Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 07:20, курсовая работа
Рассмотрены наиболее важные вопросы маркировки автомобилей и их компонентов. Необходимость отдельного изучения этого вопроса связана с тем, что в последние годы были введены в действие различные международные и российские нормативные документы. При этом в известной нам учебно-методической литературе подобные вопросы ранее не затрагивались либо освещались не достаточно полно, без должной систематизации.
Введение 4
1. Классификация автомобилей 5
2. Индексация (обозначение) автомобилей 8
3. Международная классификация автомобилей
на основе рекомендаций ЕЭК ООН 16
3.1. Категория L 16
3.2. Категория М 18
3.3. Категория N 18
3.4. Категория О 19
3.5. Транспортные средства специального назначения 19
3.6. Категория G 20
3.7. Категория T 20
4. Классификация автомобилей в соответствии с
Европейской Конвенцией о дорожном движении 1968 г. 20
5. Неофициальная общепринятая европейская
классификация легковых автомобилей 23
6. Код VIN 25
7. Маркировка автотранспортных средств 37
8. Маркировка компонентов автотранспортных средств 43
Литература 49
Тема «Классификация и маркировка автомобилей», освещённая в настоящих методических указаниях, входит в дисциплину «Основы конструкции автомобиля». В рамках рассмотренной проблемы затронуты вопросы классификации не только автомобилей и прицепов к ним, но и других колёсных транспортных средств. Рассмотрены наиболее важные вопросы маркировки автомобилей и их компонентов.
Настоящие методические указания предназначены для студентов, изучающих курс «Основы конструкции автомобиля». Они могут быть также использованы при подготовке слушателей по специализации «Стандартизация, сертификация и испытания на автомобильном транспорте» и в рамках курсов повышения квалификации работников автомобильного транспорта.
Оглавление
Тема «Классификация и маркировка автомобилей», освещённая в настоящих методических указаниях, входит в дисциплину «Основы конструкции автомобиля». В них затронуты вопросы классификации не только автомобилей и прицепов к ним, но и других колёсных транспортных средств, таких как мототранспортные средства во всём их многообразии, сельскохозяйственные и лесохозяйственные тракторы. Приведена не только принятая в бывшем СССР и до настоящего времени используемая в России система классификации и индексации автомобильной техники, но и современные международные системы классификации.
Рассмотрены наиболее важные вопросы маркировки автомобилей и их компонентов. Необходимость отдельного изучения этого вопроса связана с тем, что в последние годы были введены в действие различные международные и российские нормативные документы. При этом в известной нам учебно-методической литературе подобные вопросы ранее не затрагивались либо освещались не достаточно полно, без должной систематизации.
Вопросы классификации, индексации и маркировки автомобилей и их компонентов рассмотрены с учётом сложившейся в России системы сертификации.
Глава 6 настоящих методических указаний посвящена правилам формирования идентификационного номера (кода VIN). В ней рассмотрены национальные и международные нормативные документы, регламентирующие построение кода VIN, изложено построение разделов идентификационного номера, приведены примеры формирования разделов и всего кода VIN в целом.
Настоящие методические указания могут быть использованы в качестве справочного материала по вопросам классификации и маркировки автомобилей, а также по вопросам маркировки отдельных компонентов автомобилей.
Классификация — это разделение автомобилей на группы, классы или категории в зависимости от конструкции, назначения или технических особенностей.
По назначению автомобили подразделяются на пассажирские, грузовые и специальные.
Пассажирские автомобили предназначены для перевозки пассажиров, грузовые — для перевозки грузов. Специальные автомобили не выполняют транспортную работу, т.е. не перевозят пассажиров или грузы. Они перевозят только специальное оборудование, установленное на них. К специальным автомобилям относятся пожарные, уборочные автомобили, автомастерские, автолавки, автокраны, автовышки и т.п.
Пассажирские автомобили вместимостью до 8 человек, не считая водителя, относятся к легковым. Свыше 8 человек — к автобусам.
Грузовые автомобили могут быть общего назначения или специализированными. Грузовые автомобили общего назначения имеют неопрокидывающийся бортовой кузов, который может быть оборудован дугами и тентом. Специализированные грузовые автомобили предназначены для перевозки определённого вида груза. Например, панелевоз — предназначен для перевозки плит и панелей, самосвал — предназначен для перевозки сыпучих грузов, бензовоз — предназначен для перевозки светлых нефтепродуктов и т.п. Специализированные грузовые автомобили оборудуются специальными кузовами и оборудованием для перевозки того вида груза, для которого они предназначены.
Автомобили
могут эксплуатироваться с прицепом,
полуприцепом или прицепом-роспуском.
Прицеп — это буксируемое транспортное средство без водителя, в котором лишь незначительная часть его полной массы передается на буксирующий автомобиль.
Полуприцеп — это буксируемое транспортное средство без водителя, значительная часть полной массы которого передается на буксирующий автомобиль.
Прицеп-роспуск — это прицеп, предназначенный для перевозки длинномерных грузов, часто имеющий дышло изменяющейся длины.
Автомобиль, буксирующий прицеп, полуприцеп или прицеп-роспуск, называется тягачом.
Тягач, предназначенный для буксировки полуприцепа, оборудуется опорно-сцепным устройством (другое название седельно-сцепное устройство или просто седло) и называется седельным тягачом.
Состав транспортных средств, состоящий из тягача и буксируемого им одного, двух или нескольких прицепов (полуприцепов, прицепов-роспусков), называется автопоездом (автомобильным поездом).
Грузовые прицепы и полуприцепы, так же, как и грузовые автомобили, могут быть общего назначения и специализированными.
