Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2012 в 13:16, курсовая работа
Курсовая работа по теме "Перевозка радиоактивных отходов", с рассмотрением ситуации на примере компании Радон.
Введение. Перевозка радиоактивных отходов.
Глава 1. Перевозка радиоактивных отходов.
1.1. Классификация радиоактивных отходов (РАО) в Российской Федерации
1.2. Классификация упаковочной тары для РАО
1.3. Автотранспорт, предназначенный для перевозки радиоактивных отходов.
Глава 2. Перевозка радиоактивных отходов. Перевозка автомобильным транспортом.
2.1. Организация перевозки радиоактивных отходов.
2.2. Обязанности перевозчика радиоактивных отходов.
Заключение
Список использованной литературы
Список использованных сокращений.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Национальный Исследовательский Университет – Высшая Школа Экономики
Факультет менеджмента
Отделение логистики
Кафедра управления логистической инфраструктурой
Курсовая работа
По дисциплине «Управление логистической инфраструктурой» на тему:
«Перевозка радиоактивных отходов»
Выполнил
Студент группы № 321
Гималетдинов Э.Р.
Научный руководитель:
Старший преподаватель, Домнина С.В.
Москва, 2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение. Перевозка радиоактивных отходов.
Глава 1. Перевозка радиоактивных отходов.
1.1. Классификация радиоактивных отходов (РАО) в Российской Федерации
1.2. Классификация упаковочной тары для РАО
1.3. Автотранспорт, предназначенный для перевозки радиоактивных отходов.
Глава 2. Перевозка радиоактивных отходов. Перевозка автомобильным транспортом.
2.1. Организация перевозки радиоактивных отходов.
2.2. Обязанности перевозчика радиоактивных отходов.
Заключение
Список использованной литературы
Список использованных сокращений.
24
Перевозка радиоактивных отходов является неотъемлемым элементом современных промышленных предприятий. Ввиду важности недопущения экологических катастроф, перевозка радиоактивных отходов подпадает под жесткий контроль со стороны государственных органов.
При написании данной работы будет затронута узкий диапазон перевозок специфических опасных грузов, в частности радиоактивных отходов автомобильным транспортом.
Согласно Федеральному закону «Об использовании атомной энергии» от 21 ноября 1995 года № 170-ФЗ, радиоактивные отходы (РАО) — это ядерные материалы и радиоактивные вещества, дальнейшее использование которых не предусматривается. По российскому законодательству, ввоз радиоактивных отходов в страну запрещен. По этой причине, львиную долю перевозок радиоактивных отходов в Российской Федерации составляют перевозки внутри государственных границ, то есть, не производя проезд через государственные границы с соседствующими государствами. Однако, при осуществлении международных перевозок опасных отходов, в частности РАО, рекомендуется руководствоваться рекомендациями «Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалении» от 22 марта 1989 г.
Радиоактивные отходы относятся к классу «Радиоактивных материалов (РМ)» согласно требованиям ГОСТ 19433-88 «Грузы опасные. Классификация и маркировка»[1] и ДОПОГ.
При перевозке радиоактивных отходов должны соблюдаться 2 основополагающих принципа: защита здоровья людей, которые осуществляют перевозку радиоактивных отходов, а также обеспечение приемлемого уровня охраны окружающей среды.
Перевозка радиоактивных материалов (отходов) осуществляется согласно «Правил перевозки опасных грузов»[2].
Нормативный документ «Правила безопасности при транспортировании радиоактивных материалов» устанавливает требования безопасности при транспортировании радиоактивных материалов. Требования нормативного документа распространяются на транспортирование радиоактивных материалов всеми видами транспорта[3].
24
Спецификация отходов по категориям, транспортное средство в соответствии со спецификой отхода, упаковка (тара), документация, контроль.
