Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2012 в 13:16, курсовая работа
Курсовая работа по теме "Перевозка радиоактивных отходов", с рассмотрением ситуации на примере компании Радон.
Введение. Перевозка радиоактивных отходов.
Глава 1. Перевозка радиоактивных отходов.
1.1. Классификация радиоактивных отходов (РАО) в Российской Федерации
1.2. Классификация упаковочной тары для РАО
1.3. Автотранспорт, предназначенный для перевозки радиоактивных отходов.
Глава 2. Перевозка радиоактивных отходов. Перевозка автомобильным транспортом.
2.1. Организация перевозки радиоактивных отходов.
2.2. Обязанности перевозчика радиоактивных отходов.
Заключение
Список использованной литературы
Список использованных сокращений.
24
Весь процесс организации перевозки радиоактивных отходов можно выразить в следующих этапах:
1) Получение разрешения на перевозку радиоактивных отходов
2) Оформление договора на перевозку РАО
3) Подготовка высококвалифицированного персонала, ввиду высокой ответственности при перевозке РАО.
4) Выбор и согласование всего маршрута, по которому будет осуществляться перевозка РАО.
5) Принятие РАО к перевозке, а также их передача грузополучателем.
6) Организация системы информации об опасности
7) Проведение погрузочно-разгрузочных работ
8) Движение транспортного средства
В случае возникновения необходимости перевозки радиоактивных отходов, как правило, юридическое лицо должно либо самостоятельно обеспечить перевозку радиоактивных отходов, либо обратиться к специализированному перевозчику.
Помимо стандартного алгоритма перевозки, показанного в главе 2.1., обязанности перевозчика начинаются с того, что перевозчику необходимо обеспечить наличие специализированной тары и упаковки для перевозки радиоактивных отходов, которые будут отвечать всем стандартным требованиям для перевозки РАО: прочность, герметичность, радиационная и термостойкость, а также наличие в конструкции упаковки всех необходимых креплений для погрузочно-разгрузочных работ. Однако, не запрещается использование упаковки, предоставленной самим заказчиком перевозки РАО[5]. Но, в этом случае все равно ответственность на соответствие тары берет на себя перевозчик, поскольку именно перевозчику необходимо взаимодействовать с РАО во время процесса транспортирования в конечный пункт.
Перед перевозкой, как правило за день до отправки, происходит входной контроль упаковки работником организации-перевозчика, и затем контейнеры пломбируются.
Следующим этапом является обязанность водителя-дозиметриста принять радиоактивные отходы от заказчика перевозки, а также проверить наличие всей необходимой сопроводительной документации: техническое соглашение на выполнение работ с РАО, документация с условиями передачи РАО, паспорт партии радиоактивных отходов, накладная на груз, сертификат соответствия транспортно-упаковочного комплекта специфике и роду перевозимых отходов и др. Далее, водитель производит дозиметрический контроль упаковок и проверяет надежность закрепления груза в кузове транспортного средства. После этого водитель обязан проверить мощность эквивалентной дозы излучения, чтобы она соответствовала положенным нормам. После чего, заказчик пломбирует кузов транспортного средства[6].
В случае ошибок при оформлении документации или превышения уровня излучения, водитель обязан составить акт регистрации нарушения правил передачи РАО. В данном случае, как правило, возможность перевозки РАО сводится на нет, и перевозка может быть осуществлена только в случае устранения всех возможных нарушений, в целью предотвращения непредвиденных ситуаций во время перевозки.
Автотранспорт должен соответствовать всем требованиям, о которых говорилось в предыдущей главе. Однако, особенностью нового транспорта является то, что благодаря упаковочной схеме перевозки РАО отпала необходимость самосвалочного кузова, соответственно разгрузка-погрузка осуществляется с использованием грузоподъемных средств. Дополнительно к этому, между кабиной и кузовом устанавливается свинцовый экран, который снижает степень радиоактивного излучения.
Непосредственная перевозка осуществляется, как правило, в сопровождении автомобиля ГИБДД. Разгрузка и передача РАО проходит в обязательном присутствии водителя и дозиметриста.
В результате, мы имеем три стороны, участвующие в процессе перевозки радиоактивных отходов, в обязанности которых входят определенные конкретные функции.
Первым участником перевозки является клиент/юридическое лицо, которое выражает необходимость в перевозке радиоактивных отходов из пункта отправления в пункт назначения.
В обязанности этого участника входит наличие всех необходимых документов на радиоактивные отходы, поскольку в случае их отсутствия/несоответствия определенным нормам перевозчик вправе отказать в перевозке радиоактивных отходов, а также пломбировка кузова транспорта, которым будет осуществляться перевозка радиоактивных отходов.
Вторым участником перевозки является непосредственно компания перевозчик, которая больше всего представлена в процессе перевозки водителем-экспедитором, который будет осуществлять главный процесс транспортировки, в ходе которой именно на нем будет лежать наибольшая ответственность за жизнь и здоровье окружающих людей, а также забота о сохранности экологии в процессе транспортировки.
Соответственно, на данном участнике лежит наибольшее количество стандартных для перевозки радиоактивных отходов функций:
- подбор тары и упаковки для радиоактивных отходов/проверка на соответствие тары, которую предоставляет сам заказчик перевозки радиоактивных отходов.
- входной контроль, который направлен на проверку того, что в принципе будет предметом перевозки.
- проверка всей необходимой документации, которую обязан предоставить к перевозке заказчик.
- проверка надежности креплений в транспорте, на котором будет осуществляться перевозка РАО.
