Лекции по "Договору воздушной перевозки"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 14:18, курс лекций

Описание работы

В результате успешной реализации социально-экономической программы, выработанной XXV съездом КПСС, досрочного выполнения планов девятой пятилетки советский народ под руководством ленинской партии добился значительных успехов во всех областях хозяйственного и культурного строительства. За период девятой пятилетки обеспечено динамичное развитие народного хозяйства в целом, сделан большой шаг вперед в создании материально-технической базы коммунизма.

Работа содержит 1 файл

Безрук Н.А. Договор воздушной перевозки.docx

— 64.02 Кб (Скачать)

Перевозчик  обязан доставить принятый багаж  в место его назначения, обеспечить сохранность багажа в течение  всего времени перевозки –  от места приема к перевозке до выдачи его пассажиру; возместить владельцу  багажа материальный ущерб в случае утраты, повреждения или недостачи  багажа во время нахождения его в  ведении воздушно-транспортного  предприятия; выдать багаж в месте  назначения пассажиру пли другому  лицу по доверенности пассажира. Оплата за провоз багажа производится в двух случаях: при перевозке багажа сверх установленной нормы (§132 ст.28 Правил перевозки), при принятии багажа к перевозке с объявленной ценностью (§136 ст.29 Правил перевозки). Пассажир обязан принять багаж в месте его назначения и вывезти его из аэропорта, а воздушно-транспортное предприятие обязано выдать получателю в пункте назначения те вещи, которые сдал ему отправитель. Однако вследствие неисполнения правил выдачи багажа, допускаемого некоторыми аэропортами, иногда багаж выдается не тому пассажиру, которому он принадлежит, чему нередко способствует то, что по правилам перевозки багаж от пассажира принимается по весу, а выдается в пункте назначения без проверки веса. При получении чужого багажа пассажир оказывается в затруднительном положении, так как чтобы взыскать возмещение за свой утраченный багаж даже при установлении факта обмена багажа на территории аэропорта, пассажир должен доказать, что выданный багаж ему не принадлежит. Факт получения чужого багажа доказывается предъявлением багажной бирки, на которой обозначен номер рейса и вес багажа. Несовпадение веса, обозначенного на бирке, с указанным в багажной квитанции, подтверждает обоснованность заявления пассажира. Перевозчик несет ответственность за сохранность багажа с момента принятия его к перевозке и до выдачи получателю. Иногда граждане обнаруживают факт замены багажа после его выдачи. В этом случае воздушно-транспортное предприятие не несет никакой ответственности. Например, пассажир А. получил в аэропорту чемодан и, не проверив его содержимое, отправился в гостиницу. Вечером, вскрыв чемодан, он обнаружил в нем чужие вещи. Претензия А. была отклонена, так как он не мог доказать факта обмена чемоданами, на полученном чемодане отсутствовала багажная бирка, поэтому он не мог доказать сам факт сдачи чемодана   воздушно-транспортному предприятию. 

Важно отметить, что круг вещей, перевозимых  в качестве багажа на воздушном транспорте, существенно отличается от круга  вещей, входящих в содержание багажа на других видах транспорта. Вещи, вес  которых превышает 5 кг и размером более 50х50х100 см, оформляются к перевозке  как багаж. Такие, как холодильник, стиральная машина и другие крупногабаритные вещи домашнего обихода, принимаются  к перевозке сверх норм, установленных  для перевозки багажа. В связи  с тем, что вещи пассажира, сдаваемые  в багаж, принимаются под ответственность  воздушно-транспортного предприятия, последнему предоставлено право  потребовать от пассажира предъявления к осмотру содержимого его багажа. 

Досмотр багажа допускается только при наличии  достаточных оснований для подозревания пассажира в намерении незаконно провести взрывчатые вещества, оружие, легковоспламеняющиеся вещества и др.[29]. 

Ответственность воздушно-транспортного предприятия  за утрату, порчу, недостачу багажа определяется ст.ст.102, 105 Воздушного кодекса  и постановлением Совета Министров  СССР от 8 июня 1970г. №401 «О размере имущественной  ответственности воздушно-транспортных предприятий за утрату багажа, перевозимого без объявлений ценности». 

Воздушно-транспортное предприятие освобождается от ответственности, если докажет отсутствие своей вины в утрате, порче или повреждении  багажа. 

Общим условием ответственности за несохранность багажа, ручной клади, а также за просрочку в доставке является вина перевозчика, наличие которой предполагается (презюмируется). 

