fy">
Как отдельный фактор
географического размещения машиностроения
можно вынести военно-стратегический
аспект. Принимая во внимания интересы
государственной безопасности, многие
предприятия машиностроительного комплекса,
выпускающие продукцию оборонного назначения,
удалены от границ государства. Многие
из них сконцентрированы в закрытых городах.
Тяжелое
машиностроение. Заводы этой отрасли
отличаются большим потреблением металла
и обеспечивают машинами и оборудованием
предприятия металлургического, топливно-энергетического,
горнодобывающего и горно-химического
комплексов. Для него характерны как предприятия,
выпускающие детали и узлы или предприятия,
специализированные на выпуске отдельных
видов оборудования (турбины для электростанций,
горно-шахтное оборудование, экскаваторы),
так и универсальные, выпускающие в серийном
или индивидуальном исполнении разные
виды оборудования (“Уралмаш”, Санкт-Петербургский
металлический завод и др.). Около 90% производства
отрасли сосредоточено в европейской
части, остальное - в Западной Сибири и
на Дальнем Востоке.
Производство
металлургического
оборудования, занимающее первое место
в отрасли по стоимости продукции, расположено,
как правило, в районах крупного производства
стали и проката. На предприятиях Урала
выпускается оборудование для агломерационных
фабрик, доменные и электроплавильные
печи, а также оборудование для прокатного
и дробильно-размольного производства.
Профиль
заводов горного
машиностроения - машины для разведки,
а также открытого и закрытого способов
добычи, дробления и обогащения твердых
полезных ископаемых на предприятиях
черной и цветной металлургии, химической,
угольной, промышленности и промышленности
строительных материалов, транспортного
строительства. Они, как правило, расположены
в районах потребления - на Урале и в Сибири
и др. Отечественному машиностроению принадлежит
приоритет в разработке и широком промышленном
освоении горнопроходческих и очистных
комбайнов, роторных и шагающих экскаваторов.
Эта продукция производится в Красноярске,
Екатеринбурге (“Уралмаш”), Шахтах, Киселевске
и Перми.
Продукция
подъемно-транспортного
машиностроения имеет большое экономическое
значение, так как на погрузочно-разгрузочных
работах в промышленности, на строительстве,
транспорте и в других отраслях народного
хозяйства занято около 5млн. человек,
притом больше половины - ручным трудом.
Мостовые электрические краны выпускаются
в Центральном районе (Узловской завод),
на Дальнем Востоке (Бурейск, Комсомольск-на-Амуре)
и во многих других городах. Стационарные
и ленточные конвейеры - в Волго-Вятском,
Центральном, Уральском районах.
Турбостроение,
поставляющее для энергетики паровые,
газовые и гидравлические турбины, представлено
в первую очередь производственными объединениями
“Cанкт-Петербургский металлический завод”,
“Санкт-Петербургский завод турбинных
лопаток”, Екатеринбургский турбомоторный
завод, “Дальэнергомаш” (Хабаровск). Основные
факторы размещения - наличие квалифицированных
кадров и научно-конструкционных организаций.
Атомное
машиностроение образуют заводы головных
производственных объединений “Ижорский
завод” (Санкт-Петербург) и “Атоммаш”
(Волгодонск). Заводы специализируются
на выпуске корпусных реакторов и другого
оборудования для АЭС.
Полиграфическое
машиностроение имеет наименьший объем
товарной продукции в отрасли. Производство
сосредоточено исключительно в европейской
части страны - в Санкт-Петербурге, Москве,
Рыбинске.
Электротехническая
промышленность. Отрасль выпускает
изделия более 100 тыс. наименований продукции,
потребителем которой является практически
все народное хозяйство. Для производства
электротехнической продукции требуется
широкий набор технических средств и материалов,
производимых различными промышленными
комплексами.
Размещение предприятий
электротехнической промышленности обусловлено
различными факторами, где важную роль
играют наличие квалифицированных кадров,
специализированных научно-исследовательских
организаций и крупных потребителей. В
настоящее время основными регионами
электротехнического машиностроения
являются Центральный, Северо-западный
и Западно-Сибирский районы. Старейшими
являются такие предприятия, как московские
Электрозавод имени В.В. Куйбышева, санкт-петербургский
“Электросила”, екатеринбургский “Уралэлектроаппарат”
и новосибирский трансформаторный завод.