- в случае обнаружения каких-либо несоответствий в документации при оформлении перевозки водитель обязан составить акт регистрации нарушений правил передачи радиоактивных отходов и отложить перевозку РАО до их полного устранения тем лицом, в обязанности которого входит подготовка тех самых документов.
Третьим и последним участником перевозки будут являться государственные регулирующие органы, наиболее представленные в виде сотрудников Государственной Инспекции Безопасности Дорожного Движения, поскольку именно в их функции входит окончательное принятие решения о возможности/невозможности осуществления радиоактивных отходов по территории Российской Федерации автомобильным транспортом Соответственно, функциями государственных органов также будут являться стандартные для перевозки радиоактивных отходов действия, а именно:
- согласование времени и маршрута перевозки радиоактивных отходов дорогами общего пользования.
- выдача разрешительной документации на осуществление перевозки радиоактивных отходов
- обеспечение спецтранспорта с радиоактивными отходами сопровождением автомобиля Государственной Инспеции Безопасности Дорожного движения, однако это необходимо не во всех случаях. В иной ситуации подобное сопровождение не является необходимостью, а достаточно лишь нанесение специальных знаков отличия на транспорте.
24
Общие выводы и рекомендации для юридических лиц, осуществляющих перевозку радиоактивных отходов автомобильным транспортом.
Система и принципы перевозки радиоактивных отходов посредством автомобильного транспорта должно развиваться в нескольких ключах.
Первостепенной задачей является разработка специализированного автотранспорта, с разными показателями грузоподъемности, проходимости и назначения, которые необходимы для регулярной перевозки радиоактивных отходов. Главная задача этого транспорта будет обеспечение безопасности персонала и населения от радиационного излучения, а также, чтобы подобный транспорт не позволял нарушить защиту упаковочной тары даже в условиях форс-мажорной ситуации, которые нередко могут встретиться во время перевозки, например крупные выбоины на проезжей части не должны как то повлиять на упаковку, ввиду надежности креплений в кузове автомобиля.
Благодаря развитию технологий, есть возможность переносить ответственность за защиту от радиоизлучения, вредящее персоналу и окружающей среде, на упаковку и применение новых высокотехнологичных материалов при разработке конструкций упаковки радиоактивных отходов. Благодаря этому есть возможность использовать минимально модифицированные штатные грузовые автомобили для перевозок радиоактивных отходов, что позволит снизить издержки подобных перевозок.
Развите сети дорог, номенклатуры и объема перевозимых РАО, а также экономическая рентабельность таковых, все это будет влиять на выбор способа перевозки и тип автомобиля (как правило, грузоподъемность).
Однако, главным трендом в развитии перевозок радиоактивных отходов, не только автотранспортным, но и другими видами транспорта, будет являться задача создания унифицированного транспортного комплекса, который позволить сделать аналогию мультимодальных перевозок в сфере перевозок радиоактивных отходов, соблюдая при этом санитарные правила, обеспечение охраны населения, иными словами, лишь позитивно влияя на качество перевозок РАО.
24
Обращение с РАО при перевозке автотранспортом. // Безопасность окружающей среды. – 2008. – Вып. 4. – С.42-46.
Правила безопасности при транспортировании радиоактивных материалов. НП-053-04;
Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом разработаны в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994 г. N 372;
Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам (с изменениями на 27 июня 1996 года);
Федеральный Закон от 10.12.95г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения";
Федеральный Закон "Об использовании атомной энергии" от 21 ноября 1995г. № 170-ФЗ;
Федеральный Закон "О радиационной безопасности населения" от 9 января 1996г. № 3-ФЗ;
Федеральный Закон РФ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" № 109-ФЗ от 19.07.1997г.
Правила перевозки ОГ автомобильным транспортом, утвержденные Минтрансом РФ 8. 08. 1995 г. № 73 и зарегистрированные Минюстом РФ 18. 12. 95 гю № 997;
Федеральный Закон "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения". ФЗ № 127 от 24. 07. 1998 г. (устанавливает обязательность международных перевозок ОГ по специальным разрешениям);
"Положение о лицензировании перевозок автомобильным транспортом пассажиров и грузов в международном сообщении, а также грузов в пределах Российской Федерации" - утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 16. 03. 97 г. № 322 (устанавливает порядок получения лицензий на перевозки ОГ);
"Правила дорожного движения Российской Федерации" - утверждены постановлением Совета Министров-Правительства РФ от 23. 10. 93г. № 1090, в редакции постановления Правительства РФ от 08. 01. 96 г. № 3;
"Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения" - утверждены постановлением Совета Министров-Правительства РФ от 23. 10. 93 г. № 1090;
"ОБ организации и проведении государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним в Российской Федерации" - постановление Совета Министров-Правительства РФ от 30. 08. 93 г. № 874;
24
РАО – радиоактивные отходы
ОГ – опасные грузы
РМ – радиоактивные материалы
24
Приложение 1.
Таблица 1 Классификация жидких и твердых радиоактивных отходов
| Удельная активность, кБк/кг | |||
Категория отходов | тритий | Бета- излучающие радионуклиды (исключая тритий) | Альфа- излучающие нуклиды (исключая трансурановые) | Трансурановые радионуклиды |
Низкоактивные | от 106 до 107 | менее 103 | менее 102 | менее 101 |
Среднеактивные | от 107 до 1011 | от 103 до 107 | от 102 до 106 | от 101 до 105 |
Высокоактивные | более 1011 | более 107 | более 106 | более 105 |