Роль грузового транспорта

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 20:09, реферат

Описание работы

Автомобильный транспорт России представляет собой наиболее гибкий и массовый вид транспорта. У него ряд важных отличий от других транспортных отраслей. Начнем с того, что основная часть автомобильного парка страны эксплуатируется в нетранспортных организациях. При этом сеть автомобильных дорог наряду с парком коммерческих автомобилей используется также автомобилями, находящимися в личном пользовании граждан. Стало быть, проблемы развития автомобильного транспорта носят комплексный характер.

Работа содержит 1 файл

роль грузового транспорта.doc

— 299.50 Кб (Скачать)

Паспорт заполняют  только на основании документированных  данных. Все изменения и дополнения вносятся в паспорте не позднее 10 дней после сдачи годового отчета. Первый экземпляр паспорт хранится на АТП, второй в вышестоящей организации.

В основном АТП  являются хозрасчетным предприятием, которое является юридическом лицом, осуществляет права пользования, владения и распоряжения имуществом, находится  на самостоятельном балансе, имеет  свой расчетный счет в банке, пользуется правом получения кредитов, то есть несет имущественную ответственность, может быть истцом и ответчиком в суде и арбитраже, заключает хозяйственные договора с другими предприятиями и организациями на выполнение перевозок.

Помимо предприятий, работающих на транспортном рынке и получающих доходы от перевозки не принадлежащих им грузов, (коммерческих перевозчиков), существует значительный сектор не рыночной транспортной работы, где нет клиента. В него входят предприятия, эксплуатирующие  автотранспортные средства для перевозки принадлежащих им товаров или нетоварных ценностей, используемых в производстве или для иных собственных нужд. Объем перевозок, выполняемых такими некоммерческими эксплуатантами автотранспортных средств, достигает 60% от всего объема перевозок автотранспортом. 

3.2.Состав  и структура штатного  расписания

Управление АТП  должно обеспечивать общее руководство, выполнение перевозочного процесса, технико-экономическое планирование, организацию труда и заработной платы, бухгалтерский учет и финансовую деятельность, материально-техническое снабжение, комплектование и подготовку кадров, общее делопроизводство и хозяйственное обслуживание.

Организационная структура АТП (перечень, наименование и численность отделов) зависит  от ряда факторов: характера и структуры перевозок, количества и типажа подвижного состава, форм организации технического обслуживания и ремонта подвижного состава, технической оснащенности предприятия и т.д.

Численный состав рабочих зависит от типа и структуры самого предприятия, типа и грузоподъемности эксплуатируемых автомобилей, режима работы предприятия, а также системы кооперирования с другими предприятиями.

Весь персонал подразделяется на следующие категории:

Инженерно –  технический персонал – лица, занимающие руководящие должности: инженеры, начальник гаража, диспетчер, механик, экономист (планово-экономическая служба)

Рабочие – лица, участвующие в производственном процессе: водители, слесари, рабочие  обслуживающие технику.

Служащие –  лица, занимающие административно – хозяйственные должности: работники отдела кадров, бухгалтера, отдел снабжения, кладовщики.

Младший обслуживающий  персонал – уборщики, сторожа, вахтеры.

Рис.2 Типовая  структура АТП общего пользования

           

  Функции и структура службы эксплуатации.

Состоит из трех групп: грузовой, диспетчерской и  учетно-контрольной. Группы  возглавляют инженеры по эксплуатации.

Грузовая  группа занимается изучением грузопотоков и грузооборота, состояние подъездных путей и погрузочно-разгрузочных площадок и т.д. Производит подготовительные работы по заключению с заказчиками договоров и принимает заказы (заявки) на перевозки грузов и использование автомобилей, составляет сводный суточный оперативный план перевозок.

Диспетчерская группа занимается оперативным планированием перевозок, выпуском подвижного состава на линию и приемом его при возвращении, составлении отчета сменно суточного о выпуске на линию и суточного отчета о работе подвижного состава Диспетчерская группа состоит из двух подгрупп: центральной (находится непосредственно на АТП) и линейной – персонала, находящегося непосредственно в местах загрузки-разгрузки подвижного состава.

Учетно-контрольная  группа выполняет первичную обработку путевых листов и товарно-транспортных документов, осуществляет оперативный учет выполнения плана перевозок по клиентуре и номенклатуре, автоколоннам, бригадам, отдельным водителям.

Функции технической службы – выполняет работы по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава, материально-техническому снабжению, обеспечению технической подготовки оборудования, тепло-, водо – и энергоснабжению, эксплуатации и ремонту зданий и сооружений.

Планово-экономическая  служба осуществляет технико-экономическое планирование деятельности АТП  в целом и отдельных его подразделений, доводит плановые задания до подразделений, ведет статистический учет и анализ деятельности предприятия.

Бухгалтерия ведет учет материальных и денежных ценностей, расчеты с клиентами и с работниками предприятия, учет всей деятельности АТП в денежном выражении и бухгалтерскую отчетность, контроль за законностью и целесообразностью хозяйственных операций и сохранностью собственности.

Отдел кадров осуществляет прием, увольнение и ведение личных дел персонала, подготовку кадров и контроль за периодичностью проведения медицинских осмотров водителей.

3.3. Состав и структура  основных производственных  фондов.  

В производственном процессе перевозок участвуют люди и средства производства, которые в свою очередь составляют производственные фонды.

Производственные  фонды совершают в плановом порядке  непрерывный оборот, последовательно  меняя свою форму: денежная форма  переходит в производственную, производственная в товарную, товарная в денежную и т.д.

Производственные  фонды делятся на основные и оборотные. В состав основных производственных фондов входят: здания, сооружения, оборудование, автомобили, инструменты инвентарь.                                

  Таблица №1 Структура основных производственных фондов.

