Правовое регулирования морских превозок по чартеру

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 02:06, реферат

Описание работы

Цель донной работы состоит в изучении правового регулирования морских перевозок по чартеру.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Дать общую характеристику договора фрахтования (чартер).
Раскрыть понятие договора фрахтования (чартер) и чартерного рейса.
Изучить виды чартерных перевозок.
Проанализировать особенности правового регулирования договора фрахтования (чартера) морского судна.

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 40.31 Кб (Скачать)

     В гл. XI КТМ содержатся правила о  договоре фрахтования судна без  экипажа (бербоут-чартере), который отечественными перевозчиками применялся и ранее, однако как таковой в КТМ не регламентировался.

     Особенность этого договора состоит в предоставлении фрахтователю широких правомочий по эксплуатации судна: он осуществляет комплектование экипажа, эксплуатацию судна, вправе заключать  от своего имени договоры фрахтования  судна с третьими лицами. Вместе с тем фрахтователь несет ответственность  перед третьими лицами по всем их требованиям, возникающим в связи с эксплуатацией  судна.

     В период действия тайм-чартера фрахтователь вправе от своего имени фрахтовать судно на срок третьему лицу, т.е. вступить в договор субфрахтования на время (субтайм-чартер). Диспозитивность правила, предусмотренного комментируемой статьей, дает возможность фрахтователю заключить  такой договор во всех случаях, когда  иное не предусмотрено соглашением  сторон. Однако во многих проформах  тайм-чартера особо оговаривается  это право фрахтователя (п.20 тайм-чартера  «Балтайм», строка 16 тайм-чартера «Нью-Йорк Продьюс» и др.).

     По  общему правилу, относящемуся ко всем иным видам аренды, заключение арендатором  договора субаренды возможно лишь с  согласия арендодателя. Но при аренде транспортного средства с экипажем, в частности при заключении тайм-чартера  на морском транспорте, арендатор (фрахтователь), если договором не предусмотрено  иное, вправе без согласия судовладельца  сдать судно в субтайм-чартер, т.е. в субаренду (п.1 ст.638 ГК).

     В Гражданском Кодексе РФ аренде транспортного  средства без предоставления услуг  по управлению и технической эксплуатации посвящены статьи 642-649. Содержание бербоут-чартера  в очень большой степени определяется соглашением сторон. Для этого  договора характерно полное или почти  полное освобождение судовладельца  от обязанности по содержанию судна, снабжению и снаряжению его в  течение действия договора. В большинстве  случаев на фрахтователя возлагается  обязанность по страхованию судна, а иногда на фрахтователя переносится  риск случайной гибели или повреждения  судна. Разновидностью бербоут-чартера  является димайз-чартер, в соответствии с которым судно передается фрахтователю укомплектованное экипажем, но капитан и экипаж переходит на службу к фрахтователю. Судовладелец иногда оставляет за собой право контролировать подбор кандидатур на должность капитана и старшего механика при их замене. Таким образом, стороны при заключении договора вынуждены будут решить вопрос о возврате экипажа по окончании срока действия договора. В остальном правовые последствия бербоут-чартера и димайз-чартера одинаковы.

     Бербоут-чартер, как правило, дает фрахтователю право  эксплуатировать судно от своего имени, переименовать его по согласованию с судовладельцем. Судно, сданное  в бербоут-чартер, может быть зарегистрировано фрахтователем в соответствующем  реестре Морской Администрации  порта. Все это обеспечивает свободную  техническую и коммерческую эксплуатацию судна фрахтователем. Вопрос о возможности  сдачи в субаренду законодатель урегулировал аналогично тайм-чартеру. Ответственность за вред, причиненный  третьим лицам, несет непосредственно  фрахтователь.

     Часто бербоут-чартер используется с целью  приобретения судов. При этом ставка фрахта устанавливается такой, чтобы  по окончании периода аренды стоимость  судна была бы выплачена практически  полностью. По окончании срока аренды вступает в силу соглашение о купле-продаже  судна и фрахтователь становится собственником судна.  
 

 

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ДОГОВОРА ФРАХТОВАНИЯ МОРСКОГО СУДНА

 

     Современное российское морское право и практика его применения сложились так, что  в настоящий момент мы имеем несоответствие экономического значения понятия «договор фрахтования» его юридическому определению.