Перевозчик  освобождается от ответственности  за багаж, если докажет, что утрата, порча или повреждение багажа произошли вследствие обстоятельств, которых он не мог предотвратить  и устранение которых от него не зависело. Бремя представления доказательств, освобождающих перевозчика от ответственности  за ненадлежащее исполнение перевозки  багажа, ложится на транспортное предприятие. 

Так, перевозчик может освободиться от ответственности  при доказанности вины лица, сдающего или получающего багаж, особых естественных свойств предметов или веществ, вызвавших поломку, ржавчину, внутреннюю порчу и т.д., недостатков упаковки, которые не могли быть замечены по наружному виду при приеме багажа к перевозке, вложение пассажиром в  багаж предметов, запрещенных к  перевозке в качестве багажа. 

Для споров, вытекающих из договора воздушной перевозки  багажа, законом установлен претензионный  порядок их разрешения. Без соблюдения этого порядка заявитель претензии  не может обратиться в суд с  иском к воздушно-транспортному  предприятию. При утрате багажа пассажир вправе предъявить претензию через  аэропорт назначения или отправления  к воздушно-транспортному предприятию  места отправления или места  назначения. 

Претензия может быть заявлена в течение  шестимесячного срока (ст.115 Воздушного кодекса). В зависимости от характера  претензионного требования сроки предъявления претензии исчисляются: для требований о возмещении за полную утрату багажа – с момента истечения срока  доставки; для требований о возмещении за частичную утрату, повреждение  или порчу багажа – со дня их выдачи. 

К претензионному заявлению пассажир обязан приложить  билет, багажную квитанцию, отрывной талон  номерной багажной бирки, справку аэропорта  назначения (пересадки) о неприбытии багажа; опись вещей, находящихся  в багаже. 

Если  заявитель не выполнил хотя бы одного из перечисленных условий по оформлению претензионного материала, воздушно-транспортное предприятие освобождается от обязанности начать претензионное производство, а претензия считается неподанной. Пассажир вправе также подать письменное заявление о розыске багажа. Его подача приравнивается к предъявлению претензии. Получив заявление пассажира о розыске багажа, воздушно-транспортное предприятие обязано в течение 15 дней с момента истечения срока доставки разыскивать багаж. Если багаж не разыскан, воздушно-транспортное предприятие должно запросить от пассажира документы, необходимые для предъявления претензии, и с их получением в пятидневный срок рассмотреть претензию. 

Сложнее решается вопрос об определении размера  возмещения ущерба в связи с утратой  багажа. Претензионные комиссии и  суды при рассмотрении претензий  и исков по поводу размера возмещения ущерба при утрате багажа руководствуются  ст.105 Воздушного кодекса, ст.62 Правил перевозки, Инструкцией о порядке рассмотрения претензий пассажиров при утрате багажа, сданного к перевозке без  объявленной ценности, утвержденной приказом Министра гражданской авиации  от 25 августа 1970г. 

За утрату или повреждение багажа, принятого  к перевозке с объявленной  ценностью, воздушно-транспортное предприятие  отвечает в размере объявленной  ценности. Предполагается, что объявленная  ценность багажа не превышает его  действительной стоимости. С целью  обеспечения принципа возмещения действительного  ущерба перевозчику предоставляется  право потребовать от пассажира  предъявления к осмотру содержимого  багажа. При явном несоответствии суммы объявленной ценности и  содержимого багажа по требованию перевозчика  устанавливается его действительная стоимость. Доказывание факта превышения объявленной ценности действительной стоимости багажа ложится на перевозчика (п.1 ст.105 Воздушного кодекса, §138 ст.29 Правил перевозки). Однако нередко претензионные комиссии возлагают на пассажира обязанность доказывания действительной стоимости вещей, сданных в багаж, требуя описи вещей с указанием стоимости каждой вещи. Такая практика, на наш взгляд, противоречит закону и не обеспечивает защиту прав пассажира. Сам факт принятия к перевозке багажа с объявленной ценностью освобождает пассажира от обязанности представления доказательств, относящихся к его стоимости и весу, так как в этом случае пределом ответственности воздушно-транспортного предприятия явится объявленная стоимость багажа. 

Если  утрачен багаж, принятый к перевозке  без объявленной ценности, то претензионные  комиссии и суды применяют принцип  ограниченной ответственности. Ответственность  воздушно-транспортного предприятия  не может превышать 10 руб. за килограмм  багажа. Таким образом, объем ответственности  перевозчика в этом случае зависит  от веса багажа, принятого к перевозке, от стоимости вещей, входящих в багаж. 

