Расчет карданной передачи

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 19:33, курсовая работа

Описание работы

Целью данного курсового проекта является ознакомление с методами выбора основных параметров автомобиля и его агрегатов, обеспечивающих ему заданные свойства подвижности, а также разработка или модернизация карданной передачи.

Работа содержит 1 файл

Записка.docx

— 380.21 Кб (Скачать)

     Тогда получаем 

     

. 

     3) Выбираем размеры наружного и  внутреннего диаметров карданного  вала по ГОСТ 5005 – 82 и значениям крутящих моментов, соответствующих статическим уровням напряжений кручения в карданных валах грузовых автомобилей ( ). Принимаем наружный и внутренний диаметры карданного вала соответственно равными и мм.

     4) Определяем допустимую длину  карданного вала. 

      ,    (5.3) 

     где и – соответственно наружный и внутренний диаметры карданного вала, см.  

     После подстановки значений получаем 

     

. 

     Длины карданных валов принимаем равными  80 см и 43 см.

     Основные  размеры крестовин и вилок  выбираем из отраслевого стандарта  ОСТ 37.001.068 – 86 «Шарниры карданные неравных угловых скоростей. Основные технические требования».

     В качестве определяющего размера  карданного шарнира принимаем размер между торцами крестовин, значение которого должно быть равно или больше меньшей из следующих величин 

        или ,   (5.4) 

     где – момент, определяемый по формуле (5.2), для дизельных двигателей умножаем на коэффициент, равный ;

           – вес, приходящийся на  мост, к которому подводится момент  через рассчитываемую карданную  передачу, при полной нагрузке  автомобиля, , 

      , ,      (5.5) 

     где – полная масса на приводную ось, – ускорение свободного падения. Получаем  

     

; 

           – коэффициент сцепления  шин с дорогой;

           – передаточное число главной  передачи. 

     Получаем 

     

<
.
 

     Определенный  таким образом размер соответствует карданным шарнирам автомобилей с дизельными двигателями. Зная размер , выбираем соответствующий типоразмер карданного шарнира. Параметры крестовины выбранного карданного шарнира:

     - передаваемый момент 9,5 кН∙м;

     - высота по шипам Н=165мм;

     - диаметр шипа 45 мм. 

     5.2 Прочностной расчет  крестовины карданного  шарнира 

     Расчетная схема крестовины представлена на рисунке 5.1. 

     

     Рисунок 5.1 – Расчетная схема крестовины карданного шарнира 

     При расчете крестовины карданного шарнира  определяют следующие параметры.

     1) Расчетный крутящий момент  на карданном валу.

     В качестве расчетного принимаем момент из формулы 5.2, который равен 

     2) Условно сосредоточенную нормальную  силу, действующую в середине  шипа, 

      , ,     (5.6) 

     где – расстояние между серединами игольчатых роликов противоположно расположенных карданных подшипников, ;

           – угол установки карданного  вала. 

     

 

     3) Напряжение изгиба шипа  

      , ,     (5.7) 

     где – плечо силы , (определяется исходя из того, что сила приложена в середине игольчатого ролика карданного подшипника);

           – момент сопротивления  сечения шипа, , для шипа с отверстием для смазывания  

               (5.8)

     

 

     Оценку  напряженного состояния шипа при  изгибе производим, сопоставляя значение со средним статистическим уровнем напряжений изгиба (  )

     Получаем  напряжение изгиба шипа, равное 

     

 

     Следовательно, условие выполняется.

     4) Напряжение среза шипа  

      , .          (5.9) 

     Получаем  напряжение среза шипа равным 

     

 

     Следовательно, условие выполняется. 

     5.3 Расчет трубы карданного  вала 

     Расчетная схема трубы карданного вала представлена на рисунке 5.2.

     При расчете трубы карданного вала определяют следующие параметры. 

     1) Критическую частоту вращения карданного вала по формуле 

      ,     (5.10) 

     где и – соответственно наружный и внутренний диаметры карданного вала, 

           – длина карданного вала.  

         

         Рисунок 5.2 – Расчетная  схема трубы карданного вала 

     

 

     2) Напряжения кручения трубы под  действием расчетного момента   

      ,      (5.11) 

     где – момент сопротивления трубы 

     Напряжения  кручения не должны превышать 

     Получаем 

     

<
;

      

     Следовательно, условие выполняется.

