Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 20:50, курсовая работа
Машины переменного тока применяют в электроприводах, требующих широкого, плавного и экономичного регулирования частоты вращения, высоких перегрузочных пусковых и тормозных моментов.
Такие машины хорошо используются для привода различных механизмов. Двигатели небольшой мощности применяют во многих системах автоматики. В связи с широким применением автоматизированного электропривода и тиристорных и транзисторных преобразователей частоты и напряжения, позволяющих питать электродвигатели переменного тока регулярным напряжением от сети переменного тока.
В данном курсовом проекте рассчитывается асинхронный двигатель 4А160М4У3.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….3
1 ВЫБОР ОСНОВНЫХ РАЗМЕРОВ ДВИГАТЕЛЯ………………………4
2 РАСЧЕТ ОБМОТОК СТАТОРА И РОТОРА
2.1 РАСЧЕТ ОБМОТКИ СТАТОРА………………………………………...5
2.2 РАСЧЕТ РАЗМЕРОВ ЗУБЦОВОЙ ЗОНЫ СТАТОРА………………7
2.3 РАСЧЕТ РОТОРА………………………………………………………....8
3 РАСЧЕТ МАГНИТНОЙ ЦЕПИ И ПОТЕРЬ
3.1 РАСЧЕТ МАГНИТНОЙ ЦЕПИ..............................................................10
3.2 РАСЧЁТ ПОТЕРЬ………………………………………………………..16
4. РАСЧЕТ И ПОСТРОЕНИЕ РАБОЧИХ И ПУСКОВЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
4.1 РАСЧЕТ РАБОЧИХ ХАРАКТЕРИСТИК.............................................18
4.2 РАСЧЕТ И ПОСТРОЕНИЕ ПУСКОВЫХ ХАРАКТЕРИСТИК…..22
5.Расчет прямого пуска АД с использованием системы нелинейных ДУ пакетом Matlab………………………………………………………...29
6 ТЕПЛОВОЙ РАСЧЕТ……………………………………………………...30
7 ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАСХОДОВ МАТЕРИАЛОВ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ…………………………………………………………..33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….35
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..36
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Белорусский Национальный Технический Университет
ФИТР
Кафедра “ЭАПУ и ТК”
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
По дисциплине “ Электрические машины ”
Расчет асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором
Разработал: ст.гр.107610
Бартош В.В.
Минск 2013
СОДЕРЖАНИЕ
5.Расчет прямого пуска АД с использованием
системы нелинейных ДУ пакетом Matlab………………………………………………………...
Машины переменного
тока применяют в
Такие машины хорошо используются
для привода различных
В данном курсовом проекте рассчитывается асинхронный двигатель 4А160М4У3. Данный двигатель имеет следующие параметры:
В процессе расчета будем ориентироваться на выписанные данные, но, возможно, спроектированный двигатель будет иметь небольшие отклонения от данных, вследствие выбора различных коэффициентов, погрешностей в расчете, использования графического материала.
За основу при расчете принят способ, предложенный в [1].
К данному курсовому
проекту прилагается
Высота оси вращения (предварительно) по рис.9.18, а[1]. Принимаем ближайшее стандартное значение h=132мм; Dа=0,225м (см.табл. 9.8) [1]
h – высота оси вращения;
Dа – наружный диаметр статора.
Внутренний диметр статора:
D=KD·Da, где KD=0,68 (берется из табл. 9,9).
D=0,68·0,225=0,153м.
Полюсное деление:
.
Расчетная мощность:
,
где kE=0,97 из рис. 9,20, h=87,5% и cosj=0,87.
Электромагнитные нагрузки (предварительно по рис. 9,22, а):
А=28,2·103 А/м.
Вδ=0,89 Тл.
Обмоточный коэффициент (предварительно для однослойной обмотки)
kоб1=0,96.
Расчетная длина воздушного зазора:
,
где Ω-синхронная угловая скорость двигателя, рад/c
;
Отношение . Значение λ=0,688 находится в допустимых пределах (рис. 9,25).
Определяем предварительно зубцовое деление t1 в зависимости от типа обмотки, номинального напряжения и полюсного деления машины. Диапазон возможных значений берем из рисунку 9.26 [1]:
t1min=0,012 м,
t1max=0,014 м.
Число пазов статора:
;
C учетом выбранных значений t:
Примем Z1=48, тогда, тогда , где m-число фаз (m=3).
Зубцовое деление статора (окончательно):
.
Это значение находится в заранее выбранных пределах.
Для дальнейших расчетов определим номинальный ток обмотки статора:
Число эффективных проводников в пазу (предварительно):
где А – принятое ранее значение линейной нагрузки, А/м;
I1н – номинальный ток обмотки статора, А.
Принимаем а=2, тогда проводников.
Определяем окончательное число витков в фазе обмотки:
Окончательное значение линейной нагрузки:
Уточняем значение потока по формуле:
,
где f1-частота сети (f1=50 Гц);
kE=0,97 (рис. 9.20);
kоб1-обмоточный коэффициент, kоб1= kр1=0,95 (табл.3,16).
Тогда:
.
Определяем индуктивность в воздушном зазоре:
.
Значения А и Вδ находятся в допустимых пределах.