     С точки зрения экономической мы можем  назвать договором фрахтования  судна как договор перевозки  грузов, пассажиров, багажа, если он заключен с условием предоставления для перевозки  всего судна или отдельных  судовых помещений, так и договор  аренды судна с экипажем или без  него. И в том, и в другом случае стороны могут называться одинаково – «фрахтовщик (судовладелец)» и «фрахтователь», предмет договора - перемещение определенных оговоренных объектов ( грузов, пассажиров, багажа) может быть один и тот же.

     Вместе  с тем, российское право применяет  понятие «договор фрахтования» исключительно к перевозке грузов, пассажиров, багажа. Все остальные формы эксплуатации судов являются договором аренды судна как транспортного средства.

     Договор фрахтования помещен в главе 40 ГК РФ о перевозках и, следовательно, должен рассматриваться в качестве соглашения, заключаемого для перемещения  грузов, пассажиров и багажа. Как  разновидность договора морской  перевозки чартер (договор фрахтования  судна, его части или отдельных  помещений) предусмотрен в Кодексе  торгового мореплавания Российской Федерации (КТМ). Нормы о чартере  имеются и в Воздушном кодексе  Российской Федерации (ВК). По Кодексу  внутреннего водного транспорта Российской Федерации (КВВТ) договор  фрахтования заключается для  перевозки пассажиров.

     Договор фрахтования (чартер) является двусторонним и возмездным. Его содержание состоит  в праве фрахтователя зарезервировать  все обусловленное договором  судно, другое транспортное средство (часть  его вместимости) для перевозки за плату в течение одного или нескольких рейсов предусмотренных данным договором грузов, пассажиров и багажа, а фрахтовщика – получить за предоставленное транспортное средство (часть его вместимости) установленную соглашением сторон плату (именуемую в морском праве фрахтом).

     Чартер  – двусторонний договор. Поэтому  документ, в котором выражен этот договор, должен быть подписан обеими сторонами – фрахтовщиком и фрахтователем  либо их представителями. В качестве представителей фрахтовщика и фрахтователя договор обычно подписывают брокеры (ст.240-245 КТМ).

     Особенность чартера состоит в том, что  его объектом является вместимость  одного или нескольких транспортных средств. Рассматриваемые особенности  обусловлены также и спецификой перевозочной деятельности морским  видом транспорта, объемом перевозок  и неоднозначностью правового регулирования. Правовое регулирование договора чартера  на морском транспорте, содержится в Кодексе торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 № 81-ФЗ (с изм. от 02.11.2004), транспортным уставам. В настоящее время чартерные договорные отношения имеют важное влияние на дальнейшее развитие норм Гражданского кодекса. 

     Особенности правового регулирования договора чартера на морском транспорте устанавливаются  Кодексом торгового мореплавания РФ.

     С точки зрения экономической мы можем  назвать договором фрахтования  судна как договор перевозки  грузов, пассажиров, багажа, если он заключен с условием предоставления для перевозки  всего судна или отдельных  судовых помещений, так и договор  аренды судна с экипажем или без  него. И в том, и в другом случае стороны могут называться одинаково  – «фрахтовщик (судовладелец)» и  «фрахтователь».

     Предмет договора – перемещение определенных оговоренных объектов (грузов, пассажиров, багажа) может быть один и тот  же».

     Для перевозки грузов морем существует два договора, юридическая природа  которых различна. Эти договоры называются: фрахтовый договор и договор  цертепартии. В первом случае имеется  в виду договор перевозки груза, а во втором – договор чартера.

     При доставке грузов водным транспортом (морским, речным) в соответствии с Кодексом торгового мореплавания применяют два вида договоров перевозки. Первый вид договора — когда фрахтователем (грузовладельцем) и фрахтовщиком (судовладельцем) признаются лица, заключившие друг с другом договор фрахтования судна.

     Предмет договора — морское или речное судно. Оформляется этот вид договора документом под названием чартер. Договор перевозки по чартерам регламентирован международными нормами. Этот вид договора применяется при фрахтовании судов, работающих в трамповом сообщении. Они перевозят грузы между различными портами мира в зависимости от наличия массовых грузов и размера действующих фрахтовых ставок.

     Чартер  имеет одну функцию — служит договором морской или речной перевозки. Чартеры могут быть чистыми и открытыми.

     Чистый  чартер — это документ, подписанный без каких-либо изменений стандартной формы.

