Автор: Иван *, 08 Сентября 2010 в 11:38, курсовая работа
Увеличение скоростей движения поездов и, следовательно, повышение требований к безопасности движения поездов, к сохранности груза и комфорту в пути следования вызывают необходимость дальнейшего усложнения и совершенствования вагонного парка. В частности высокие требования предъявляются к таким ходовым частям подвижного состава, как буксовые узлы.
Реферат
В курсовом
проекте 27 стр., 13 рис., 5 табл., использовано
4 источника.
Надежность
буксового узла, безотказность, стопорная
планка, торцовая гайка, резиновая
прокладка, подшипники, техническое
обслуживание, отказы буксового
узла, графики показателей надежности.
В курсовой работе проведен анализ надежности буксового узла полувагона модели 12-532, определены показатели надежности корпуса буксы, предложены мероприятия по повышению надежности данного узла.
Введение
Увеличение скоростей движения поездов и, следовательно, повышение требований к безопасности движения поездов, к сохранности груза и комфорту в пути следования вызывают необходимость дальнейшего усложнения и совершенствования вагонного парка. В частности высокие требования предъявляются к таким ходовым частям подвижного состава, как буксовые узлы.
Так как конструкция
вагона состоит из множества узлов
и деталей, то надежность всего вагона
напрямую зависит от надежности составляющих
его элементов. Поэтому в данной курсовой
работе рассмотрена надежность одного
из элементов четырехосного вагона, а
именно буксового узла, проведено исследование
надежности.
1 Анализ
надежности буксового узла
Под надежностью буксового узла вагона понимается способность объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, ремонта, хранения и транспортирования.
Надежность является комплексным свойством, которое включает в себя безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость.
Буксовый узел вагона является восстанавливаемым, расходующим в процессе эксплуатации свой ресурс. Буксовый узел является ремонтопригодным так, как работоспособное состояние поддерживается в процессе эксплуатации при техническом обслуживании и ремонте вагонов.
Работоспособное состояние буксового узла – состояние объекта, при котором оно способно выполнять все заданные функции.
Исправное состояние – это состояние буксового узла, при котором он соответствует всем требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации (смотри таблицу 1.1).
Функции буксового узла:
- передача нагрузки от рамы вагона или тележки на шейки осей;
- ограничения продольного и поперечного перемещений колесной пары при движении вагона.
Обнаружение
неисправностей и восстановление работоспособного
состояния буксового узла осуществляется
при техническом обслуживании и ремонте
вагонов (смотри таблицу 1.2)
Рисунок 1.1 – Схема нагрузок и функций буксового узла (грузового) вагона
Таблица
1.1 – Параметры буксового узла
Наименование измерений и норм | Допускаемые размеры, мм | |
При изготовлении | При ремонте | |
Корпус буксы | Диаметр внутренней
цилиндрической части буксы, мм……………………..…… |
Диаметр внутренней
цилиндрической части буксы, мм……………………………..… |
Овальность
внутренней цилиндрической части буксы,
мм не более:
из стального литья…………….0,024 из алюминиевого сплава………0,024 |
Овальность
внутренней цилиндрической части буксы,
мм не более:
из стального литья…………………….0,2 из алюминиевого сплава………...……0,35 | |
Конусность
внутренней цилиндрической части, не более:
для букс диаметром 250 мм,……………....……….…….0,024 |
Конусность
внутренней цилиндрической части, не более:
для букс диаметром 250 мм, ………..………..….0,1 | |
На
посадочной внутренней
поверхности в верхней части допускаются продольные задиры или задиры риски не допускаются. |
На посадочной
внутренней
поверхности в верхней части допускаются продольные задиры или риски глубиной не более, мм……….…...1 | |
Не допускаются заусенцы, коррозия, забоины и другие дефекты на лабиринтной части | Не допускаются заусенцы, коррозия, забоины и другие дефекты на лабиринтной части; они должны быть выведены и зачищены. | |
Не допускается коррозия на торцовой и посадочной части корпуса буксы; подвергается зачистке шлифовальной шкуркой № 6 с маслом. | ||
Подшипники | Разность радиальных зазоров парных подшипников в свободном состоянии, мм 0,02 или 0,01 | Разность радиальных
зазоров в подшипнике, устанавливаемых
на одну шейку оси, не должна превышать,
мм…………………………………….. 0,02
В том случае, когда измерение радиального зазора производиться с применением эталонного кольца этот зазор должен быть не более, мм……………..………….………...….0,01 в случае, когда измерения проводятся при полной ревизии букс без снятия внутренних колец, мм………………. 0,03 |
Продолжение таблицы
1.1 – Параметры буксового узла
Наименование
детали |
Параметры и размеры | |
При изготовлении | При эксплуатации | |
Подшипники | Осевой разбег
должен быть в пределах (для подшипников
диаметром 250 мм), мм……..0,4 – 1,1
Для подшипников с наружным диаметром 230 и 250 мм (за
исключением подшипников ЦКБ- ЦКБ-1522) осевой разбег обеспечивается конструкцией и может быть в пределах, мм……………………………... 0,62 – 1,38 |
