Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 15:39, реферат
За последние годы проблема сбора и утилизации отслуживших автомобилей и изношенных компонентов становится все более актуальной для многих регионов России. Отслужившие автомобили, кузова, изношенные и поврежденные автомобильные компоненты бросаются во дворах домов, в пустынных местах, на неорганизованных свалках, загрязняя городские территории и природные ландшафты. При выполнении работ, связанных с ремонтом, техобслуживанием, мойкой автомобилей, происходит накопление изношенных деталей: шин, аккумуляторных батарей, стекла, металлических и полимерных изделий, отработанного масла и других эксплуатационных жидкостей. Эти детали и материалы обычно просто вывозятся на свалки, хотя такие отходы содержат большое количество вредных веществ, загрязняют почву и оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
Повторное использование компонентов
и рециклинг многих материалов экономически
эффективны, решают не только глобальные
вопросы экономии сырья, невозобновляемых
ресурсов и энергии, но и многие другие
проблемы.
Возьмем те же США. Здесь
ежегодно на утилизацию поступает 14—15
млн легковых автомобилей, общая масса
которых составляет ~20 млн. т. Их перерабатывают
более 200 предприятий, оснащенных шредерными
установками различной производительности.
На эти предприятия работают более 10 тыс.
малых предприятий, занимающихся сбором
и демонтажем старых автомобилей. На тех
и других занято свыше 40 тыс. человек, а
ежегодный объем производства оценивается
в 4 млрд долл. Суммарный коэффициент утилизации
старых автомобилей составляет в среднем
82—83 %, а коэффициент рециклинга черных
и цветных металлов, применяемых в автомобилях,
близок к 100 %.
Примерно столько же отслуживших автомобилей
ежегодно поступают на утилизацию и в
Европе. Во Франции их сбор и демонтаж
осуществляют ~ 3 тыс. операторов, а измельчение
и сепарацию — 40 шредер-ных заводов, в
Германии действуют 5 тыс. предприятий
по сбору отслуживших автомобилей и 47
шредер-ных заводов; 37 шредеров имеются
и в Англии. Кроме того, страны Западной
Европы, значительно активнее, чем в США
развивают и экспорт старых автомобилей:
по данным АСЕА, в 2004 г. в 15 странах ЕС было
снято с регистрации 11,5 млн. старых автомобилей,
а на утилизацию поступили только 7,8 млн.,
т. е. 68 %. Причем самые низкие цифры приходятся
на Германию, Италию, Австрию, Португалию.
Учитывая, что во всех странах ЕС действует
очень четкая и жесткая система контроля
за утилизацией автомобилей, и отслужившие
автомобили просто невозможно где-нибудь
выбросить, можно сделать вывод, что в
2004 г. до 3,8 млн старых автомобилей ушли
в Восточную Европу, Россию и другие развивающиеся
страны, сняв тем самым часть экологических
проблем с развитых стран Европы.
Что касается процедуры
организации системы рециклинга и утилизации
отслуживших свой срок автомобилей в странах
ЕС, то она стандартная. Это сбор таких
автомобилей с выдачей их владельцам сертификата
об утилизации; слив всех эксплуатационных
жидкостей; демонтаж экологически опасных
компонентов (их перечень установлен Директивами
ЕС), а также комплектующих, которые можно
использовать для продажи как запасные
части; передача "остатков" автомобиля
на шредерную установку.
Предприятия, осуществляющие
демонтаж автомобилей, должны иметь специальные
лицензию и оборудование. В частности,
водонепроницаемые площадки с резервуарами
для сбора и раздельного хранения всех
сливаемых жидкостей, отстойниками и очистителями;
устройства для обработки и очистки воды
в соответствии с санитарными нормами
и нормами по защите окружающей среды;
системы, обеспечивающие пожарную безопасность
мест хранения использованных шин, полимеров
и других автомобильных компонентов. И
все они такое оборудование имеют. Причем
в основном — давно известное, применяющееся
в других отраслях промышленности. Но
есть и специализированное. Это, прежде
всего, шредер, который представляет собой
крупную установку, где специальная молотковая
дробилка сначала разбивает автомобиль
на небольшие куски, т. е. превращает в
размельченный материал, и одновременно
сбивает с автомобиля краску, ржавчину,
окалину и другие загрязнения. Затем методами
магнитной, воздушной, "весовой",
а также и ручной сепарации происходит
разделение на черный, цветные металлы
и легкие фракции, к которым относятся
полимеры, обивка, стекло и т. д. Такие фракции
(шредерные остатки) составляют 20—25 % массы
автомобиля и подлежат, как правило, захоронению
на свалках или сжиганию. Причем последнее
считается предпочтительным, поскольку
в среднем может быть получено до 1,7—1,9
МДж/кг энергии.
Но технологии утилизации развиваются: уже разработаны и начинают внедряться в практику высокоэффективные и экономически рентабельные технологии газификации отходов, позволяющие без сортировки перерабатывать практически любой органический бытовой мусор, пищевые отходы, а также автомобильные шредерные остатки в синтетические газы, из которых легко получается метанол.