     3) Угол закручивания трубы карданного  вала под действием расчетного  момента  

      ,     (5.10)  

     где – полярный момент инерции сечения;

           – модуль упругости при  кручении, для стали  . 

     

 

     Условие жесткости при кручении на 1 м длины вала выполняется.

 

      6 Техническая характеристика  автомобиля 

     Таблица 6.1 – Техническая характеристика автомобиля

Параметр Значение
Полная  масса автомобиля, кг

На переднюю ось, кг

На заднюю ось, кг

18200

6700

11500

Грузоподъемность автомобиля, т 9000
Собственная масса, кг 9200
Длина автомобиля, мм 6040
Колея передних колес, мм 2500
Высота, мм 3100
Номинальная мощность двигателя, кВт 210
Номинальная угловая скорость вращения коленчатого  вала, рад/с 199
Максимальный  крутящий момент, Нм 1148
Колесная  формула 4x2
Маркировка шин 12,00R20
Максимальная  скорость движения автомобиля, км/ч 97
Контрольный расход топлива при 60 км/ч, л/100 км 33,7
Время разгона до 60 км/ч, с 52
 
 

 

      Заключение 

     В курсовом проекте были рассчитаны основные параметры для  бензинового двигателя и трансмиссии автомобиля пятого класса, пятого вида с максимальной скоростью 97 км/ч. Все данные для расчета выбраны из прототипа рассчитываемого автомобиля и дополнительной литературы. В качестве прототипа к проектируемому автомобилю выбрали автомобиль  МАЗ-5551А2-4327. В данном курсовом проекте был произведен проектировочно-тяговый расчет автомобиля, проверочно-тяговый расчет автомобиля, топливно-экономический расчет автомобиля.

     В проектировочно-тяговом расчете  были рассчитаны номинальная мощность двигателя, максимальный крутящий момент и передаточные числа трансмиссии.

     В проверочно-тяговом расчете были рассчитаны кинематические скорости автомобиля по передачам, тяговая характеристика автомобиля, динамическая характеристика автомобиля и характеристики разгона  автомобиля.

     В топливно-экономическом расчете  были рассчитаны баланс и степень  использования мощности и расход топлива.

     В индивидуальном задании была разработана карданная передача, произведен функциональный и прочностной расчет.

     Все основные параметры проектируемого автомобиля предоставлены в таблице 6.1.

     В графической части предоставлены  график тягово-динамического и топливно-экономического расчета, а также сборочный чертеж карданной передачи и рабочие чертежи ее деталей. 

 

      Список использованной литературы 

     1. Роговцев В. Л., Устройство и эксплуатация транспортных средств. – М.: Транспорт, 2000, – 430 с.

     2.Гришкевич А.И. Проектирование трансмиссий автомобиля: Справочник -М.: Машиностроение, 1984, - 272с., ил.

     3. Михайловский Е.В., Устройство автомобиля. – 5-е изд., перераб. и доп.. – М.: Машиностроение, 1985. – 352 с., ил.

     4. Методические указания к выполнению 2-й и 3-й контрольных работ  для студентов-заочников специальности  Т.04.02.00 «Эксплуатация транспортных  средств». – Могилев: ГУ ВПО  «Белорусско-Российский Университет», 2002 –  2 с. 

 

      Приложение А (обязательное) 

