Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 08:54, реферат
Автомобиль – основное энергетическое средство для перевозки различных грузов.
Автомобили созданы в результате кропотливых и целеустремленных поисков нескольких поколений талантливых людей. Русские изобретатели и инженеры еще в XVIII в. положили начало созданию безрельсового транспорта и вездеходов-тягачей взамен живой тяговой силы в сельском хозяйстве.
Введение
1. Дореволюционная российская автотехника
2. Советское автомобилестроение
3. Автомобили Волжского автомобильного завода
Заключение
Литература
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Автомобильное
дело»
по теме:
«История отечественного
автомобилестроения»»
Содержание
Введение
1. Дореволюционная
российская автотехника
2. Советское автомобилестроение
3. Автомобили Волжского
автомобильного завода
Заключение
Литература
Введение
Автомобиль –
основное энергетическое средство для
перевозки различных грузов.
Автомобили созданы
в результате кропотливых и целеустремленных
поисков нескольких поколений талантливых
людей. Русские изобретатели и инженеры
еще в XVIII в. положили начало созданию
безрельсового транспорта и вездеходов-тягачей
взамен живой тяговой силы в сельском
хозяйстве.
Данная работа посвящена
истории развития автотехники в России.
В работе описывается дореволюционный,
советский и постсоветские этапы развития
автомобилей.
1. Дореволюционная
российская автотехника
Еще в 1752 г. крепостной
крестьянин изобретатель-самоучка Леонтий
Шамшуренков смастерил «самобеглую коляску».
В 1791 г. русский механик
и изобретатель Иван Кулибин построил
трехколесную «коляску-самокатку» с двумя
ведущими колесами. В ней изобретатель
применил ряд механизмов, которые используются
в современных тракторах и автомобилях:
коробку передач, рулевое управление,
тормоза. Механического двигателя в то
время еще не было, поэтому «самокатку»
и «самобеглую коляску» приводили в движение
мускульной силой человека.
В 1830 г. петербургский
мастер К. Янкевич разработал проект
парового автомобиля.
Механик Федор Блинов
в 1888 г. построил первый в мире гусеничный
трактор. В качестве двигателя на
раме длиной 5 м стоял котел с
двумя паровыми машинами. От каждой
машины через шестеренные передачи передавалось
вращение к ведущим колесам, находившимся
в зацеплении с гусеницами.
Для тракторов и
автомобилей требовался относительно
легкий и небольшой по габаритам
двигатель.
В 1879 г. русским инженером
О.С. Костовичем был построен двигатель
внутреннего сгорания мощностью 59 кВт
(80 л.с), массой 240 кг, работавший на бензине.
В 1889 г. Б.А. Яковлев
организовал производство автомобильных
керосиновых двигателей.
Пионером отечественного
промышленного
Идея создания национального
автомобиля занимала умы передовых
представителей русской технической
интеллигенции, многие из которых получили
образование, жили и работали за границей.
Одним их них был выдающийся русский
автоконструктор Борис Григорьевич Луцкой,
который в начале 90-х годов прошлого столетия
спроектировал несколько двигателей внутреннего
сгорания, предназначавшихся для самодвижущихся
экипажей. По отзывам современников (1899
г.), двигатели Луцкого могли быть «поставлены
в один ряд с лучшими бензиномоторами».
С 1897 г. Луцкой стал сотрудничать
с инженером А. Альтманом, владевшим заводом
по производству стационарных двигателей
под Берлином. Позднее это предприятие
было поглощено фирмой Даймлера. В качестве
ведущего конструктора германской фирмы
«Даймлер» Б.Г. Луцкой создал множество
моделей легковых и грузовых машин, которые
отличались самыми передовыми инженерными
и дизайнерскими решениями.
В начале XX века одно
из наиболее передовых для своего
времени петербургских
Автомобильное производство
на «Лесснере» просуществовало с 1905 по
1910 г. В течение этого периода было изготовлено
несколько десятков машин — легковых,
грузовых, пожарных, а также автобусов.
Так что это производство можно считать
первым серийным выпуском отечественной
автомобильной продукции. В 1908 г., после
закрытия Первой Международной автомобильной
выставки в Петербурге, на которой АО «Лесснер»
получило Большую золотую медаль «За установление
автомобильного производства в России»,
журнал «Автомобиль» писал: «...К чести
этого завода следует приписать то обстоятельство,
что он в действительности строит свои
машины, а не собирает их из заграничных
частей».
Своими передовыми
конструкторскими решениями среди
пионеров автомобилестроения в России
выделялся также автомобильный
завод И.П. Пузырева. Собственно говоря,
это был даже не завод, а мастерская, где
в 1912 г. работало 98 человек. Тем не менее,
с 1911 по 1914 гг. на нем было выпущено 38 машин.
Иван Петрович Пузырев
сам спроектировал и изготовил трансмиссию,
двигатель, подвеску, кузов своих автомобилей,
стремясь создать особо выносливую конструкцию
для российских дорог. На автомобиле Пузырева
был поставлен двигатель внутреннего
сгорания в четыре цилиндра при мощности
в 40 л.с. При этом он впервые разместил
рычаги управления коробки передач внутри
кузова, тогда как ранее их было принято
располагать снаружи. В коробке сцепления
впервые была применена система постоянного
зацепления шестерен.