Нельзя не отметить, что даже в самых современных полных цепочках утилизации отслуживших автомобилей экономически выгодны далеко не все их звенья. Особенно организация сбора и транспортирования экологически безопасного демонтажа. Поэтому во многих странах правительства, региональные и муниципальные органы власти принимают законодательные меры по ликвидации таких "узких мест". В частности, предоставляют налоговые льготы организаторам центров по приемке и утилизации отслуживших автомобилей. Определенную поддержку обязаны оказывать им также объединения производителей автомобилей и дилеры, для чего выработаны различные механизмы распределения ответственности между производителями автомобилей, поставщиками комплектующих изделий, владельцами старых автомобилей, предприятиями по утилизации и государственными органами власти. В числе таких механизмов разовая оплата утилизации владельцем либо при сдаче отслужившего свой срок автомобиля, либо при покупке нового (экологический налог на утилизацию); ежегодный налог на утилизацию, вносимый владельцем при техническом осмотре транспортного средства; обязательное финансирование утилизации автомобилей их производителями (импортерами) и т. д.
Такова зарубежная практика. Для России наиболее перспективным и целесообразным в долгосрочном плане механизмом, думается, следует считать небольшой ежегодный налог на владельцев автомобилей и обеспечение бесплатного приема старых автомобилей в специальных пунктах с выдачей свидетельств об их сдаче на утилизацию. Это своего рода стимул: владелец, сдавший автомобиль на утилизацию, прекращает уплату ежегодного налога.
Но такое решение — именно в долгосрочном
плане. Реальная же ситуация с отслужившими
свой срок автомобилями в России на протяжении
многих лет не вызывала значительного
беспокойства ни у населения, ни у правительства.
Легковых автомобилей в нашей стране всегда
было и все еще значительно меньше, чем
в других промышленно развитых странах
мира. Но в последние годы положение динамично
меняется. Общий автомобильный парк и
темпы продаж легковых автомобилей устойчиво
растут. Например, только за 2004—2005 гг.
— на 30 %. Причем половина зарегистрированных
и состоящих на учете легковых автомобилей
имеет возраст 10 лет и более. В результате
брошенные автомобили, кузова, изношенные
и поврежденные автомобильные компоненты
можно встретить везде — во дворах домов,
вдоль дорог, на неорганизованных свалках;
при выполнении работ, связанных с ремонтом,
техническим обслуживанием, мойкой идет
накопление изношенных деталей — шин,
аккумуляторных батарей, стекол, металлических
и полимерных изделий, отработавшего масла
и других эксплуатационных жидкостей,
которые в лучшем случае просто вывозятся
на свалки.
Причины такого положения
очевидны: отсутствие у автовладельцев
заинтересованности в сдаче, у промышленных
предприятий — в сборе и переработке,
а у субъектов Федерации — нормативно-правовой
базы, стимулирующей и организующей работу
системы по сбору и переработке непригодных
к эксплуатации автомобилей и их компонентов.
Более того, даже в регионах, где такие
акты приняты (например, в Москве и Московской
области), утилизации подвергаются только
~17—25 % старых автомобилей.
В ближайшие годы объемы отходов во всех
регионах России в связи с ростом численности
автомобильного парка возрастут. Скажем,
по расчетам, для Москвы и Московской области
в 2007 г. этот рост по черным и цветным металлам,
пластмассам и автостеклу составит, по
сравнению с 2002 г., 1,5 раза, антифризам —
1,4, нефтепродуктам и шинам — 1,2 раза.
Заключение
В одобренной в 2002 г. "Концепции развития автомобильной промышленности России" записано: "В целях повышения экологической безопасности автомобилей в период их полного жизненного цикла решить вопросы законодательного, организационного и технологического обеспечения всей процедуры вторичного использования материалов и конструкций"; в приложении к постановлению правительства "О техническом регулировании в транспортном комплексе РФ" содержится перечень 14 специальных технических регламентов, которые подлежали первоочередной разработке и введению в действие в 2003—2004 гг., в том числе "Утилизация АТС, их составных частей и материалов". Но приказом № 214 утвержден "План мероприятий по реализации приоритетных задач "Концепции развития автомобильной промышленности России", в котором данный регламент должен быть введен в действие лишь в 2007 г. Однако распоряжение правительства РФ от 29.05.2006 г. отодвинуло его разработку на 2008 г. Зарубежный опыт говорит о настоятельной необходимости федерального закона, устанавливающего единые "правила игры" в сфере утилизации автомобилей на территории России, а также разработки на его основе системы "Авторециклинг", которая должна обеспечить решение как минимум шести задач: формирование и применение нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность всех участников данной системы, включая импортеров автомобилей зарубежного производства; развитие инфраструктуры сбора, транспортирования и переработки изношенных деталей и автомобилей; создание и реализация механизмов финансирования затрат, связанных с утилизацией автомобилей, ставших непригодными к эксплуатации; формирование требований к предприятиям, занимающимся утилизацией автомобилей (сертификация и лицензирование), а также к разработчикам и производителям отечественных и импортерам автомобилей зарубежного производства; создание и отлаживание системы контроля за выполнением положений федеральной программы "Авторециклинг".
Список использованной литературы:
Информация о работе Ресурсосбережение при утилизации автомобилей