Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 16:09, доклад
Развитие морского портового комплекса региона в условиях внешней среды зависит от наличия долгосрочных связей с заказчиками и перевозчиками, затрат на осуществление грузоперевалочных работ, финансирования модернизации производственной базы, фондовооруженности труда, качественного и объемного государственного финансирования.
Развитие
морского портового комплекса региона
в условиях внешней среды зависит
от наличия долгосрочных связей с
заказчиками и перевозчиками, затрат
на осуществление
Анализ резервов комплексного развития морского портового комплекса региона (МПКР) в условиях внешней среды позволяет выявить выгоду от введения новых технологий и оборудования, т.к. источники получения финансовых ресурсов ограничены и нужно их использовать с максимально возможной отдачей. Эффективность работы морского портового комплекса региона и его конкурентоспособность зависят от технической и технологической оснащенности, эффективности использования основных фондов.
Процесс
технологического перевооружения морского
портового комплекса региона - процесс
перманентный, особенно если МПКР находится
в стадии развития. В этой связи
возникает необходимость
Проблема
повышения эффективности
Совершенствование технического уровня действующего производства должно проходить прежде всего за счет своевременного вывода и замещения устаревших фондов новой высокоэффективной техникой. Сохранение морально и физически устаревшей техники ведет к снижению уровня технической вооруженности и в конечном счете - к ухудшению экономических показателей производственной деятельности.
Неудовлетворительные экономические показатели от эксплуатации морально и физически устаревшей техники отрицательно влияют на отраслевые показатели эффективности производства, в частности на такие, как себестоимость выпуска продукции, величина прибыли, фондоотдачи и рентабельности основных фондов. Эксплуатация морально и физически устаревшей техники требует определенных материальных затрат и организационных усилий по ее обслуживанию, в том числе по проведению ремонтов. Обновление основных фондов должно идти не только за счет высоких темпов расширенного воспроизводства, но и за счет не менее высоких темпов простого воспроизводства основных фондов. При этом последнее должно шире охватить такие экономически выгодные формы воспроизводства, как техническое перевооружение, реконструкцию и расширение действующего предприятия.
Техническое перевооружение производства, отражая процесс развития производительных сил, предусматривает соответствие между численностью работников, их квалификацией и временем внедрения новых средств труда. Эта объективная необходимость определяется законом соответствия развития рабочей силы характеру и техническому уровню орудий труда, который действует в тесной связи с экономическим законом повышающейся производительности труда, а также разделением труда. Правильное определение оптимальных сроков службы основных фондов -важнейшая экономическая задача, так как от срока службы в значительной степени зависит эффективность их использования.
Особую
роль и влияние на продолжительность
сроков службы оказывают организация
и качество проведения планово-предупреди-тельного
ремонта, средних и капитальных ремонтов.
При направлении вложений преимущественно
на модернизацию роль амортизации в расширенном
воспроизводстве основных фондов проявляется
не столько в увеличении их прироста, сколько
в возрастании масштабов технического
перевооружения и повышении уровня эффективности.
Морские
порты являются одним из ключевых
элементов транспортного
С 2000 года объем перегрузки грузов в 62-х портах страны увеличился в 2 раза, достигнув 421 млн тонн. Доля перевалки российских грузов в портах сопредельных стран снизилась до 20,8 %.
Президент России Владимир Путин поручил Правительству РФ разработать и реализовать Комплекс мер по развитию портов и портовых особых экономических зон.
Минтранс России при разработке проекта Комплекса мер исходил из анализа существующих недостатков и рисков, влияющих на развитие портов.
К недостаткам в развитии российских портов можно отнести:
– особенности климатического и географического положения портов (ледовая обстановка, мелководные акватории, протяжённые подходные каналы);
– отсутствие принятых в мировой практике налоговых и таможенных преференций, в том числе для создания портовых особых экономических зон;
– неразвитость логистической припортовой инфраструктуры и железнодорожных и автомобильных подходов к портам;
– несоответствие режима и процедур работы пунктов пропуска мировой практике;
–
недостаточная нормативно-
– повышенная нагрузка на окружающую среду.
Российские порты были построены в 60-70 годах прошлого века и не удовлетворяют современным требованиям в части глубин у причалов и на портовых акваториях. Половина портов (31) - мелководные и могут обрабатывать суда грузоподъемностью до 10 тысяч тонн. Портов, которые могут принимать современные суда дедвейтом свыше 50 тысяч тонн, всего 10. (В СССР таких портов было 9, в том числе в РСФСР - 5). Суда дедвейтом свыше 150 тысяч тонн может принимать только один порт – Мурманск.
Большинство российских портов расположены в замерзающих морях. Незамерзающими внешнеторговыми портами являются лишь Калининград, Новороссийск, Туапсе, Мурманск и порты южного Приморья. Остальные требуют ледовой проводки судов от 2 до 6 месяцев в году.
Все
затраты на дноуглубление для
поддержания габаритов глубин и
содержание ледоколов, в виде ледокольного
и канального сборов, возмещаются
судовладельцами. Принятые технологии
осуществления проверок контрольными
службами в пунктах пропуска через
государственную границу
Снижает
конкурентоспособность
На
конкурентоспособность наших
В силу названных причин часть российских внешнеторговых грузов, в первую очередь импортных и навалочных, перегружается в портах сопредельных государств. По отдельным видам грузов, на отдельных бассейнах доля зарубежных портов весьма значительна. Наглядный пример такой ситуации - портовая переработка экспортного угля.
Существенным образом на конкурентоспособность российских портов повлияет предстоящий рост железнодорожных тарифов в направлении портов в связи со вступлением России в ВТО.
К преимуществам и возможностям для развития портов можно отнести:
– развитие экономики страны и рост экспортно-импортных перевозок;
– существенный потенциал для развития транзитных перевозок;
– готовность портового бизнеса вкладывать значительные средства в развитие терминальных мощностей;
–
наличие
–
создание судостроительного холдинга,
который обеспечит в
–
наличие Российского
Можно оформить в схему:
Для реализации этих преимуществ и возможностей Минтрансом России разработан Комплекс мер, включающий три направления деятельности:
– с о в е р ш е н с т в о в а н и е нормативно-правового регулирования деятельности;
– развитие инфраструктуры;
–
совершенствование системы
Ключевыми
элементами обеспечения нормативно
правового регулирования
В
развитие этих законов необходимо разработать
и принять более 60 решений Правительства
(в том числе решения о
Существенное
значение с точки зрения развития
морских портов и повышения их
конкурентоспособности имеют
–
устанавливаются полномочия Правительства
и федеральных органов
– п р е д у с м а т р и в а е т с я единая структура портовых властей во главе с капитаном порта;
– определяется правовой статус земельных участков в морском порту, включая отнесение земель к категории земель транспорта;
– определяется исчерпывающий перечень объектов инфраструктуры морского порта, находящихся исключительно в федеральной собственности и объектов, не подлежащих отчуждению в частную собственность.
Портовые экономические зоны
Существенным
фактором повышения
Учитывая, что порты являются важными элементами международных транспортных коридоров, проходящих по территории Российской Федерации, через портовые особые зоны можно будет осуществлять перевозки и распределение транзитных грузов. Разработанный Комплекс мер предусматривает реализацию положений указанных законов в кратчайшие сроки после их принятия. Второе основное направление Комплекса мер предусматривает развитие инфраструктуры морских портов. Министерство в настоящее время заканчивает подготовку и согласование изменений в действующую программу «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)» с целью ее завершения в 2009 году.
Проект
новой федеральной целевой