Основные  группы

Денежный эквивалент Структуры в %
I. Здания    
II. Сооружения    
III. Передаточные  устройства    
IV. Машины  и оборудование    
В том  числе:    
Силовые машины и оборудование, рабочие    
Измерительные и регулирующие приборы и устройства, лабораторное оборудование    
Вычислительная  техника    
Прочие  машины и оборудование    
V. Транспортные  средства    
VI. Инструмент, хозяйственный инвентарь и другие  виды основных фондов    
Итого:    

Во время совершения производственного процесса на транспорте основные фонды изнашиваются. Стоимость износа основных фондов включается в себестоимость автомобильных перевозок и возмещается в форме выручки за транспортные услуги.

По мере эксплуатации основных фондов увеличивается сумма денежных средств, компенсирующих их износ. Эти суммы накапливаются в виде амортизационных отчислений, которые затем могут быть использованы для приобретения новых средств труда.    

4. ПЛАНИРОВАНИЕ ПЕРЕВОЗОК  ТОВАРОВ АВТОТРАНСПОРТОМ

План перевозок грузов является основой для разработки всех других разделов планирования работы предприятия. Он формируется на базе составленных договоров с грузоотправителями. Составляется перечень и контрольные цифры по объемам перевозок.

АТП и грузоотправителям (клиентам) предоставлено право при изменении объемов производства и поставок, видов на урожай, а также в связи со стихийными бедствиями уточнять (изменять) в  ходе выполнения договоров объемы перевозок. Эти изменения могут вноситься в план в течение месяца, квартала по отдельным предприятиям-грузоотправителям без уменьшения планового объема перевозок по АТП в целом за месяц, квартал, год.

При годовом  и пятилетнем планировании объема перевозок  и грузооборота для АТП, объединений можно использовать отраслевой норматив – количество тонн и тонн-километров, приходящееся на принятую в данной отрасли единицу измерения.

Величина отраслевых нормативов зависит от конкретных условий  развития отдельных отраслей хозяйства  в городе, экономическом районе, где осуществляются перевозки.

Тщательное изучение и правильное определение объема и структуры перевозок, специфики  перевозимых грузов и грузопотоков имеют существенное значение, так  как перевыполнение плана перевозок  по одним грузоотправителям не засчитывается  в выполнение плана перевозок по другим грузоотправителям.

Грузопотоки и  грузооборот устанавливают на основе анализа объемов работы грузообразующих  и грузопоглащающих пунктов. Во время  обследования определяют суточный, месячный и годовой объемы перевозок, структуру  грузопотоков и грузооборота.

В производственной программе  и плане эксплуатации подвижного состава  рассчитывается потребность в подвижном составе, необходимом для выполнения плана перевозок, и определяются основные технико-эксплуатационные показатели.

Также к планированию можно отнести расчет себестоимости перевозок, которая включает в себя следующие элементы затрат: заработную плату всех категорий работающих, отчисления на социальное страхование, затраты на автомобильное топливо, смазочные и другие эксплуатационные материалы, запасные части, узлы и агрегаты, покупной инструмент, инвентарь и приспособления, не входящие в основные фонды, топливо и электроэнергию, амортизацию подвижного состава, зданий, сооружений, оборудования, дорогостоящего инвентаря и инструмента, а также прочие денежные расходы. Данный перечень затрат определяет состав расходов и используется для составления сметы затрат АТП на год с разбивкой на кварталы.

В соответствии с годовым договором и в  пределах квартального плана автотранспортное предприятие или организация по согласованию с грузоотправителем за 10 дней до начала квартала утверждает месячные планы и определяет декадные плановые задания на перевозку грузов на первый месяц квартала.

Декадные плановые задания на второй и третий месяцы квартала устанавливаются в таком же порядке за 10 дней до начала соответствующего месяца.

4.1 Планирование перевозок  на условиях платных  автотонно-часов

Платные автотонно-часы представляют собой произведение грузоподъемности автомобиля на время его работы, оплачиваемое клиентом.

Порядок планирования объема перевозок в автотонно-часах  определен утвержденными Госпланом  методическими указаниями. Обязательным условием, предшествующим введению этого  показателя, является разработка и  утверждение расчетных норм пробега  подвижного  состава по основным маршрутам движения, норм простоя в пунктах погрузки-разгрузки и нормированных сменных заданий водителям по основным обслуживаемым объектам.

Служба эксплуатации совместно с отделом труда  и заработной платы разрабатывают  планы работы водителей на смену – нормированные сменно-суточные задания, которые утверждаются руководителем АТП по согласованию с комитетом профсоюза.

При планировании объем перевозок определяется путем  умножения суммарного нормативного времени движения с грузом и нормативного времени движения с грузом и нормативного времени простоя под погрузкой-разгрузкой на количество ездок и номинальную грузоподъемность подвижного состава. Количество ездок определяется делением объема перевозок в тоннах, установленного в договоре, на количество груза, доставляемого за одну ездку, с учетом класса груза.

4.2. Суточный оперативный  план перевозок должен быть увязан: с среднесуточным объемом перевозок в тоннах и грузооборотом в тонно-километрах, установленными производственной программой АТП; с среднесуточными лимитами по объему перевозок для отдельных предприятий министерств, ведомств и номенклатуре груза; с поступающими от технической службы АТП данными о среднесуточном выпуске подвижного состава на линию по типам, моделям, по колоннам. Составляет его старший диспетчер грузовой группы раздельно по группам автомобилей, сменам и для каждого пункта погрузки.

Затем план передают в диспетчерскую группу, которая  определяет потребное для каждого  отправителя число единиц подвижного состава, разрабатывает рациональные маршруты движения, рассчитывает задания водителям.

Информация о работе Роль грузового транспорта