Для возмещения пассажиру ущерба за утраченный багаж  необходимо установить его фактический  вес. Объем его определяется по записям, сделанным в багажной квитанции  и в ведомости регистрации (сопроводительной ведомости и в пассажирском билете). При перевозке багажа сверх установленной  нормы вес обозначается в квитанции  платного багажа. В тех случаях, когда  по описи вещей установлено, что  стоимость одного килограмма багажа не превышает 10 руб., пассажиру возмещается  действительная стоимость утраченного  при перевозке багажа. Так, при  утрате багажа без объявленной ценности весом 14 кг, общей стоимостью по описи  вещей в сумме 126 руб. воздушно-транспортное предприятие должно возместить пассажиру 126 руб., поскольку по предъявленной  претензии стоимость одного килограмма не превышает 10 руб. и фактически составляет 9 руб. за килограмм. Если по описи вещей  установлено, что стоимость одного килограмма багажа превышает 10 руб., пассажиру  выплачивается предельная сумма  – 10 руб. за килограмм веса утраченного  багажа. Например, пассажир А. предъявил  претензию в сумме 550 руб. за утраченный при перевозке багаж весом 19 кг. По описи вещей установлено, что  фактическая стоимость вещей  составляет 400 руб., т.е. стоимость одного килограмма багажа превышает 10 руб. Претензия  пассажира была удовлетворена в  сумме 190 руб. (из расчета 10 руб. за килограмм). 

Следует отметить, что приведенный способ исчисления причиненного ущерба не применяется  к продуктам питания. В таких  случаях стоимость багажа определяется по розничным ценам. 

На объем  ответственности воздушно-транспортного  предприятия влияет: вес багажа, розничная стоимость вещей, составляющая содержание багажа, стоимость упаковки (чемодана, вещевой сумки и т.д.). 

В случае розыска багажа после выплаты  возмещения владелец при его получении  обязан вернуть полученную сумму  возмещения. 

При отказе владельца от получения багажа он реализуется в установленном  порядке. 

На пассажира  возлагаются и некоторые обязанности. В частности, пассажиры, виновные в  противоправном поведении, причинившие  убытки перевозчику и имуществу  других лиц, за которое перевозчик не несет ответственность, обязаны  возместить эти убытки. 

Пассажир  обязан выполнять распоряжения командира  воздушного судна и установленные  на воздушном транспорте правила  поведения. За невыполнение распоряжений командира воздушного судна и  правил поведения на пассажира налагается штраф в размере до 10 руб. 

  

Ссылки 

[1]. Л.И.  Брежнев, Отчет Центрального Комитета  КПСС и очередные задачи в  области внутренней и внешней  политики, Политиздат, 1976, стр.44. 

[2]. А.Н.  Косыгин, Основные направления  развития народного хозяйства  СССР за 1976–1980 годы. Разд. 3, Политиздат, 1976. 

[3]. В  дальнейшем сокращенно: Основы. 

[4]. «Собрание  действующего законодательства  СССР», Раздел XV, Законодательство  о транспорте, «Известия», 1974. 

[5]. Выпущено  в редакционно-издательском отделе  Министерства гражданской авиации  СССР, М., 1972. 

[6]. Там  же, 1972. 

[7]. СП  СССР 1970г. №11, ст.86. 

[8]. В  дальнейшем сокращенно: Правила  перевозки. 

[9]. Такой  вывод разделяется большинством  авторов: См. О.А. Красавчиков, Система отдельных договорных обязательств, «Советская юстиция» 1960г. №5; М.А. Тарасов, Договор перевозки, изд-во Ростовского университета, 1965, стр.85; Е. Шешенин, Предмет обязательства по оказанию услуг, «Сборник трудов Свердловского юридического института», вып. 3, Свердловск, 1964, стр. 189. 

[10]. «Собрание  действующего законодательства  СССР». Раздел XV, Законодательство  о транспорте, «Известия», 1974, стр.199. 

[11]. В  РСФСР создано несколько территориальных  управлений. 

[12]. П.4 постановления ЦИК и СНК СССР  от 15 июля 1936г. «О хозрасчетных  правах Главных управлений промышленных  народных комиссариатов», СЗ СССР 1936г. №43, ст.361. 

[13]. О.С.  Иоффе, Советское гражданское  право (курс лекций), т.2, Л., 1961, стр. 280. Аналогичное мнение высказал  Е.А. Пассе в книге «Договор в социалистическом хозяйстве», «Юридическая литература», 1964, стр. 378–380. 

Информация о работе Лекции по "Договору воздушной перевозки"