Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 19:33, курсовая работа
Целью данного курсового проекта является ознакомление с методами выбора основных параметров автомобиля и его агрегатов, обеспечивающих ему заданные свойства подвижности, а также разработка или модернизация карданной передачи.
Тогда
получаем
3)
Выбираем размеры наружного и
внутреннего диаметров
4)
Определяем допустимую длину
карданного вала.
, (5.3)
где
и
– соответственно наружный и внутренний
диаметры карданного вала, см.
После
подстановки значений получаем
Длины
карданных валов принимаем
Основные размеры крестовин и вилок выбираем из отраслевого стандарта ОСТ 37.001.068 – 86 «Шарниры карданные неравных угловых скоростей. Основные технические требования».
В
качестве определяющего размера
карданного шарнира принимаем размер
между торцами крестовин, значение
которого должно быть равно или больше
меньшей из следующих величин
или
, (5.4)
где – момент, определяемый по формуле (5.2), для дизельных двигателей умножаем на коэффициент, равный ;
– вес, приходящийся на
мост, к которому подводится момент
через рассчитываемую
,
, (5.5)
где
– полная масса на приводную ось,
– ускорение свободного падения. Получаем
– коэффициент сцепления шин с дорогой;
– передаточное число главной
передачи.
Получаем
Определенный таким образом размер соответствует карданным шарнирам автомобилей с дизельными двигателями. Зная размер , выбираем соответствующий типоразмер карданного шарнира. Параметры крестовины выбранного карданного шарнира:
- передаваемый момент 9,5 кН∙м;
- высота по шипам Н=165мм;
-
диаметр шипа 45 мм.
5.2
Прочностной расчет
крестовины карданного
шарнира
Расчетная
схема крестовины представлена на рисунке
5.1.
Рисунок
5.1 – Расчетная схема крестовины
карданного шарнира
При расчете крестовины карданного шарнира определяют следующие параметры.
1) Расчетный крутящий момент на карданном валу.
В качестве расчетного принимаем момент из формулы 5.2, который равен
2)
Условно сосредоточенную
,
, (5.6)
где – расстояние между серединами игольчатых роликов противоположно расположенных карданных подшипников, ;
– угол установки карданного
вала.
3)
Напряжение изгиба шипа
,
, (5.7)
где – плечо силы , (определяется исходя из того, что сила приложена в середине игольчатого ролика карданного подшипника);
– момент сопротивления
сечения шипа,
, для шипа с отверстием
для смазывания
(5.8)
Оценку напряженного состояния шипа при изгибе производим, сопоставляя значение со средним статистическим уровнем напряжений изгиба ( )
Получаем
напряжение изгиба шипа, равное
Следовательно, условие выполняется.
4)
Напряжение среза шипа
,
. (5.9)
Получаем
напряжение среза шипа равным
Следовательно,
условие выполняется.
5.3
Расчет трубы карданного
вала
Расчетная схема трубы карданного вала представлена на рисунке 5.2.
При
расчете трубы карданного вала определяют
следующие параметры.
1)
Критическую частоту вращения карданного
вала по формуле
,
(5.10)
где и – соответственно наружный и внутренний диаметры карданного вала,
– длина карданного вала.
Рисунок 5.2 – Расчетная
схема трубы карданного вала
2)
Напряжения кручения трубы под
действием расчетного момента
,
(5.11)
где
– момент сопротивления трубы
Напряжения кручения не должны превышать
Получаем
Следовательно, условие выполняется.
3)
Угол закручивания трубы
, (5.10)
где – полярный момент инерции сечения;
– модуль упругости при
кручении, для стали
.
Условие жесткости при кручении на 1 м длины вала выполняется.
6 Техническая характеристика
автомобиля
Таблица 6.1 – Техническая характеристика автомобиля
Параметр | Значение |
Полная
масса автомобиля, кг
На переднюю ось, кг На заднюю ось, кг |
18200
6700 11500 |
Грузоподъемность автомобиля, т | 9000 |
Собственная масса, кг | 9200 |
Длина автомобиля, мм | 6040 |
Колея передних колес, мм | 2500 |
Высота, мм | 3100 |
Номинальная мощность двигателя, кВт | 210 |
Номинальная угловая скорость вращения коленчатого вала, рад/с | 199 |
Максимальный крутящий момент, Нм | 1148 |
Колесная формула | 4x2 |
Маркировка шин | 12,00R20 |
Максимальная скорость движения автомобиля, км/ч | 97 |
Контрольный расход топлива при 60 км/ч, л/100 км | 33,7 |
Время разгона до 60 км/ч, с | 52 |
Заключение
В курсовом проекте были рассчитаны основные параметры для бензинового двигателя и трансмиссии автомобиля пятого класса, пятого вида с максимальной скоростью 97 км/ч. Все данные для расчета выбраны из прототипа рассчитываемого автомобиля и дополнительной литературы. В качестве прототипа к проектируемому автомобилю выбрали автомобиль МАЗ-5551А2-4327. В данном курсовом проекте был произведен проектировочно-тяговый расчет автомобиля, проверочно-тяговый расчет автомобиля, топливно-экономический расчет автомобиля.
