбирают при потребности в высокотехнологичных формах доставки грузов в основном на небольшие расстояния. Последнее является отражением процессов логистизации промышленности, когда предприятия стали размещать производство недалеко от центров дистрибьюции, крупных торговых центров и постоянной клиентуры. Автомобильному транспорту отдают предпочтение и тогда, когда автотранспортные расходы не играют существенной роли в ценовой политике предприятий - производителей товаров. Наконец, АТ является связывающим между другими видами транспорта в комбинированных видах перевозок (несколькими видами транспорта). Автомобильный транспорт обеспечивает более точную, надежную и качественную транспортировку, чем другие виды транспорта. Поэтому АТ всегда предпочтительнее при перевозках ценных товаров. За последние пять лет с других видов транспорта на АТ передано более 25% такого рода грузов, и масса их продолжает расти.
Переход России к рынку стал для АТ началом нового этапа развития: открываются новые виды деятельности и формы автотранспортного обслуживания, растет ассортимент автотранспортных услуг, расширяются географические границы обслуживаемого автомобильным транспортом рынка, внедряются современные технологии, обновляется техника. Повышается роль частных АТП, которые в результате проводимых на транспорте разгосударствления, акционирования и приватизации получили возможность самостоятельно выходить на рынок транспортных услуг. Например, в 1994 г. в России действовало более 430 тыс. предприятий, осуществляющих транспортную деятельность, в том числе 411 тыс. - на автомобильном транспорте. Около 60% АТП находились в частной собственности (в 2003 г. - их более 85%), как правило, это АТП малого и среднего бизнеса. Итоги проведенной правительством приватизации позволяют сделать вывод о том, что региональные рынки на транспорте сформировались.
Парк АТ России, подчиняясь новым экономическим условиям, меняется структурно и технологически, приближаясь к типовым параметрам, характерным для промышленно развитых стран.
В промышленно развитых странах парк грузовых автомобилей грузоподъемностью до 2 т составляет 80-90%, тогда как в 1991 г. в СССР - 14%, а в 2003 г. в России - около 75%. Преобладающее развитие этой группы автомобилей объясняется формированием массовой потребности в перевозках мелких партий грузов на короткие расстояния. Ведь именно парк малотоннажных грузовых автомобилей коммерческого класса обеспечивает эффективное функционирование малых и средних предприятий, всей системы сервиса, инфраструктуры в условиях рыночной экономики.
В целом по отрасли отмечается дефицит провозных возможностей автомобильного парка (которые характеризуются средними годовыми пробегами автомобилей), одновременно отражающих интенсивность их эксплуатации.
Средние годовые пробеги грузовых автомобилей в СССР были значительно выше по сравнению с другими странами. В переходном к рынку периоде средние показатели упали: коэффициент использования пробега по стране в 2000 г. составил 0,3; коэффициент выпуска автомобилей на линию - 0,25; коэффициент использования грузоподъемности - 0,4. Рост этих показателей наметился лишь с 2001 г. При этом в развитых странах средняя продолжительность эксплуатации автомобиля составляет 16-22 ч/сут, в то время как в России этот показатель в настоящее время составляет около 9-10 ч/сут. Следовательно, требуется совершенствование организации и технологии транспортного обслуживания для повышения интенсификации производства транспортных услуг. Именно эти факторы обеспечат в дальнейшем прогресс и экономическую эффективность автомобильного транспорта.
Необходимо развивать автомобилестроение, акцентируя внимание на высоких требованиях интенсивности эксплуатации, весогабаритным ограничениям, экологическим нормам. К сожалению, современная автотехника отечественного производства пока слабо удовлетворяет мировым требованиям. Отечественный АТ испытывает трудности при международных перевозках. Именно поэтому Россия вынужденно эксплуатирует при международных перевозках дорогостоящий подвижной состав импортного производства. Объем международных перевозок грузов автомобильным транспортом за 2008 год достиг 40,2 млн.т.
Рис.1.Объемы
перевозок грузов автомобильным
транспортом между Россией
и зарубежными странами
Диаграмма иллюстрирует, как менялись объемы перевозок грузов автомобильным транспортом между Россией и зарубежными странами за период с 1990 по 2004 г., то есть, как рос потенциал рынка. До 1998 г. доля иностранных перевозчиков росла более стремительно, чем российских, а затем, начиная с 2000 г., картина начала меняться. Собственно, это произошло после обработки Ассоциацией огромных потоков информации, что позволило вырабатывать такие предложения в правительство РФ, которые помогли, аргументировано отстаивать точку зрения международных перевозчиков России и помогать им защищать свои интересы. В результате доля отечественных перевозчиков (по объему) выросла в 14 раз, а иностранных – в 10,4 раза. В целом объем перевозок в Россию и из России в международном сообщении вырос в 11,5 раза.
