История Октябрьской железной дороги

Автор: l******@mail.ru, 24 Ноября 2011 в 21:52, реферат

Описание работы

Октябрьская железная дорога — вторая (правильнее считать третья Петербурго-Варшавская жел.дорога) по старшинству железная дорога России. Объединяет Санкт-Петербург и Москву. Управление находится в Санкт-Петербурге. В состав дороги входит инфраструктура до Ленинградского вокзала г. Москвы, в том числе проходящая непосредственно по территории Московской области и столицы России. Один путь Oктябрьской железной дороги, длиною несколько сотен метров, проходит по соседству с путями Ярославского направления и около 2 км вдоль Каланчевского направления Московской железной дороги. Участок Октябрьской железной дороги Санкт-Петербург — Павловск занесён в список всемирного наследия ЮНЕСКО (объект № 540-034c).Октябрьская железная дорога была создана после революции на базе существующих дорог: Николаевская железная дорога после национализации в мае 1918 года перешла в ведение НКПС, после 1923 года дорога была переименована и стала называться Октябрьской.

Содержание

Стр.3 – Введение
Стр. 4-13 – Хронология
Стр. 14-15 – Скоростные поезда ОЖД
Стр. 16–19 – Заключение
Стр. 20 – Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

История Октябрьской железной дороги.docx

— 34.90 Кб (Скачать)

    29 декабря 2000 года открыто крупнейшее  в Европе моторовагонное депо Металлострой, оснащённое современным оборудованием для обслуживания скоростных поездов и электроподвижного состава.

    10

    2001 год - завершение реконструкция главного хода Санкт-Петербург — Москва, что позволило сократить время прохождения скоростных поездов на данном участке.

    2003 год - реконструкция объектов Санкт-Петербургского узла к 300-летию города, открытие Ладожского вокзала в Санкт-Петербурге, современного пассажирского терминала, объединяющего под одной крышей все виды городского транспорта. Осуществлена электрификация участка Сумский Посад — Маленьга (74 км), являющегося стыковым с Северной железной дорогой.

    1 октября 2003 года Октябрьская железная  дорога стала филиалом Открытого  Акционерного Общества «Российские  железные дороги».

    22 декабря 2005 года завершена электрификация  участка Идель — Свирь Октябрьской железной дороги. Таким образом, линия Санкт-Петербург — Мурманск была полностью переведена на электрическую тягу. Участок Идель — Свирь, протяжённостью 435 км, является составной частью Северного хода Октябрьской магистрали, обеспечивающей связи промышленных центров Северо-Запада — Мурманска, Карелии, Архангельска и Республики Коми с другими регионами России.

    20 июня 2008 года Закончена реконструкция  станции Свирь в Подпорожском районе Ленинрадской области. Около 5 млрд рублей затратила железная дорога на ремонт. Реконструкция станции Свирь производилась в рамках целевой программы «Основные направления развития и повышения эффективности работы дороги на 2000—2005 годы».

    Для беспрепятственного пропуска грузопотока  на Северное направление программой были предусмотрены работы по последовательной электрификации северного направления  железной дороги, включая перевод  на переменный ток участка Лоухи  — Мурманск, электрификацию участка

    11

Лоухи — Беломорск — Медвежья Гора и Маленга — Беломорск на переменном токе, а также Волховстрой —  Свирь на постоянном токе с выполнением  работ по реконструкции станции  Свирь как станции стыкования родов тока. Станция Свирь также  является начальной станцией для  гарантийного участка обслуживания вагонов: на Бологое, Пыталово, Печоры Псковские, Салу, Новгород, Великие  Луки, Санкт-Петербургский железнодорожный  узел, Кемь, Костомукшу и Лосту (СЖД).Главным ходом Октябрьской железной дороги считается историческая Николаевская железная дорога. Современная Октябрьская дорога простирается с севера на юг от Мурманска до Москвы (свыше 2 тыс. км), при этом свыше 900 км расположено за Полярным кругом. В транспортной системе Северо-Западного региона России на долю железной дороги приходится 75 % грузоперевозок и 40 % пассажирских перевозок. На 2008 год число работников Октябрьской железной дороги составило 76987 человек.