В
проектировочно-тяговом
В
проверочно-тяговом расчете
В
топливно-экономическом
В индивидуальном задании была разработана карданная передача, произведен функциональный и прочностной расчет.
Все основные параметры проектируемого автомобиля предоставлены в таблице 6.1.
В
графической части
Список использованной
литературы
1. Роговцев В. Л., Устройство и эксплуатация транспортных средств. – М.: Транспорт, 2000, – 430 с.
2.Гришкевич А.И. Проектирование трансмиссий автомобиля: Справочник -М.: Машиностроение, 1984, - 272с., ил.
3. Михайловский Е.В., Устройство автомобиля. – 5-е изд., перераб. и доп.. – М.: Машиностроение, 1985. – 352 с., ил.
4.
Методические указания к
Приложение А (обязательное)
ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ | ||||||||
Посадочный диаметр обода, мм | d = | 508 | ||||||
Высота профиля шины, мм | h = | 243,84 | ||||||
Коэффициент деформации шины | l = | 0,935 | ||||||
Колея передних колес, м | B = | 2,5 | ||||||
Высота автомобиля, м | H = | 3,15 | ||||||
Полная масса автомобиля, кг | M = | 18200 | ||||||
Полная масса на приводную ось, кг | M1 = | 11500 | ||||||
Коэффициент перераспределения реакции | mi = | 1,2 | ||||||
Максимальная эффективная мощность двигателя, кВт | Nmax = | 210 | ||||||
Максм.коэффициент дорожного сопротивления, преодол.автомобилем | fv = | 0,4 | ||||||
Максимальный коэффициент сцепления колес с дорогой | fi = | 0,8 | ||||||
Минимальная устойчивая скорость, м/с | Vmin = | 1,2 | ||||||
Угловая скорость вращения коленчатого вала, соотв. Nmax, рад/с | Wn = | 198,97 | ||||||
КПД трансмиссии | KPD = | 0,9 | ||||||
Коэффициент сопротивления воздуха | Kv = | 0,6 | ||||||
Коэффициент дорожного сопротивления при максим.скорости | Psiv = | 0,02 | ||||||
Значение
для расчета коэфф.учета |
sig1 = | 0,04 | ||||||
Значение
для расчета коэфф.учета |
sig2 = | 0,05 | ||||||
Число передач | n = | 5 | ||||||
Тип двигателя 5 - дизель, 6 - карбюратор | 5 | |||||||
Коэффициенты, зависящие от типа и конструкции двигателя | ||||||||
а = | 0,53 | b = | 1,56 | c = | 1,09 | |||
РЕЗУЛЬТАТЫ РАСЧЕТА | ||||||||
Номинальный радиус колеса, м | r n = | 0,498 | ||||||
Радиус качения колеса, м | rk = | 0,4654804 | ||||||
Площадь лобового сопротивления, кв.м | F = | 7,875 | ||||||
p = | 755,733 | |||||||
q = | -40000,00 | |||||||
Пр.расч. | 20395,74 | 40395,74 | -395,7368 | |||||
Максимальная скорость, м/с | Vmax = | 26,9701 | 97,0925 | |||||
Передаточное число главной передачи | Uo = | 4,29255 | ||||||
Передаточное число первой передачи | U1 = | 7,54618 | 7,54618 | |||||
U1f = | 11,44366 | |||||||
U1v = | 3,59602 | |||||||
