Правовое регулирования морских превозок по чартеру

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 02:06, реферат

Описание работы

Цель донной работы состоит в изучении правового регулирования морских перевозок по чартеру.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Дать общую характеристику договора фрахтования (чартер).
Раскрыть понятие договора фрахтования (чартер) и чартерного рейса.
Изучить виды чартерных перевозок.
Проанализировать особенности правового регулирования договора фрахтования (чартера) морского судна.

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 40.31 Кб (Скачать)

              ВВЕДЕНИЕ

 

     Договор морской перевозки в трамповом  судоходстве имеет форму чартера. В большинстве случаев этот договор  заключается с помощью посредника- агента или фрахтового брокера и  содержит ряд обязательных условий, относящихся к судну, грузу, фрахту, порядку оплаты.  
Договор морской перевозки по форме чартера может быть заключен с условием предоставления для перевозки всего судна, части его или определенных судовых помещений. Сторонами такого договора признаются фрахтователь (отправитель) и фрахтовщик (перевозчик).

     Фрахт представляет собой плату перевозчику  за доставку груза в порт назначения.

     Актуальность  данной темы состоит в том, что  с переходом России к рыночным отношениям, рынок транспортных услуг все активнее заполняется коммерческими, частными и предпринимательскими структурами, становящимися постоянными пользователя морских транспортных услуг, имеет весьма положительное влияние на дальнейшее развитие чартерных договорных отношений.

     Цель  донной работы состоит в изучении правового регулирования морских  перевозок по чартеру.

     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Дать общую характеристику договора фрахтования (чартер).
  2. Раскрыть понятие договора фрахтования (чартер) и чартерного рейса.
  3. Изучить виды чартерных перевозок.
  4. Проанализировать особенности правового регулирования договора фрахтования (чартера) морского судна.

     Теоретической и методологической базой исследования явились работы М.М. Бурмистров, А.Г. Калпин, Г.Ф. Шершеневич  и д.р

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ФРАХТОВАНИЯ (ЧАРТЕРА) И ВИДЫ ЧАРТЕРНЫХ  ПРЕВОЗОК

    1. Понятие фрахтования (чартера)
 

     Фрахтование (чартер) (англ. chartering) – это разновидность коммерческой деятельности, связанная с заключением договоров о перевозке грузов или пассажиров морским, речным транспортом.

     Наиболее  развито фрахтование в морских  перевозках, где оно имеет различные  формы: на отдельные рейсы, на последовательные рейсы, на условиях контрактов, в аренду. Договоры морской перевозки в  трамповом судоходстве обычно имеют  форму чартер-партия и букинг-нот  в линейном судоходстве.

     Чартер — договор между судовладельцем и фрахтователем на аренду судна или его части на определенный рейс или срок. Понятие фрахтования судна делится на фрахтования на рейс, рейсовый чартер (договор перевозки груза), или фрахтования на время (тайм чартер) — который в свою очередь является договором имущественного найма судна.

     В соответствии со статьей 787 Гражданского кодекса РФ, по договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки груза, пассажиров и багажа.

     Формы чартеров устанавливаются различными транспортными уставами и кодексами.

     В настоящее время известно более 400 стандартных форм чартеров (проформ), разработанных под эгидой Английской палаты судоходства и БИМКО.

     Существуют  проформы чартеров, предназначенные  для перевозки угля, кокса, зерна, риса, соли, фруктов, удобрений и  др. Перевозки грузов, для которых нет специальных проформ, осуществляются на базе чартера «Дженкон».

     С точки зрения структуры, все условия  чартера делятся на постоянные и  переменные. На постоянные условия  приходится подавляющая часть всего  содержания чартера, они составляют его неизменную сущность. Переменные условия, наоборот, меняются от сделки к сделке.

     Обычно  все переменные условия чартера, начиная от наименования судовладельца  и фрахтователя и заканчивая подписями  сторон, выносятся в виде блока  клеток на отдельный лист и образуют часть «А» чартера.

