Определение мощности на приводном валу

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 18:57, контрольная работа

Описание работы

- Заданная долговечность привода............................ tå = 15000 час.
- Требуемая мощность тихоходного вала............... N2 = 30 кВт;
- Требуемая частота вращения тихоходного вала п2 = 300 мин-1.
- Материал вала сталь 45 с термообработкой – нормализацией,
с твердостью поверхности 200 НВ

Содержание

1. Исходные данные 3
2. Расчет силовых и кинематических характеристик привода 3
2.1. Определение мощности на приводном валу 3
2.2. Выбор электродвигателя 6
2.3. Кинематический расчет привода 9
3. Расчет параметров зубчатых колес 10
3.1. Определение механических свойств материалов 10
3.2. Расчет параметров передачи 13
Список литературы 16

Работа содержит 1 файл

kontrolnaya_rabota_opik.doc

— 6.40 Мб (Скачать)

 

Продолжение таблицы 3

1

2

3

4

5

4A112MB8Y3

3,0

2,2

32

 

4A132S8Y3

4,0

38

4A132M8Y3

5,5

38

4A160S8Y3

7,5

48

4A160M8Y3

11,0

48

4A180M8Y3

15,0

2,0

55

4A200M8Y3

18,5

60

4A200L8Y3

22,0

60

4A225M8Y3

30,0

65


 

 

2.3. Кинематический расчет привода

Определим передаточное число редуктора по отношению частот вращения входного и выходного валов

Полученное значение лежит в  рекомендованных для одноступенчатых  передач пределах (1,6 – 8). По таблице 4 принимаем ближайшее стандартное  значение по СТ СЭВ 229-75 (первый ряд) u=5 и уточняем частоту вращения тихоходного вала редуктора

.

При этом угловые скорости вращения валов рассчитаем по формулам:

;

                                      

Вращающие моменты на быстроходном и тихоходном валах (с учетом к. п. д.) соответственно:

;
.

 

Таблица 4

Стандартный ряд  передаточных отношений редукторов (СТ СЭВ 229-75)

1 ряд

1

1,25

1,6

2,0

2,5

3,15

4,0

5,0

6,3

8,0

2 ряд

1,12

1,4

1,8

2,24

2,8

3,55

4,5

5,6

7,1

9,0


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Расчет параметров зубчатых колес

Основной причиной выхода из строя  зубчатых колес является повреждение  активных поверхностей зубьев в результате развития усталостного выкрашивания. В расчетах прочности вводят ограничения  по контактным напряжениям, допустимые величины которых определяются на основании механических свойств материалов зубчатых колес.

3.1. Определение механических свойств материалов

Традиционными материалами, применяемыми для изготовления зубчатых колес  являются конструкционные углеродистые и легированные стали (см. табл. 5). В  технологическом процессе изготовления зубчатых колес и валов предполагается термическая обработка заготовок, которая изменяет механические свойства их материалов, в частности, твердости поверхности НВ или HRC. Так при нормализации ("Н") или улучшении ("У") твердость заготовки не превышает НВ 350, а при закалке "З" и цементации "Ц" или азотировании поверхности достигается большая твердость НВ> 350 (HRC 56 –63). При твердости НВ<350 с целью улучшения условий контактной прочности принимают материал для шестерни (меньшего по диаметру колеса) на 10 –30 единиц выше, чем для колеса.

В процессе термической обработки механические свойства материалов, как правило, неравномерны по толщине заготовки и по этой причине для детали в целом они определяются диаметром ее заготовки (см. табл. 5).

По марке материала шестерни, приведенной в задании (см. табл. 1), выбираем для шестерни сталь 45 с термообработкой нормализацией НВ 200, а для колеса тоже сталь 45 с термообработкой нормализацией (см. табл. 5) НВ 180.

Примем предварительно: для шестерни диаметр заготовки до 100 мм, а для  колеса до 400 мм. При этом на основании таблицы 5 имеем:

- для материала шестерни: предел  текучести  =300 МПа, предел прочности =590 МПа;

- для материала колеса: предел  текучести  =280 МПа, предел прочности =550 МПа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 5

Механические характеристики некоторых  материалов зубчатых колес

 

Марка стали

Диаметр заготовки, мм

Предел прочности, МПа

Предел текучести, МПа

Твердость, НВ, (НRC)

Термообработка

Ст 45

до 100

100-300

300-500

590

570

550

300

290

280

 

167-217

 

Нормализация

до 100

100-300

300-500

780

730

690

440

390

340

207-250

194-222

180-207

 

Улучшение

40Х

до 60

100-200

200-300

300-600

980

760

740

690

790

490

490

440

 

200-230

 

Нормализация

до 120

120-150

150-180

180-250

930

880

830

780

690

590

540

490

253-285

243-271

230-257

215-243

 

Улучшение

30ХГС

до 60

100-160

160-250

980

890

790

840

690

640

 

215-229

 

Нормализация

30ХГТ

до 60

 

60-100

 

100-150

1100

 

900

 

850

800

 

750

 

700

300

(56-63 HRC)

270

(56-63 HRC)

240

(56-63 HRC)

Цементация +закалка +низкий отпуск


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассчитаем допускаемые контактные напряжения для материала шестерни и колеса. Для чего по заданной долговечности t=15000 час. (см. табл. 1) определяем число рабочих циклов:

- шестерни  60*1440*15000=129,6*10 7;

- колеса  60*288*15000=25,92*10 7.

