Правовое регулирование перевозки железнодорожным транспортом

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 09:20, реферат

Описание работы

Переход государства к рыночной экономике и введение в действие с 1996 года части второй Гражданского кодекса РФ, в 40 главе которого содержатся правовые нормы, регулирующие обязательства перевозки, поставили перед федеральным железнодорожным транспортом задачи совершенствования взаимоотношений железных дорог с предприятиями других видов транспорта, повышения качества предоставляемых транспортных услуг населению, грузоотправителям, грузополучателям, владельцам железнодорожных путей и т.д.. Одним из важнейших правовых актов в этой сфере является Федеральный закон " Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", введенный в действие 10 января 2003 года. Это девятый по счету Устав за всю историю существования железнодорожного транспорта в нашем государстве.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (6).docx

— 54.27 Кб (Скачать)

Правовое  регулирование перевозки железнодорожным транспортом

Переход государства к рыночной экономике  и введение в действие с 1996 года части  второй Гражданского кодекса РФ, в 40 главе которого содержатся правовые нормы, регулирующие обязательства  перевозки, поставили перед федеральным  железнодорожным транспортом задачи совершенствования взаимоотношений  железных дорог с предприятиями  других видов транспорта, повышения  качества предоставляемых транспортных услуг населению, грузоотправителям, грузополучателям, владельцам железнодорожных  путей и т.д.. Одним из важнейших  правовых актов в этой сфере является Федеральный закон " Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", введенный в действие 10 января 2003 года. Это девятый по счету Устав за всю историю существования железнодорожного транспорта в нашем государстве.

Устав делится на девять глав, содержащих 130 статей:

· Общие  положения;

· Перевозки  грузов, контейнеров и повагонными отправками грузобагажа;

· Взаимодействие владельца инфраструктуры и перевозчиков при подготовке и осуществлении  перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа;

· Железнодорожные  пути необщего пользования;

· Перевозки  грузов в прямом смешанном сообщении;

· Перевозки  пассажиров, багажа, грузобагажа;

· Ответственность  перевозчиков, владельцев инфраструктур, грузоотправителей, грузополучателей, пассажиров;

· Акты, претензии, иски;

· Заключительные и переходные положения.

Устав определяет основные условия организации  и осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и иных связанных с перевозками услуг.

Действие  Устава распространяется также на перевозки  грузов, грузобагажа, погрузка и выгрузка которых осуществляются в местах общего и необщего пользования, включая железнодорожные пути необщего пользования, а также на строящихся железнодорожных линиях, примыкающих к железнодорожным путям общего пользования.

Федеральный орган исполнительной власти в области  железнодорожного транспорта на основании  Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации с участием федерального органа исполнительной власти по регулированию  естественных монополий на транспорте, иных заинтересованных федеральных  органов исполнительной власти, заинтересованных организаций в пределах своей  компетенции разрабатывает и  в установленном порядке утверждает правила перевозок грузов железнодорожным  транспортом и правила перевозок  пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом.

Правила перевозок грузов железнодорожным  транспортом представляют собой  нормативные правовые акты, которые  содержат нормы, обязательные для перевозчиков, владельцев инфраструктур, грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных  путей необщего пользования, других юридических и физических лиц, и  регулируют условия перевозок грузов с учетом их особенностей, безопасности движения, сохранности грузов, железнодорожного подвижного состава и контейнеров, а также экологической безопасности.

Правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом представляют собой нормативные правовые акты, которые содержат нормы, обязательные для перевозчиков, владельцев инфраструктур, пассажиров, отправителей, получателей, других юридических и физических лиц, и регулируют условия перевозок пассажиров, ручной клади, багажа, грузобагажа.

Правила оказания услуг по перевозкам пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утверждаются Правительством Российской Федерации. В указанных правилах, в частности, определяются предметы, перевозка которых в качестве ручной клади, багажа, грузобагажа запрещена.

(в ред. Федерального закона от 07.07.2003 N 122-ФЗ)

Порядок перевозки почтовых отправлений  и порядок включения почтовых вагонов в поезда устанавливаются  федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным  органом исполнительной власти в  области связи. Основные условия  организации и осуществления  специальных и воинских железнодорожных  перевозок определяются Уставом  ЖДТ.

Особенности организации, осуществления воинских железнодорожных перевозок и  порядок их оплаты регулируются Уставом  воинских железнодорожных перевозок, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и иными нормативными правовыми актами.

Пассажиры, а также физические лица, имеющие  намерение воспользоваться или  пользующиеся услугами по перевозкам пассажиров, багажа, грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, как потребители пользуются всеми правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей.

С учетом активного вовлечения России в мировое  экономическое сообщество все более  часто применяются международные  транспортные соглашения и конвенции. Они используются при осуществлении  международных перевозок, а также  служат образцом для унификации российского  транспортного права. Очевидно, что  правовые и технологические нормы  перевозочного процесса в международном  железнодорожном сообщении значительно  сложнее, так как при их разработке необходимо учитывать интересы нескольких стран, особенности их национальных нормативных актов, условий работы железных дорог и технологические  особенности перевозок за рубежом. Для обеспечения внешнеэкономических  связей и развития международной  торговли возникает необходимость  в создании надежных транспортных связей, обеспечивающих своевременную и  сохранную доставку товаров, беспрепятственную  передачу грузов на государственных  границах и обеспечение качества сданного к перевозке груза.

