Развитие морского портового комплекса

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 16:09, доклад

Описание работы

Развитие морского портового комплекса региона в условиях внешней среды зависит от наличия долгосрочных связей с заказчиками и перевозчиками, затрат на осуществление грузоперевалочных работ, финансирования модернизации производственной базы, фондовооруженности труда, качественного и объемного государственного финансирования.

Работа содержит 1 файл

Развитие морского портового комплекса.docx

— 25.69 Кб (Скачать)

     В настоящее время организована разработка инвестиционных программ развития российских портов. По мнению Министерства средства федерального бюджета должны обеспечить ускоренное развитие портов, обеспечивающих основной прирост перегрузки экспортно-импортных  и транзитных грузов и компенсировать указанные выше недостатки российских портов. При этом будет обеспечено как создание соответствующих объектов инфраструктуры, так и решена задача уменьшения инвестиционной составляющей в портовых сборах.

     Мероприятия Комплекса мер, направленные на совершенствование  системы управления морскими портами  включают ряд практических мер по реализации закона «О морских портах в Российской Федерации», прежде всего, в части земельных и имущественных  отношений. В настоящее время  на балансе ФГУП «Росморпорт» находится более 1500 объектов недвижимого имущества (включая 521 причал с общей протяженностью около 80 километров) общей стоимостью более 27 млрд рублей. Министерство в соответствии поручением Президента включило в Комплекс мер вопросы развития образовательных учреждений для морских портов, включая вопросы финансирования, нормативно-правового обеспечения подготовки, переподготовки и закрепления кадров.

     Развитие  крупнейших портов России

     Портами Северо-Западного бассейна в 2006 году перегружено 192 млн тонн грузов. Основными видами грузов являются нефть и нефтепродукты – более 60 %, уголь - более 10 %. Министерство считает приоритетными портами бассейна Мурманск, Санкт-Петербург, Приморск, Усть-Л уга, Калининград. Развитие указанных портов должно обеспечить к 2015 году увеличение грузооборота до 314 млн тонн.

     Основное  развитие порта Мурманск предусматривается  на Западном берегу Кольского залива, где планируется построить угольный терминал мощностью 15 млн тонн в год, причалы для контейнеров, генеральных грузов мощностью 3 млн тонн в год, нефтеперегрузочный комплекс мощностью 25-35 млн тонн.

     Порт  Усть–Луга является ключевым объектом развития портов Западного региона России. В настоящее время осуществляется корректировка Генеральной схемы развития порта Усть-Л уга с доведением к 2015 году мощностей порта до 125 млн тонн, в том числе 85 млн тонн сухих и около 40 млн тонн наливных грузов. Развитие порта УстьЛуга обеспечит реализацию мер по переключению экспорта российских внешнеторговых грузов из портов соседних стран в российские порты. Кроме того, предлагается реализовать вариант расширения Балтийской трубопроводной системы.

     Развитие  порта Балтийск предполагается осуществлять путем строительства современных  перегрузочных комплексов на побережье  Приморской бухты, где предусмотрено  строительство контейнерного терминала  мощностью до 3,5 млн контейнеров и терминала накатных грузов мощностью 1 млн тонн. Это будет первый в Калининградской области глубоководный порт, куда смогут заходить суда с большим водоизмещением, что обеспечит конкурентоспособность порта по отношению к прибалтийским портам.

     Портами Южного бассейна в 2006 году переработано 160 млн тонн грузов. Основными видами грузов являются нефть и нефтепродукты – более 70 %. Министерство считает приоритетными портами бассейна Новорос- сийск, Тамань, Кавказ. Развитие указанных портов должно обеспечить к 2015 году увеличение грузооборота до 230 млн тонн.

     Порт  Новороссийск является самым крупным  по объему грузопереработки в России. В настоящее время разрабатывается инвестиционный проект «Комплексное развитие Новороссийского транспортного узла». Реализация проекта позволит существенно повысить пропускную способность железной дороги, сбалансировать по пропускной способности производственные мощности морского, железнодорожного транспорта и дорожного хозяйства Новороссийского транспортного узла, внедрить современные технологии обработки грузов на специализированных терминалах.

     Портами Дальневосточного бассейна в 2006 году перегружено 70 млн. тонн грузов. Основными видами грузов являются уголь – 28 %, нефть  и нефтепродукты – более 25 %.

     Министерство  считает приоритетными портами  бассейна Восточный, Ванино, Козьмино, Пригородное (о. Сахалин), ПетропавловскКамчатский. Развитие указанных портов должно обеспечить к 2015 году увеличение грузооборота до 145 млн тонн (рост к 2006 году – в 2 раза).

     Развитие  транспортного узла Восточный - Находка  в Приморском крае решает важ- ную задачу повышения конкурентоспособности Транссибирской магистрали. Порт Восточный благодаря выгодному географическому положению, удобной акватории имеет значительный потенциал роста. Проектом предусмотрено развитие объектов транспортной инфраструктуры федерального значения, направленных на повышение эффективности системы мультимодальных перевозок экспортно-импортных грузов.