Станкоинструментальная
промышленность включает производство
металлорежущих станков, кузнечно-прессового
оборудования, деревообрабатывающего
оборудования, металлообрабатывающего
инструмента, централизованный ремонт
металлообрабатывающего оборудования.
Заводы станкоинструментальной промышленности
размещены в основных машиностроительных
районах. Крупными центрами станкоинструментальной
промышленности являются Москва, Санкт-Петербург,
Иваново, Саратов, Рязань, Нижний Новгород,
Новосибирск, Оренбург, Иркутск и др.
Приборостроение.
Продукция этой отрасли отличается небольшой
материало- и энергоемкостью, но для ее
производства требуются высококвалифицированная
рабочая сила и научно-исследовательские
кадры. Поэтому основная часть производственного
потенциала сосредоточена в крупных городах.
Например, в Москве и Московской области
размещены десятки научно-производственных
и производственных объединений, специализирующихся
на выпуске, монтаже и наладке средств
автоматизации, разработке программного
обеспечения, конструировании и производстве
часов, медицинских приборов, измерительной
аппаратуры, оргтехники.
В числе
крупнейших предприятий - Московский часовой
завод, Пензенский часовой завод.
Машиностроение
для легкой и пищевой
промышленности. Сюда входят следующие
подотрасли: производство оборудования
для текстильной, трикотажной, швейной,
обувной, кожевенной, меховой промышленности,
а также для производства химических волокон
и оборудование для пищевой промышленности.
Основным фактором размещения является
близость к потребителю, поэтому подавляющее
большинство заводов, и более 90% объема
выпуска товарной продукции размещены
в европейской зоне (главным образом Центральный,
Волго-Вятский, Северо-западный и Поволжский
районы).
Авиационная
промышленность. В авиационной промышленности
кооперируются предприятия практически
всех отраслей промышленного производства,
поставляющие разнообразные материалы
и оборудование. Предприятия отличаются
высоким уровнем квалификации инженерно-технического
и рабочего персонала, что обусловило
возникновение и развитие авиационной
промышленности в крупных промышленных
центрах. Современные пассажирские и грузовые
самолеты производятся в Москве, Смоленске,
Воронеже, Таганроге, Казани, Ульяновске,
Самаре, Саратове, Омске, Новосибирске.
В Москве, Ростове-на-Дону, Казани, Улан-Уде,
Кумертау производят вертолеты.
Ракетно-космическая
промышленность (Москва, Омск, Красноярск
и др.) выпускает орбитальные космические
корабли, ракеты для вывода спутников,
грузовых и обитаемых кораблей и корабли
многоразового использования типа “Буран”,
сочетающая высокие технологии с широкой
межотраслевой комплексностью производства.
Автомобильная
промышленность. По объему производства,
а также по стоимости основных фондов
она является крупнейшей отраслью машиностроения.
Продукция автомобилестроения широко
используется во всех отраслях народного
хозяйства и является одним из самых ходовых
товаров в розничной торговле. Свыше 80%
перевозимых грузов приходится на автомобильный
транспорт.
Сельскохозяйственное
и тракторное машиностроение. Основные
мощности сельскохозяйственного и тракторного
машиностроения расположены главным образом
в Северо-Кавказском, Поволжском, Западно-Сибирском,
Уральском, Центральном, Центрально-Черноземном
и Волго-Вятском районах. Это соответствует
размещению и специализации сельского
хозяйства. Производство зерноуборочных
комбайнов сосредоточено на красноярском
и таганрогском заводах, картофелеуборочных
- в Рязани, льноуборочных - в Бежецке. Различные
типы тракторов выпускаются во Владимире,
Липецке, Санкт-Петербурге, Волгограде,
Рубцовске, Петрозаводске, Барнауле, Брянске
и Чебоксарах.
