Конструкция двигателей внутреннего сгорания

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 17:49, курсовая работа

Описание работы

В данной работе проведен расчет газораспределения и системы смазки четырехтактного дизельного двигателя, прототипом которого был двигатель ЯМЗ – 236. Спроектирован двигатель - четырехтактный, схема V – 6. Рассчитан ГРМ, система смазки. Исходные данные взяты из курсовых работ по «Теории ДВС» и «Динамики и Прочности ДВС».
Прототип – Двигатель ЯМЗ – 236.

Содержание

Введение………………………………………………………………….............
Расчетно-проектировочная часть……………………….....................................
1.Расчет механизма газораспределения дизельного двигателя……………….
1.1 Основные размеры проходных сечений в горловине и клапане………….
1.2 Основные размеры впускного кулачка……………………………………..
1.3 Профилирование безударного кулачка с роликовым толкателем………...
2.Расчет пружины клапана………………………………………………………
3.Расчет распределительного вала………………………………………………
4.Расчет элементов системы смазки…………………………………………….
4.1 Расчет масляного насоса……………………………………………………..
4.2 Расчет центрифуги……………………………………………………………
4.3 Расчет масляного радиатора…………………………………………………
5.Расчет шатунного подшипника………………………………………………..
6.Расчет коренного подшипника…………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………….

Работа содержит 1 файл

ямз 236 курсовая.docx

— 304.87 Кб (Скачать)

внутренняя  пружина

РпрВ maxпрmax·0,35=555,8·0,35=194,53 Н,

РпрВ minпрmin·0,35=172,998·0,35=60,549 Н,

наружная  пружина

РпрН maxпрmax- РпрВ max=555,8-194,53=361,27 Н,

РпрН minпрmin- РпрВ min=172,998-60,549=112,449 Н.

Жесткость наружной и внутренней пружин:

спрН= РпрН max/ fmax=361,27/22,489=16,064 кН/м,

спрВ= РпрВ max/ fmax=194,53/22,489=8,65 кН/м,

с= спрН+ спрВ=16,064+8,65=24,714 кН/м.

Размеры пружин (приняты по конструктивным соображениям):

диаметр проволоки δпрН=3,8 мм, δпрВ=2,4 мм, средний диаметр пружин DпрН=32,5 мм, DпрВ=20,5 мм,

dвт+ δпрВ+2=15+2,4+2=19,4 мм< DпрВ=20,5 мм,

DпрВ+ δпрВпрН+2=20,5+2,4+3,8+2=28,7 мм< DпрН=32,5 мм,

где dвт=15 мм – диаметр направляющей втулки клапана.

Число рабочих  витков пружин:

где G=8 МН/см2 – модуль упругости второго рода,

полное  число витков пружин:

iп.Н=iр.Н+2=3,78+2=5,78,

iп.В=iр.В+2=4,45+2=6,45,

длина пружин при полностью открытом клапане:

LНmin= iп.Н· δпрН+ iр.Н·Δmin=5,78·3,8+3,78·0,3=23,098 мм,

LВmin= iп.В· δпрВ+ iр.В·Δmin=6,45·2,4+4,45·0,3=16,815 мм,

Lmin= LНmin=29,14 мм,

длина пружин при закрытом клапане:

L0= Lmin+hкл.max=29,14+15,48896=44,63 мм,

длина свободных  пружин:

LН.св= LНmin+fmax=23,098+22,489=45,59 мм,

LВ.св= LВmin+fmax=16,815+22,489=39,304 мм.

Максимальные  и минимальные напряжения в пружинах:

наружная  пружина

где kН=1,16 определен при DпрНпрН=32,5/3,8=8,553,

внутренняя  пружина

где kВ=1,16 определен при DпрВпрВ=20,5/2,4=8,542.

Средние напряжения и амплитуды напряжений:

наружная  пружина

τm=(τmaxmin)/2=(632,327+196,837)/2=414,582 МПа,

τa=(τmaxmin)/2=(632,327-196,837)/2=217,745 МПа,

τака· kτ/(εм·εп)=217,745·1=217,745 МПа,

так как  концентрация напряжений в витках пружины  учитывается коэффициентом kН, а kτ/(εм·εп)≈1,

внутренняя  пружина

τm=(τmaxmin)/2=(852,56+265,366)/2=558,963 МПа,

τa=(τmaxmin)/2=(852,56-265,366)/2=293,597 МПа,

τака· kτ/(εм·εп)=293,597·1=293,597 МПа

Запасы  прочности пружин:

наружная

nτ-1/(τакτ·τm)=350/(217,745+0,2·414,582)=1,16,

внутренняя

nτ-1/(τакτ·τm)=350/(293,597+0,2·558,963)=0,86.