     Открытый  чартер — это документ, в котором не указаны ни род груза, ни пункт назначения. В зависимости от специфики перевозки для различных родов грузов и отдельных направлений используются стандартные формы чартеров (чартер-партий). Стандартные формы чартеров разрабатываются судовладельцами и фрахтователями. Каждый чартер используется для определенного вида груза. Формы чартеров согласуются в международных морских организациях, на конференциях.

     Фрахтование – это договор о предоставлении (сдаче в наем) судна для выполнения определенного рейса или ряда рейсов или на определенный период времени. На морском и внутренневодном транспорте ввиду особенностей его транспортного процесса применяются договора, которые имеют специальное назначение и используются для осуществления перевозок груза.  

     2.1 Основные условия  чартера 

     Круг  условий, содержащихся в чартере  очень широк. Можно выделить следующие  наиболее важные условия чартера:

  • Субститут (англ. substitute) — право судовладельца заменить поименованное судно другим;
  • Мореходность (англ. Seaworthiness). Данное условие означает, что судно должно быть водонепроницаемым, надежным и крепким и во всех отношениях снаряженным для данного рейса;
  • Безопасный порт (англ. safe port). Данное условие означает, что в тех случаях, когда в чартере не обозначен порт или порты, делается оговорка, что порт должен быть безопасным;
  • Всегда на плаву (англ. always afloat). Судно ни при каких условиях не должно осуществлять грузовые операции, если под килем нет достаточного запаса воды;
  • Сталийное время (англ. laytime) — время, отводимое на грузовые операции;
  • Демередж (англ. demurrage) — плата за простой. За простой судна сверх нормы судовладельцу возмещаются затраты на содержание судна во время стоянки;
  • Контрсталийное время (англ. detention) — время, превышающее сталийное время.В случае, если фрахтователь держит судно в простое дольше установленного в чартере срока (обычно это 5-10 суток), на него ложится обязанность возместить судовладельцу не только расходы на содержание судна, но и убытки, которые могут возникнуть из-за возможных задержек.
  • Диспач (англ. dispatch) — компенсация усилий фрахтователя за окончание погрузки груза до истечения сталийного времени;
  • Канцеллинг (англ. cancelling) — право фрахтователя расторгнуть договор морской перевозки, если судно не пришло в порт погрузки к определенному сроку.
  • Нотис о готовности судна (англ. notice of readiness). Данное условие означает, что прибыв в назначенный порт, капитан должен заявить о готовности судна к грузовым операциям.
  • Прекращение ответственности (англ. cesser clause). Данная оговорка освобождает фрахтователя от ответственности с того момента, когда судно загружено.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Таким образом, фрахтование (чартер) – это разновидность коммерческой деятельности, связанная с заключением договоров о перевозке грузов или пассажиров морским и речным транспортом.

     Как разновидность договора морской  перевозки чартер (договор фрахтования  судна, его части или отдельных  помещений) предусмотрен в Кодексе  торгового мореплавания Российской Федерации. На морском и внутренневодном  транспорте ввиду особенностей его  транспортного процесса применяются  договора, которые имеют специальное  назначение и используются для осуществления  перевозок груза. Поэтому в данной работе были рассмотрены такие  виды договора фрахтования, как:

  • рейсовый чартер (англ. Voyage charter party) – договор фрахтования, по которому судовладелец предоставляет фрахтователю грузовые помещения судна и обязуется доставить груз из порта отправления в порт назначения за согласованный фрахт;
  • Тайм-чартер (англ. Time charter) — в торговом мореплавании договор фрахтования судна c экипажем на время;
  • Бербоут-чартер (англ. Bareboat charter) — в торговом мореплавании договор фрахтования судна без экипажа.

     Договор фрахтования широко используется при  осуществлении нерегулярных перевозок: выполнение одного или серии чартерных  рейсов для больших партий или  крупногабаритных грузов, в случаях, когда перевозки не могут быть выполнены регулярными рейсами. В настоящее время нерегулярные перевозки составляют около 18% от общего объема международных перевозок. 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 
 

I. Нормативные и правовые акты и другие официальные документы 
 

  1. Кодекс  внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.2001 №  24-ФЗ (с изм. от 29.06.2004).
  2. Кодекс торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 № 81-ФЗ (с изм. от 20.12.2005).
  3. Кодекс торгового мореплавания Союза ССР (утв. Указом Президиума ВС СССР от 17 сентября 1968 г.) (не действует).

Информация о работе Правовое регулирования морских превозок по чартеру