Современные законодательные акты, регулируют также  перевозку пассажиров. Мало, наверно, кто из пассажиров знает, что простой  проезд его на поезде от одного места  к другому регламентируется целым  комплексом правовых актов. Фактически, покупая билет, гражданин вступает в правоотношение с транспортной организацией, в котором обе стороны  наделены определенными правами  и обязанностями.

Жд перевозки в России и зарубежом.

В настоящее  время железные дороги России эксплуатируются тремя группами игроков. В первую группу входят компании холдинга ОАО «Российские железные дороги». Вторая группа — это независимые или условно независимые от ОАО «РЖД» операторы, владеющие как собственной инфраструктурой (железнодорожные пути, сигнальная аппаратура и т. д.), так и парком вагонов. Третья группа состоит из компаний, владеющих только подвижным составом.

ОАО «Российский железные дороги» создано в 2003 году одна из крупнейших в мире транспортных компаний, владелец инфраструктуры, значительной части подвижного состава и важнейший оператор российской сети железных дорог. Образовано на базе Министерства путей сообщения России. Штаб-квартира — в Москве по адресу ул. Новая Басманная, дом 2

В состав ОАО «РЖД» входят 16 железных дорог — филиалов компании. Кроме того, в структуру ОАО «РЖД» входит ряд дочерних компаний:

  • ОАО «Федеральная пассажирская компания»
  • ОАО «Первая грузовая компания»
  • ОАО «Вторая грузовая компания»
  • ОАО «ТрансКонтейнер»
  • ООО «Аэроэкспресс» и других.

Пригородные пассажирские перевозки в ряде регионов осуществляются пригородными пассажирскими компаниями, созданными РЖД совместно с субъектами федерации.

Прочие  перевозчики, владеющие  инфраструктурой

  • ОАО «АК» «Железные дороги Якутии» (50 % в капитале принадлежит ОАО «РЖД», 50 % — правительству Якутии и другим лицам)
  • ОАО «Ямальская железнодорожная компания»
  • ОАО «Норильская горная компания»
  • ОАО «Золотое звено»
  • ООО «Газпромтранс»

Железнодорожные пути, принадлежащие указанным компаниям, как правило находятся в удалённых районах страны, а некоторые из них вовсе изолированы от федеральной сети РЖД. Указанные дороги в основном используются для локальных грузовых перевозок, что и объясняет тот факт, что преимущественно такие дороги принадлежат сырьевым группам.

Прочие  операторы, не владеющие  инфраструктурой

В течение 2000-х многие компании (в том числе  и специально созданные «дочки»  сырьевых групп) получили лицензии на осуществление железнодорожных  перевозок. Частные (независимые) операторы  эксплуатируют собственный парк вагонов, при этом используя инфраструктуру и услуги локомотивной тяги ОАО «РЖД». На ряде маршрутов компании работают собственными локомотивами.

Среди частных операторов такие компании, как «Независимая транспортная компания», «Дальневосточная транспортная группа» (ДВТГ), группа Globaltrans (в состав которой входят «Новая перевозочная компания» и «БалтТрансСервис»), «Евросиб» и др. Весной 2008 года группа Globaltrans первой из железнодорожных компаний, работающих на российском рынке разместила свои акции на Лондонской фондовой бирже.

Железнодорожный транспорт в Европе отличается своим разнообразием, как техническими, так и инфраструктурным.

Железнодорожные сети в Западной и Центральной  Европе находятся в хорошем состоянии  и достаточно развиты, в то время  как Восточная и Южная Европа нередко имеют меньший охват  и некоторые инфраструктурные проблемы. Электрифицированные железнодорожные  сети работают на множестве разных напряжений постоянного и переменного  тока,

Европейский союз стремится сделать трансграничные перевозки проще, а также ввести конкуренцию на национальных железнодорожных сетях. Государства-члены ЕС смогли разделить предоставление транспортных услуг и управление инфраструктурой по директиве CEE 91/440. Как правило, национальные железнодорожные компании были разделены на отдельные подразделения или независимые компании для развития инфраструктуры, пассажирских и грузовых операций. Пассажирские операции могут быть разделены по дальности перевозок — на большие расстояния и региональные услуги, поскольку региональные службы часто действуют по обязательствам по обслуживанию населения, а услуги междугородных перевозок обычно работают без дотаций.

Основные  международные перевозчики в  Европе:

  • Intercity-Express (Германия, Голландия, Бельгия, Франция, Швейцария и Австрия)

    Intercity-Express (англ. «Междугородный экспресс», также известен под сокращением ICE) — сеть скоростных поездов, в основном распространённая в Германии, оздание представленного публике 26 ноября 1985 года

  • Thalys (Франция, Германия, Бельгия, Голландия)

    международный оператор скоростных поездов,принято в 1987 году

  • Enterprise (Ирландия и Великобритания)
  • Eurostar (Great Britain, Франция, Бельгия)
  • EuroCity (вся Западная и Центральная Европа,за исключением Ирландии и Великобритании)
  • TGV (Франция, Бельгия, Италия, Швейцария, Германия)
  • Oresundtrain (Дания, Швеция)
  • Укрзалізниця (Украина, Молдавия)
 

Американская  система поездов резко отличается от европейской, да и от российской тоже. Поезда подразделяются на два ярко выраженных типа - ближнемагистральные и дальнего следования.

Железнодорожное сообщение чрезвычайно малопопулярно в США. Относительно небольшое число пассажиров избирает поезд в качестве средства передвижения, поскольку тарифы часто соответствуют стоимости авиабилетов.

Информация о работе Правовое регулирование перевозки железнодорожным транспортом