Судостроительная
промышленность. Большинство предприятий
отрасли находится вне крупных металлургических
баз. Сложность современных судов обусловливает
установку на них разнообразного оборудования,
что подразумевает наличие кооперационных
связей с предприятиями-смежниками. Строительство
судов начинается на суше, а заканчивается
на плаву, поэтому многие верфи размещены
в устьях крупных рек или в защищенных
от моря гаванях. Крупнейший район морского
судостроения сложился на Балтийском
море, где находится важнейший его центр
- Санкт-Петербург с рядом заводов. Имеются
судостроительные и судоремонтные заводы
в Выборге и Калининграде. На Дальнем Востоке
центрами судоремонта являются Владивосток
и Петропавловск-Камчатский. Речное судостроение
представлено многочисленными верфями
на важнейших речных магистралях: Волге
(Нижний Новгород), Оби, Енисее. Выгодное
географическое положение таких заводов
делает сооружение судов на таких предприятиях
весьма эффективным.
Машиностроение
территориально организуется в виде
определенных сочетаний разных предприятий,
связанных между собой в производственном
отношении. Так возникают машиностроительные
комплексы экономических районов
страны.
В
Центральных районах развито автостроение,
локомотиво- и вагоностроение, речное
судостроение, производство станков, подшипников,
производство машин и оборудования для
промышленности и других отраслей народного
хозяйства.
Северо-Запад
и Север концентрируют энергетическое
и электротехническое машиностроение,
морское судостроение, вагоностроение,
станкостроение, производство промышленного
оборудования.
В
Поволжье развиты станкостроение и
приборостроение, автостроение, речное
судостроение, тракторостроение, с/х
машиностроение, производство оборудования
для нефтяной и химической промышленности.
На
Северном Кавказе представлено с/х
машиностроение, локомотивостроение,
энергетическое машиностроение.
На
Урале выпускается горное, металлургическое
и химическое оборудование, развито
вагоностроение, производство тяжелых
станков, строительно-дорожных машин,
тракторостроение.
В
Западной и Восточной Сибири производится
горное и металлургическое оборудование,
тракторостроение, с/х машиностроение,
энергетическое машиностроение.
Дальний
Восток – это район морского и речного
судостроения, производство станков и
промышленного оборудования.5
4. Заключение
Машиностроение
- наиболее наукоемкая отрасль всей
индустрии с самой высокой
долей выпускаемой инновационной
продукции.
В
XX в. сформировалась его традиционная
структура, включавшая: общее машиностроение,
производящее промышленное оборудование
всех видов и назначений; транспортное
машиностроение, изготавливавшее все
виды наземных, водных и воздушных транспортных
средств; электротехническая промышленность,
выпускающая продукцию для производства
электрической энергии, ее передачи потребителю
и преобразования в другие виды энергии.
Одной
из главных задач развития машиностроительного
комплекса являются коренная реконструкция
и опережающий рост таких отраслей,
как станкостроение, приборостроение,
электронная промышленность, производство
вычислительной техники. Необходимы также
разработка и внедрение новых базовых
технологий, обеспечивающих выпуск конкурентноспособной
продукции, оживление инвестационной
активности, государственная поддержка
производств с высокими с высокими технологиями.
Без этого не удастся достичь технологического
обеспечения развития экономики, участия
страны в качестве полноправного партнера
в международном разделении труда.
Стратегия
развития данной отрасли на среднесрочную
перспективу предусматривает внедрение
новейших зарубежных технологий с возможностью
импорта оборудования, постепенное накопление
опыта его производства на собственных
мощностях, а затем развитие отечественных
приоритетных технологий. При этом российское
машиностроение при благоприятных рыночных
условиях будет развиваться в следующих
направлениях:
1) выпуск
модернизированных машин и оборудования
для предприятий с морально
устаревшими, но еще функционирующими
технологическими линиями;
2) производство
(в том числе сборочное) наукоемкой
продукции на импортном оборудовании
с привлечением в различных
формах иностранного капитала;
3) участие
в проектах, предполагающих производство
технологически сложных комплектующих
изделий для техники, выпускаемой иностранными
фирмами за рубежом (включение российских
технологий в международную систему технологического
сотрудничества );