Характеристика морского транспорта России

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 05:54, реферат

Описание работы

Вышеназванные факторы определили выбор темы настоящего исследования, целью которого является характеристика морского транспорта России. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Проанализировать современное состояние морского транспорта России
Проанализировать проблемы развития морского транспорта России и способы их преодоления.

Работа содержит 1 файл

Характеристика морского транспорта России.doc

— 1.14 Мб (Скачать)

     Морской транспорт обладает рядом преимуществ  по сравнению с другими видами транспорта. Перевозка каждой тонны  груза морем требует значительно  меньше энергии и, следовательно, меньшего расхода топлива, чем на других видах транспорта. Крупные морские суда способны одновременно перевозить десятки тысяч тонн груза. Все это определяет в значительной степени довольно низкую себестоимость грузов [5].

     Особенности географического положения России, замерзаемость многих портов (только в Новороссийск, Туапсе, Мурманск и Калининград являются незамерзающими портами), структура грузопотоков, несбалансированность ввоза и вывоза грузов, другие особенности выдвигают определенные требования к национальной морской транспортной системе. Поэтому на протяжении всей истории России отсутствие национального морского транспорта создавало препятствия в первую очередь для развития внешней торговли страны и освоения северных территорий.

     Морской транспорт является составной частью единой транспортной системы Российской Федерации. Его роль в национальной экономике существенно отличается от других видов транспорта.

     Морской транспорт - это главное материальное средство реализации внешней торговли и международных экономических связей России. Около 60% внешнеторгового грузооборота России осуществляется с участием современной материально-технической базы морского транспорта Российской Федерации: транспортного и обеспечивающих видов флота, морских портов и перегрузочных комплексов, транспортных коридоров и современных систем обеспечения безопасности мореплавания. Основой морского транспорта является флот.

     Россия  среди других морских держав занимает в 2007 году 30 место по тоннажу флота, если исходить из формальной регистрации судов под национальным флагом. Но фактически - по общему тоннажу всего контролируемого флота, то есть с учетом судов российских судовладельцев под "удобными" флагами - наша страна, по подсчетам иностранных экспертов, находится на 13-м месте в мире, сразу после Великобритании, Дании и опережая такие страны, как Италия, Турция.

     В составе морского флота, контролируемого  Россией, по состоянию на 01.02.2007 г. можно  выделить следующие группы судов (табл. 1):

  • флот морских пароходств - 174 судна общим дедвейтом 2,2 млн.т, что составляет 14,4% от общего тоннажа флота России;
  • флот прочих судоходных компаний России, в том числе суда смешанного «река-море» плавания речных пароходств, зарегистрированные в морских портах России и используемые на перевозках грузов морем - 1206 судов общим дедвейтом 3,9 млн. т (25,2 %);
  • флот судоходных компаний России, зарегистрированный под иностранными флагами - 156 судов общим дедвейтом 9,2 млн.т (60,3%), в том числе флот ОАО «Совкомфлот» - 58 судов общим дедвейтом 4,4 млн.т (28,6%).

     Общее количество судов морского транспортного  флота, контролируемого Россией, по состоянию на начало 2008 года составляет 1536 судов общим дедвейтом 15,3 млн. т, из которых 60,3% тоннажа эксплуатируется под иностранными флагами. В 1992 году эта величина составляла только 18,4%.

     Кроме того, в Российском международном  реестре судов на начало 2007 года зарегистрировано 140 судов общим  дедвейтом около 600 тыс. т., в основном, это суда смешанного река-море плавания.

     Средний возраст судов под флагом Российской Федерации составляет более 24,7 года, а под иностранными флагами - 9,4 года.

     Доля  судов возрастом свыше 15 лет в  составе флота морских пароходств составляет более 75%, прочих судоходных компаний - 71%, а в составе флота  под иностранными флагами таких судов всего 10%. Практически нет таких судов в ОАО «Совкомфлот».

     В составе морской транспортной системы России можно выделить:

     1. Морские порты  Северо-западного бассейна, входящие в состав

    • Арктического морского пароходства
    • Мурманского морского пароходства
    • Северного морского пароходства

     Грузооборот портов Северо-Западного бассейна вырос  за 2007 г. по сравнению с 2006 г. на 9,2% и  составил 209,5 млн. т за счет увеличения перевозок как сухих грузов на 10,7% до 82,4 млн. т, так и наливных грузов на 8,3% до 127,1 млн. т. [9].

