Автор: Борис Созинов, 19 Ноября 2010 в 19:36, контрольная работа
Устройство коробки передач. Метод устранения. Значение коробки передач. Эксплуатация коробки передач.
Коробка передач
и ее устройство
Письменная экзаменационная
работа
Выполнил: Буржуазов
Андрей
Лужский агропромышленный
колледж
Устройство
На автомобилях
ваз 2110, ваз 2111, ваз 2112 установлена пятиступенчатая
двухвальная коробка передач, объединенная
с дифференциалом и главной передачей.
Первичный вал 29 (рис. 1) выполнен в виде
блока ведущих шестерён, которые находятся
в постоянном зацеплении с ведомыми шестернями
всех передач переднего хода. Вторичный
вал 25 - полый, со съемной ведущей шестерней
3 главной передачи. На вторичном валу
расположены ведомые шестерни 16, 18,19, 21,
23 и синхронизаторы 17, 20, 24 передач переднего
хода. Передние подшипники 4, 31 валов - роликовые,
задние 22, 28 - шариковые. Под передним подшипником
вторичного вала расположен маслосборник
5, направляющий поток масла внутрь вторичного
вала и далее под ведомые шестерни.
Рис 1. Коробка
передач:
1 - подшипник
выключения сцепления; 2 - направляющая
втулка муфты подшипника
Дифференциал
двухсателлитный. Предварительный
натяг в подшипниках
Привод управления
Привод управления
коробкой передач на автомобилях ваз 2110,
ваз 2111 и ваз 2112 состоит из рычага 15 (рис.
2) переключения передач, шаровой опоры
17, тяги 14, штока выбора передач 5 и механизмов
выбора и переключения передач. Чтобы
исключить самопроизвольное выключение
передач вследствие осевого перемещения
силового агрегата на своих опорах при
движении автомобиля, в привод управления
коробкой передач ваз 2110, ваз 2111 и ваз 2112
введена реактивная тяга 18, один конец
которой связан с силовым агрегатом, а
к другому концу прикреплена обойма 16
шаровой опоры рычага 15 переключения передач.
На внутреннем конце штока 5 закреплен
рычаг 1, который действует на трехплечий
рычаг 2 механизма выбора передач. Этот
механизм выполнен отдельным узлом и крепится
к плоскости картера сцепления. В корпусе
10 (рис. 3) механизма выбора передач крепятся
две оси. На оси 3 установлены трехплечий
рычаг выбора передач, две блокировочные
скобы 7 и 12. Другая ось 2 проходит через
отверстия блокировочных скоб, фиксируя
их от проворачивания. Плечо рычага 1 выбора
передач служит для включения передач
переднего хода, плечо рычага 9 - для включения
заднего хода, а на третье плечо действует
рычаг штока выбора передач. На оси 6 установлена
вилка 8 включения заднего хода. В коробку
передач заливается масло, уровень которого
должен находиться между контрольными
метками указателя уровня масла.
Рис 2. Привод управления
коробкой передач:
1 - рычаг штока
выбора передач; 2 - рычаг выбора
передач; 3 - картер коробки передач;
4 - картер сцепления; 5 - шток выбора
передач; 6 - втулка штока; 7 - сальник штока;
8 - защитный чехол; 9 - корпус шарнира; 10
- втулка шарнира; 11 - наконечник шарнира;
12 - хомут; 13 - защитный чехол тяги; 14 - тяга
привода управления коробки передач; 15
- рычаг переключения передач; 16 - обойма
шаровой опоры; 17 - шаровая опора рычага
переключения передач; 18 - реактивная тяга
Рис 3. Механизм
выбора передач:
1 - рычаг выбора
передач (переднего хода); 2 - направляющая
ось блокировочных скоб; 3 - ось
рычага выбора передач; 4,11 - пружина;
5 - стопорное кольцо; 6 - ось вилки заднего
хода; 7,12 - блокировочные скобы; 8 - вилка
включения заднего хода; 9 - рычаг выбора
передач (заднего хода); 10 - корпус механизма
выбора передач
Возможные неисправности коробки передач ваз 2110, ваз 2111, ваз 2112, их причины и методы устранения
Причина неисправности
Метод устранения
Шум в коробке
передач
1. Износ зубьев
шестерен
2. Износ подшипников
3. Недостаточный уровень масла
1. Замените изношенные
детали
2. Замените изношенные
подшипники
3. Долейте масло.
При необходимости замените поврежденные
или изношенные сальники
Затрудненное
переключение передач
1. Неполное выключение
сцепления
2. Деформация
тяги привода управления
3. Ослабление
винтов крепления шарнира или рычага
штока выбора передач
4. Неправильная
регулировка привода
5. Износ или
поломка пластмассовых деталей
в приводе переключения
1. См. подраздел
«Сцепление»
2. Выправьте
тяги или замените
3. Затяните винты
(см. «Сборка коробки передач»)
4. Отрегулируйте
привод переключения передач
5. Замените поврежденные
детали
Самопроизвольное
выключение передач
1. Повреждение
или износ торцов зубьев
2. Повышенные
колебания силового агрегата на
опорах из-за трещин или расслоение резины
на задних опорах
3. Недовключение
передач из-за неправильной
1. Замените изношенные
и поврежденные детали
2. Замените поврежденные
детали
3. Отрегулируйте
привод (см. «Установка коробки передач»)
или поправьте чехол тяги
Шум («треск») в
момент включения передач
1. Неполное выключение
сцепления
2. Износ блокирующего
кольца синхронизатора
1. См. главу «Сцепление»
2. Замените блокирующее
кольцо
Утечка масла
в КПП
1. Износ сальников
первичного вала, корпусов шарниров
равных угловых скоростей,
2. Ослабло крепление картера или крышки коробки или поврежден герметик под крышкой коробки или между картером коробки и картером сцепления, ослабло крепление сливной пробки
1. Замените сальники,
уплотнитель
2. Замените герметик,
подтяните болты и гайки,
Значение коробки
передач
Коробка передач
предназначена для изменения
по величине и направлению крутящего
момента и передачи его от двигателя
к ведущим колесам. Также она
обеспечивает длительное разобщение двигателя
и ведущих колес, причем на неограниченный
срок и без усилий со стороны водителя
(по сравнению со сцеплением).