    На 2010 год в состав дороги входит 655 станций, 31 локомотивное и моторвагонное депо (включая ремонтные, эксплуатационные и оборотные), 24 вагонных депо (включая ремонтные и эксплуатационные), 41 дистанция пути, 23 дистанции сигнализации, централизации, блокировки и связи, 13 дистанций электрификации и энергоснабжения, 11 дистанций гражданских сооружений, водоснабжения и водоотведения, 3 дистанции погрузочно-разгрузочных работ. В связи с проводимыми реформами Российских железных дорог количество структурных подразделений и их названия могут меняться в обозримом будущем. Так, например в 2008 году выведены из состава Октябрьской железной дороги Октябрьская дирекция связи (8 региональных центров связи) численностью 2702 человек, Октябрьская дирекция по ремонту пути «Путьрем» (11 путевых машинных станций, 2 опытные путевые машинные станции, 2 рельсосварочных завода и Лодейнопольский завод силикатных изделий) численностью 5098 человек,

    12

предприятия по производству материалов верхнего строения пути (Чудовский завод железобетонных шпал, Бологовский шпалопропиточный завод, Гавриловский, Медвежьегорский и Оленегорский щебеночные заводы) общей численностью 1058 человек. Итого выведено 8 858 человек. Начальник Октябрьской железной дороги: Виктор Степов. Общая длина путей 10372,7 км, развёрнутая длина путей — 13323,762 км. Крупнейший узел — Санкт-Петербург, где находится Управление дороги.

Железная  дорога имеет шесть отделений:

Московское  отделение

Санкт-Петербург  — Витебское отделение

Санкт-Петербургское  отделение

Петрозаводское  отделение

Мурманское  отделение

Волховстроевское отделение.

    Октябрьская железная дорога проходит по территории одиннадцати субъектов РФ — Ленинградской, Псковской, Новгородской, Вологодской, Мурманской, Тверской, Московской, Ярославской  областей, городов Москва и Санкт-Петербург, Республики Карелия, а также частично по территории Эстонии, Латвии, Белоруссии. Комбинированные железнодорожно-водные перевозки грузов (в том числе экспортно-импортные) осуществляются через Петербургский и Мурманский морские порты, порты Белого моря (Кандалакша, Витино, Кемь, Беломорск) и Беломорско-Балтийский канал. В 2005 Октябрьской железной дорогой было отправлено 107 млн т грузов, что на 5,4 % больше, чем в 2004.С 2006 года часть пригородных пассажирских перевозок по направлениям от Санкт-Петербурга осуществляет ОАО «Северо-Западная пригородная пассажирская компания».Главный ход ОЖД «Санкт-Петербург — Москва» с момента постройки и по сегодняшний день — одно из самых напряженных направлений в России. В 80-е годы XX-века

    13

руководством  СССР было принято решение об организации  на нём скоростного движения. В  результате путь из Санкт-Петербурга в  Москву стал первой и единственной скоростной железной дорогой в СССР и остается таковой в России и  СНГ. С конца мая 2008 года для фирменных поездов сообщения Санкт-Петербург — Москва установлено «зеркальное» расписание. В локомотивном хозяйстве дороге депо: Ховрино, Петрозаводск, Волховстрой, Мурманск, Суоярви и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

14

Скоростные  поезда ОЖД

   Между двумя мегаполисами курсируют  три скоростных фирменных пассажирских  поезда: Аврора — скоростной фирменный  поезд № 159/160. Время в пути — 5 ч 30 мин. Невский экспресс — скоростной поезд на локомотивной тяге (ЧС-200) Время в пути — 4 ч 30 мин. ЭР200 — электропоезд, был построен в 2 экземплярах и курсировал до 20 февраля 2009 года на участке Москва — Санкт-Петерург (время в пути — 4 ч 30 мин), после капитального ремонта будет курсировать по маршруту Санкт-Петербург — Великий Новгород, либо Москва — Тверь. (его заменили Сапсаном, ЭР200 списан и находится в музее на Рижском вокзале). Сапсан (Velaro Rus) — Новый скоростной поезд, построенный компанией Siemens по заказу ОАО РЖД специально для эксплуатации на данном направлении. Регулярное движение поездов между Москвой и Санкт-Петербургом началось 18 декабря 2009 года. Время в пути без остановок — 3 ч 45 мин, с остановками в Окуловке, Бологое, Вышнем Волочке и Твери — 4 ч 15 мин. Также в 2010—2012 году планируется открыть скоростное движение Санкт-Петербург — Хельсинки. Скорее всего, поездами Pendolino.