     Рис.3. Порт г. Мурманска [10].

     Рост  объемов перевалки сухих грузов обеспечили, прежде всего, ОАО «Мурманский  МТП» (+2,4%), ОАО «МП Санкт-Петербург» (+1,6%), ЗАО «Первый контейнерный терминал» (+5,4%), ОАО «Петролеспорт» (+6,4%), Балтийский балкерный терминал (+32,6%), ОАО «Калининградский МТП» (+46,6%), ООО «Порт Высоцкий» (+5,3%), а также ОАО «Ростерминалуголь» - в 1,9 раза [10].

     2. Морские порты Южного бассейна, входящие в состав:

    • Северо-Каспийского морского пароходства
    • Новороссийского морского пароходства
    • Черноморского морского пароходства

     Через оставшиеся у России порты Черноморского  бассейна ведется в основном экспорт  нефти. Здесь находится самый  крупный по грузообороту России нефтяной порт Новороссийск с глубоководным  нефтепирсом «Шесхарис», позволяющим обслуживать суда грузоподъемностью до 250 тыс. т. Меньшее значение имеет также нефтяной порт Туапсе. Реализация крупных нефтедобывающих проектов в Казахстане и Азербайджане, а также потребности России в экспорте сжиженного газа создали предпосылки для строительства на Черноморском побережье России ряда новых нефтяных и газовых портов и причалов. Предполагается также развитие Таганрогского порта и строительство на Азовском побережье нового крупного морского порта [3].

     

     Рис.4. Танкер Северо-Каспийского морского пароходства [4].

     Совокупный  грузооборот портов Южного бассейна вырос всего на 1,3% и составил 161,9 млн. т. При этом объем перевалки  сухих грузов вырос на 7,3% до 50,7 млн. т, а наливных – снизился на 1,2% до 111,1 млн. т. [10].

     3. Морские порты Дальневосточного бассейна за 2007 г., входящие в состав:

    • Дальневосточного морского пароходства
    • Приморского морского пароходства
    • Сахалинского морского пароходства

     

     Рис.5. Танкер CAPTAIN KOSTICHEV Приморского морского пароходства [10].

     Через порты дальневосточного бассейна  осуществляются внешнеторговые связи со странами Тихоокеанского региона, а также обеспечиваются транспортно-экономические связи с прибрежными районами Дальнего Востока. К наиболее крупным здесь относятся морские порты на берегу Японского моря: Владивосток, Находка, расположенный около нее новый порт Восточный с крупными угольным и лесным терминалами, а также порт Ванино на линии железнодорожной морской паромной переправы Ванино-Холмск (о. Сахалин) [5].

     Грузооборот портов Дальневосточного бассейна вырос на 15,3%  в 2007 году по сравнению с аналогичным периодом 2006 года и составил 79,7 млн. тонн, в том числе переработка наливных грузов увеличилась в 1,6 раза до 26,2 млн. т.. Это связано, прежде всего, с вводом в эксплуатацию терминала EXXON NEFTEGAS LTD в Де-Кастри, на котором за отчетный период перегружено 11,3 млн. т сырой нефти, а также увеличением переработки нефтепродуктов на ООО «РН-Находканефтепродукт» на 32,9%.

     Необходимость взаимосвязанного решения существующих проблем в условиях ограниченности финансовых ресурсов потребовала разработки многих проектов возрождения морского флота, в частности проекта федеральной целевой программы (ФЦП) «Мировой океан».

     Служба  морского флота приняла активное участие в разработке ФЦП "Мировой океан" и представила согласованные с Министерством науки РФ предложения в Министерство экономики РФ по разделу 8 «Транспортные коммуникации России в Мировом океане». Основной задачей этих мероприятий является привлечение дополнительных грузопотоков.

