Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 18:04, контрольная работа
Описание работы
Целью работы является изучение территориальной организации машиностроительного комплекса России. Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи: 1. Проанализировать отраслевую и территориальную структуру машиностроения России. 2. Рассмотреть территориальную организацию ведущих отраслей изучаемого комплекса. 3. Выяснить особенности и перспективы развития машиностроения в России
Содержание
1. Введение………………………………………………………………………3 2. Отраслевая и территориальная структура машиностроительного комплекса…………………………………………………………………...….5 3. География машиностроения России……………………………………..…9
4. Заключение…………………………………………………………….……16 5. Список использованной литературы………………………………….…..18
5. Список
использованной литературы………………………………….…..18
1. Введение
Из
всей совокупности предметов и средств
труда, используемых обществом в
процессе материального производства,
определяющая роль принадлежит механическим
орудиям. Их уровень и степень развития
служат важным мерилом развития производительных
сил общества. Не случайно с начала новой
экономической эпохи, называемой «машинной
цивилизацией» (конец 18 – начало 19 века),
и по настоящее время машина остается
одним из синонимов технического прогресса,
а машиностроение – материальной основой
любого крупного индустриального государства.1
Разнообразие
отраслей машиностроения обуславливает
чрезвычайно разнообразный комплекс
условий их размещения. Хотя предприятия
машиностроения являются крупными потребителями
черных и цветных металлов, пластмасс
и всевозможных материалов, однако в большинстве
случаев не эти факторы играют определяющую
роль в их размещении. По мере развития
научно-технического прогресса и внедрения
его достижений в хозяйство на размещение
машиностроения все в большей мере начинают
влиять: потенциальная возможность налаживания
тесных связей по линии кооперирования
производства; тяготение к научным базам;
ориентация на квалифицированные трудовые
ресурсы.
Актуальность
темы определяется той ролью и значимостью,
которую играет машиностроение в общей
структуре промышленного производства
и экономическом развитии России.
Целью
работы является изучение территориальной
организации машиностроительного комплекса
России.
Для
достижения поставленной цели в работе
решались следующие задачи:
1. Проанализировать
отраслевую и территориальную
структуру машиностроения России.
2. Рассмотреть
территориальную организацию ведущих
отраслей изучаемого комплекса.
3. Выяснить
особенности и перспективы развития
машиностроения в России
Для
решения поставленных задач применялись
следующие методы:
1. Историко-географический
метод использовался при рассмотрении
этапов развития машиностроения
России.
2. Сравнительно-географический
метод применялся для рассмотрения
дифференциации развития машиностроительного
комплекса.
3. Картографический
метод был использован для
отображения полученных результатов
исследования.
Объектом
исследования является машиностроительный
комплекс.
Предметом
- особенности развития и размещения ведущих
отраслей машиностроения.
Работа
состоит из введения, трех глав, заключения
и списка используемой литературы.
Первая
глава посвящена рассмотрению общей
отраслевой и территориальной структуры
машиностроительного комплекса.
Во
второй главе рассматривается особенности
территориальной организации отраслей
машиностроения.
В
третьей главе проводится экономико-географический
анализ машиностроения России.
2. Отраслевая
и территориальная структура машиностроительного
комплекса
Машиностроение
- наиболее наукоемкая отрасль всей индустрии.
Ее продукция воплощает в себе все возможные
для практического применения достижения
НТР. Основная задача машиностроения -
обеспечение орудиями труда всех отраслей
хозяйства; удовлетворение потребностей
населения в разнообразных приборах и
аппаратах бытового назначения.
В
настоящее время в машиностроении
по уровню технической оснащенности
выделяют пять уровней технологического
уклада.2
Первый
уровень – производство оборудования
для горно-добывающей промышленности
и предприятий, перерабатывающих первичное
сырье.
Второй
уровень – производство оборудования
для сельского хозяйства.
Третий
уровень – производство оборудования
для черной и цветной металлургии,
предприятий строительных материалов.
Четвертый
уровень – автомобильная и подшипниковая
промышленность, электротехническое машиностроение
и др.
Пятый
уровень – предприятия, связанные
с высокими технологиями, - производство
ЭВМ, оптико-волоконная техника, роботостроение,
производство станков и оборудования
с числовым программных управлением,
ракетно-космическое производство, авиационная
промышленность.
Машиностроение
– отрасль чрезвычайно сложная
по своей структуре. Российская экономическая
статистика выделяет следующие основные
его производства: энергетическое,
металлургическое, горно-шахтное и горно-рудное,
подъемно-транспортное, электротехническое,
химическое, производство нефтепромыслового
и геологоразведочного оборудования,
производство нефтегазоперерабатывающего
оборудования, станкостроительная и инструментальная
промышленность, радиоэлектронная и приборостроительная
промышленность; транспортное машиностроение,
тракторостроение, сельскохозяйственное
машиностроение, машиностроение для животноводства
и кормопроизводства, строительно-дорожное
машиностроение, производство оборудования
для легкой и пищевой промышленности,
производство сантехнического и газового
оборудования, промышленность межотраслевых
производств.3
Машиностроение
относится к числу наиболее распространенных
в территориальном отношении
отраслей. Но в одних районах оно имеет
профилирующее значение, а в других удовлетворяет
внутренние потребности, дополняет промышленный
комплекс.
Более
85% продукции машиностроения и металлообработки
производится в европейской части России.