     Строительство контейнерных терминалов

     Особое  внимание в действующей и разрабатываемой  федеральных целевых программах уделено строительству контейнерных терминалов. Сегодня уровень контейнеризации  российских грузов значительно ниже, чем за рубежом. Необходимо в короткий срок преодолеть, или хотя бы сократить  до минимума этот разрыв. Проект программы  содержит предложения о доведении  производственной мощности контейнерных терминалов в Усть-Л уге до 3,5 млн контейнеров в год, в Балтийске - до 3,5 млн контейнеров в год, в Новороссийске до 2 млн контейнеров в год, в Восточном – до 5 млн контейнеров в год.

     Развитие  морских портов невозможно без соответствующего развития железнодорожной и автодорожной инфраструктуры на подходах к крупнейшим портам. В настоящее время основные расходы по развитию железнодорожных  подходов к портам несет ОАО «РЖД», уровень тарифов для которого регулирует Правительство РФ. Предлагается часть расходов осуществлять за счет средств федерального бюджета и  использования механизма государственночастного партнерства. К настоящему времени подготовлены проекты строительства за счет средств Инвестиционного фонда Кузнецовского тоннеля, который существенным образом улучшит ситуацию при перевозках грузов в порт Ванино, а также организации скоростного пассажирского движения на направлении Санкт-Петербург – Бусловская (Хельсинки) с выносом грузового движения на направление Ручьи – Каменногорск – Выборг. Одобренная на заседании Правительства «Стратегия развития железнодорожного транспорта до 2030 года» включает указанные мероприятия.

     Министерством запланированы мероприятия по строительству  и реконструкции автомобильных  дорог в направлении основных морских портов (Мурманск, Усть-Л уга, Санкт-Петербург, порты Черного моря, в том числе Новороссийск, порты Каспийского моря, порты Приморья, включая Владивосток, Ванино). Кроме того, с государственной поддержкой из Инвестиционного фонда Российской Федерации предусмотрено осуществить строительство Западного скоростного диаметра в СанктПетербурге, соединяющего Большой морской порт СанктПетербурга с Кольцевой автомобильной дорогой.

     В проект федеральной целевой программы  «Развитие транспортной системы  России (2010-2015 годы)» в качестве отдельной  задачи намечено включить строительство  и реконструкцию автодорожных подходов к морским и речным портам, аэропортам, крупным транспортным узлам, направленную на расширение пропускной способности  действующих морских портов, расположенных  в зоне плотной застройки городов  и не имеющих территориальных  ресурсов для дальнейшего развития. Существенные затраты на обеспечение авто дорожных подъездов к морским портам предусмотрены в федеральной целевой программе «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года».

     С учетом интенсификации перевозок грузов через российские порты особое значение приобретает обеспечение безопасности мореплавания на подходах к портам и в зоне ответственности Российской Федерации. Реализация указанной задачи требует создания современных информационных систем обеспечения безопасности мореплавания и строительства ледокольного, аварийно-спасательного  и вспомогательного флота.

     В проекте программы предусмотрено  строительство но- вых и реконструкция действующих объектов систем управления движением судов, Глобальной морской системы связи при бедствии, станций приёма и обработки информации Международной системы поиска и спасения «КОСПАССАРСАТ». Проект программы предусматривает строительство более 70 судов государственного флота специального назначения.

     В части развития инфраструктуры пунктов  пропуска в морских портах также  полагается необходимым увеличить  объемы финансирования данных расходов в рамках Федеральной целевой  программы «Государственная граница  Российской Федерации (20032010 годы)» с  включением в нее всех ныне функционирующих  пунктов пропуска.

     Осуществление Комплекса мер обеспечит:

     1. Повышение качества предоставляемых  в морских портах услуг по  сравнению с портами сопредельных  государств по стоимости и  временным параметрам; 2. Создание  условий для дальнейшего динамичного  развития, повышения конкурентоспособности  и инвестиционной привлекательности; 3. Обеспечение охраны жизни и  здоровья людей, защиты окружающей  среды и безопасности мореплавания.

     За  основу при разработке Комплекса  мер приняты:

     – Концепция долгосроч- ного социально-экономического развития Российской Федерации;

     – Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года;

     – Стратегия развития железнодорожного транспорта до 2030 года.

     Президент Российской Федерации поручил Морской  коллегии при Правительстве Российской Федерации осуществлять координацию  деятельности по развитию российских морских портов.

     Комплекс  мер обсужден с заинтересованными  федеральными органами исполнительной власти. Получены положительные заключения Минэкономразвития России, Минфина  России, ФСБ России, Минобороны России, Минрегиона России. Имеющиеся замечания будут учтены в установленном порядке.

Информация о работе Развитие морского портового комплекса