     Постоянные  условия также располагаются  на отдельном листе сплошным блоком, образуя часть «Б». Они должным образом увязаны с соответствующими переменными условиями части «А»

     По  договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату  всю или часть вместимости  одного или нескольких транспортных средств на один или несколько  рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа (ч. 1 ст. 787 ГК). Это традиционное для транспортного права определение  договора фрахтования именуется  еще чартером. Чартер используется в международных морских или  воздушных торговых перевозках.

1.2 Виды чартерных перевозок и особенности их регулирования

     Рассмотрим  следующие виды договора фрахтования: рейсовый чартер, тайм-чартер, бербоут-чартер.

     На  морском транспорте часто используется рейсовый чартер. При рейсовом чартере фрахтователю для выполнения перевозки предоставляется все судно, определенная часть судна или определенные грузовые помещения и заключается договор чартера, а при отсутствии такого условия договор морской перевозки выполняется на основании коносамента. Чартер требует согласования между сторонами широкого круга условий перевозки (в том числе о сроках подачи судна, нормах выполнения погрузо-разгрузочных работ), и такой договор обычно заключается на основании типовых проформ, разрабатываемых объединениями морских перевозчиков.

     Перевозчик  обязан предоставить судно, полностью  подготовленное к выполнению предстоящего рейса, и после окончания погрузки направить его с обычной скоростью  в порт выгрузки. Он не имеет права  использовать судно для других, даже попутных перевозок, если это не согласовано  с фрахтователем. Фрахтователь обязан предоставить согласованное количество груза, обеспечить погрузку-выгрузку в  определенные сроки (сталийное время) и оплатить фрахт в соответствии с условиями договора. В специальных  статьях чартера детально определены род и количество груза, порты  погрузки-выгрузки и порядок их номинирования, количество причалов, сроки подачи судна под погрузку, порядок расчета  сталийного времени, распределение  между фрахтователем и перевозчиком расходов по грузовым операциям и  т.д.

     По  каждому из этих разделов  предусмотрены  права и обязанности сторон в  случае любых возможных отклонений реальных условий рейса от согласованных  в чартере (отсутствие необходимого количества груза, простой в ожидании причала, опоздание судна к согласованной  дате погрузки, различные форс-мажорные обстоятельства). Все условия перевозки, а также ставка провозной платы  действительны только для договаривающихся сторон и только на период данной сделки.

     Заключение  конкретных сделок производится на базе типовых форм чартеров. Обычно на практике применяются проформы чартеров, разработанные  международными морскими организациями, а также национальными объединениями  судовладельцев. Проформа чартера обычно имеет кодовое наименование. Так, в СССР были разработаны проформы чартеров под кодовым наименованием Совкол (договор фрахтования судов для перевозки угля), Совьетвуд (для перевозки леса) и др. Широко известна и применяется в практике торгового мореплавания разработанная в Англии проформа чартера под кодовым наименованием Дженкон.

     При заключении сделки на конкретную перевозку  фрахтовщик полностью сохраняет  контроль за работой судна. В договоре (чартере) детально оговариваются все  условия предстоящего рейса и  на основе этого согласовывается  ставка провозной платы на единицу  груза или общая сумма фрахта. Судовладелец (фрахтовщик) является перевозчиком, он несет коммерческие риски, связанные  с эффективностью предстоящего рейса, а также ответственен за сохранность  груза. При фрахтовании на один рейс после сдачи груза и оплаты фрахта стороны свободны от взаимных обязательств.

     По  договору тайм-чартера, который применяется на морском транспорте и именуется также договором фрахтования судна на время, судовладелец обязуется предоставить за вознаграждение (плату) другой стороне - фрахтователю на определенный срок судно и услуги членов его экипажа для перевозки грузов, пассажиров и иных целей (ст. 198 КТМ). Некоторые авторы трактуют этот договор как особого рода перевозочный договор, однако в КТМ отчетливо выражена его квалификация в качестве договора имущественного найма (аренды). Такая же квалификация договора фрахтования на время дается в ст. 632 ГК. Если полученное в тайм-чартер судно используется затем для перевозок грузов, такие перевозки оформляются коносаментом.

     Согласно  статьи 632 ГК РФ, по договору аренды (фрахтования  на время) транспортного средства с  экипажем арендодатель предоставляет  арендатору транспортное средство за плату во временное владение и  пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации.