Определим предварительно плотность тока в обмотке статора:
где (А·J1) принимаем по рис. 9,27 б [1] (А·J1=290·109 А2/м3):
Определяем предварительное сечение эффективного проводника:
Сечение эффективного проводника (окончательно): принимаем nэл=2, тогда Принимаем обмоточный провод марки ПЭТВ (см. приложение 3):
dэл=1,12 мм (номинальный диаметр неизолированного провода);
dиз=1,3 мм (среднее значение диаметра изолированного провода);
qэл=0,963·мм2 (площадь поперечного сечения неизолированного провода).
qэ.ср=nэлqэл=2·0,963=1,926 мм2.
Плотность тока в обмотке статора (окончательно):
.
Данная плотность тока практически совпадает с ранее принятой.
Принимаем предварительно по табл. 9,12 Bz1=2.0 Тл, Ba=1,7Тл
kc-коэффициент заполнения сердечника сталью, из табл. 9,13 для оксидированных листов стали kc=0,96.
Определяем высоту ярма статора:
Принимаем размеры паза в штампе:
bш-средняя ширина шлица паза статора bш=3мм (табл. 9,16);
hш-высота шлица паза, hш=1мм.
Определяем размеры паза в штампе:
;
;
при β=450
;
.
Размеры паза в свету с учетом припуска на сборку:
Δbп-припуск по ширине паза, Δbп=0,1 мм, по табл. 9.14;
Δhп-припуск по высоте паза, Δhп=0,1 мм, по табл. 9.14.
площадь поперечного сечения паза для размещения проводников:
,
где площадь поперечного сечения прокладок равна Sпр=0
площадь поперечного сечения корпусной изоляции в пазу:
Sиз=bиз(2hП+b1+b2)=0,5·(2·19+
односторонняя толщина изоляции в пазу принята в соответствии с табл.3,1 bиз=0,5мм.
Для проверки правильности размещения обмотки в пазах рассчитаем коэффициент заполнения паза:
Полученное значение кз допустимо для механизированной укладки обмотки.
Определяем воздушный зазор по рис. 9,31:
δ=0,4мм.
Определяем число пазов ротора по табл. 9,18:
Z2=56.
Определяем внешний диаметр:
D2=D - 2d=185-2·0,4 =184,2 мм;
Длина l2=l1=0,1 м.
Определяем зубцовое деление ротора:
;
Определяем внутренний диаметр ротора Dj; при непосредственной посадке на вал Dj равен диаметру вала Dв:
Dj=DB=kBDa=0,23·272=62,6 мм,
где kB=0,23 (по табл. 9.19).
Ток в обмотке ротора:
I2=kiI1ni= 0,9·21,894·14,657=288,811 A,
где ki-коэффициент, учитывающий влияние тока намагничивания и сопротивления обмоток на отношение I1 /I2.
ki=0,9
νi-коэффициент приведения токов, определенный по формуле:
.
Площадь поперечного сечения стержня (предварительно):
мм2;
(плотность тока в
стержне литой клетки
Паз ротора определяем по рис. 9.40,а. Принимаем bш=1,5мм, hш=0,7, h'ш=0,3мм.
Допустимая ширина зубца:
;
(принимаем Bz2=1,52 Тл по табл.9,12).
Размер паза:
;
.
.
Полная высота паза:
мм.
Площадь поперечного сечения стержня:
мм2;
Плотность тока в стержне:
Произведем расчет короткозамкнутых колец.
Площадь поперечного
сечения короткозамыкающих
мм2
А,
где
0.85·6=5,1 А/мм2.
Размеры замыкающих колец:
Расчет магнитной цепи проводится для режима холостого хода двигателя, при котором для асинхронных машин характерно относительно сильное насыщение стали зубцов статора и ротора.
Магнитное напряжение воздушного зазора:
- коэффициент воздушного зазора,
где .
Магнитное напряжение зубцовой зоны статора:
2·16,1·10-3·2010=64,722 А,
где hz1=HП1=16,1 мм ;
расчетная индукция в зубцах:
;
где для =1,8 Тл по табл. П1.7
Магнитное напряжение зубцовой зоны ротора:
2·9,293·10-3·696=12,936 А
при зубцах из табл. 9.20 hz2=hП2-0,1·b2=9,293мм;
индукция в зубце ротора:
по табл. П.1.7. Bz2=2,103 Тл находим
Коэффициент насыщения зубцовой зоны:
Магнитное напряжение ярма статора:
;
,
где ;
Тл
для Ba=1,5mТл по табл. П.1.6. находим =1150А/м.
Магнитное напряжение ярма ротора:
;
,
где для машин с 2p=4:
где для =0,714Тл по табл. П.1.6. находим =104 А/м, mk2=0.
Магнитное напряжение на пару полюсов:
.
Коэффициент насыщения магнитной цепи:
Намагничивающий ток:
относительное значение:
.
Параметры рабочего режима
Активное сопротивление фазы обмотки статора
для класса нагревостойкости изоляции F расчетная Jрасч=115 °С
для меди r115=10-6/41 Ом/м
;
Длина проводников фазы обмотки
;
;
;
, где B=0,01, по табл. 9.23 КЛ=1,3;
м,
1 – относительное укорочение шага обмотки статора.
Длина вылета лобовой части катушки:
,
где по табл. 9.23 =0,4.
Относительное значение активного сопротивления фазы обмотки статора:
.
Активное сопротивление фазы обмотки ротора для литой алюминиевой обмотки ротора:
;
;
приводим к числу витков обмотки статора:
;
относительное значение:
.
Индукционное сопротивление фазы обмотки статора:
где по табл. 9.26 коэффициент магнитной проводимости пазового рассеяния:
где:
.
Коэффициент магнитной проводимости лобового рассеивания:
Информация о работе Расчет асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором