Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 13:39, реферат
Российской Федерации в рыночных условиях выдвигает перед автомобильным транспортом ряд проблем по адаптации к рыночной экономике.
Характерными чертами функционирования автотранспорта в условиях рыночной экономики являются такие объективные обстоятельства, как:
- новые экономические условия работы автомобильного транспорта и потребителей его услуг,
- формирование рынка услуг транспорта,
- усиление конкуренции между предприятиями транспорта и различными видами транспорта.
Качество услуг транспорта.
Отечественная практика
хозяйственных взаимоотношений
на автомобильном транспорте и в
обслуживаемых им отраслях строилась
на системе централизованного
Жесткое централизованное планирование приводило к отсутствию конкуренции.
В такой системе автотранспортные предприятия имели возможность, не тратя никаких усилий, диктовать клиентам свои условия. Большинство предприятий выполняло только перевозочные операции, не интересуясь потребностями клиентов в других услугах.
В транспортной цепи
производитель-перевозчик-
- низкий уровень
взаимодействия между
- значительная разобщенность интересов сторон;
- низкий уровень
информационной связи между
- значительные простои
грузовых единиц (контейнеров) в
узловых пунктах в ожидании
обслуживания предприятиями
- невозможность информирования
потребителя о месте
По мере ослабления плановых начал возникла необходимость перехода экономики страны к рыночным отношениям. А функционирование экономики
Российской Федерации в рыночных условиях выдвигает перед автомобильным транспортом ряд проблем по адаптации к рыночной экономике.
Характерными чертами
функционирования автотранспорта в
условиях рыночной экономики являются
такие объективные
- новые экономические условия работы автомобильного транспорта и потребителей его услуг,
- формирование рынка услуг транспорта,
- усиление конкуренции
между предприятиями
Без учета требований рынка не может нормально развиваться ни одно предприятие. Конечной целью любого предприятия транспорта, функционирующего в условиях рынка, является получение прибыли на основе производства услуги, необходимого потребителю.
Автотранспортная отрасль является одной из наиболее доступных с точки зрения приватизации собственности. Купить один или несколько автомобилей в частное или коллективное пользование, не столь сложно и дорого, чем крупное производственное предприятие.
Для стран с развитой
рыночной экономикой характерна специализация
деятельности предприятий транспорта,
которая позволяет каждому
Помимо специализации по виду деятельности, существует также специализация территориальная, то есть право на обслуживание определенного региона, специализация по виду перевозимых грузов, по характеру маршрутов и т.п.
Экспедиционные предприятия наряду с обслуживанием потребителей оказывают услуги транспортным предприятиям, предлагая и выполняя оптимальные варианты доставки груза, в частности, в смешанном сообщении. частности, условий контрактов на поставку товаров.
Одним из главных условий успешной деятельности предприятий транспорта в условиях рынка является знание и владение основными рыночными понятиями и положениями.
До 90-х годов понятие услуга транспорта не использовалось в практике планирования и организации работы автомобильного транспорта.
Исключением являлось такая сфера деятельности, как транспортно- экспедиционное обслуживание, где это понятие является общепринятым.
Такой подход был обусловлен традиционным рассмотрением автомобильного транспорта наравне с производственными отраслями. В качестве продукции автомобильного транспорта при этом рассматривалась только перевозка, измеряемая такими валовыми показателями, как объемы перевозок, грузооборот и т.п. [ ] . Эти показатели традиционно использовались в качестве показателей оценки качества деятельности предприятий автомобильного транспорта. В условиях рынка необходим новый подход к данному вопросу, поэтому возникает необходимость в рассмотрении такого рыночного понятия, как услуга.
К услугам относятся все виды труда, непосредственно не занятые изменением и преобразованием форм материи и сил природы и производящие особую потребительную стоимость, которая выражается в общественно полезной деятельности самого труда в различных отраслях общественного хозяйства
(наука, образование, здравоохранение и т.д.). К услугам относят также и те виды труда, которые, будучи заняты собственно в материальном производстве, не овеществляются в предметно осязаемом, обособленном продукте труда
(транспорт, связь).
Jпределение Райзберга Б.А.: « Услуга – вид деятельности, работ, в процессе выполнения которых не создается новый, ранее не существовавший материально-вещественный продукт, но изменяется качество уже имеющегося, созданного продукта. Это блага, предоставляемые не в виде вещей, а в форме деятельности.»
Таким образом, само оказание услуг создает желаемый результат.
Услуги транспорта относятся к услугам, завершающим и (или) предваряющим процесс материального производства. Услуги транспорта определяются как подвид деятельности транспорта, направленный на удовлетворение потребностей потребителей и характеризующийся наличием необходимого технологического, финансового, информационного, правового и ресурсного обеспечения. Под услугой, следовательно, подразумевается не только собственно перевозка груза, но и любая операция, не входящая в состав перевозочного процесса, но связанная с его подготовкой и осуществлением.
К услугам автомобильного транспорта относятся:
- перевозка грузов, почты;
- услуги погрузочно-разгрузочные (погрузка, выгрузка, перегрузка, внутри складские операции);
- услуги по хранению грузов;
- услуги по подготовке
к перевозке перевозочных
- предоставление
перевозочных средств на
- услуги транспортно-
- перегон новых
и отремонтированных
Перевозка груза является основным видом услуг транспорта.