Расчет  пружин на резонанс:

наружная

nсН=2,17·107·δпрН/( iр.Н·D2прН)=2,17·107·3,8/(3,78·32,52)=20653 1/мин,

nсН/nр=20653/1050=19,67≠1, 2, 3…,

внутренняя

nсВ=2,17·107·δпрВ/( iр.В·D2прВ)=2,17·107·2,4/(4,45·20,52)=27848 1/мин,

nсВ/nр=27848/1050=26,52≠1, 2, 3…,

nсН/nр=19,67≠ nсВ/nр=26,52.

                   3. РАСЧЕТ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО ВАЛА

 

Из расчета  клапанной пружины и газораспределения  имеем: массы подвижных деталей  механизма газораспределения Mклт=397 г, мм; угловую скорость вращения распределительного вала рад/с; минимальная сила упругости пружины Н; диаметр горловины впускного клапана мм.

Максимальная  сила от выпускного клапана, действующая  на кулачек:

 

где
мм – диаметр тарелки выпускного клапана;

 мм – диаметр тарелки впускного клапана;

 МПа определяется по индикаторной  диаграмме;

 МПа;

Стрела  прогиба распределительного вала

 мм,

 

где МПа – модуль упругости стали;

 мм - длина пролета распределительного вала, принята по конструктивным соображениям;

 мм - наружный диаметр вала;

 мм - внутренний диаметр вала, принятый с учетом его для подвода смазки к кулачкам и сохранения достаточной жесткости.

Величина  прогиба y не должна превышать 0.02 - 0.05 мм.

Напряжение  смятия

 МПа,

где мм - ширина кулачка.

Допускаемые напряжения смятия МПа.

Рис. 3.1 –  Расчетная схема распределительного вала

4. РАСЧЕТ ЭЛЕМЕНТОВ СИСТЕМЫ СМАЗКИ

4.1 Расчет масляного насоса

 

Общее количество тепла, выделяемого топливом в течение 1с, определяется по данным теплового  расчета  кДж/с.

Количество  тепла, отводимого маслом от двигателя:

 кДж/с.

Теплоемкость  масла  кДж/(кг×К).

Плотность масла  кг/м3.

Температура нагрева масла в двигателе  К.

Циркуляционный  расход масла

 м3/с.

 

Циркуляционный  расход с учетом стабилизации давления масла в системе

 м3/с.

Объемный  коэффициент подачи .

Расчетная производительность насоса

 м3/с.

Модуль зацепления зуба мм = 0.0045 м.

Высота зуба мм = 0.009 м.

Число зубьев шестерни .

Диаметр начальной  окружности шестерни

 мм = 0.0315 м.

Диаметр внешней  окружности шестерни

 мм = 0.0405 м.

Окружная  скорость на внешнем диаметре шестерни м/с.

Частота вращения шестерни (насоса)

 об/мин.

Длина зуба шестерни

 м.

Рабочее давление масла в системе  Па.

Механический к. п. д. масляного насоса .

 

 

Мощность, затрачиваемая  на привод масляного насоса:

 кВт.

4.2 Расчет центрифуги

 

Произвести расчет двухсопловой неполнопоточной центрифуги с гидрореактивным приводом.

Циркуляционный  расход масла в системе  м3/с.

Неполнопоточность центрифуги принимается равной 20%.

Производительность  центрифуги

 м3/с.

Плотность масла  кг/м3.

Коэффициент сжатия струи масла  .

Диаметр сопла  центрифуги мм = 0.002 м.

Площадь отверстия  сопла

 м2.

Расстояние  от оси сопла до оси вращения ротора мм = 0.04 м.

Момент сопротивления  в начале вращения ротора Н×м.

Скорость  нарастания момента сопротивления  (Н×м)/(об/мин).

Частота вращения ротора центрифуги в минуту

 об/мин.

Радиус оси  ротора мм = 0.008 м.

Коэффициент расхода масла через сопло  .

Коэффициент гидравлических потерь .

Давление  масла перед центрифугой:

 

 Па =

= 0.33 МПа.

4.3 Расчет масляного радиатора

 

Количество  тепла, отводимого маслом от двигателя, Дж/с.

Коэффициент теплоотдачи от масла к стенке радиатора  Вт/(м2×К).

Толщина стенки радиатора  мм = 0.0002 м.

Коэффициент теплопроводности стенки Вт/(м×К).

Коэффициент теплоотдачи от стенок радиатора  к воде Вт/(м2×К).

Коэффициент теплоотдачи от масла к воде

 Вт/(м2×К).

Средняя температура  масла в радиаторе  К.

Средняя температура  воды в радиаторе  К.

Поверхность охлаждения масляного радиатора, омываемая  водой:

 м2.

5. РАСЧЕТ ШАТУННОГО ПОДШИПНИКА

На основании  данных расчета шатунного подшипника имеем: диаметр шатунной шейки  мм; рабочая ширина шатунного вкладыша мм; среднее удельное давление на поверхности шейки МПа; частота вращения коленчатого вала об/мин.