Максимальная касательная сила тяги | Ртmax | 135,24 | ||||||
Параметр | Размерн. | Значение параметров | ||||||
We | рад/с | 39,79 | 79,59 | 119,38 | 159,18 | 198,97 | 0,00 | |
We/Wn | 0,200 | 0,400 | 0,600 | 0,800 | 1,000 | 0,000 | ||
Ne | кВт | 33,5328 | 82,2864 | 135,2736 | 181,5072 | 210 | 0 | |
Me | кН.м | 0,8427 | 1,0339 | 1,1331 | 1,1403 | 1,0554 | 0,0000 | |
Передаточное число 1 ступени кор.перед. | U1прин.= | 7,55 | ||||||
Коэффициент учета вращ.масс для 1 пер. | de1 = | 3,88724 | ||||||
V1 | м/с | 0,57 | 1,14 | 1,72 | 2,29 | 2,86 | 0,00 | |
Pт1 | кН | 52,7760 | 64,7537 | 70,9673 | 71,4168 | 66,1022 | 0,0000 | |
Pт1 | кН | 52,7760 | 64,7537 | 70,9673 | 71,4168 | 66,1022 | 0,0000 | |
Рв1 | кН | 0,0015 | 0,0062 | 0,0139 | 0,0247 | 0,0386 | 0,0000 | |
Рс1 | кН | 52,7744 | 64,7475 | 70,9534 | 71,3921 | 66,0636 | 0,0000 | |
D1 | 0,2956 | 0,3626 | 0,3974 | 0,3999 | 0,3700 | 0,0000 | ||
j1 | м/с2 | 0,6955 | 0,8647 | 0,9524 | 0,9586 | 0,8833 | 0,0000 | |
1/j1 | с2/м | 1,4379 | 1,1565 | 1,0499 | 1,0432 | 1,1321 | 0,0000 | |
Передаточное число 2 ступени кор.перед. | U2 = | 3,85 | ||||||
Коэффициент учета вращ.масс для 2 пер. | de2 = | 1,7801 | ||||||
V2 | м/с | 1,12 | 2,24 | 3,36 | 4,49 | 5,61 | 0,00 | |
Pт2 | кН | 26,9067 | 33,0133 | 36,1812 | 36,4103 | 33,7008 | 0,0000 | |
Рв2 | кН | 0,0059 | 0,0238 | 0,0535 | 0,0951 | 0,1486 | 0,0000 | |
Рс2 | кН | 26,9008 | 32,9895 | 36,1277 | 36,3152 | 33,5522 | 0,0000 | |
D2 | 0,1507 | 0,1848 | 0,2023 | 0,2034 | 0,1879 | 0,0000 | ||
j2 | м/с2 | 0,7201 | 0,9081 | 1,0049 | 1,0107 | 0,9254 | 0,0000 | |
1/j2 | с2/м | 1,3887 | 1,1012 | 0,9951 | 0,9894 | 1,0806 | 0,0000 | |
Передаточное число 3 ступени кор.перед. | U3 = | 1,96 | ||||||
Коэффициент учета вращ.масс для 3 пер. | de3 = | 1,2324 | ||||||
V3 | м/с | 2,20 | 4,40 | 6,60 | 8,80 | 11,00 | 0,00 | |
Pт3 | кН | 13,7178 | 16,8311 | 18,4462 | 18,5630 | 17,1816 | 0,0000 | |
Рв3 | кН | 0,0229 | 0,0915 | 0,2058 | 0,3659 | 0,5717 | 0,0000 | |
Рс3 | кН | 13,6949 | 16,7396 | 18,2404 | 18,1971 | 16,6099 | 0,0000 | |
D3 | 0,0767 | 0,0938 | 0,1022 | 0,1019 | 0,0930 | 0,0000 | ||
j3 | м/с2 | 0,4514 | 0,5871 | 0,6540 | 0,6521 | 0,5813 | 0,0000 | |
1/j3 | с2/м | 2,2154 | 1,7032 | 1,5290 | 1,5335 | 1,7201 | 0,0000 | |
Передаточное число 4 ступени кор.перед. | U4 = | 1 | ||||||
Коэффициент учета вращ.масс для 4 пер. | de4 = | 1,0900 | ||||||
V4 | м/с | 4,32 | 8,63 | 12,95 | 17,26 | 21,58 | 0,00 | |
Pт4 | кН | 6,9937 | 8,5810 | 9,4044 | 9,4640 | 8,7597 | 0,0000 | |
Рв4 | кН | 0,0880 | 0,3519 | 0,7919 | 1,4078 | 2,1996 | 0,0000 | |
Рс4 | кН | 6,9057 | 8,2291 | 8,6125 | 8,0562 | 6,5601 | 0,0000 | |