Рис 4. Схема работы
коробки передач.
1 - первичный
вал; 2 - рычаг переключения передач;
3 - механизм переключения передач;
4 - вторичный вал; 5 - сливная пробка;
6 - промежуточный вал; 7 - картер коробки
передач
Рис 5. Коробка
передач состоит из:
* картера,
* первичного, вторичного
и промежуточного валов с
* дополнительного
вала и шестерни заднего хода
* синхронизаторов,
* механизма переключения
передач с замковым и блокировочным
устройствами
* рычага переключения.
Картер содержит
в себе все основные узлы и детали
коробки передач. Он крепится к картеру
сцепления, который, в свою очередь,
закреплен на двигателе. Так как
при работе, шестерни коробки передач
испытывают большие нагрузки, то они должны
хорошо смазываться. Поэтому картер наполовину
своего объема залит трансмиссионным
маслом (в некоторых моделях автомобилей
применяется моторное масло).
Валы коробки
передач вращаются в
Синхронизаторы
необходимы для плавного, бесшумного
и безударного включения
Механизм переключения
передач служит для смены передач
в коробке и управляется
Как же происходит
изменение величины крутящего момента
(числа оборотов) на различных передачах?
Давайте с этим разберемся на примере
рисунка 6.
Рис 6. Передаточное
отношение: а) одной пары шестерен
Возьмем две
шестерни, не поленимся и сосчитаем
число их зубьев. Первая шестеренка
имеет 20 зубьев, а вторая 40. Значит при
двух оборотах первой шестерни, вторая
сделает только один оборот (передаточное
число равно 2).
Рис 7. Передаточное
отношение: б) двух шестерен
На рисунке 7б
у первой шестерни («А») 20 зубьев, у
второй («Б») 40, у третьей («В») снова
20, у четвертой («Г») опять 40.
А дальше очень
простая арифметика. Первичный вал коробки
передач и шестерня «А» вращаются со скоростью,
допустим 2000 об/мин. Шестерня «Б» вращается
в 2 раза медленнее, то есть она имеет 1000
об/мин, а так как шестерни «Б» и «В» закреплены
на одном валу, то и третья шестеренка
делает 1000 об/мин. Тогда шестерня «Г» будет
вращаться еще в 2 раза медленнее - 500 об/мин.
От двигателя
на первичный вал коробки передач
приходит - 2000 об/мин, а выходит - 500 об/мин.
На промежуточном валу коробки передач
в это время - 1000 об/мин.
В данном примере
передаточное число первой пары шестерен
равно двум, второй пары шестерен тоже
- двум. Общее передаточное число
этой схемы 2х2=4. То есть в 4 раза уменьшается
число оборотов на вторичном валу
коробки перемены передач, по сравнению
с первичным. Обратите внимание на то,
что если мы выведем из зацепления шестерни
«В» и «Г», то вторичный вал коробки вращаться
не будет. При этом прекращается передача
крутящего момента и на ведущие колеса
автомобиля, что и соответствует нейтральной
передаче в коробке.
Задняя передача,
то есть вращение вторичного вала коробки
передач в другую сторону, обеспечивается
дополнительным, четвертым валом
с шестерней заднего хода. Дополнительный
вал необходим для того, чтобы
получилось нечетное число пар шестерен,
тогда крутящий момент меняет свое направление
(рис. 8).
Рис 8. Схема передачи
крутящего момента при
1 - первичный
вал; 2 - шестерня первичного вала;
3 - промежуточный вал; 4 - шестерня
и вал передачи заднего хода;
5 - вторичный вал
Поскольку в
коробке передач реального
Давайте посмотрим
на передаточные числа двух коробок
передач.
Такие неудобные
числа получаются, в результате деления
количества зубьев одной шестерни на
неудобно делимое число зубьев второй
и далее по цепочке.
Если передаточное
число равно единице (1,00), то это
означает, что вторичный вал вращается
с такой же угловой скоростью, что и
первичный. Передачу, на которой скорость
вращения валов уравнена, обычно называют
– прямой и, как правило, это - четвертая
передача.
Давайте снова
вернемся к нашему старому знакомому
– велосипеду. На современных велосипедах
тоже есть передачи. Надеюсь, владельцы
такого транспорта обратили внимание
на то, что когда сзади включена звездочка
с большим числом зубьев, то крутить педали
легко, но скорость велосипеда получается
небольшая. Если же переключиться на меньшую
звездочку (с меньшим числом зубьев), то
скорость движения возрастает, но усилие
на педалях увеличивается.