При > 10 7 принимаем коэффициент долговечности = 1, в противном случае его определяют по следующей формуле:

.

Коэффициент безопасности для колес из нормализованной и улучшенной стали, а также при закалке принимают =1,1 – 1,2, а при поверхностном упрочнении (например, при цементации) =1,2 – 1,3.

Примем  =1,2.

Допускаемые контактные напряжения для  материалов зубчатой передачи определяются по формуле

,

где – предел контактной выносливости при базовом числе циклов (табл. 6).                                                           

                                                                                                                 Таблица 6

Предел контактной выносливости при  базовом числе циклов

= 107

(ГОСТ 2.309 –73)

Термическая и термохимическая  обработка

Твердость поверхности зубьев

,МПа.

Сталь

Нормализация и улучшение

£350 НВ

2 НВ +70

Углеродистая

Объемная закалка

40 –50 НRC

17 HRC +100

Поверхностная закалка

40 –56 НRC

17 HRC + 200

Цементация или нитроцементация

40 – 56 HRС

23 HRC

Легированная

Азотирование

550 – 750 HV

1050

НВ – твердость  по Бринелю; HRC – твердость по Роквеллу; HV – твердость по Виккерсу.


 

По таблице 6 принимаем  при НВ£350 НВ = 2 НВ +70, тогда:

- для шестерни  = 2*200+70 = 470 МПа;

= 470*1 / 1,2 = 391,67 МПа;

- для колеса  = 2*180+70 = 430 МПа.

            = 430*1 / 1,2 = 358,33 МПа;

3.2. Расчет параметров передачи

Основные размеры цилиндрических прямозубых передач внешнего зацепления определяются параметрами венца: числом зубьев z, модулем m, коэффициентом смещения x в соответствии с ГОСТ 13755 –81 (СТ СЭВ 308-76).

Введем коэффициент, учитывающий  динамичность нагрузки и неравномерность  зацепления и определим межосевое расстояние (см. рис. 7) из условия контактной выносливости и выбранного значения коэффициента ширины колеса = 0,4 (рекомендовано в пределах 0,125 – 0,4) по следующей формуле:

 

Рис. 7. Параметры зубчатого зацепления

 

Полученное значение межосевого расстояния округляем до ближайшего значения по СТ СЭВ 229-75 (табл. 7). Принимаем:

=315 мм.

Приближенно оцениваем модуль зацепления

и выбираем по таблице 7:

.

 

 

Таблица 7

Предпочтительные значения параметров зубчатых зацеплений и валов

Межосевые расстояния

Ряд 1

40; 50; 63; 80; 100; 125; 160; 200; 250; 315; 400; 500; 600; 700

Ряд2

71; 90; 112; 140; 180; 225; 280; 355 ; 450; 560; 710

Модуль зацепления

Ряд 1

1; 1,25; 1,5; 2; 2,5; 3; 4; 5; 6; 8; 10; 12; 16; 20

Ряд2

1,125; 1,375; 1,75; 2,25; 2,75; 3,5; 4,5; 5,5; 7; 9; 11; 14; 18

Коэффициент ширины колеса

0,1; 0,125; 0,16; 0,2; 0,25; 0,315; 0,4; 0,5; 0,63; 0,8

Диаметры валов

(СЭВ 514-77)

10;10,5; 11; 11,5; 12; 13; 148 15; 16; 17; 18; 19; 20; 21; 22; 24; 25; 26; 28; 30; 32; 34; 36; 38; 40; 42; 45; 48; 50; 52; 55; 60; 63; 65; 70; 75; 80; 85; 90; 95; 100; 105; 110; 120; 125; 130; 140; 150; 160…


 

Определяем суммарное число  зубьев шестерни и колеса

,

а также отдельно для быстроходной ступени передач

(с учетом округления  ) и тихоходной ступени

(с учетом округления  ). После чего уточняем передаточное число, изменившееся из-за округлений числа зубьев до целых значений:

.

Основные размеры шестерни и  колеса вычислим с учетом следующих  соотношений:

- делительные диаметры:

;

;

- диаметры вершин зубьев:

;

;

- ширина колеса прямозубой передачи  при  =0,4

;

- ширина шестерни

,

где 4 мм задано превышение ширины шестерни над колесом;

- диаметры окружностей впадин:

;

;

- коэффициент ширины шестерни  по диаметру

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Курсовое проектирование  деталей машин /Под общ. ред.  В.Н. Кудрявцева. – Л.: Машиностроение, 1984. – 400 с.

2. Анурьев В.И. Справочник конструктора - машиностроителя. – М.: Машиностроение. 1979. Т. 1. 728 с.; Т. 2. 559 с. ; Т. 3. 557 с .

3. Кудрявцев В.Н. Детали машин. Л.:Машиностроение, 1980 . 464 с.

4. Гжиров Р.И. Краткий справочник  конструктора. – Л.: Машиностроение. 1983 . – 464 с.

 




Информация о работе Определение мощности на приводном валу