В настоящее время в России для классификации РАО применяется следующий Федеральный закон от 11 июля 2011 года № 190:
В соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2011 года № 190-ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»:
Статья 4. Классификация радиоактивных отходов[4]:
1. В целях настоящего Федерального закона радиоактивные отходы подразделяются на:
1) удаляемые радиоактивные отходы - радиоактивные отходы, для которых риски, связанные с радиационным воздействием, иные риски, а также затраты, связанные с извлечением таких радиоактивных отходов из пункта хранения радиоактивных отходов, последующим обращением с ними, в том числе захоронением, не превышают риски и затраты, связанные с захоронением таких радиоактивных отходов в месте их нахождения;
2) особые радиоактивные отходы - радиоактивные отходы, для которых риски, связанные с радиационным воздействием, иные риски, а также затраты, связанные с извлечением таких радиоактивных отходов из пункта хранения радиоактивных отходов, последующим обращением с ними, в том числе захоронением, превышают риски и затраты, связанные с захоронением таких радиоактивных отходов в месте их нахождения.
4. Критерии классификации удаляемых радиоактивных отходов с учетом технологических особенностей обращения с радиоактивными отходами устанавливаются Правительством Российской Федерации.
5. Критерии отнесения твердых, жидких и газообразных отходов к радиоактивным отходам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Т.к. в настоящее время Правительством Российской Федерации критерии, определенные в п.п. 2, 4, 5 ст. 4 Федерального закона от 11 июля 2011 года № 190-ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», не установлены, то при обращении с радиоактивными отходами действует классификация РАО в соответствии с Основными санитарными правилами обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ - 99/2010), утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26.04.2010 № 40:
3. Обращение с радиоактивными отходами
3.1. К радиоактивным отходам относятся не подлежащие дальнейшему использованию вещества, материалы, смеси, изделия, удельная активность техногенных радионуклидов в которых превышает МЗУА (Сумма отношений удельных активностей техногенных радионуклидов к их МЗУА превышает 1). Значения МЗУА приведены в приложении 4 НРБ-99/2009.
При неизвестном радионуклидном составе отходы являются радиоактивными, если суммарная удельная активность техногенных радионуклидов в них больше:
- 100 кБк/кг - для бета-излучающих радионуклидов;
- 10 кБк/кг - для альфа-излучающих радионуклидов (за исключением трансурановых);
- 1,0 кБк/кг - для трансурановых радионуклидов.
3.2. Радиоактивные отходы по агрегатному состоянию подразделяются на жидкие, твердые и газообразные.
К жидким радиоактивным отходам относятся не подлежащие дальнейшему использованию органические и неорганические жидкости, пульпы и шламы, соответствующие требованиям пункта 3.1 Правил.
К твердым радиоактивным отходам относятся отработавшие свой ресурс радионуклидные источники, не предназначенные для дальнейшего использования материалы, изделия, оборудование, биологические объекты, грунт, а также отвержденные жидкие радиоактивные отходы, соответствующие требованиям пункта 3.1 Правил.
К газообразным радиоактивным отходам относятся не подлежащие использованию газообразные смеси, содержащие радиоактивные газы и (или) аэрозоли, образующиеся при производственных процессах, соответствующие требованиям пункта 3.1 Правил.
3.3. По удельной активности радиоактивные отходы подразделяются на 3 категории - низкоактивные, среднеактивные и высокоактивные (таблица 1). В случае, когда по приведенным в таблице «Классификация жидких и твердых радиоактивных отходов» (приложение 1). характеристикам радионуклидов радиоактивные отходы относятся к разным категориям, для них устанавливается наиболее высокое из полученных значение категории отходов.
Для предварительной сортировки твердых отходов рекомендуется использование критериев по мощности дозы гамма-излучения на расстоянии 0,1 м от поверхности (при измерении в соответствии с утвержденными методиками):
- низкоактивные - от 1 мкЗв/ч до 0,3 мЗв/ч;
- среднеактивные - от 0,3 мЗв/ч до 10 мЗв/ч;
- высокоактивные - более 10 мЗв/ч.