  ИСХОДНЫЕ  ДАННЫЕ          
Посадочный  диаметр обода, мм       d = 508
Высота  профиля шины, мм         h = 243,84
Коэффициент деформации шины       l = 0,935
Колея передних колес, м         B = 2,5
Высота  автомобиля, м         H = 3,15
Полная  масса автомобиля, кг         M = 18200
Полная  масса на приводную ось, кг       M1 = 11500
Коэффициент перераспределения реакции       mi = 1,2
Максимальная  эффективная мощность двигателя, кВт   Nmax = 210
Максм.коэффициент  дорожного сопротивления, преодол.автомобилем fv = 0,4
Максимальный  коэффициент сцепления колес  с дорогой   fi = 0,8
Минимальная устойчивая скорость, м/с       Vmin = 1,2
Угловая скорость вращения коленчатого вала, соотв. Nmax, рад/с Wn = 198,97
КПД трансмиссии           KPD = 0,9
Коэффициент сопротивления воздуха       Kv = 0,6
Коэффициент дорожного сопротивления при  максим.скорости   Psiv = 0,02
Значение  для расчета коэфф.учета вращающихся  масс   sig1 = 0,04
Значение  для расчета коэфф.учета вращающихся  масс   sig2 = 0,05
Число передач           n = 5
Тип двигателя 5 - дизель, 6 - карбюратор         5
Коэффициенты, зависящие от типа и конструкции  двигателя      
а = 0,53 b = 1,56 c = 1,09      
  РЕЗУЛЬТАТЫ  РАСЧЕТА          
Номинальный радиус колеса, м r n = 0,498      
Радиус  качения колеса, м   rk = 0,4654804      
Площадь лобового сопротивления, кв.м F = 7,875      
        p = 755,733      
        q = -40000,00      
Пр.расч. 20395,74 40395,74 -395,7368          
Максимальная  скорость, м/с   Vmax = 26,9701 97,0925    
Передаточное  число главной передачи Uo = 4,29255      
Передаточное  число первой передачи U1 = 7,54618 7,54618    
        U1f = 11,44366      
        U1v = 3,59602      
Максимальная  касательная сила тяги Ртmax 135,24      
  Параметр Размерн.   Значение  параметров    
  We рад/с 39,79 79,59 119,38 159,18 198,97 0,00
  We/Wn   0,200 0,400 0,600 0,800 1,000 0,000
  Ne кВт 33,5328 82,2864 135,2736 181,5072 210 0
  Me кН.м 0,8427 1,0339 1,1331 1,1403 1,0554 0,0000
                 
Передаточное  число 1 ступени кор.перед. U1прин.= 7,55      
Коэффициент учета вращ.масс для 1 пер. de1 = 3,88724      
  V1 м/с 0,57 1,14 1,72 2,29 2,86 0,00
  Pт1 кН 52,7760 64,7537 70,9673 71,4168 66,1022 0,0000
  Pт1 кН 52,7760 64,7537 70,9673 71,4168 66,1022 0,0000
  Рв1 кН 0,0015 0,0062 0,0139 0,0247 0,0386 0,0000
  Рс1 кН 52,7744 64,7475 70,9534 71,3921 66,0636 0,0000
  D1   0,2956 0,3626 0,3974 0,3999 0,3700 0,0000
  j1 м/с2 0,6955 0,8647 0,9524 0,9586 0,8833 0,0000
  1/j1 с2/м 1,4379 1,1565 1,0499 1,0432 1,1321 0,0000
Передаточное  число 2 ступени кор.перед. U2 = 3,85      
Коэффициент учета вращ.масс для 2 пер. de2 = 1,7801      
  V2 м/с 1,12 2,24 3,36 4,49 5,61 0,00
  Pт2 кН 26,9067 33,0133 36,1812 36,4103 33,7008 0,0000
  Рв2 кН 0,0059 0,0238 0,0535 0,0951 0,1486 0,0000
  Рс2 кН 26,9008 32,9895 36,1277 36,3152 33,5522 0,0000
  D2   0,1507 0,1848 0,2023 0,2034 0,1879 0,0000
  j2 м/с2 0,7201 0,9081 1,0049 1,0107 0,9254 0,0000
  1/j2 с2/м 1,3887 1,1012 0,9951 0,9894 1,0806 0,0000
Передаточное  число 3 ступени кор.перед. U3 = 1,96      
Коэффициент учета вращ.масс для 3 пер. de3 = 1,2324      
  V3 м/с 2,20 4,40 6,60 8,80 11,00 0,00
  Pт3 кН 13,7178 16,8311 18,4462 18,5630 17,1816 0,0000
  Рв3 кН 0,0229 0,0915 0,2058 0,3659 0,5717 0,0000
  Рс3 кН 13,6949 16,7396 18,2404 18,1971 16,6099 0,0000
  D3   0,0767 0,0938 0,1022 0,1019 0,0930 0,0000
  j3 м/с2 0,4514 0,5871 0,6540 0,6521 0,5813 0,0000
  1/j3 с2/м 2,2154 1,7032 1,5290 1,5335 1,7201 0,0000
Передаточное  число 4 ступени кор.перед. U4 = 1      
Коэффициент учета вращ.масс для 4 пер. de4 = 1,0900      
  V4 м/с 4,32 8,63 12,95 17,26 21,58 0,00
  Pт4 кН 6,9937 8,5810 9,4044 9,4640 8,7597 0,0000
  Рв4 кН 0,0880 0,3519 0,7919 1,4078 2,1996 0,0000
  Рс4 кН 6,9057 8,2291 8,6125 8,0562 6,5601 0,0000
  D4   0,0387 0,0461 0,0482 0,0451 0,0367 0,0000
  j4 м/с2 0,1681 0,2348 0,2541 0,2261 0,1507 0,0000
  1/j4 с2/м 5,9486 4,2587 3,9348 4,4228 6,6365 0,0000
Перед.число 5 ступени кор.перед.(повыш.) U5 = 0,8      
Коэффициент учета вращ.масс для 5 пер. de5 = 1,0720      
  V5 м/с 5,39 10,79 16,18 21,58 26,97 0,00
  Pт5 кН 5,5950 6,8648 7,5235 7,5712 7,0078 0,0000
  Рв5 кН 0,1375 0,5499 1,2373 2,1996 3,4369 0,0000
  Рс5 кН 5,4575 6,3149 6,2862 5,3716 3,5708 0,0000
  D5   0,0306 0,0354 0,0352 0,0301 0,0200 0,0000
  j5 м/с2 0,0967 0,1406 0,1392 0,0923 0,0000 0,0000
  1/j5 с2/м 10,3412 7,1101 7,1851 10,8348 ######## 0,0000
                 
