Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 19:33, курсовая работа
Целью данного курсового проекта является ознакомление с методами выбора основных параметров автомобиля и его агрегатов, обеспечивающих ему заданные свойства подвижности, а также разработка или модернизация карданной передачи.
Введение
Автомобильный
транспорт имеет большое
Целью
данного курсового проекта
1 Проектировочный
тяговый расчет
автомобиля
Исходные данные:
а) максимальная скорость движения 97 км/ч;
б) класс автомобиля 5;
в) вид автомобиля 5;
г)
тип двигателя дизельный;
1.1
Выбор прототипа
По заданным классу, максимальной скорости и виду автомобиля выбираем автомобили, наиболее близкие по заданным параметрам. Данные сводим в таблицу 1.1.
Таблица 1.1 - Техническая характеристика автомобилей МАЗ-5551А2-4327 и ТАТРА 815-2.
Параметр | Значение параметра для автомобиля | |
МАЗ-5551А2-4327 | ТАТРА 815-2 | |
Полная
масса автомобиля, кг:
на переднюю ось на заднюю ось |
18200
6700 11500 |
28500
6300 22200 |
Максимальная скорость движения автомобиля, км/ч | 85 | 90 |
Высота автомобиля, мм | 3100 | 2970 |
Колея автомобиля, мм | 2500 | 2500 |
База автомобиля, мм | 3300 | 2550 |
Номинальная мощность двигателя, кВт | 169 | 209 |
Максимальный крутящий момент двигателя, Н·м | 882 | 1030 |
Грузоподъемность, кг | 9000 | 16900 |
Колесная формула | 4х2 | 6х6 |
По
заданному классу и виду автомобиля,
заданной максимальной скорости движения
автомобиля, а также найденным
значениям номинальной мощности
и номинального момента двигателя
в качестве прототипа к проектируемому
автомобилю выбираем автомобиль МАЗ-5551А2-4327.
1.2 Расчет максимальной
мощности двигателя
Эффективная
мощность двигателя при максимальной
скорости определяется выражением
(1.1)
где - коэффициент полезного действия трансмиссии. Для автомобилей с колесной формулой 4x2 =0,8-0,9. Принимаем =0,9;
- полная масса автомобиля, кг;
- коэффициент дорожного
- коэффициент сопротивления воздуха, . Принимаем =0,6 ;
- площадь лобового
,
где - колея передних колес автомобиля, м;
- высота автомобиля, м.
- максимальная скорость
Таким
образом, эффективная мощность двигателя
при максимальной скорости движения автомобиля
равна.
1.3
Внешняя скоростная
характеристика двигателя
Зависимость
текущих значений эффективности
мощности двигателя
от угловой скорости вращения коленчатого
вала
устанавливается формулой:
,
где
– коэффициенты, зависящие от типа
и конструкции двигателя. Для дизельного
двигателя
.
Текущее
значение крутящего момента определяется
выражением
,
.
Расчет параметров произведен в программе AUTO5_PV. Результаты расчета представлены в Приложении А.
По
полученным значениям эффективной
мощности и крутящего момента
строим внешнюю скоростную характеристику
двигателя.
1.4
Расчет передаточных
чисел трансмиссии
Передаточное
число главной передачи определяется
выражением
,
где - угловая скорость вращения коленчатого вала двигателя при максимальной скорости, с-1. Принимаем ;
- передаточное число высшей ступени. Принимаем 0,8;
- радиус качения колеса;
,
,
где - коэффициент деформации шины. Для шин высокого давления . Принимаем ;
=508 мм - номинальный радиус колеса.
Следовательно, радиус качения колеса
равен
Дальнейший
расчет передаточных чисел выполнен
с помощью программы AUTO5_PV и его результат
приведен в Приложении А.
2 Поверочный тяговый расчет автомобиля
2.1
Расчет кинематической
скорости автомобиля
по передачам
Кинематическая
скорость автомобиля в функции угловой
скорости коленчатого вала двигателя
определяется выражением
.
