Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 07:20, курсовая работа
Рассмотрены наиболее важные вопросы маркировки автомобилей и их компонентов. Необходимость отдельного изучения этого вопроса связана с тем, что в последние годы были введены в действие различные международные и российские нормативные документы. При этом в известной нам учебно-методической литературе подобные вопросы ранее не затрагивались либо освещались не достаточно полно, без должной систематизации.
Введение 4
1. Классификация автомобилей 5
2. Индексация (обозначение) автомобилей 8
3. Международная классификация автомобилей
на основе рекомендаций ЕЭК ООН 16
3.1. Категория L 16
3.2. Категория М 18
3.3. Категория N 18
3.4. Категория О 19
3.5. Транспортные средства специального назначения 19
3.6. Категория G 20
3.7. Категория T 20
4. Классификация автомобилей в соответствии с
Европейской Конвенцией о дорожном движении 1968 г. 20
5. Неофициальная общепринятая европейская
классификация легковых автомобилей 23
6. Код VIN 25
7. Маркировка автотранспортных средств 37
8. Маркировка компонентов автотранспортных средств 43
Литература 49
Позиции VIS с третьей по восьмую отведены для производственного (порядкового) номера транспортного средства. Его ставят на последние позиции, а на незначащие первые, если они имеются, ставят «0». Например, автомобиль с порядковым номером 15 будет иметь на позициях VIS с третьей по восьмую «000015». Знаки с пятого по восьмой включительно всегда должны быть цифрами.
Таблица 8
Коды
модельного года выпуска транспортных
средств
(в соответствии с ISO 3779-1983)
Модельный год | Код года |
Модельный год | Код года |
Модельный год | Код года |
Модельный год | Код года |
1971 | 1 | 1991 | M | 2011 | B | 2031 | 1 |
1972 | 2 | 1992 | N | 2012 | C | 2032 | 2 |
1973 | 3 | 1993 | P | 2013 | D | 2033 | 3 |
1974 | 4 | 1994 | R | 2014 | E | 2034 | 4 |
1975 | 5 | 1995 | S | 2015 | F | 2035 | 5 |
1976 | 6 | 1996 | T | 2016 | G | 2036 | 6 |
1977 | 7 | 1997 | V | 2017 | H | 2037 | 7 |
1978 | 8 | 1998 | W | 2018 | J | 2038 | 8 |
1979 | 9 | 1999 | X | 2019 | K | 2039 | 9 |
1980 | A | 2000 | Y | 2020 | L | 2040 | A |
1981 | B | 2001 | 1 | 2021 | M | 2041 | B |
1982 | C | 2002 | 2 | 2022 | N | 2042 | C |
1983 | D | 2003 | 3 | 2023 | P | 2043 | D |
1984 | E | 2004 | 4 | 2024 | R | 2044 | E |
1985 | F | 2005 | 5 | 2025 | S | 2045 | F |
1986 | G | 2006 | 6 | 2026 | T | 2046 | G |
1987 | H | 2007 | 7 | 2027 | V | 2047 | H |
1988 | J | 2008 | 8 | 2028 | W | 2048 | J |
1989 | K | 2009 | 9 | 2029 | X | 2049 | K |
1990 | L | 2010 | A | 2030 | Y | 2050 | L |
Пример построения кода VIN:
Позиции кода VIN | ||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
Код VIN | ||||||||||||||||
X | T | A | 2 | 1 | 7 | 2 | 3 | 0 | 9 | 0 | 0 | 6 | 0 | 3 | 8 | 6 |
WMI | VDS | VIS | ||||||||||||||
Позиции разделов кода VIN | ||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Поз. 1-3: XTA - международный идентификационный код изготовителя для ОАО «АВТО-ВАЗ», Российская Федерация.
Поз. 4-9: 217230 – описательная часть – тип транспортного средства для автомобиля ВАЗ-21723 LADA PRIORA.
Поз. 10: 9 – модельный год выпуска – 2009 (с 01.10.2008 г. по 30.09.2009 г).
Поз. 11-17:
0060386 – производственный номер транспортного
средства.
Формирование кода VIN в Российской Федерации имеет следующие особенности:
Ø Изготовитель, являющийся юридическим лицом, образованным в соответствии с законодательством Российской Федерации, использующий для производства транспортных средств покупные шасси или базовые транспортные средства иного изготовителя, формирует и наносит на такие транспортные средства новый идентификационный номер, отличный от идентификационного номера покупных шасси. Ранее присвоенный идентификационный номер шасси (базового транспортного средства) должен быть сохранен на транспортном средстве.
Ø На изготовленные в Российской Федерации транспортные средства, являющиеся результатом индивидуального технического творчества, изготовитель наносит идентификационный номер транспортного средства, который присваивается каждому транспортному средству. При этом идентификационный номер такого транспортного средства формируется с учетом следующих требований:
- на первых трех позициях должен быть приведен единый для всех изготовителей транспортных средств, являющихся результатом индивидуального технического творчества, международный идентификационный код изготовителя – «Х99»;
- на 4-й, 5-й и 6-й позициях приводятся латинские буквы - R, U, S (RUS);
- на 7-й, 8-й и 9-й позициях приводится арабская цифра «0»;
- на 10-й позиции указывается код года изготовления транспортного средства (табл. 8);
- на позиции с 11-й по 17-ю указывается порядковый регистрационный номер, начиная с «0000001», по реестру компетентного органа Российской Федерации.