Осевой разбег
должен быть в пределах (для подшипников
диаметром 250 мм), мм..0,4 – 1,1
Для подшипников с наружным диаметром 230 и 250 мм (за
исключением подшипников ЦКБ- ЦКБ-1522) осевой разбег обеспечивается конструкцией и может быть в пределах, мм……..…….. 0,62 – 1,38 |
Величины
радиальных зазоров, с которыми подшипники
допускаются
в эксплуатацию (при втулочной посадке на ось), мм…………………..…0,12 – 0,17 |
Величины радиальных
зазоров, с которыми подшипники допускаются
в эксплуатацию (при втулочной посадке на ось), мм……...0,12 – 0,30 | |
Величины
радиальных зазоров, с которыми подшипники
допускаются
в эксплуатацию (при горячей посадке на ось), мм……………………..…0,09 – 0,145 |
Величины радиальных
зазоров, с которыми подшипники допускаются
в эксплуатацию (при горячей посадке на ось), мм…………..………...…0,09 – 0,250 | |
Исправные подшипники должны вращаться легко без заеданий и торможений. | Исправные подшипники должны вращаться легко без заеданий и торможений. | |
Не допускаются трещины, заусенцы и другие дефекты сепараторов. | Не допускаются трещины, заусенцы и другие дефекты сепараторов. | |
Раковины на дорожках колец не допускаться. | Раковины на дорожках колец не допускаться. | |
Разрывы и трещины колец не допускаются. | Разрывы и трещины колец не допускаются. | |
Отколы бортов колец не допускаются. | Отколы бортов колец не допускаются. | |
Шелушение на беговых дорожках колец не допускаются. | Шелушение на беговых дорожках колец не допускаются. | |
Электроожоги роликов не допускаются. |
Продолжение таблицы
1.1 – Параметры буксового узла
Наименование
детали |
Параметры и размеры | |
При изготовлении | При эксплуатации | |
Подшипники | Коррозия (множественные из мелких точек) роликов не допускаются, хотя единичные точки допускаются в эксплуатацию | |
Сепараторы должны иметь гладкую поверхность без срезов, отколов, трещин и повреждения чеканки в случае заклепочных сепараторов | Сепараторы должны иметь гладкую поверхность без срезов, отколов, трещин и повреждения чеканки в случае заклепочных сепараторов | |
Лабиринтные
кольца
(рисунок 1.2) |
На посадочных
поверхностях и в лабиринте не
допускается трещины, вмятины, забоины,
заусенцы.
| |
На поверхностях
Б, К, М
(рисунок 1.2) допускается риски от выхода резца глубиной не более, мм…………….……... 0,2 и шириной, мм………….……….1 | ||
Овальность
отверстия
допускается не более, мм……………………………..0,06 |
Овальность
отверстия
допускается не более, мм………………………….……..0,1 | |
D=238 мм (Рисунок 1.2) | D=238 мм (Рисунок 1.2) | |
D1=226 мм (Рисунок 1.2) | D1=226 мм (Рисунок 1.2) | |
D2=210 мм (Рисунок 1.2) | D2=210 мм (Рисунок 1.2) | |
D3=198 мм (Рисунок 1.2) | D3=198 мм (Рисунок 1.2) | |
D4=182 мм (Рисунок 1.2) | D4=182 мм (Рисунок 1.2) | |
мм (Рисунок 1.2) | мм (Рисунок 1.2) | |
d1=155 мм (Рисунок 1.2) | d1=155 мм (Рисунок 1.2) | |
d2=138 мм (Рисунок 1.2) | d2=138 мм (Рисунок 1.2) | |
d 3=158 мм (Рисунок 1.2) | d 3=158 мм (Рисунок 1.2) | |
B=48 мм (Рисунок 1.2) | B=48 мм (Рисунок 1.2) | |
B1=20 мм (Рисунок 1.2) | B1=20 мм (Рисунок 1.2) | |
B2=14 мм (Рисунок 1.2) | B2=14 мм (Рисунок 1.2) | |
B3=14 мм (Рисунок 1.2) | B3=14 мм (Рисунок 1.2) | |
a=28 мм (Рисунок 1.2) | a=28 мм (Рисунок 1.2) | |
Упорные поверхности
кольца и оси должны быть параллельны,
допускаемое отклонение
не более, мм……………..…..….0,1 | ||
Биение лабиринтных
проточек относительно посадочного
диаметра d допускается
не более, мм……………...……...0,3 |
Продолжение таблицы 1.1 – Параметры буксового узла
Наименование
детали |
Параметры и размеры | |
При изготовлении | При эксплуатации | |
Лабиринтные кольца | Неперпендикулярность
поверхностей для упора внутреннего
кольца подшипника Б и предподступичной
части оси А относительно посадочной
поверхности у лабиринтных не более, мм………………………….0,03 |
|
Крепительная
крышка
(рисунок 1.3) |
Отливается из мартеновской стали (или электростали) марок 15Л1, 20Л1, 25Л1 (ГОСТ 977-65) или из стали II группы (ГОСТ 88-55), предназначенной для изготовления автосцепок. | Торцовая поверхность, входящая в цилиндрическую часть буксы, и фланцевая часть должны быть параллельны между собой и перпендикулярны оси крышки. Непараллельность поверхностей допускается не более, мм……………….………………….…0,1 |
До механической обработки тщательно обрубаются и отчищаются от песка и окалины, а заусенцы зачищаются. | ||
Необработанные места покрываются краской. | ||
На крышках не допускаются трещины, вмятины, забоины, задиры, заусенцы и другие дефекты. | ||
Торцовая
гайка
(рисунок 1.4) |
Торцовые гайки
изготовляют из стали марки Ст. 5
Применяются также гайки и планки, изготовленные методом точного литья из стали марки 40Л1 (ГОСТ 977—65). |
|
Гайки допускается делать из стали марки Ос. В (ГОСТ 4728—59) | ||
Резьба на гайке, проверяемая при изготовлении калибрами, должна соответствовать классу чистоты 2 а. | ||
Заусенцы не допускаются; острые кромки притупляются до r = 0,5 мм. | ||
Неперпендикулярность привалочной плоскости к оси резьбы гайки допускается не более 0,2 мм. | ||
Не допускаются забоины, заусенцы и другие неисправности, влияющие на работу узла. | ||
Размеры приведены на рисунке 1.4 |