Подвижной
состав автомобильного транспорта состоит
из автомобилей различных типов, а также
прицепов и полуприцепов, буксируемых
автомобилями. Применение автопоездов
позволяет увеличить производительность
подвижного состава и снизить себестоимость
перевозок.
Рис. 1. Прицепной состав:
а – одноосный прицеп;
б – двухосный прицеп;
в – прицеп-роспуск;
г
– двухосный полуприцеп
Для соединения с автомобилем – тягачом прицепы имеют дышло 2 (рис. 1). Дышло соединяют с тягачом при помощи тягово-сцепного устройства (ТСУ). Тягово-сцепные устройства могут иметь различную конструкцию. Требования к тягово-сцепным устройствам изложены в Правилах № 55, 102 Европейской экономической комиссии Организации объединённых наций.
Полуприцепы оборудуются опорной площадкой, в центре которой располагается шкворень 5 (рис. 1, г), который входит в пазы захватов опорно-сцепного устройства тягача. Опорно-сцепное устройство иначе называется седельно-сцепным устройством или просто седлом. Тягач, предназначенный для буксировки полуприцепа и имеющий опорно-сцепное устройство, называется седельным тягачом. Отцепленный от седельного тягача полуприцеп опирается на поддерживающую стойку (суппорт) 4 (см. рис. 1, г).
Прицеп-роспуск (рис.1, в) применяют для перевозки длинномерных грузов. Грузы, уложенные в кузов автомобиля-тягача, поддерживаются прицепом-роспуском. Он имеет поворотный конник 3 — опорную поворачивающуюся балку, обеспечивающую правильное размещение груза. Дышло 2 прицепа-роспуска выполняется иногда телескопическим (раздвижным).
Для
обеспечения устойчивого положения
в отцепленном состоянии одноосные прицепы
могут иметь переднюю 1 (рис.1, а) и (или)
заднюю подставки.
До
1966 г. в СССР каждая новая модель автомобиля
индексировалась буквами, обозначающими
завод-производитель: ГАЗ — Горьковский
автомобильный завод (г. Нижний Новгород);
ЗИЛ — завод имени Лихачева (г. Москва),
КрАЗ — Кременчугский автомобильный завод
(г. Кременчуг, Украина), и цифрами, причем
Горьковскому автозаводу были выделены
цифры от 1 до 99, заводу имени Лихачева
- от 100 до 199, Кременчугскому автозаводу
- от 200 до 299 и т.д.
В 1966 г. была принята отраслевая нормаль ОН 025270-66 «Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями», которая не только классифицировала автомобили. На основании ОН 025270-66 была принята система обозначения автомобилей, прицепов и полуприцепов.
В соответствии с этой системой каждый новый автомобиль обозначался аббревиатурой завода-изготовителя и имел цифровой индекс, состоящий из четырёх, пяти или шести цифр, за которыми через тире могут использоваться ещё две цифры.
Цифровой индекс автомобиля (прицепа, полуприцепа) следует начинать расшифровывать со второй цифры.
Вторая цифра указывает на тип (вид) автомобиля:
1 - легковой автомобиль;
2 - автобус;
3 - грузовой автомобиль (общего назначения);
4 - седельный тягач;
5 - самосвал;
6 - цистерна;
7 - фургон;
8 - резерв;
9 - специальный автомобиль.
Для прицепов и полуприцепов вторая цифра является показателем типа прицепа (полуприцепа), как правило, соответствующего типу тягача.
1 - прицеп (полуприцеп) для легкового автомобиля;
2 - прицеп (полуприцеп) для автобуса;
3 - прицеп (полуприцеп) грузовой (общего назначения);
4 - не применяется;
5 - прицеп (полуприцеп) самосвал;
6 - прицеп (полуприцеп) цистерна;
7 - прицеп (полуприцеп) фургон;
8 - резерв;
9
- специальный прицеп (полуприцеп).
Первая цифра обозначает класс автомобиля.
Легковые автомобили классифицируют по рабочему объему двигателя.
Грузовые автомобили — по полной массе.
Автобусы — по габаритной длине.
В
соответствии с отраслевой нормалью ОН 025270-66
легковые автомобили подразделяются на
5 классов в зависимости от рабочего объема
двигателя (табл. 1).
Таблица 1
Классификация
легковых автомобилей
в соответствии с ОН 025270-66
Первая цифра индекса легкового автомобиля | Класс легкового автомобиля | Рабочий объем двигателя, л (дм3) |
1 | Особо малый | до 1,2 |
2 | Малый | от 1,3 до 1,8 |
3 | Средний | от 1,9 до 3,5 |
4 | Большой | свыше 3,5 |
5 | Высший | рабочий объем не регламентируется |
Под рабочим объёмом двигателя понимают сумму рабочих объёмов всех его цилиндров. Рабочим объёмом цилиндра называют объём, освобождаемый поршнем при его перемещении от верхней мёртвой точки к нижней мёртвой точке. Верхней мёртвой точкой (ВМТ) называют положение поршня, наиболее удалённое от оси коленчатого вала. Нижней мёртвой точкой (НМТ) называют положение поршня, наиболее близкое к оси коленчатого вала.
Рабочий объём двигателя обычно выражают в литрах и называют литраж двигателя. В соответствии с табл. 1 применяют выражения «малолитражные двигатели», «среднелитражные двигатели» и «двигатели большого литража».
Литр
— это мера геометрического объёма. Один
литр это кубический дециметр (10 сантиметров).
Иными словами, объёму 1 л соответствует
объём куба со стороной 10 см (1 дм).
В
соответствии с отраслевой нормалью
ОН 025270-66 грузовые автомобили подразделяются
на 7 классов в зависимости от их полной
массы (табл. 2).