Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 05:54, реферат
Вышеназванные факторы определили выбор темы настоящего исследования, целью которого является характеристика морского транспорта России. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Проанализировать современное состояние морского транспорта России
Проанализировать проблемы развития морского транспорта России и способы их преодоления.
Морской
транспорт обладает рядом преимуществ
по сравнению с другими видами
транспорта. Перевозка каждой тонны
груза морем требует
Особенности географического положения России, замерзаемость многих портов (только в Новороссийск, Туапсе, Мурманск и Калининград являются незамерзающими портами), структура грузопотоков, несбалансированность ввоза и вывоза грузов, другие особенности выдвигают определенные требования к национальной морской транспортной системе. Поэтому на протяжении всей истории России отсутствие национального морского транспорта создавало препятствия в первую очередь для развития внешней торговли страны и освоения северных территорий.
Морской транспорт является составной частью единой транспортной системы Российской Федерации. Его роль в национальной экономике существенно отличается от других видов транспорта.
Морской транспорт - это главное материальное средство реализации внешней торговли и международных экономических связей России. Около 60% внешнеторгового грузооборота России осуществляется с участием современной материально-технической базы морского транспорта Российской Федерации: транспортного и обеспечивающих видов флота, морских портов и перегрузочных комплексов, транспортных коридоров и современных систем обеспечения безопасности мореплавания. Основой морского транспорта является флот.
Россия среди других морских держав занимает в 2007 году 30 место по тоннажу флота, если исходить из формальной регистрации судов под национальным флагом. Но фактически - по общему тоннажу всего контролируемого флота, то есть с учетом судов российских судовладельцев под "удобными" флагами - наша страна, по подсчетам иностранных экспертов, находится на 13-м месте в мире, сразу после Великобритании, Дании и опережая такие страны, как Италия, Турция.
В составе морского флота, контролируемого Россией, по состоянию на 01.02.2007 г. можно выделить следующие группы судов (табл. 1):
Общее количество судов морского транспортного флота, контролируемого Россией, по состоянию на начало 2008 года составляет 1536 судов общим дедвейтом 15,3 млн. т, из которых 60,3% тоннажа эксплуатируется под иностранными флагами. В 1992 году эта величина составляла только 18,4%.
Кроме того, в Российском международном реестре судов на начало 2007 года зарегистрировано 140 судов общим дедвейтом около 600 тыс. т., в основном, это суда смешанного река-море плавания.
Средний возраст судов под флагом Российской Федерации составляет более 24,7 года, а под иностранными флагами - 9,4 года.
Доля
судов возрастом свыше 15 лет в
составе флота морских
В составе морской транспортной системы России можно выделить:
1. Морские порты Северо-западного бассейна, входящие в состав
Грузооборот портов Северо-Западного бассейна вырос за 2007 г. по сравнению с 2006 г. на 9,2% и составил 209,5 млн. т за счет увеличения перевозок как сухих грузов на 10,7% до 82,4 млн. т, так и наливных грузов на 8,3% до 127,1 млн. т. [9].
Рис.3. Порт г. Мурманска [10].
Рост объемов перевалки сухих грузов обеспечили, прежде всего, ОАО «Мурманский МТП» (+2,4%), ОАО «МП Санкт-Петербург» (+1,6%), ЗАО «Первый контейнерный терминал» (+5,4%), ОАО «Петролеспорт» (+6,4%), Балтийский балкерный терминал (+32,6%), ОАО «Калининградский МТП» (+46,6%), ООО «Порт Высоцкий» (+5,3%), а также ОАО «Ростерминалуголь» - в 1,9 раза [10].
2. Морские порты Южного бассейна, входящие в состав:
Через оставшиеся у России порты Черноморского бассейна ведется в основном экспорт нефти. Здесь находится самый крупный по грузообороту России нефтяной порт Новороссийск с глубоководным нефтепирсом «Шесхарис», позволяющим обслуживать суда грузоподъемностью до 250 тыс. т. Меньшее значение имеет также нефтяной порт Туапсе. Реализация крупных нефтедобывающих проектов в Казахстане и Азербайджане, а также потребности России в экспорте сжиженного газа создали предпосылки для строительства на Черноморском побережье России ряда новых нефтяных и газовых портов и причалов. Предполагается также развитие Таганрогского порта и строительство на Азовском побережье нового крупного морского порта [3].
Рис.4. Танкер Северо-Каспийского морского пароходства [4].
Совокупный грузооборот портов Южного бассейна вырос всего на 1,3% и составил 161,9 млн. т. При этом объем перевалки сухих грузов вырос на 7,3% до 50,7 млн. т, а наливных – снизился на 1,2% до 111,1 млн. т. [10].
3. Морские порты Дальневосточного бассейна за 2007 г., входящие в состав:
Рис.5. Танкер CAPTAIN KOSTICHEV Приморского морского пароходства [10].
Через порты дальневосточного бассейна осуществляются внешнеторговые связи со странами Тихоокеанского региона, а также обеспечиваются транспортно-экономические связи с прибрежными районами Дальнего Востока. К наиболее крупным здесь относятся морские порты на берегу Японского моря: Владивосток, Находка, расположенный около нее новый порт Восточный с крупными угольным и лесным терминалами, а также порт Ванино на линии железнодорожной морской паромной переправы Ванино-Холмск (о. Сахалин) [5].