Важное значение имеет увеличение роли
восточных районов. В Сибири и на Дальнем
востоке отрасль представлена в основном
предприятиями электротехнической промышленности,
тракторного и сельскохозяйственного
машиностроения, по выпуску кузнечно-прессового
и литейного оборудования. Рациональность
дальнейшего размещения предприятий машиностроения
в этих районах обусловливается возрастающей
потребностью в продукции, а также наличием
энергии, топлива, металла, водных ресурсов,
промышленных площадок, пригодных к строительству.
Здесь можно создавать энерго-
и металлоемкие отрасли.
Машиностроение
России территориально слабо ориентировано
на потребителя. Подавляющая часть продукции,
производимой в восточных районах, вывозится
в европейскую часть страны. Потребности
Сибири и Дальнего Востока в машинах и
оборудовании на 70 — 90% удовлетворяются
за счет поставок из западных районов
и импорта.
Размещение
предприятий машиностроения находится
в прямой зависимости от характера
выпускаемой продукции: широты номенклатуры,
массы изделий, масштабов производства
продукции народнохозяйственного, общепромышленного,
отраслевого или единичного применения.
При этом на эффективность размещения
влияет ряд факторов: научно-технический
прогресс; специализация; кооперирование;
концентрация; комбинирование производства;
наличие трудовых ресурсов; близость к
источникам сырья, материалов и к потребителям;
объем транспортных работ и затраты на
транспортировку.
Среди
перечисленных факторов важная роль
принадлежит специализации
и кооперированию, создающим новые возможности
для размещения производства. Специализация
облегчает организацию массового производства,
содействует более рациональному использованию
оборудования, повышает технический уровень.
В отрасли широко распространена предметная
(выпуск определенных конечных видов продукции
- машин, оборудования), технологическая
(производство литья, заготовок) и
подетальная (выпуск деталей,
агрегатов, секций) специализация. Размещение
специализированных заводов тесно связано
с размещением предприятий, с которыми
они работают в кооперации. Кооперирование
осуществляется как внутри отрасли, так
и с заводами других отраслей, поставляющих
металлы, изделия из пластмасс, стекла
и др. Кооперировать следует предприятия,
находящиеся на близком расстоянии друг
от друга. Особое значение при этом имеет
кооперирование внутри одного экономического
района, что сокращает дальние перевозки
и способствует комплексному развитию
хозяйства. Кооперирование в противоположность
специализации интегрирует размещение
взаимодействующих между собой предприятий.
На этой основе возникают машиностроительные
комплексы, где различные заводы связаны
совместным выпуском готовой продукции.
Расширение сферы кооперирования
в машиностроении приводит к увеличению
числа предприятий-смежников, обеспечивающих
работу головного завода.
Размещение предприятий
машиностроения зависит в значительной
степени от трудоемкости изделий, уровня
квалификации рабочих и служащих. Особенно
важна роль квалифицированных кадров
при размещении таких трудоемких отраслей,
как электротехническая, радиотехническая,
электронная, приборостроительная, станкостроительная
и др. Создание специализированных машиностроительных
заводов в средних и малых городах России
позволяет более полно использовать трудовые
ресурсы и значительно увеличить их экономический
потенциал. Благоприятным фактором для
дальнейшего развития производств, требующих
квалифицированного труда, служит сеть
научно-исследовательских учреждений,
институтов.
Машиностроение, как
крупный потребитель металла, имеет
широкие связи, прежде всего, с черной
металлургией. Территориальное сближение
этих отраслей дает возможность металлургическим
заводам использовать отходы машиностроения
и специализироваться в соответствии
с его потребностями.
Отрасли машиностроения,
производящие малотранспортабельную
продукцию, размещаются в районах потребления.
К ним относятся: с/х машиностроение, производство
машин и механизмов для лесной промышленности,
горного оборудования и др.4
3. География
машиностроения России
Машиностроение
отличается от других отраслей промышленности
целым рядом особенностей, которые влияют
на его географию. Важнейшим является
наличие общественной потребности в продукции,
квалифицированных трудовых ресурсов,
собственного производства или возможности
поставки конструкционных материалов
и электроэнергии.
Наукоемкость
Производство наиболее сложной современной
техники (компьютеров, всевозможных роботов)
концентрируется в районах и центрах,
обладающих высокоразвитой научной базой:
крупными НИИ, конструкторскими бюро (Москва,
Санкт-Петербург, Новосибирск и др.). Ориентация
на научный потенциал - основополагающий
фактор размещения машиностроительных
предприятий.
Металлоемкость
Отрасли машиностроения, занимающиеся
производством такой продукции, например,
металлургического, энергетического,
горно-шахтного оборудования потребляют
много черных и цветных металлов. Машиностроительные
заводы, занимающиеся выпуском такого
рода продукции обычно находяться как
можно ближе к металлургическим базам,
чтобы уменьшить затраты по доставке сырья.
Большинство крупных заводов тяжелого
машиностроения расположены на Урале.
Трудоемкость
С точки зрения трудоёмкости машиностроительный
комплекс характеризуется большими затратами
и очень высокой квалификацией труда.
Производство машин требует больших затрат
рабочего времени. В связи с этим достаточно
большое количество отраслей машиностроения
тяготеют к районам страны, где концентрация
населения высока, и в особенности там,
где есть высококвалифицированные и инженерно-технические
кадры. Чрезвычайно трудоёмкими можно
назвать следующие отрасли комплекса:
авиационная промышленность (Самара, Казань),
станкостроение (Москва, Санкт-Петербург),
производство электротехники и точных
приборов (Ульяновск).