Расчет произведен в программе AUTO5_PV. Результаты расчета представлены в Приложении А.
По
полученным значениям строим график
зависимости кинематической скорости
автомобиля от угловой скорости коленчатого
вала двигателя
2.2
Тяговая характеристика
автомобиля
Касательная
сила тяги на ведущих колесах автомобиля
определяется выражением
.
Сила
сопротивления воздуха при
.
Свободная
сила тяги автомобиля определяется выражением
.
Расчет произведен в программе AUTO5_PV. Результаты расчета представлены в Приложении А.
По
полученным значениям строим тяговую
характеристику автомобиля.
2.3
Динамическая характеристика
автомобиля
Динамический
фактор автомобиля определяется выражением
.
Расчет произведен в программе AUTO5_PV. Результаты расчета представлены в Приложении А.
По
полученным значениям строим динамическую
характеристику автомобиля.
2.4
Характеристики разгона
автомобиля
Ускорение
автомобиля во время разгона определяется
выражением
,
где
δi – коэффициент учета вращающихся
масс
,
где
для автомобиля при номинальной мощности.
Принимаем
и
.
По полученным значениям строим график ускорений автомобиля.
Вычисление времени разгона осуществляем с использованием графика обратных ускорений, для построения которого вычислим обратные ускорения 1/ji до скорости 0,9υmax . Строим график обратных ускорений.
Расчет произведен в программе AUTO5_PV. Результаты расчета представлены в Приложении А.
Площадь на графике обратных ускорений, ограниченная сверху кривыми 1/ji, осью скоростей снизу и прямыми υ =υ0 и υ =0,9υmax, представляет собой время разгона автомобиля от скорости υ0 до скорости 0,9υmax. Для его определения весь диапазон скорости разбиваем на шесть интервалов.
Считая,
что в каждом интервале скорости
разгон автомобиля происходит с обратным
ускорением, определенным выражением
,
то,
следовательно, время разгона автомобиля
от скорости υ0 до скорости 0,9υmax
рассчитываем по выражению
,
Для
соответствующих значений ускорений
ji-1 и ji получаем среднее обратное
ускорение равно
и
время разгона в интервале
Для остальных интервалов разгона автомобиля среднее обратное ускорение в интервале и время разгона автомобиля в интервале вычисляем аналогично, и результаты вычислений сводим в таблицу 2.1.
Полное время разгона автомобиля от скорости υ0 до скорости 0,9υmax определяется выражением
.
Считая, что в каждом интервале
времени разгона,
,
путь
его разгона в интервале равен
.
Таблица 2.1 – Результаты расчета времени и пути разгона автомобиля.
Номер интервала разгона | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
Скорость в начале интервала, м/с | 0,6 | 1,7 | 2,4 | 5,6 | 11,0 | 21,6 | |
Скорость в конце интервала, м/с | 1,7 | 2,4 | 5,6 | 11,0 | 21,6 | 27,0 | |
Обратное ускорение в начале интервала, м/с2 | 1,4 | 1,0 | 1,1 | 1,6 | 4,00 | 10,8 | |
Обратное ускорение в конце интервала, м/с2 | 1,0 | 1,1 | 1,6 | 4,0 | 10,8 | 19,3 | |
Среднее обратное ускорение, м/с2 | 1,2 | 1,1 | 1,3 | 2,8 | 7,4 | 15,1 | |
Время разгона в интервале, с | 1,4 | 0,8 | 4,2 | 14,9 | 78,2 | 81,2 | |
Полное время разгона, с | 1,4 | 2,2 | 6,4 | 21,3 | 99,5 | 180,7 | |
Средняя скорость в интервале, м/с | 1,1 | 2,1 | 4,0 | 8,3 | 16,3 | 24,3 | |
Путь разгона в интервале, м | 1,6 | 1,6 | 16,9 | 124,0 | 1273,9 | 1970,4 | |
Полный путь разгона, м | 1,6 | 3,2 | 20,1 | 144,0 | 1417,9 | 3388,4 |