Согласно действующей отраслевой нормативно-технической документации изделия промышленного производства должны иметь маркировку изготовителя.
Маркировка – это товарные знаки, символы, надписи и изображения, наносимые на изделие и дающие информацию об изделии, его изготовителе, а также данные, необходимые для монтажа и эксплуатации изделия. Маркировка может быть основной (обязательной) и дополнительной (рекомендуемой).
Автотранспортные средства подлежат обязательной маркировке. Одной из основных частей маркировки автотранспортных средств является код VIN. Основным международным стандартом, регламентирующим нанесение кода VIN, является стандарт ISO 4030-83 «Идентификационный номер транспортного средства. Место расположения и способ нанесения». На требованиях этого стандарта, а также стандартов ISO 3779-1983, ISO 3780-1983 основано содержание российского ГОСТ Р 51980-2002 «Транспортные средства. Маркировка. Общие технические требования», введённого в действие с 01.01.2004 г.
До введения в действие ГОСТ Р 51980-2002 транспортные средства маркировали по ОСТ 37.001.269-96 «Транспортные средства. Маркировка». (Содержание ГОСТ Р 51980-2002 во многом аналогично ОСТ 37.001.269-96, но имеются некоторые дополнительные требования. Стандарт определяет места нанесения кода VIN, размер символов и др.)
С 01.09.2010 г. в Российской Федерации вводится в действие утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 г. № 720 «Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств». Приложение № 8 к техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств содержит требования к маркировке и обеспечению возможности идентификации транспортных средств. Эти требования также основаны на международных стандартах ISO 3779-1983, ISO 3780-1983, ISO 4030-83.
Согласно указанным документам:
- Код VIN наносят на табличку изготовителя ТС, а также на раму, шасси или часть кузова, не являющуюся легкосъемной, в одну или две строки без пробелов и разрыва разделов. Идентификационный номер наносится в одном месте на раму или часть кузова, не являющуюся легкосъемной. Идентификационный номер, по возможности, должен наноситься с правой стороны, в передней части транспортного средства, в легкодоступном для считывания месте.
- Допускается наносить идентификационный номер на транспортное средство в одну или две строки. В случае нанесения идентификационного номера в две строки знаки с 1-го по 9-й включительно располагаются на первой строке, знаки с 10-го по 17-й включительно располагаются на второй строке. В начале и в конце строк должен быть проставлен разделитель, который устанавливается изготовителем транспортных средств (например, знак «*»). Идентификационный номер, указываемый в документах на транспортное средство, должен быть расположен в одной строке без пробелов и разделителей.
- Высота знаков идентификационного номера, нанесённого на транспортное средство, должна быть не менее 7 мм для транспортных средств категорий M, N, O и не менее 4 мм для транспортных средств категории L. Высота знаков на табличке (табличках) изготовителя должна быть не менее 4 мм для транспортных средств категорий M, N, O и не менее 3 мм для транспортных средств категории L.
- Способ и технология нанесения кода VIN не регламентированы. Однако изготовитель обязан наносить идентификационный номер четко, способом, обеспечивающим его долговечность и исключающим легкое изменение его знаков. Идентификационный номер должен наноситься без пробелов между знаками. Структуру, содержание и места расположения VIN транспортных средств, сертифицированных на территории Российской Федерации, указывают в приложении №2 к «Одобрению типа транспортного средства» и в руководстве по эксплуатации. Владельцу транспортного средства выдают только руководство по эксплуатации.
- На транспортном средстве, кроме идентификационного номера VIN, нанесённого непосредственно на транспортное средство, должна быть установлена табличка изготовителя. При установке изготовителем на транспортном средстве (шасси) таблички изготовителя она должна быть размещена в удобном для считывания месте - части транспортного средства (шасси), не подлежащей замене в процессе эксплуатации, и не должна быть снимаемой без применения специального инструмента.
- Табличка изготовителя должна быть прямоугольной формы с размерами, позволяющими поместить, в общем случае, следующую обязательную информацию на русском и (или) иностранном языке:
1) наименование изготовителя;
2) разрешенная полная масса транспортного средства;
3) разрешенная максимальная масса автопоезда, если транспортное средство может быть использовано для буксировки прицепа (полуприцепа);
4) разрешенная максимальная осевая масса, приходящаяся на каждую из осей транспортного средства, начиная с передней оси;
5) технически допустимая максимальная масса, приходящаяся на седельно-сцепное устройство (полуприцеп) (при наличии);
6) номер «Одобрения типа транспортного средства»;
7) год изготовления или модельный год по усмотрению изготовителя транспортного средства;
8) идентификационный номер транспортного средства.
- Информация, содержащаяся в подпунктах 6) – 8), может, по выбору изготовителя, располагаться на дополнительной табличке (наклейке), расположенной ниже или сбоку от основной таблички. Основная и дополнительная таблички могут быть выполнены в виде наклеек, которые должны разрушаться при попытке снять их механическим путем.
- Для транспортных средств иностранного производства допускается в качестве номера «Одобрения типа» указывать номер «Общего европейского одобрения типа» — Whole Vehicle Type Approval, WVTA.
- Изготовитель может поместить на табличке дополнительную информацию. Эта информация должна находиться внизу или сбоку по отношению к прямоугольнику, заключающему в себе обязательные надписи.
- В случае, если информация на табличке изготовителя представлена на иностранном языке, её перевод должен быть приведен в инструкции (руководстве) по эксплуатации.