Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 08:13, задача
Данный раздел выполняется на основании следующих исходных данных:
T2 = 458,721, Нм – вращающий момент на валу колеса;
n2 = 35,469, об/мин – частота вращения колеса;
U = 4 – передаточное число передачи;
Lлет = 6, лет – срок службы передачи;
Kгод = 0,8 – коэффициент годовой нагрузки;
Расчёт цилиндрической эвольвентной зубчатой передачи
Данный раздел выполняется на основании следующих исходных данных:
T2 = 458,721, Нм – вращающий момент на валу колеса;
n2 = 35,469, об/мин – частота вращения колеса;
U = 4 – передаточное число передачи;
Lлет = 6, лет – срок службы передачи;
Kгод = 0,8 – коэффициент годовой нагрузки;
Kсут = 0,33 – коэффициент суточной нагрузки;
циклограмма нагружения.
2.1 Выбор материалов зубчатых колёс и определение допускаемых напряжений
2.1.1 Определим продолжительность работы передачи под нагрузкой за расчётный срок службы
2.1.2 Выберем материалы зубчатых колёс
Материал шестерни – Сталь 18ХГТ ГОСТ 4543 – 88*;
Термическая обработка – закалка;
HRC1 = 60 – твёрдость поверхностей зубьев;
σT1 = 800, МПа – предел текучести;
σb1 = 1000, МПа – предел прочности;
σHlimb1 = 1380, МПа – предел контактной выносливости соответствующий базовому
σFlimb1 = 800, МПа – предел выносливости зубьев по напряжениям изгиба;
SH1 = 1,2 – коэффициент безопасности;
SF1 = 2 – коэффициент безопасности;
YR1 = 1 – коэффициент, учитывающий шероховатость переходной поверхности зуба.
Материал колеса – Сталь 18ХГТ ГОСТ 4543 – 88*;
Термическая обработка – закалка;
HRC2 = 60 – твёрдость поверхностей зубьев;
σT2 = 800, МПа – предел текучести;
σb2 = 1000, МПа – предел прочности;
σHlimb2 = 1380, МПа – предел контактной выносливости соответствующий базовому
σFlimb2 = 800, МПа – предел выносливости зубьев по напряжениям изгиба;
SH2 = 1,2 – коэффициент безопасности;
SF2 = 2 – коэффициент безопасности;
YR2 = 1 – коэффициент, учитывающий шероховатость переходной поверхности зуба.
2.1.3 Определим допускаемое контактное напряжения для шестерни
где σHlimb1 = 1380, МПа – предел контактной выносливости соответствующий базовому
SH1 = 1,2 – коэффициент безопасности;
ZR1 = 0,95 – коэффициент, учитывающий шероховатость рабочих поверхностей
зубьев;
KHL1 – коэффициент долговечности.
где базовое число циклов напряжений;
NHE1 – эквивалентное число циклов напряжений при работе передачи с
переменными нагрузками.
где n = 141,875, об/мин – частота вращения шестерни;
c = 1 – число зубчатых колёс, находящихся в зацеплении с рассчитываемым;
th = 13880, ч – продолжительность работы передачи под нагрузкой за расчётный
срок службы;
T1, T2 = 0,4·T1 – передаваемые зубчатым колёсом вращающие моменты в течении
времени th1 = 0,3·th и th2 = 0,7·th соответственно;
Tmax = T1 – максимальный из длительнодействующих вращающих моментов,
передаваемых рассчитываемым
передачи.
2.1.4 Определим допускаемое
где σHlimb2 = 1380, МПа – предел контактной выносливости соответствующий базовому
SH2 = 1,2 – коэффициент безопасности;
ZR2 = 0,95 – коэффициент, учитывающий шероховатость рабочих поверхностей
зубьев;
KHL2 – коэффициент долговечности.
где базовое число циклов напряжений;
NHE2 – эквивалентное число циклов напряжений при работе передачи с
переменными нагрузками.
где n = 35,469, об/мин – частота вращения колеса;
c = 1 – число зубчатых колёс, находящихся в зацеплении с рассчитываемым;
th = 13880, ч – продолжительность работы передачи под нагрузкой за расчётный
срок службы;
T1, T2 = 0,4·T1 – передаваемые зубчатым колёсом вращающие моменты в течении
Tmax = T1 – максимальный из длительнодействующих вращающих моментов,
передаваемых рассчитываемым
передачи.
[σH] = [σH]min = [σH]1 = 1347, МПа.
2.1.5 Определим допускаемое
где σFlimb1 = 800, МПа – предел выносливости зубьев по напряжениям изгиба;
SF1 = 2 – коэффициент безопасности;
YR1 = 1 – коэффициент, учитывающий шероховатость переходной поверхности
зуба;
KFC1 = 1 – коэффициент, учитывающий влияние двустороннего приложения
нагрузки (реверсированная);
KFL1 – коэффициент долговечности.
где базовое число циклов напряжений;
NFE1 – эквивалентное число циклов напряжений при работе передачи с
переменными нагрузками.
где n = 141,875, об/мин – частота вращения шестерни;
c = 1 – число зубчатых колёс, находящихся в зацеплении с рассчитываемым;
th = 13880, ч – продолжительность работы передачи под нагрузкой за расчётный
срок службы;
T1, T2 = 0,4·T1 – передаваемые зубчатым колёсом вращающие моменты в течении
Tmax = T1 – максимальный из длительнодействующих вращающих моментов,
передаваемых рассчитываемым зубчатым колёсом за весь срок службы
передачи.
Примем KFL1 = 1.
