Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 09:14, курсовая работа
Автомобилю приходится двигаться со скоростями от очень маленькой до сотни-другой километров в час – а потому диапазон, в котором изменяются обороты колес, получается огромным – раз в 50. Но двигатель внутреннего сгорания способен эффективно работать лишь в интервале 2000–6000 об/мин, то есть менять скорость вращения коленчатого вала всего раза в три. Поэтому и приходится между ним и колесами ставить ту самую коробку, чтобы получить требуемую скорость движения при близких к оптимальным оборотах двигателя.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Назначение……………………………………………………………………..4
2. Устройство…………………………………………………………………......5
3. Основные неисправности коробки передач………………………………....9
4. Расчет КПП автомобиля ВАЗ-2104………………………………………....10
Расчетный крутящий момент……………………………………………12
Расчетная частота вращения…………………………………………....13
Определение величин, входящих в формулы для нахождения расчетных напряжен……………………………….……16
Относительный пробег на различных передачах……………………....20
Определение расчетных напряжений изгиба…………………………..22
Определение контактной напряженности поверхностей зубьев…..….28
Ресурсы зубчатых колёс………………………………………………....33
Расчёт валов………………………………………………………………34
Пробег автомобиля…………………………………………………….....38
Подбор подшипников………………………………………………….…39
Список используемой литературы……………………………………………44
Тmax= КД ×Тemax,
где КД - коэффициент динамичности:
КД=1,2...2,0- для легковых автомобилей;
Кд=2,0...3,0 - для грузовых автомобилей;
Кд=2,5...3,0 - для автомобилей высокой проходимости.
Выбираем коэффициент Кд=1,5.
Максимальный крутящий момент двигателя автомобиля ВАЗ-2104 равен 104 Н*м. При увеличении крутящего момента на 30% получаем момент: 133,9 Н·м.
Тmax=1,5×133,9=184,8 Н·м;
TP=184,8×3,636=672,15 Н·м.
2) Определение максимального контактного напряжения.
σHmax=275×[Ftmax/(bw×dwm1)] ×ZH×Zε×KHα×KHβ ,(МПа)
σHmax =275×[2313,9 /(43×4,65)] ×1,77×1×1×1,06=1755,18 (МПа)
3) Вычисление максимального напряжения изгиба зубьев шестерни и колеса.
σF1max =[ Ftmax/(bw1×mnm)]YF1×Yβ ×Yε ×KFa×KFβ , (МПа)
σF1max=[2313,9/(43×4,65)] 3,9×1×1×1×1,06=47,84 (МПа).
4) Проверяют условия достаточной прочности.
σF1max0.9×σHmax;
47,840,9×1755,18=1579,66
Условие прочности выполняется.
4.2 Расчет валов.
Валы рассчитывают на статическую прочность, жёсткость и на усталостную прочность для определения их работоспособности и агрегата трансмиссии в целом.
Определение нагрузок на вал.
Для расчёта вала, в первую очередь, устанавливают действующие на него силовые факторы: крутящий момент, силы в зубчатых зацеплениях, реакции опор и дополнительные силы, например, центробежные силы в планетарных передачах, силы от карданной передачи и т.д.
1) Расчётный крутящий момент на входном валу.
где u - передаточное число первой передачи, u = 3,636;
Tφ – суммарный крутящий момент, Tφ = 133,9 Н*м.
2) Составление расчётной схемы вала.
Рисунок 6. Расчётная схема вала.
3) Определение величины и направления составляющих реакции опор в двух перпендикулярных плоскостях.
Окружная сила:
где T1, – крутящие моменты соответственно на шестерне и колесе, Н·м;
T1= T’p;
dw1,– диаметры начальных окружностей, м;
2×49,75/0,043=2314,9 Н;
Реакции опор в плоскости Z:
MA(Fi)=0: YB× (B+C)=0,
MB(Fi)=0:-YA× (B+C)+ Ft×C=0,
Xi=0: XB=0.
Откуда YA= 210,36 Н; YB=0 Н; XB=0 Н. (А=50мм; В=200мм; С=20мм)
Реакции опор в плоскости Y:
ZB=46,29 Н; ZA=462,9 Н.
3) Построение эпюр изгибающего и крутящего момента.
Рисунок 7. Эпюра изгибающего и крутящего момента
Расчет вала на статическую прочность.
1) Вычисление суммарного изгибающего момента в опасных сечениях.
М = ,(Н)
М==2315,36 Н.
2) Определение осевого W и полярного Wp моментов сопротивления, площади S опасного поперечного сечения вала.
Для сплошного вала и вала со шлицами:
W = πd3/32 мм3, (мм3)
W=3,14·223/32=1044,83 мм 3.
Wp=πd3/16 мм3;
Wp=3,14×223/16=2089,67 мм3.
S= π×d2/4=379,9 мм2.
3) Вычисление максимальных нормальных и касательных напряжений.
σ=M/W, (МПа)
τ = TP/Wp, (МПа)
σ=2315,36/1044,83×10-3=2216,01 МПа;
τ=49,75/2089,67×10-3=23,8 МПа.