D4 | 0,0387 | 0,0461 | 0,0482 | 0,0451 | 0,0367 | 0,0000 | ||
j4 | м/с2 | 0,1681 | 0,2348 | 0,2541 | 0,2261 | 0,1507 | 0,0000 | |
1/j4 | с2/м | 5,9486 | 4,2587 | 3,9348 | 4,4228 | 6,6365 | 0,0000 | |
Перед.число 5 ступени кор.перед.(повыш.) | U5 = | 0,8 | ||||||
Коэффициент учета вращ.масс для 5 пер. | de5 = | 1,0720 | ||||||
V5 | м/с | 5,39 | 10,79 | 16,18 | 21,58 | 26,97 | 0,00 | |
Pт5 | кН | 5,5950 | 6,8648 | 7,5235 | 7,5712 | 7,0078 | 0,0000 | |
Рв5 | кН | 0,1375 | 0,5499 | 1,2373 | 2,1996 | 3,4369 | 0,0000 | |
Рс5 | кН | 5,4575 | 6,3149 | 6,2862 | 5,3716 | 3,5708 | 0,0000 | |
D5 | 0,0306 | 0,0354 | 0,0352 | 0,0301 | 0,0200 | 0,0000 | ||
j5 | м/с2 | 0,0967 | 0,1406 | 0,1392 | 0,0923 | 0,0000 | 0,0000 | |
1/j5 | с2/м | 10,3412 | 7,1101 | 7,1851 | 10,8348 | ######## | 0,0000 | |
ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ | доля gen | 0,08 | ||||||
Удельный расход топлива, г/(кВт.ч) | gemin = | 200 | ||||||
Удельный расход топлива при максимальной мощности, г/(кВт.ч) | gen = | 216 | ||||||
Плотность топлива, кг/куб.м | po= | 860 | ||||||
Параметр | Размерн. | Значение параметров | ||||||
We | рад/с | 39,79 | 79,59 | 119,38 | 159,18 | 198,97 | 0,00 | |
V | м/с | 5,39 | 10,79 | 16,18 | 21,58 | 26,97 | 0,00 | |
Ne | кВт | 33,5328 | 82,2864 | 135,2736 | 181,5072 | 210 | 0 | |
Ne*ht | кВт | 30,17952 | 74,05776 | 121,74624 | 163,3565 | 189 | 0 | |
Nв | кВт | 0,7416 | 5,9324 | 20,0219 | 47,4593 | 92,6939 | 0,0000 | |
при Psi = Psiv | ||||||||
Nд | кВт | 19,2612 | 38,5224 | 57,7836 | 77,0448 | 96,3061 | 0,0000 | |
Nз | кВт | 20,0028 | 44,4548 | 77,8055 | 124,5041 | 189,0000 | 0,0000 | |
И | 0,6628 | 0,6003 | 0,6391 | 0,7622 | 1,0000 | 0,0000 | ||
Ки | 0,9272 | 0,9512 | 0,9354 | 0,9075 | 1,0000 | 0,0000 | ||
Е | 0,2 | 0,4 | 0,6 | 0,8 | 1 | 0 | ||
Ке | 1,0893 | 0,9954 | 0,9570 | 0,9623 | 1,0000 | 0,0000 | ||
ge | г/(кВт.ч) | 218,1455 | 204,5308 | 193,3486 | 188,6317 | 216,000 | 0,0000 | |
Qs | л/100 км | 29,0322 | 30,2476 | 33,3636 | 39,0645 | 54,3236 | 0,0000 | |
при Psi' = Psiv+0,005 | ||||||||
Nд' | кВт | 24,0765 | 48,1530 | 72,2295 | 96,3061 | 120,3826 | 0,0000 | |
Nз' | кВт | 24,8181 | 54,0854 | 92,2514 | 143,7654 | 213,0765 | 0,0000 | |
И' | 0,8223 | 0,7303 | 0,7577 | 0,8801 | 1,1274 | 0,0000 | ||
Ки' | 0,9098 | 0,9109 | 0,9078 | 0,9243 | 1,1621 | 0,0000 | ||
Е | 0,2 | 0,4 | 0,6 | 0,8 | 1 | 0 | ||
Ке | 1,0893 | 0,9954 | 0,9570 | 0,9623 | 1,0000 | 0,0000 | ||
ge' | г/(кВт.ч) | 214,0618 | 195,8565 | 187,6417 | 192,1167 | 251,010 | 0,0000 | |
Qs' | л/100 км | 35,3468 | 35,2397 | 38,3906 | 45,9412 | 71,1705 | 0,0000 |