В Российской Федерации для классификации упаковки для РАО используется документ «Правила безопасности при транспортировании радиоактивных материалов НП-053-04». Данный нормативный документ устанавливает требования безопасности при транспортировании радиоактивных материалов, в том числе и радиоактивных отходов. Распространяется по всем видам транспорта.
В соответствии с главой 1.3. Классификация и пределы загрузок упаковок. существует 7 упаковок для радиоактивных материалов:
1) Освобожденная упаковка
2) Промышленная упаковка типа 1 (ПУ-1)
3) Промышленная упаковка типа 2 (ПУ-2)
4) Промышленная упаковка типа 3 (ПУ-3)
5) Упаковка типа А
6) Упаковка типа B
7) Упаковка типа С
Особенностью каждого типа упаковки является определенная конструкция, которая соответствует особенностям перевозимых материалов, а также их весу. То есть, для упаковок ПУ-1, ПУ-2, ПУ-3 необходимо соответствие требования, согласно которому не должны превышаться уровни излучения, указанные в пункте 5.6.1. данного нормативного документа, и пределы активности для транспортного средства, указанные в таблице 2 (приложение 2).
Для упаковок типа А,В,С важно отсутствие тех материалов в конструкции, которые могут как-либо взаимодействовать при контакте в перевозимых в них радиоактивных материалах. Для каждой из этих трех упаковок есть соответствующие ограничения на перевозимые радиоактивные материалы, которые указываются в сертификатах-разрешениях данной конкретной упаковки.
Обязательным пунктом является то, что все упаковки должны также соответствовать стандартным общим требованиям, обусловленным необходимостью перевозки радиоактивных материалов.
Данные требования указываются в данном нормативном документе в пункте 2.4. Общие требования к упаковкам и транспортным упаковочным комплектам. Для обобщения можно отметить следующие первостепенные требования к упаковке:
1) Конструкция упаковки должна быть такой, чтобы с ней можно было производить простые операции при перевозке (погрузка, разгрузка и т.д.) без сложности и риска.
2) Надежность элементов крепления на упаковке при перемещении упаковки.
3) Важно отсутствие выступающих элементов на упаковке, дабы минимизировать возможность каким-либо образом повредить упаковку.
4) Не должны присутствовать какие-либо посторонние элементы на упаковке, которые могут как-то помешать при транспортировании.
5) При перевозке не должно быть таких нагрузок, которые могли бы навредить упаковке, поскольку обычная перевозка всегда несет в себе воздействие в виде ускорения, вибрации и так далее. Максимальные ускорения при перевозке различными видами транспорта указаны в таблице 3 (приложение 3).
6) Все элементы упаковки и крепления должны быть химически совместимы
7) Содержимое упаковок должно соответствовать типу упаковок.
8) Дополнительные требования, в соответствии со спецификой вида транспорта (воздушный, водный, дорожный, железнодорожный транспорт).
В Российской Федерации при перевозке РАО чаще всего используются грузовые автомобили, модернизированные под перевозку радиоактивных отходов. В конструкции данного автотранспорта заложен специальный контейнер для перевозки радиоактивных материалов.
Такой контейнер должен обладать необходимой механической прочностью, герметичностью, радиационной и термостойкостью, в его конструкции необходимо предусмотреть механизацию процессов загрузки и выгрузки упаковок с РАО.
В общем случае, для перевозки РАО должен использоваться исключительно специализированный транспорт, который соответствует всем соответствующим нормативным документам российского законодательства. Требования к техническому транспорту, перевозящему именно РАО, а не какие-либо другие опасные грузы, имеет некоторые послабления, поскольку главный акцент в обеспечении безопасности при перевозке РАО заложен в первую очередь на упаковку, которая должна всячески предотвратить всевозможные влияния снаружи, в том числе, например, попадание искры от двигателя.
Поэтому, в перспективе есть нацеленность на реализацию такой системы перевозок РАО, чтобы для их перевозок можно было привлекать обычным неспециализированный транспорт, благодаря которому можно будет значительно снизить финансовые затраты, а также повысить гибкость транспортных автомобильных перевозок РАО.