4) Определение коэффициентов запаса прочности по пределам текучести материала.
nσT=σТ×КεТ/σ;
nτT= τТ·×КεТ/τ;
где σТ ,τТ _ пределы текучести материала соответственно при изгибе и кручении. Для вала используем сталь 40ХН2МА. σТ=1150МПа; τТ=800МПа.
KεT _ коэффициент, учитывающий влияние абсолютных размеров сечения вала на пределы текучести; KεT=0,8.
nσT=1150×0,8/2216,0=4,24;
nτT=800×0,8/23,8=3,16.
5) Вычисление общего коэффициента запаса прочности по пределу текучести.
nT= nσT×nτT/;
nT=4,24×3,16/=13,4/5,28=2,53.
6) Сравнение фактического коэффициента запаса с допустимым:
nT>[nT],
где nT, [nT] - коэффициенты запаса прочности соответственно фактический и пускаемый по пределу текучести материала: [пT] = 1,2... 1,5.
2,53>1,5;
Условие статической прочности выполнено.
4.3 Расчет подшипников качения.
Расчёт подшипников качения по динамической грузоподъёмности.
1) Выбор расчётного момента двигателя Трд.
Согласно нормалям автотракторной промышленности Н-451-47 «Методы расчёта подшипников качения» расчётный крутящий момент за коробкой передач:
Тр.д = а×Тмаx, (Н*м)
где а - коэффициент использования крутящего момента двигателя, а = 0,8.
Максимальный крутящий момент двигателя автомобиля ВАЗ-2104 для рассчитываемой коробки передач равен 133,9 Н*м.
Тmax=133,9 Н*м;
Тр.д=133,9×0,8 = 107,51 Н*м.
Момент на валу привода к переднему мосту:
Т= Тр.д×U; (3.22)
Т=107,51 × 3,636 = 389,36 Нм.
2) Составление расчётной схемы вала и определение суммарной радиальную нагрузку Fr на подшипники и осевой нагрузки Sa на вал.
Рисунок 8. Расчётная схема вала.
Ft = 2×T/dw ;
Ft =2×49,75/0,043 = 2313,9 Н;
Реакции на опорах:
YA= 210,36 Н; YB=0 Н; XB=0 Н.
ZB=46,29 Н; ZA=462,9 Н.
Суммарные реакции на опорах:
RA==508,45 H;
RB==46,29 H.
3) Вычисление приведённой нагрузки.
Для радиальных шарикоподшипников и радиально-упорных шарико- и роликоподшипников:
Р =(X×V×Ft+Y×Ft) ×Кб×КT, (Н)
где X,Y – коэффициенты соответственно радиальной и осевой нагрузок:
Для опор А,B X=1, Y=0.
V – коэффициент вращения: при вращении внутреннего кольца относительно вектора радиальной нагрузки V=1;
КТ – температурный коэффициент: Кт =1;
Кб – коэффициент безопасности, учитывающий влияние колебательных процессов в трансмиссии: для опоры B, Кб =1; Кб=1,2;
РА=(1×1×2313,9+0) ×1,2×1=2776,68 Н;
РВ=(1×1×2313,9+0) ×1×1=2313,9 Н.
4) Вычисление расчётной долговечности подшипника
Lh= a1×a23× (Cr/P)m×106/(60n), (ч)
где a1 - коэффициент долговечности, a1=0,44;
а23 - коэффициент условий работы: a23=1
m - Показатель степени: m=3 - для шариковых подшипников;
n – расчетная частота вращения подшипников, n =5550 об/мин;
Сг - динамическая грузоподъёмность подшипников.
LhA=0,44×1× (16700/2776,68)3×106/(60×5550)
LhA=0,44×1× (16700/2313,9)3×106/(60×5550)=
5) Вычисление требуемой долговечности подшипника.
[Lh] = L0/Vacp,
где L0 – планируемый пробег автомобиля до капитального ремонта, км:
L0=250000 км;
Vacp – средняя скорость автомобиля, км/ч:
Vacp = (0,5...0,75)Vamax;
Vamax=165 км/ч;
Vacp=99 км/ч.
[Lh]= 250000/99=2525 ч.
7) Проверка условия.
[Lh]< Lh.
Выбранные подшипники удовлетворяют условиям динамической грузоподъемности.
Список используемой литературы
1. Лукин П,П и др. «Конструирование и расчет автомобиля: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Автомобили и тракторы»/ М.: машиностроение, 1984-376 с., ил.
2. Полосков В.П., Лещев П.М., Хартович В.Н. «Устройства и эксплуатация автомобилей». Ученое пособие – 2-е изд. Перераб. – М.: ДОСААФ, 1983 – 318с., ил.
3. Алексеев В.М. «Расчет и конструирование автомобилей: Методическое указание по выполнению курсового проекта» – Часть 2 – Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ, 2007 – 31с.
4. Дунаев П.Ф., Леликов О.П. «Конструирование узлов и деталей машин: Учебное пособие для студентов технических специальностей вузов» – 8-е издательство для перераб. И доп. – М.: издательский центр «Академия», 2004 – 496с.
2