     Тайм-чартер не является договором аренды судна  в чистом виде. По этому договору, как и по любому другому договору аренды, фрахтователь приобретает право  использовать судно в течение  обусловленного договором срока  для определенных целей. Однако поскольку  судно сдается, укомплектованное экипажем, использование судна фактически осуществляется фрахтователем не своими силами, а силами судовладельца. Если ранее тайм-чартер представлял собой  договор, сочетающий в себе элементы найма имущества с одновременным наймом услуг, то сейчас законодатель выделил фрахтование на время в отдельный вид договора.

     Законодатель  устанавливает распределение обязанностей между сторонами в Гражданском  Кодексе и в КТМ, который действует  в части, не противоречащей действующему законодательству России. Так, на судовладельца, согласно статей 634 и 635 ГК РФ, возлагается  обязанность поддерживать надлежащее состояние транспортного средства, включая осуществление текущего и капитального ремонта и предоставление необходимых принадлежностей, обеспечивать нормальную и безопасную техническую  эксплуатацию транспортного средства, формировать экипаж и нести расходы  по оплате услуг экипажа и расходов на его содержание. Расходы, связанные  с коммерческой эксплуатацией транспортного  средства, в том числе расходы  на оплату топлива, других расходуемых  в процессе эксплуатации материалов и на оплату сборов, несет фрахтователь. Вместе с тем, эти нормы носят  диспозитивный характер и применяются  в случае, когда договором не предусмотрено  иное распределение расходов между  сторонами. Таким же образом решается вопрос о страховании судна на период тайм-чартера.

     При заключении тайм-чартера статьей 638 ГК РФ установлено право фрахтователя без согласия судовладельца сдавать  судно в субаренду, если договором  не предусмотрено иное. Это означает, что если при заключении договора стороны не оговорили вопрос о  возможности сдачи судна в  субаренду, фрахтователь такое право  имеет в силу закона.

     При заключении тайм-чартера широкое  применение получила универсальная  проформа тайм-чартера «Балтайм». Эта  проформа была разработана БИМКО  в 1939 г., а в 1950 г. - изменена и дополнена  Советом по документации Палаты судоходства  Великобритании. Судовладельцы и  фрахтователи ФРГ широко применяют  проформу тайм-чартера «Дойтцайт», французские судовладельцы и  грузовладельцы - проформу «Франкотайм». Для перевозки грузов из портов американского  континента часто используется проформа «Нью-Йорк Продьюс», разработанная в 1913 г. и в последний раз пересмотренная в 1946 г. Фрахтование наливных судов на время нередко осуществляется на основании проформы «Танкер тайм-чартер парти» (кодовое название «STB TIME». Для эксплуатации в линейном сообщении зафрахтованных на время судов БИМКО в 1968 г. разработало проформу «Лайнертайм». Фрахтование на время судов, предназначенных для перевозки пассажиров, нередко осуществляется на основе проформы «Инчарпасс», разработанной институтом брокеров Великобритании.

     Фрахтователь  в рамках осуществления коммерческой эксплуатации судна вправе без согласия судовладельца заключать с третьими лицами договоры перевозки и другие договоры, не противоречащие целям  фрахтования, а если цели не оговорены  – назначению судна.

     Гражданский Кодекс возлагает на судовладельца  ответственность за вред, причиненный  третьим лицам судном, его механизмами, устройствами, оборудованием. Судовладелец имеет право предъявить к фрахтователю регрессное требование о возмещении выплаченных третьим лицам сумм, если докажет, что вред возник по вине фрахтователя. Положения этой статьи являются императивными и не могут  быть изменены соглашением сторон. Таким образом, даже если стороны  внесут в договор условие об ответственности  фрахтователя перед третьими лицами, оно не будет иметь силы.

     В тайм-чартере должны быть указаны  наименования сторон, название судна, его технические и эксплуатационные данные (грузоподъемность, грузовместимость, скорость и другие), район плавания, цель фрахтования, время, место передачи и возврата судна, ставка фрахта, срок действия тайм-чартера.

Информация о работе Правовое регулирования морских превозок по чартеру