2.1.6 Определим допускаемое напряжение при расчёте на усталость по напряжениям изгиба для колеса
где σFlimb2 = 800, МПа – предел выносливости зубьев по напряжениям изгиба;
SF2 = 2 – коэффициент безопасности;
YR2 = 1 – коэффициент, учитывающий шероховатость переходной поверхности
зуба;
KFC2 = 1 – коэффициент, учитывающий влияние двустороннего приложения
нагрузки (реверсированная);
KFL2 – коэффициент долговечности.
где базовое число циклов напряжений;
NFE2 – эквивалентное число циклов напряжений при работе передачи с
переменными нагрузками.
где n = 35,469, об/мин – частота вращения колеса;
c = 1 – число зубчатых колёс, находящихся в зацеплении с рассчитываемым;
th = 13880, ч – продолжительность работы передачи под нагрузкой за расчётный
срок службы;
T1, T2 = 0,4·T1 – передаваемые зубчатым колёсом вращающие моменты в течении
Tmax = T1 – максимальный из длительнодействующих вращающих моментов,
передаваемых рассчитываемым зубчатым колёсом за весь срок службы
передачи.
Примем KFL2 = 1.
2.2 Проектный расчёт на контактную выносливость
Определим межосевое расстояние передачи
где Ka = 490 – вспомогательный коэффициент;
U = 4 – передаточное число передачи;
T2 = 458,721, Нм – вращающий момент на валу колеса;
ψba = 0,22 – коэффициент ширины колеса относительно межосевого расстояния;
[σH] = 1347, МПа – допускаемое контактное напряжение;
KHβ = 1,09 – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки
по ширине зубчатого венца.
Примем aw = 125, мм.
2.3 Геометрический расчёт передачи
Параметр |
Обозначение |
Расчётная формула |
1 |
2 |
3 |
Межосевое расстояние |
aw, мм |
125 |
Передаточное число |
U |
4 |
Ширина колеса |
b2, мм |
Примем b2 = 28, мм. |
Ширина шестерни |
b1, мм+ |
b1 = b2 + 2…5 = 28 + 5 = 33 |
Модуль нормальный |
m, мм |
m = (0,01…0,02)·aw = 0,02·125 = 2,5 |
Суммарное число зубьев |
ZΣ |
|
Число зубьев шестерни |
Z1 |
|
Число зубьев колеса |
Z2 |
Z2 = ZΣ – Z1 = 100 – 20 = 80 |
Фактическое передаточное число |
Uф |
|
Отклонение передаточного числа |
ΔU, % |
|
Делительное межосевое расстояние |
a, мм |
|
Угол зацепления |
αtw, град |
|
Коэффициент суммы смещений |
XΣ |
|
Коэффициент воспринимаемого смещения |
Y |
|
Коэффициент уравнительного смещения |
ΔY |
ΔY = XΣ – Y = 0 – 0 = 0 |
Делительные диаметры |
d1, мм d2, мм |
d1 = m·Z1 = 2,5·20 = 50 d2 = m· Z2 = 2,5·80 = 200 |
Диаметры вершин зубьев |
da1, мм da2, мм |
|
Диаметры впадин зубьев |
df1, мм df2, мм |
2.4 Определим кинематические параметры передачи
Передаточное число
Окружная скорость в зацеплении
где d1 = 50, мм - делительный диаметр шестерни;
n1 = 141,875, об/мин – частота вращения шестерни.
Примем степень точности 9.
2.5 Определим усилия в зацеплении
Окружное усилие
где T2 = 458,721, Нм – вращающий момент на валу колеса;
d2 = 200, мм – делительный диаметр колеса.
Радиальное усилие
где Ft = 4587, Н – окружное усилие в зацеплении;
α = 20º – угол профиля зуба;
β = 0º – угол наклона зуба.
Осевое усилие
где Ft = 4587, Н – окружное усилие в зацеплении;
β = 0º – угол наклона зуба.
2.6 Проверочный расчёт на контактную выносливость
Определим расчётное контактное напряжение для полюса зацепления
где K = 310 – числовой коэффициент;
U = 4 – передаточное число передачи;
aw = 125 – межосевое расстояние;
T2 = 458,721, Нм – вращающий момент на валу колеса;
KHα = 1 – коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями;
KHβ = 1,09 – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки
по ширине зубчатого венца;
KHν = 1,04 – коэффициент динамической нагрузки, возникающей в зацеплении;
b2 = 28, мм – ширина колеса.
2.7 Проверочный расчёт зубьев на выносливость по напряжениям изгиба
2.7.1 Определим расчётное
напряжение изгиба на
где KFα = 1 – коэффициент, учитывающий между зубьями;
KFβ = 1,13 – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки
по ширине зубчатого венца;
KHν = 1,04 – коэффициент динамической нагрузки, возникающей в зацеплении;
YF1 = 4,07 – коэффициент формы зуба шестерни;
Yβ = 1 – коэффициент, учитывающий повышение изгибной прочности косого зуба
по сравнению с прямым;
Ft = 4587, Н – окружное усилие в зацеплении;
b1 = 33, мм – ширина шестерни;
m = 2,5, мм – модуль.
2.7.2 Определим условие
прочности зубьев по
где σF1 = 287,75, Н – расчётное напряжение изгиба на переходной поверхности зуба
YF2 = 3,60 – коэффициент формы зуба колеса;
YF1 = 4,07 – коэффициент формы зуба шестерни.
Информация о работе Расчёт цилиндрической эвольвентной зубчатой передачи