Объемы перевозок в целом растут и по всем видам транспорта. Но автомобильный транспорт в сегменте международных перевозок устойчиво занимает по стоимости перевозимых грузов 26,4%.
Соотношение объемов перевозок импортных и экспортных грузов - это стратегический показатель, который показывает, насколько равномерно можно загружать свои транспортные средства как в экспортном, та и в импортном направлении. К сожалению, приходится констатировать, что доля экспортных грузов идет на сокращение, а импортных – увеличивается. Это говорит о том, что всё больше порожних транспортных средств будут вынуждены выходить в страны Западной Европы и в Скандинавию.
В международных перевозках между странами паритет должен быть такой: 50% ездок с одной стороны и 50% - с другой. Но, к сожалению, существует такое понятие как перевозчики третьих стран.
Рис.2.
Перевозчики третьих
стран на российском
рынке международных
автомобильных перевозок.
Их доля уменьшилась с 20,4% до 17,2%, но всё равно она недопустимо велика. Итак, на российском рынке работает (по объемам перевозок) 39% отечественных перевозчиков. Беларусь составляет 1/3 среди перевозчиков третьих стран, Польша – 24%, Литва – 11%, Латвия – 10%, Украина – 6%, Эстония – 4% и прочие – 12%.
В прошлом году в Россию было ввезено приблизительно 3 тыс. новых автомобилей, и среди них доля «ДаймлерКрайслер» составляет около 16% (речь идет о тяжелых грузовиках). Концерн планирует наращивать свою долю на рынке, предлагая всё более интересные продукты. Кроме того, расширяется сеть региональных представительств, и теперь машины Mercedes-Benz будут продаваться также и представителями концерна в наиболее развитых регионах РФ.
Понятно, что продажа грузовых автомобилей невозможна без организации сервиса для них, поэтому предполагается организовать разветвленную сеть станций технического обслуживания. В проекте - создание станции в Хабаровске, Перми, Екатеринбурге, Смоленске, Брянске, Иркутске, Новом Уренгое и в Комсомольске-на-Амуре.
Одной из главных причин отставания АТ России по темпам развития в сравнении с автомобильными отраслями других стран является состояние автодорог.
Недостаточное развитие сети и плохое состояние автодорог приводит к тому, что средние скорости движения на дорогах России почти в два раза меньше, чем в развитых промышленных странах, а срок службы автомобилей почти на треть меньше, чем в Европе, что предопределяет высокий уровень эксплуатационных затрат. От транспортных предприятий и частных предпринимателей постоянно требуются значительные инвестиции на приобретение транспортных средств и их содержание. В результате этого вклад транспорта в ВНП (вместе со связью) составляет около 5-6%, в то время как в развитых странах - 10%, а, например, в США 15% ВНП обеспечивается автомобильным транспортом.
Состояние многих технических средств транспорта подошло к критическому уровню. Значительная часть их эксплуатируется за пределами нормативного срока службы, другая, также значительная, часть приближается к этому сроку. Износ основных производственных фондов по отдельным группам основных средств достиг 55-70% и продолжает нарастать. На начало 2008 года износ основных производственных фондов крупных и средних коммерческих организаций составил на железнодорожном транспорте 58,6%, на автомобильном (без дорожного хозяйства) – 49,6%.Как следствие, существенно ухудшаются показатели безопасности и экономической эффективности работы транспорта. В дорожно-транспортных катастрофах ежегодно погибает 23,5 человека в расчете на 100 тыс. населения, в странах ЕС этот показатель составляет 9-10 человек.
Недостаточный уровень безопасности перевозок грузов отечественными транспортными компаниями негативно влияет на их конкурентоспособность на международном рынке транспортных услуг.
Автомобильный транспорт является основным загрязнителем воздушного бассейна крупных городов (до 80% общих выбросов), его доля в общих выбросах по стране составляет 40%.
Рис.3.
Соответствие парка
подвижного состава
перевозчиков РФ экологическим
требованиям стандарта
“Евро”(2005г.).
Информация о работе Современное состояние автомобильного транспорта Российской Федерации