Видное место в
дореволюционной автомобильной
истории нашего государства принадлежит
Русско-Балтийскому заводу в Риге
– благодаря наибольшему числу
выпущенных машин (около 800). Первые попытки
выпуска автомобилей на нем относятся
к 1907 г., причем сначала использовались
импортные детали, а с 1910 г. – уже
только собственные. Основная сложность
заключалась в отсутствии стали нужных
сортов, необходимой для изготовления
автомобильных деталей. В результате завод
создал собственное производство стали
и освоил выпуск даже таких деталей, как
штампованные рамы, колеса, алюминиевое
литье, радиаторы. По мнению специалистов,
автомобили Руссо-Балта отличались изящным
видом и законченностью отделки, чем явно
превосходили неуклюжие модели заграничного
происхождения.
В целом же до 1917 г.
в России в различное время
автомобили выпускались следующими
заводами и фабриками: «П.А. Фрезе
и К», «Э.Л. Лидтке», «Д. Скавронский»,
АО «Г.А. Лесснер», «Ив. Брейтигам», Товариществом
«Политехник», «П.Д. Яковлев», «К. Крюммель»,
«И.П. Пузырев» (Санкт-Петербург); АО «Луке»,
«Н.Э. Бромлей», «Братья Крыловы и К», «А.И.
Евсеев», «П.П. Ильин», «Автомобильное
Московское общество (АМО)» братьев Рябушинских
(Москва); «А. Лейтнер», АО «Русско-Балтийский
вагонный завод (РБВЗ)» (г. Рига); машиностроительной
мастерской М.М. Хрущева (г. Орел); АО «В.А.
Лебедев» (г. Ярославль); «Аксай» (г. Ростов-на-Дону);
«Русский Рено» (г. Рыбинск); «Бекас» (Мытищи)
и др. Одновременно существовало большое
число предприятий по производству шин,
аккумуляторов, электрооборудования,
автомобильных принадлежностей, одежды
для водителей.
Однако несмотря
на многочисленные отличительные качества,
русские автомобили не получили должного
распространения. Основной вопрос заключался
главным образом в том, нужна
ли вообще России массовая автомобилизация.
На рубеже веков лишь незначительное
число людей в России хорошо понимали,
что этой оглушительно стреляющей и
трясущейся машине – автомобилю –
принадлежит будущее.
2. Советское автомобилестроение
Интервенция и гражданская
война, внесшие разруху в народное
хозяйство молодой Советской
республики, затронули, конечно, и маломощные
автосборочные предприятия, оставшиеся
в наследство от старой России. Автомобильный
парк был совершенно изношен, хронически
но хватало запасных частей. Механикам
приходилось пускаться на невероятные
ухищрения, чтобы заставить работать машины
300 различных марок, находившиеся в то
время в эксплуатации.
В 1921 году вопрос об
автомобильных заводах
В те же годы были заложены
научные основы автомобильного дела.
Важную роль в становлении его
сыграл Научный автомоторный институт
– НАМИ. Уже в августе 1918 года
по инициативе В. И. Ленина был издан
декрет об организации Научно-
Годом рождения советского
автомобилестроения можно считать
1924 г., когда на Московском автомобильном
заводе, созданном на базе автомобильных
мастерских, был выпущен первый полуторатонный
грузовой автомобиль. На параде 7 ноября
1924 г. по случаю годовщины Октябрьской
революции по Красной площади прошли десять
грузовиков АМО-Ф-15 – десять первых советских
автомобилей.
В 1925 г. Ярославский
автозавод, созданный на базе авторемонтного
завода, начал серийно выпускать
уже трехтонные грузовики.
В годы первой пятилетки
вступили в строй два автомобильных
завода-гиганта в Москве и Горьком.
На Горьковском
автозаводе в 1932 г. было налажено производство
грузовиков ГАЗ-АА и легковых автомобилей
ГАЗА, а после их модернизации –
автомобилей ГАЗ-ММ и ГАЗ-MI. В первую
же пятилетку реконструировали Ярославский
автозавод.
В 1940 г. на Московском
заводе малолитражных автомобилей
был подготовлен к производству
легковой автомобиль КИМ-10. За короткий
срок советская автомобильная
В годы войны на Горьковском
автозаводе был освоен выпуск легковых
автомобилей повышенной проходимости
ГАЗ-67Б. Вновь построенный
В развитии отечественной
автомобильной промышленности можно
выделить четыре основных этапа.
Первый этап (1924-1941
гг.) характеризовался вначале мелкосерийным,
а затем массовым серийным производством
автомобилей. В это время заводы
выпускали небольшое число
На втором этапе (1943-1960
гг.) создано много новых моделей
автомобилей. В 1946 г. Горьковский автозавод
перешел на производство грузовых автомобилей
ГАЗ-51, а Московский автозавод в 1948
г. стал выпускать грузовик ЗИС-150. В
это же время автомобильная
В конце 50-х годов
появились более
Третий этап (1961-1975
гг.) характерен увеличением выпуска
автомобилей.
На этом этапе
технически перевооружены многие действующие
автомобильные заводы и построены
новые. Одним из таких заводов
является ВАЗ – Волжский автомобильный
завод, который по праву можно
назвать лидером отечественного
машиностроения. (Ему будет посвящен
третий раздел данной работы).
С 1976 г. по настоящее
время продолжается четвертый этап
автомобилестроения. Он начат выпуском
автомобилей КамАЗ-5320 на Камском
автозаводе по производству большегрузных
автомобилей. В автомобильной промышленности
созданы и развиваются такие
производственные объединения как
ВАЗ, ГАЗ, ЗИЛ и др. В общем выпуске
автомобилей увеличилась доля автомобилей
с дизелями. В целях экономии топлива
и сохранения окружающей среды некоторые
заводы приступили к изготовлению опытной
партии электромобилей.
Информация о работе История отечественного автомобилестроения