Перевозка груза, как правило, сопровождается предоставлением одного или нескольких видов других услуг (погрузкой, разгрузкой, экспедированием и т.п.).
Анализ отечественного и зарубежного опыта позволяет дать следующую классификацию услуг транспорта: по признаку взаимосвязи с основной деятельностью предприятий транспорта - на перевозочные (т.е. включающие в том или ином виде элемент перевозки) и не перевозочные; по виду потребителя, которому предоставляется услуга, - на внешние (предоставляемые нетранспортным предприятиям и организациям) и внутренние (т.е. предоставляемые другим предприятиям и организациям автомобильного транспорта или других транспортных отраслей). Примером внутренней услуги является предоставление транспортным предприятием подвижного состава экспедиторскому предприятию для выполнения перевозки; по характеру деятельности, связанной с предоставлением данной услуги, - на технологические, коммерческие и информационные и т.п. Спрос на услуги транспорта определяются, в частности, развитием в регионе других видов транспорта, степени их интеграции, уровнем тарифов различных видов транспорта, качества услуг, предоставляемых потребителям предприятиями различных видов транспорта.
Наблюдаются два
направления в организации
- приспособление
ассортимента предлагаемых
- активное формирование потребности и спроса с целью наиболее прибыльной реализации имеющихся услуг (предложение унифицированных услуг).
Удельный вес услуг транспорта по мере развития экономики, как правило, возрастает либо стабилизируется. Подобная ситуация прослеживается практически во всех странах.
Решение проблемы эффективности
распределения товаров и
Исследование и
анализ проблемы качества транспортно-
экспедиционного обслуживания потребителей
услуг транспорта показал, что в
основе существующих концепций обслуживания
лежит суждение, утверждающее, что
высокий уровень качества обслуживания
потребителей услуг транспорта достигается
при условии обеспечения комплексного
обслуживания, то есть чем больше услуг
будет оказано потребителям, тем выше
будет уровень качества обслуживания.
Вместе с тем в условиях рынка обслуживание
с широким ассортиментом предлагаемых
услуг, чем это необходимо потребителю,
будет обходиться последнему дороже.
Представляется достаточно сложной проблема оценки качества услуг.
Согласно стандарту ISO 8402-86 качество услуг определяется как совокупность свойств и характеристик услуги, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Таким образом, требования, предъявляемые потребителями к доставке товаров, непосредственно вытекают из их потребностей. Данные потребности достаточно четко оговариваются в заключаемых контрактах. В остальных случаях предполагаемые потребности должны быть установлены и определены с помощью маркетинговых исследований. Потребности со временем меняются, что обуславливает необходимость периодического проведения маркетинговых исследований.
Потребность в услугах
транспорта должна быть удовлетворена
быстро, а иногда и немедленно. Во
многих случаях, как было отмечено выше,
не удовлетворенная в
При определении качества необходимо учитывать следующие особенности услуг транспорта: услуга не может существовать вне процесса ее производства, а следовательно, накапливаться; продажа услуги - это, практически, продажа самого процесса труда, следовательно, качество услуги - это качество самого процесса труда; услуга представляет собой конкретную потребительную стоимость лишь в определенное время на определенном направлении, что резко ограничивает возможность ее замены на рынке; на услуги существуют значительные колебания спроса как во времени, так и в пространстве; транспорт не располагает большими возможностями для сглаживания неравномерности и особенно пиков спроса; предложение услуг отличается малой гибкостью в приспособлении к спросу, изменяющемуся во времени и в пространстве; предложение услуг обычно менее надежно с точки зрения технологии, чем предложение других услуг (влияние метеорологических и климатических условий); создание дополнительной провозной способности для беспрепятственного удовлетворения всех колебаний спроса стоит весьма дорого. Таким образом, в условиях рынка качество определяется как тот уровень потребительских свойств и надежности услуги, который нужен рынку (потребителю) и который производители способны обеспечить по приемлемой цене.
Качество определяется как соответствие требованиям, которые должны быть ясно сформулированы, с тем, чтобы нельзя было их превратно понять. Затем выполняются измерения для определения соответствия этим требованиям.
Обнаруженное несоответствие означает отсутствие качества. Проблемы качества становятся проблемами несоответствия и качество становится определимым.
Согласно приведенным определениям каждый вид услуги обладает определенной совокупностью свойств и характеристик, удовлетворяющих потребности потребителя. Как было отмечено выше, основной вид услуги транспорта - перевозка груза - как правило, не может быть потреблен самостоятельно и в большинстве случаев сопровождается предоставлением таких дополнительных видов услуг, как, например, погрузочно-разгрузочные, экспедиторские и т.п.
Отсюда можно сделать такой вывод, что качество услуг транспорта можно рассматривать как качество совокупности видов услуг, предоставляемых предприятиями транспорта и способных удовлетворить существующие или возможные потребности потребителя.
Особую проблему представляет определение качества доставки грузов.
- Время (сроки)
доставки грузов