Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 18:57, контрольная работа
- Заданная долговечность привода............................ tå = 15000 час.
- Требуемая мощность тихоходного вала............... N2 = 30 кВт;
- Требуемая частота вращения тихоходного вала п2 = 300 мин-1.
- Материал вала сталь 45 с термообработкой – нормализацией,
с твердостью поверхности 200 НВ
1. Исходные данные 3
2. Расчет силовых и кинематических характеристик привода 3
2.1. Определение мощности на приводном валу 3
2.2. Выбор электродвигателя 6
2.3. Кинематический расчет привода 9
3. Расчет параметров зубчатых колес 10
3.1. Определение механических свойств материалов 10
3.2. Расчет параметров передачи 13
Список литературы 16
Продолжение таблицы 3
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
4A112MB8Y3 |
3,0 |
2,2 |
32 |
|
4A132S8Y3 |
4,0 |
38 | ||
4A132M8Y3 |
5,5 |
38 | ||
4A160S8Y3 |
7,5 |
48 | ||
4A160M8Y3 |
11,0 |
48 | ||
4A180M8Y3 |
15,0 |
2,0 |
55 | |
4A200M8Y3 |
18,5 |
60 | ||
4A200L8Y3 |
22,0 |
60 | ||
4A225M8Y3 |
30,0 |
65 |
Определим передаточное число редуктора по отношению частот вращения входного и выходного валов
Полученное значение лежит в
рекомендованных для
При этом угловые скорости вращения валов рассчитаем по формулам:
Вращающие моменты на быстроходном и тихоходном валах (с учетом к. п. д.) соответственно:
Таблица 4
Стандартный ряд передаточных отношений редукторов (СТ СЭВ 229-75)
1 ряд |
1 |
1,25 |
1,6 |
2,0 |
2,5 |
3,15 |
4,0 |
5,0 |
6,3 |
8,0 |
2 ряд |
1,12 |
1,4 |
1,8 |
2,24 |
2,8 |
3,55 |
4,5 |
5,6 |
7,1 |
9,0 |
Основной причиной выхода из строя зубчатых колес является повреждение активных поверхностей зубьев в результате развития усталостного выкрашивания. В расчетах прочности вводят ограничения по контактным напряжениям, допустимые величины которых определяются на основании механических свойств материалов зубчатых колес.
Традиционными материалами, применяемыми для изготовления зубчатых колес являются конструкционные углеродистые и легированные стали (см. табл. 5). В технологическом процессе изготовления зубчатых колес и валов предполагается термическая обработка заготовок, которая изменяет механические свойства их материалов, в частности, твердости поверхности НВ или HRC. Так при нормализации ("Н") или улучшении ("У") твердость заготовки не превышает НВ 350, а при закалке "З" и цементации "Ц" или азотировании поверхности достигается большая твердость НВ> 350 (HRC 56 –63). При твердости НВ<350 с целью улучшения условий контактной прочности принимают материал для шестерни (меньшего по диаметру колеса) на 10 –30 единиц выше, чем для колеса.
В процессе термической обработки механические свойства материалов, как правило, неравномерны по толщине заготовки и по этой причине для детали в целом они определяются диаметром ее заготовки (см. табл. 5).
По марке материала шестерни, приведенной в задании (см. табл. 1), выбираем для шестерни сталь 45 с термообработкой нормализацией НВ 200, а для колеса тоже сталь 45 с термообработкой нормализацией (см. табл. 5) НВ 180.
Примем предварительно: для шестерни диаметр заготовки до 100 мм, а для колеса до 400 мм. При этом на основании таблицы 5 имеем:
- для материала шестерни: предел текучести =300 МПа, предел прочности =590 МПа;
- для материала колеса: предел текучести =280 МПа, предел прочности =550 МПа.
Таблица 5
Механические характеристики некоторых материалов зубчатых колес
Марка стали |
Диаметр заготовки, мм |
Предел прочности, МПа |
Предел текучести, МПа |
Твердость, НВ, (НRC) |
Термообработка |
Ст 45 |
до 100 100-300 300-500 |
590 570 550 |
300 290 280 |
167-217 |
Нормализация |
до 100 100-300 300-500 |
780 730 690 |
440 390 340 |
207-250 194-222 180-207 |
Улучшение | |
40Х |
до 60 100-200 200-300 300-600 |
980 760 740 690 |
790 490 490 440 |
200-230 |
Нормализация |
до 120 120-150 150-180 180-250 |
930 880 830 780 |
690 590 540 490 |
253-285 243-271 230-257 215-243 |
Улучшение | |
30ХГС |
до 60 100-160 160-250 |
980 890 790 |
840 690 640 |
215-229 |
Нормализация |
30ХГТ |
до 60
60-100
100-150 |
1100
900
850 |
800
750
700 |
300 (56-63 HRC) 270 (56-63 HRC) 240 (56-63 HRC) |
Цементация +закалка +низкий отпуск |
Рассчитаем допускаемые
- шестерни 60*1440*15000=129,6*10 7;
- колеса 60*288*15000=25,92*10 7.