ИСХОДНЫЕ  ДАННЫЕ         доля gen 0,08
Удельный  расход топлива, г/(кВт.ч)       gemin = 200
Удельный  расход топлива при максимальной мощности, г/(кВт.ч)   gen = 216
Плотность топлива, кг/куб.м         po= 860
                 
  Параметр Размерн.   Значение  параметров    
  We рад/с 39,79 79,59 119,38 159,18 198,97 0,00
  V м/с 5,39 10,79 16,18 21,58 26,97 0,00
  Ne кВт 33,5328 82,2864 135,2736 181,5072 210 0
  Ne*ht кВт 30,17952 74,05776 121,74624 163,3565 189 0
  кВт 0,7416 5,9324 20,0219 47,4593 92,6939 0,0000
  при Psi = Psiv            
  кВт 19,2612 38,5224 57,7836 77,0448 96,3061 0,0000
  кВт 20,0028 44,4548 77,8055 124,5041 189,0000 0,0000
  И   0,6628 0,6003 0,6391 0,7622 1,0000 0,0000
  Ки   0,9272 0,9512 0,9354 0,9075 1,0000 0,0000
  Е   0,2 0,4 0,6 0,8 1 0
  Ке   1,0893 0,9954 0,9570 0,9623 1,0000 0,0000
  ge г/(кВт.ч) 218,1455 204,5308 193,3486 188,6317 216,000 0,0000
  Qs л/100 км 29,0322 30,2476 33,3636 39,0645 54,3236 0,0000
  при Psi' = Psiv+0,005          
  Nд' кВт 24,0765 48,1530 72,2295 96,3061 120,3826 0,0000
  Nз' кВт 24,8181 54,0854 92,2514 143,7654 213,0765 0,0000
  И'   0,8223 0,7303 0,7577 0,8801 1,1274 0,0000
  Ки'   0,9098 0,9109 0,9078 0,9243 1,1621 0,0000
  Е   0,2 0,4 0,6 0,8 1 0
  Ке   1,0893 0,9954 0,9570 0,9623 1,0000 0,0000
  ge' г/(кВт.ч) 214,0618 195,8565 187,6417 192,1167 251,010 0,0000
  Qs' л/100 км 35,3468 35,2397 38,3906 45,9412 71,1705 0,0000

Информация о работе Расчет карданной передачи