Грузооборот портов Дальневосточного бассейна вырос на 15,3% в 2007 году по сравнению с аналогичным периодом 2006 года и составил 79,7 млн. тонн, в том числе переработка наливных грузов увеличилась в 1,6 раза до 26,2 млн. т.. Это связано, прежде всего, с вводом в эксплуатацию терминала EXXON NEFTEGAS LTD в Де-Кастри, на котором за отчетный период перегружено 11,3 млн. т сырой нефти, а также увеличением переработки нефтепродуктов на ООО «РН-Находканефтепродукт» на 32,9%.
Необходимость взаимосвязанного решения существующих проблем в условиях ограниченности финансовых ресурсов потребовала разработки многих проектов возрождения морского флота, в частности проекта федеральной целевой программы (ФЦП) «Мировой океан».
Служба морского флота приняла активное участие в разработке ФЦП "Мировой океан" и представила согласованные с Министерством науки РФ предложения в Министерство экономики РФ по разделу 8 «Транспортные коммуникации России в Мировом океане». Основной задачей этих мероприятий является привлечение дополнительных грузопотоков.
Специфика морского транспорта заключается в том, что основная масса перевозок осуществляется на международных направлениях. Однако в последние годы объемы перевозок снизились в результате снижения отечественного производства и в значительной степени по причине уменьшения тоннажа морских судов из-за старения флота и крайне неудовлетворительного пополнения новыми судами. Возрастная структура морского флота, контролируемого Россией, такова [10]:
Таким образом, можно отметить, что средний возраст судов под флагом Российской Федерации составляет более 25,2 года, а под иностранными флагами – 9,4 года. Доля судов возрастом свыше 15 лет в составе флота морских пароходств составляет более 75%, прочих судоходных компаний – 71%, а в составе флота под иностранными флагами таких судов всего 10%. Практически нет таких судов в ОАО «Совкомфлот».
Сравнительный
анализ возрастных характеристик мирового
и российского флота
Таблица 1. Средний возраст судов мирового и российского флота (по состоянию на 1 января 2008 г.) [9].
Назначения судов | Мировой флот | Флот, контролируемый Россией | |
под отечественным флагом | под иностранными флагами | ||
Танкеры | 17,7 | 22,2 | 5,5 |
Химовозы | 17,9 | 30,9 | 9,1 |
Газовозы | 16,0 | - | 16,4 |
Балкеры | 15,4 | 25,8 | 21,1 |
Комбинированные суда | 19,3 | 28,5 | - |
Контейнеровозы | 10,8 | 22,3 | 9,4 |
Суда универсального назначения | 24,1 | 25,6 | 23,0 |
Рефрижераторы | 20,5 | 23,3 | - |
Ролкеры | 19,5 | 24,6 | 24,7 |
Специализированные суда | 19,8 | 27,8 | 19,8 |
Пассажирские суда | 22,2 | 27,0 | 39,0 |
Паромы | 22,3 | 25,9 | - |
Транспортный флот | 19,1 | 25,2 | 9,4 |
Правительство РФ осознает сложность положения на таком важном для страны виде транспорта. В соответствии с Государственной программой возрождения торгового флота России проделана определенная работа по строительству транспортных судов, увеличению пропускных способностей морских и речных портов, поддержанию объектов, обеспечивающих безопасность мореплавания, ремонт и обслуживание судов с ядерными энергетическими установками. Флот российских судоходных компаний пополнился 70 морскими судами общим дедвейтом 1 1251 тыс.т. [11].
Рассмотрим подробнее характеристики морского транспорта России. Согласно общепринятой классификации, выделяют:
В таблице 2. представлена характеристика морского российского транспортного флота [11].
Таблица 2. Морской транспортный флот, контролируемый Россией, по состоянию на 1 февраля 2009 г.
Флот регистрации / компания | Наличие флота | ||
Количество
судов,
Ед. |
Дедвейт,
тыс. т |
Валовая
вместимость (GT) | |
1. Флот
под флагом России
в т.ч. зарегистрированный в РМРС |
1291
207 |
5 625,4
1 231,6 |
4 590,1 888,9 |
Флот морских пароходств | 131 | 1 742,3 | 1 307,3 |
Арктическое морское пароходство | 14 | 54,9 | 49,8 |
Дальневосточное морское пароходство | 31 | 401,3 | 337,7 |
Мурманское морское пароходство | 30 | 801,7 | 539,5 |
Новороссийское морское пароходство | 4 | 160,1 | 97,1 |
Сахалинское морское пароходство | 18 | 114,1 | 113,9 |
Северное морское пароходство | 34 | 210,3 | 169,4 |
Флот ОАО "Совкомфлот" | 2 | 142,5 | 99,2 |
Флот судоходных компаний, обладающих лицензией на перевозку грузов морем | 1158 | 3 740,6 | 3 183,6 |
Флот под иностранным флагом, контролируемый Россией | 190 | 11 131,4 | 6 734,0 |
Флот морских пароходств | 117 | 6 260,4 | 3 695,4 |
Флот ОАО "Совкомфлот" | 73 | 4 871,0 | 3 038,6 |
Всего национальный и контролируемый флот России | 1481 | 16 756,8 | 11 324,1 |
Информация о работе Характеристика морского транспорта России