При > 10 7 принимаем коэффициент долговечности = 1, в противном случае его определяют по следующей формуле:
Коэффициент безопасности для колес из нормализованной и улучшенной стали, а также при закалке принимают =1,1 – 1,2, а при поверхностном упрочнении (например, при цементации) =1,2 – 1,3.
Примем =1,2.
Допускаемые контактные напряжения для материалов зубчатой передачи определяются по формуле
где
– предел контактной выносливости
при базовом числе циклов (табл. 6).
Предел контактной выносливости при
базовом числе циклов
(ГОСТ 2.309 –73)
Термическая и термохимическая обработка |
Твердость поверхности зубьев |
Сталь | |
Нормализация и улучшение |
£350 НВ |
2 НВ +70 |
Углеродистая |
Объемная закалка |
40 –50 НRC |
17 HRC +100 | |
Поверхностная закалка |
40 –56 НRC |
17 HRC + 200 | |
Цементация или нитроцементация |
40 – 56 HRС |
23 HRC |
Легированная |
Азотирование |
550 – 750 HV |
1050 | |
НВ – твердость по Бринелю; HRC – твердость по Роквеллу; HV – твердость по Виккерсу. |
По таблице 6 принимаем при НВ£350 НВ = 2 НВ +70, тогда:
- для шестерни = 2*200+70 = 470 МПа;
- для колеса = 2*180+70 = 430 МПа.
= 430*1 / 1,2 = 358,33 МПа;
Основные размеры
Введем коэффициент, учитывающий динамичность нагрузки и неравномерность зацепления и определим межосевое расстояние (см. рис. 7) из условия контактной выносливости и выбранного значения коэффициента ширины колеса = 0,4 (рекомендовано в пределах 0,125 – 0,4) по следующей формуле:
Рис. 7. Параметры зубчатого зацепления
Полученное значение межосевого расстояния округляем до ближайшего значения по СТ СЭВ 229-75 (табл. 7). Принимаем:
Приближенно оцениваем модуль зацепления
и выбираем по таблице 7:
Таблица 7
Предпочтительные значения параметров зубчатых зацеплений и валов
Межосевые расстояния |
Ряд 1 |
40; 50; 63; 80; 100; 125; 160; 200; 250; 315; 400; 500; 600; 700 |
Ряд2 |
71; 90; 112; 140; 180; 225; 280; 355 ; 450; 560; 710 | |
Модуль зацепления |
Ряд 1 |
1; 1,25; 1,5; 2; 2,5; 3; 4; 5; 6; 8; 10; 12; 16; 20 |
Ряд2 |
1,125; 1,375; 1,75; 2,25; 2,75; 3,5; 4,5; 5,5; 7; 9; 11; 14; 18 | |
Коэффициент ширины колеса |
0,1; 0,125; 0,16; 0,2; 0,25; 0,315; 0,4; 0,5; 0,63; 0,8 | |
Диаметры валов (СЭВ 514-77) |
10;10,5; 11; 11,5; 12; 13; 148 15; 16; 17; 18; 19; 20; 21; 22; 24; 25; 26; 28; 30; 32; 34; 36; 38; 40; 42; 45; 48; 50; 52; 55; 60; 63; 65; 70; 75; 80; 85; 90; 95; 100; 105; 110; 120; 125; 130; 140; 150; 160… |
Определяем суммарное число зубьев шестерни и колеса
а также отдельно для быстроходной ступени передач
(с учетом округления ) и тихоходной ступени
(с учетом округления ). После чего уточняем передаточное число, изменившееся из-за округлений числа зубьев до целых значений:
Основные размеры шестерни и колеса вычислим с учетом следующих соотношений:
- делительные диаметры:
- диаметры вершин зубьев:
- ширина колеса прямозубой
- ширина шестерни
где 4 мм задано превышение ширины шестерни над колесом;
- диаметры окружностей впадин:
- коэффициент ширины шестерни по диаметру
Список литературы
1. Курсовое проектирование деталей машин /Под общ. ред. В.Н. Кудрявцева. – Л.: Машиностроение, 1984. – 400 с.
2. Анурьев В.И. Справочник
3. Кудрявцев В.Н. Детали машин. Л.:Машиностроение, 1980 . 464 с.
4. Гжиров Р.И. Краткий