   Скоростное сообщение Санкт-Петербург↔Хельсинки.Суть проекта состоит в сокращении времени в пути между двумя городами: по состоянию на 2007 год поезд находится в пути 5,5 часов, для скоростного поезда предполагается сократить это время до 3-3,5 часов (по России поезд будет следовать полтора часа). Для реализации проекта было создано совместное предприятие РЖД и финской железнодорожной компании Karelian Trains, компании входят в СП равными долями. Каждый состав будет состоять из 7 вагонов и сможет перевозить 352 пассажира в двухклассной компоновке. Поездка в первом классе обойдется в 110 евро (2007 год — 89,1 евро), во втором — в 69,4 евро(2007 год — 50,8 евро). Скорость состава будет

15

достигать 220 км/ч. Предварительная сумма контракта $130 — 140 млн. Для реализации проекта  в 2003 году была достигнута договорённость между президентами России (Владимир Путин) и Финляндии (Тарья Халонен). Инвестиции в проект в 2007 году составили 6 млрд. рублей. Модернизация пути с последующим открытием скоростного движения из Санкт-Петербурга в Хельсинки. Сооружение новой линии Лосево — Каменногорск, и вывод грузовых поездов на Приозерское направление, более рациональное использование пограничного пункта Светогорск. На этом направлении будет эксплуатироваться скоростной поезд Пендолино, проходящий обкатку в окрестностях Санкт-Петербурга. В январе 2007 года был объявлен конкурс на поставку подвижного состава. В нём приняли участие пять компаний: Alstom, Siemens AG, Bombardier, Talgo и CAF. 5 сентября 2007 года будет подписан контракт на поставку четырёх скоростных поездов для линии Петербург-Хельсинки производства французской фирмы Alstom. Он предусматривает поставку 4 скоростных составов семейства Пендолино, а также опцион на поставку ещё двух составов. Сумма договора — 120 миллионов евро. Составы будут изготовлены в 2009 году на заводе в итальянском городе Савильяно. Срок первых рейсов — 2010 год.

   Скоростное сообщение Санкт-Петербург↔Москва. Для организации высокоскоростного  движения на линии Петербург  — Москва используются Velaro RUS производства Siemens. Моторвагонное депо Санкт-Петербург — Московское (ТЧ-10) является базовым для организации технического обслуживания этих поездов, его реконструкция обошлась ОЖД более 2 млрд. рублей.

17 декабря  2009 в 19:00 электропоезд Сапсан (ЭВС2-04) впервые отправился с пассажирами из Москвы с Ленинградского вокзала и прибыл на Московский вокзал в Санкт-Петербурге в 22:45, таким образом, совершил первый коммерческий рейс. Общее время в пути составило 3 часа 45 минут.

16

Заключение

   Октябрьская железная дорога  объединяет северо-западные участки европейской части отечественных железных дорог, пролегает по территории Ленинградской, Псковской, Новгородской, Вологодской, Мурманской, Тверской, Московской областей и Карелии. Управление дороги в С.-Петербурге. Эксплуатационная длина дороги (1991) 10 186 км, в т. ч. 900 км за Полярным кругом. Территория районов тяготения дороги составляет 620 тыс. км2. Октябрьская железная дорога граничит с Московской (ст. Поварово I, Осуга, Ховрино, Савелово, Шаховская), Северной (ст. Кошта, Малеяьга, Сонково), Белорусской (ст. Езерище, Алеща), а также с железными дорогами Финляндии (ст. Лужайка, Кивиярви, Светогорск, Сювяоро, Вяртсиля) и Балтии (ст. Иван-город, Зилупе, Пыталово, Печоры-Псковские). Крупнейший на Октябрьской железной дороге узел - Петербург, в котором действуют две сортировочные станции - Петербург-Сортировочный Московский (одна из самых больших на дороге и решающих по объему грузовых перевозок на европейской части железнодорожной сети страны) и Шушары. Большие объемы работ выполняют ст. Ховрино (в пределах Московского узла), а также Волховстрой, Бологое, Березки, Великие Луки, Беломорск. Октябрьская железная дорога - вторая по протяженности после Московской и первая по времени постройки ряда участков крупная магистраль России. В ее состав первоначально вошли четыре железнодорожные линии. Головным участком Санкт-Петербург - Витебского направления является бывшая Царскосельская железная дорога, день начала движения на которой 30 октября (11 ноября) 1837 считается днем начала регулярных железнодорожных сообщений в России. В 1838 дорога была достроена до Павловска; общая протяженность ее составила 27,6 км. Паровозная тяга (вместо конной) на всем протяжении дороги была введена весной 1838.  
      Крупнейшая в середине 19 в. Петербург-Московская магистраль была