     Специфика морского транспорта заключается в  том, что основная масса перевозок  осуществляется на международных направлениях. Однако в последние годы объемы перевозок  снизились в результате снижения отечественного производства и в  значительной степени по причине уменьшения тоннажа морских судов из-за старения флота и крайне неудовлетворительного пополнения новыми судами. Возрастная структура морского флота, контролируемого Россией, такова [10]:

    • флот морских пароходств – средний возраст судов (по числу судов) на начало 2008 года составляет – 25,8 года;
    • флот прочих судоходных компаний – 24,6 года;
    • флот оффшорных компаний – 10,8 лет;
    • флот ОАО «Совкомфлот» – 8,1 года.

     Таким образом, можно отметить, что средний  возраст судов под флагом Российской Федерации составляет более 25,2 года, а под иностранными флагами – 9,4 года. Доля судов возрастом свыше 15 лет в составе флота морских  пароходств составляет более 75%, прочих судоходных компаний – 71%, а в составе флота под иностранными флагами таких судов всего 10%. Практически нет таких судов в ОАО «Совкомфлот».

     Сравнительный анализ возрастных характеристик мирового и российского флота показывает, что средний возраст судов  под российским флагом практически по всем назначениям судов превышает данные по мировому флоту (таблица 1). Однако, средний возраст флота, контролируемого Россией, под иностранными флагами по всем назначениям, за исключением пассажирского флота, ниже среднего возраста судов мирового флота

Таблица 1. Средний возраст  судов мирового и  российского флота (по состоянию на 1 января 2008 г.) [9].

Назначения  судов Мировой флот Флот, контролируемый Россией
под отечественным  флагом под иностранными флагами
Танкеры 17,7  22,2  5,5
Химовозы 17,9  30,9  9,1
Газовозы 16,0   - 16,4
Балкеры 15,4   25,8 21,1
Комбинированные суда 19,3   28,5 -
Контейнеровозы 10,8   22,3 9,4
Суда  универсального назначения 24,1   25,6 23,0
Рефрижераторы 20,5   23,3 -
Ролкеры 19,5   24,6 24,7
Специализированные  суда 19,8   27,8 19,8
Пассажирские  суда 22,2  27,0  39,0
Паромы 22,3   25,9 -
Транспортный  флот 19,1   25,2 9,4
 

     Правительство РФ осознает сложность положения  на таком важном для страны виде транспорта. В соответствии с Государственной программой возрождения торгового флота России проделана определенная работа по строительству транспортных судов, увеличению пропускных способностей морских и речных портов, поддержанию объектов, обеспечивающих безопасность мореплавания, ремонт и обслуживание судов с ядерными энергетическими установками. Флот российских судоходных компаний пополнился 70 морскими судами общим дедвейтом 1 1251 тыс.т. [11].

     Рассмотрим  подробнее характеристики морского транспорта России.  Согласно общепринятой классификации, выделяют:

    • Транспортный морской флот  (МФ)
    • Обеспечивающий МФ
    • Рыбопромысловый МФ
    • Научно-исследовательский  МФ

       В таблице 2. представлена характеристика морского российского транспортного флота [11].

Таблица 2. Морской транспортный флот, контролируемый Россией, по состоянию на 1 февраля 2009 г.

Флот  регистрации / компания Наличие флота
Количество  судов,

Ед.

Дедвейт,

тыс. т

Валовая

вместимость

(GT)

1. Флот  под флагом России 

в т.ч. зарегистрированный в РМРС

1291

  

207

5 625,4

  

1 231,6

4 590,1 
 

 888,9

Флот  морских пароходств 131 1 742,3 1 307,3
Арктическое морское пароходство 14 54,9 49,8
Дальневосточное морское пароходство 31 401,3 337,7
Мурманское  морское пароходство  30 801,7 539,5
Новороссийское  морское пароходство 4 160,1  97,1
Сахалинское морское пароходство 18  114,1 113,9
Северное  морское пароходство 34  210,3  169,4
Флот  ОАО "Совкомфлот" 2   142,5  99,2
Флот  судоходных компаний, обладающих лицензией  на перевозку грузов морем 1158   3 740,6 3 183,6
Флот  под иностранным флагом, контролируемый Россией 190   11 131,4 6 734,0
Флот  морских пароходств 117   6 260,4 3 695,4
Флот  ОАО "Совкомфлот" 73   4 871,0 3 038,6
Всего национальный и контролируемый флот России 1481   16 756,8 11 324,1

Информация о работе Характеристика морского транспорта России