Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 19:32, курсовая работа
Цель работы: закрепить знания по теории эксплуатационных свойств автотранспортных средств.
Задача работы: приобретение навыков решения практических задач, таких как определение тягового баланса.
Выполнен тяговый расчет легкового автомобиля с бензиновым двигателем.
Актуальными сегодня есть вопросы топливной экономии в условиях максимального использования эксплуатационных возможностей автомобиля. В виду повышения цен на горючее, экономия автомобилем горюче-смазочных материалов позволяет снизить стоимость его эксплуатации в целом.
Введение………………………………………………………………………
1 Исходные данные…………………………………………….……………..
2 Определение весовых параметров автомобиля…………………………
2.1 Определение полного веса автомобиля……………………………….
2.2 Распределение веса по осям автомобиля……………………………..
3 Выбор шин………………………………………………………………….
4 Построение внешней скоростной характеристики двигателя…………
4.1 Определение максимальной мощности двигателя……………………
4.2 Построение внешней скоростной характеристики……………………
5 Уравнение и график тягового баланса автомобиля……………………
5.1 Определение передаточного числа главной передачи………………
5.2 Определение передаточных чисел коробки передач………………..
5.3 График тягового баланса автомобиля………………………………
Литература…………………………………………………………………
Таблица 2 – Результаты расчета внешней скоростной характеристики двигателя
Параметры |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
n, об/мин |
900 |
1800 |
2700 |
3600 |
4500 |
Ne, кВт |
8,76 |
21,91 |
31,99 |
40,32 |
43,82 |
Mк, Н∙м |
93,04 |
116,31 |
113,21 |
107 |
93,06 |
По результатам расчетов строим кривые зависимостей Ne=f(n) и Mk=f(n) (рис. 1).
Рисунок 1 – Внешняя скоростная характеристика бензинового двигателя
5 Уравнение и график тягового баланса автомобиля
5.1 Определение передаточного числа главной передачи
Величина передаточного
числа главной передачи оказывает
значительное влияние на приемистость
и топливную экономичность
Если основной целью является достижение максимально возможной скорости автомобиля и удельная мощность достаточно велика, то передаточное число главной передачи определяют по формуле:
,
где nN - частота вращения коленчатого вала при Nеmax, об/мин;
iк.п.в - передаточное число высшей ступени коробки передач.
5.2 Определение передаточных чисел коробки передач
Передаточное число iк.п.1 первой передачи коробки передач определяется из условия преодоления заданного максимального дорожного сопротивления:
По рассчитанному iк.п.1 и известному iк.п.в = 1 для прямой передачи по закону геометрической прогрессии определяют промежуточные передаточные числа коробки передач по формуле:
где n – число ступеней коробки передач, не считая ускоряющей и заднего хода (n = 4);
к – порядковый номер рассчитываемой передачи.
5.3 График тягового баланса автомобиля
Уравнение тягового баланса автомобиля при равномерном движении:
где Рк - касательная сила тяги, Н;
РΨ - сила суммарного сопротивления дороги, Н;
Рw - сила сопротивления воздуха, Н.
Касательная сила тяги определяется из выражения:
, Н (5.5)
Н
Н
Н
Н
Н
Аналогично рассчитываем для других передач. Полученные результаты сводим в таблицу 3.
Скорость (V) автомобиля определяют по формуле:
,
км/ч
км/ч
км/ч
км/ч
км/ч
Аналогично рассчитываем для других передач. Полученные результаты сводим в таблицу 3.
Сила суммарного сопротивления горизонтальной дороги:
, Н
Для типичного расчетного случая движения по горизонтальной дороге коэффициент Ψ равен коэффициенту сопротивления качению f.
Н
Сила сопротивления воздуха определяется по формуле:
Н
где kw - коэффициент сопротивления воздуха, Н∙с2/м4;
F - лобовая площадь автомобиля;
V - скорость движения автомобиля, км/ч.
Н
Н
Н
Н
Н
Аналогично рассчитываем для других передач. Полученные результаты сводим в таблицу 3.
Результаты расчета составляющих тягового баланса автомобиля сводим в таблицу 3.
Передача |
nД, об/мин |
V, км/ч |
Мк, Н∙м |
Рк, Н |
РΨ, Н |
Рw, Н |
Рw+РΨ, Н |
1 |
900 |
6,55 |
93,04 |
4336,8 |
210,81 |
1,72 |
212,53 |
1800 |
13,10 |
116,3 |
5421 |
6,88 |
217,7 | ||
2700 |
19,65 |
113,2 |
5276,44 |
15,49 |
226,31 | ||
3600 |
26,207 |
107 |
4987,32 |
27,54 |
238,36 | ||
4500 |
32,75 |
93,04 |
4336,8 |
43,04 |
253,85 | ||
2 |
900 |
10,73 |
93,04 |
2647,43 |
210,81 |
4,62 |
215,43 |
1800 |
21,46 |
116,3 |
3309,29 |
18,48 |
229,29 | ||
2700 |
32,19 |
113,2 |
3221,04 |
41,58 |
252,39 | ||
3600 |
42,93 |
107 |
3044,54 |
73,92 |
284,73 | ||
4500 |
53,66 |
93,04 |
2647,43 |
115,5 |
326,31 | ||
3 |
900 |
17,58 |
93,04 |
1616,14 |
210,81 |
12,39 |
223,21 |
1800 |
35,16 |
116,3 |
2020,17 |
49,59 |
260,4 | ||
2700 |
52,74 |
113,2 |
1966,3 |
111,57 |
322,39 | ||
3600 |
70,32 |
107 |
1858,56 |
198,36 |
409,17 | ||
4500 |
87,9 |
93,04 |
1616,14 |
309,93 |
520,75 | ||
4 |
900 |
28,8 |
93,04 |
986,58 |
210,81 |
33,26 |
244 |
1800 |
57,6 |
116,3 |
1233,23 |
133,07 |
343,88 | ||
2700 |
86,4 |
113,2 |
1200,34 |
299,41 |
510,22 | ||
3600 |
115,2 |
107 |
1134,57 |
532,28 |
743,1 | ||
4500 |
144 |
93,04 |
986,58 |
831,7 |
1042,51 |
Полученные значения составляющих тягового баланса автомобиля используются для построения графика тягового баланса, представленного на рисунке 2.
V, км/ч
Рисунок 2 – График тягового баланса автомобиля
1. Литвинов А. С., Фаробин Я. Е. Автомобиль. Теория эксплуатационных свойств. М.: Машиностроение, 1989 - 240 с.
2. Иванов В. В., Иларионов В. А. и др. Основы теории автомобиля и трактора. М.: Высшая школа, 1977 - 245 с.
3. Яковлев Н. А., Диваков Н. В. Автомобиль. Теория эксплуатационных свойств. М.: Высшая школа, 1962.
4. Автомобильные транспортные средства. /Под ред. Д. П. Великанова. М.: Транспорт, 1977 - 328 с.
5. Краткий автомобильный
справочник. М.: Транспорт, 1983 - 220 с. (Государственный
научно-исследовательский