17

введена в эксплуатацию в 1851 (в 1855-1923 называлась Николаевской железной дорогой) и имела  протяженность 649,7 км. Проект дороги отличался  тщательной проработкой, трасса имела  исключительно прямое направление. Принятая ширина колеи 1524 мм стала общегосударственной  колеей на сети железных дорог России вплоть до 70-х гг. 20 в. Подвижной состав для дороги был построен на Александровском  литейном заводе (см. Октябрьский электровагоноремонтный завод). К началу эксплуатации на линию было поставлено 164 паровоза, 2669 вагонов. На линии Петербург-Гатчина, головном участке Петербург - Варшавского направления, движение началось в 1853. Это была первая в России двухпутная железная дорога с левосторонним движением, которое было изменено на правостороннее в конце 40-х гг. 20 в. Дорога впоследствии вошла в Северо-Западные железные дороги. Четвертая дорога из состава старейших железнодорожных линий, входящих в Октябрьскую железную дорогу, - дорога между Петербургом и Петергофом (Петродворцом) открыта в 1857; в начале 60-х гг. продлена до Ораниенбаума (ныне Ломоносов), построена ветка Лигово - Гатчина, продленная позже до Нарвы и далее.  
      В начале 20-х гг. 20 в. в состав Октябрьской железной дороги вошли бывшие частные железные дороги, проложенные по правому берегу Невы, а также линии, принадлежавшие ранее Финляндии и проходившие по территории России: участок Петроград - Госграница (ст. Белоостров), после 1945 продленный до ст. Лужайка. Этот участок является головным на Выборгском направлении. В 1959 Октябрьской железной дороге передана Ленинградская железная дорога, входившая до 1840 в Северо-Западные железные дороги, в составе которых находились бывшая частная Московско-Виндаво-Рыбинская железная дорога (Ленинград - Витебское направление), а также линии Ленинград - Варшавского и Ленинград - Балтийского направлений. В 1959 к дороге присоединена Кировская железная дорога (быв. Мурманская), а в 1963 - часть Калининской. В состав дороги входит

18

также ряд кольцевых линий и веток, сооруженных для обслуживания Ленинградского узла.  
      В Октябрьскую железную дорогу входит 10 отделений: Московское, Бологовское, Ленинград - Московское, Ленинград - Витебское, Ленинград - Финляндское, Псковское, Волховстроевское, Петрозаводское, Мурманское, Ржевское. В работе Октябрьской железной дороги преобладает ввоз как из других областей России, так и из-за рубежа. Вместе с морскими портами Октябрьская железная дорога играет существенную роль в экспортно-импортных операциях. В 80-е гг. Октябрьская железная дорога превратилась в мощную технически оснащенную магистраль: на главном Петербург - Московском направлении после реконструкции пути впервые в СССР наряду с обычными пассажирскими и электропоездами организована эксплуатация скоростных электропоездов ЭР200, а водить составы стали высокоскоростные электровозы ЧС200. На основных направлениях введена автоблокировка и диспетчерская централизация. Около 30% линий электрифицировано. Большой объем сортировочной работы выполняется на автоматизированных сортировочных горках. На многих станциях внедрена комплексная механизация загрузки вагонов.  
      Дорога одной из первых закончила восстановление хозяйства, разрушенного в период Гражданской войны и военной интервенции. Приказом НКПС от 27 феврале 1923 переименована в Октябрьскую. В годы Великой Отечественной войны дорога стала фронтовой магистралью. Были организованы автомобильно-железнодорожная "Дорога жизни" через Ладожское озеро и "Дорога Победы" (Шлиссельбург - Поляны). За обеспечение перевозок и восстановление разрушенного железнодорожного транспорта звание Героя Социалистического Труда присвоено 12 железнодорожникам. В 50-60-е гг. на Октябрьской железной дороге внедрен ряд ценных инициатив, направленных на совершенствование перевозочного процесса: формирование тяжеловесных поездов, учет вагонов под

Информация о работе История Октябрьской железной дороги