Диаметральный зазор

 мм.

Относительный зазор

.

Коэффициент, учитывающий геометрию шатунной шейки:

.

 

Минимальная толщина масляного слоя

 мм,

где Н×с/м2 – принят при К (подшипник залит свинцовистой бронзой).

 

Величина  критического слоя масла

 мм,

где - величина неровностей поверхности шейки после чистового шлифования, мм; - величина неровностей поверхности вкладыша после алмазного растачивания, мм.

Коэффициент запаса надежности подшипника

.

 

6. РАСЧЕТ КОРЕННОГО ПОДШИПНИКА

На основании  данных расчета коренного подшипника имеем: диаметр коренной шейки  мм; рабочая ширина коренного вкладыша мм; среднее удельное давление на поверхности шейки МПа; частота вращения коленчатого вала об/мин.

Диаметральный зазор: мм.

Относительный зазор: .

Коэффициент, учитывающий геометрию шатунной шейки: .

Минимальная толщина масляного слоя

 мм,

где Н×с/м2 – принят при К (подшипник залит свинцовистой бронзой).

Величина  критического слоя масла:

 мм,

где - величина неровностей поверхности шейки после чистового шлифования, мм; - величина неровностей поверхности вкладыша после алмазного растачивания, мм.

Коэффициент запаса надежности подшипника

.

7. Описание конструкции

К основным особенностям конструкции данного двигателя относятся :

1) угол развала цилиндров, равный 90°;

2) две взаимозаменяемые головки  блока цилиндров;

3) полноопорный коленчатый вал с общей шатунной шейкой для каждой пары шатунов;

4) центрально расположенный распределительный  вал системы газораспределения  и качающиеся 

5) роликовые толкатели привода  клапанов;

6) топливная аппаратура разделенного  типа.

 

Характерной особенностью двигателя является также рациональное размещение агрегатов, что в сочетании с простотой конструкции делает их доступными при эксплуатации и для ремонта. Практически узлы и детали, обслуживание которых обязательно в процессе эксплуатации, расположены в доступных местах преимущественно в передней части двигателя и в развале цилиндров.

 

В передней части двигателя на крышке шестерен распределения размещены  водяной насос, вентилятор системы  охлаждения и щуп для контроля уровня масла в поддоне.

Водяной насос и насос гидроусилителя руля, для установки которого предусмотрена  специальная площадка на крышке шестерен распределения, приводятся в действие ремнем непосредственно от шкива  коленчатого вала двигателя. В верхней  передней части двигателя расположены  фильтр тонкой очистки топлива, компрессор пневмотормозов и генератор системы  электрооборудования, которые крепятся к верхней крышке блока. Генератор  и компрессор приводятся в действие ремнем от шкива, установленного на валу вентилятора. Натяжное устройство привода  компрессора крепится к правой стороне  кронштейна передней опоры двигателя.

 

На переднем торце блока цилиндров  с левой стороны размещены  фильтры грубой и тонкой (центробежной) очистки масла. Узлы и агрегаты двигателя  размещены в блок-картере. К переднему торцу блока болтами крепится литая корытообразная крышка шестерен газораспределения и привода агрегатов. В полости между крышкой и передней стенкой блока расположены передний противовес системы уравновешивания двигателя, шестерни привода вентилятора, топливного насоса и газораспределения, находящиеся в зацеплении с шестерней коленчатого вала. От шестерни коленчатого вала приводится в действие также масляной насос, закрепленный на крышке переднего коренного подшипника.

 

Снизу блок-картер закрыт поддоном, который  одновременно служит емкостью системы  смазки двигателя. С правой стороны  нижней части блок-картера на специальных постелях установлен электростартер для пуска двигателя. На привалочную плоскость каждого ряда цилиндров устанавливают взаимозаменяемые головки цилиндров. В головках цилиндров располагаются клапан­ный механизм системы газораспределения и форсунки. Полости клапанных механизмов в головках закрываются штампованными стальными крышками, одна из которых имеет маслоналивной патрубок, служащий для заливки масла в двигатель.

 

На боковых поверхностях головок  с наружной стороны крепятся выпускные  трубопроводы, а со стороны развала - впускные трубопроводы и водоотводящие  трубы. На передних концах водоотводящих  труб установлены термостаты системы  охлаждения двигателя. Полости коробок  термостатов соединены с полостью всасывания водяного насоса специальными трубами, обра­зующими при закрытых термостатах малый круг циркуляции охлаждающей жидкости.

 

Впускные трубопроводы объединены переходником, на котором установлен воздушный фильтр. В развале цилиндров  размещен топливный насос, высокого давления в сборе с регулятором  числа оборотов, топливоподкачивающим насосом и автоматической муфтой опережения впрыска топлива.

Информация о работе Конструкция двигателей внутреннего сгорания