Гражданско-правовой порядок выполнения перевозок грузов

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 08:38, контрольная работа

Описание работы

Любая отрасль Российского права регулирует определенные правоотношения. В частности, гражданскому праву свойственно регулирование гражданских правоотношений, т.е. имущественных и связанных с ними личных неимущественных прав. Всякое правоотношение возникает вследствие юридических фактов. В Гражданском Кодексе в ч.1 ст.8 содержится перечень юридических фактов – как оснований возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений.

Содержание

1. Введение 3
2. Гражданско-правовой порядок выполнения перевозок грузов 4
3. Документы, сопровождающие перевозку 7
4. Товарно-транспортная накладная – ее правовой статус 14
5. Юридические права и обязанности сторон, участвующих
в перевозочном процессе 22
6. Список литературы 30

Работа содержит 1 файл

Готова транспортное право.docx

— 603.66 Кб (Скачать)

 Для контроля движения выданных водителям путевых листов и их сдачи после первичной обработки в бухгалтерии ведется специальный журнал, форма которого установлена Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.97 № 78.   Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждены приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152.

 

3.  Договор между грузоотправителем (грузополучателем) и перевозчиком (экспедитором). Или копия договора, заверенная одной из сторон. Договор является основанием для транспортировки груза данным перевозчиком. Обязанность иметь при себе договор перевозки грузов законодательством не предусмотрена, но лишний раз подтверждает правомерность деятельности по перевозке грузов и может помочь избежать недоразумений при проверках документов сотрудниками ГИБДД. Более подробно о договоре перевозки см. справку «Договор перевозки». Вместо договора может быть  Доверенность на перевозку груза, выписанная на водителя грузоотправителем/грузополучателем с оригинальными печатями.   

 

4.  Товарная накладная оформляется по форме № ТОРГ-12.  Прилагается, в случае, если в товарном разделе ТТН не указан полный перечень перевозимого груза.

 

5.   Сертификаты соответствия и качества, паспорта. Прилагаются в зависимости от характера груза. Если фирма перевозит крупногабаритные, тяжеловесные и опасные грузы, ей нужно получить специальное разрешение. Порядок и условия выдачи такого разрешения определены в Инструкции, утвержденной Минтрансом России, МВД и Федеральной автомобильно-дорожной службой 27.05.96.     

Водитель при перевозке грузов автомобильным транспортном обязан при себе иметь следующие документы на машину:

 

1.  Водительское удостоверение (права) или временное разрешение на управление транспортным средством (ТС)

2.   Регистрационные документы (ПТС на машину и прицеп) и талон о прохождении ГТО на ТС.

3.  Копия трудового договора водителя, если водитель не владелец ТС.

4.  Страховой полис ОСАГО (обязательного страхования гражданской ответственности) владельца транспортного средства.

5.  Санитарный паспорт на ТС - при перевозке продуктов.

 

- Международная автоперевозка

К числу документов, сопровождающих груз, при международной перевозке  относятся:

1.  Разрешение на въезд автотранспортного средства в страну или на следование транзитом через территорию страны («Дозвол»). Разрешения на въезд бывают однократными (на один рейс туда и обратно), многократными (неограниченное число рейсов в пределах срока действия), транзитными, специальными (проезд из/в третьи страны, на провоз крупногабаритного, тяжеловесного, опасного груза и т.п.), многостороннее (на проезд любого транспортного средства владельца данного разрешения). Выдача «Дозволов» является рычагом регулирования рынка перевозчиков между странами участниками.

2.  CMR - Международная товарно-транспортная накладная. CMR содержит все необходимые сведения о грузоотправителе и грузополучателе, транспортном средстве, водителе, грузе, маршруте. В обязательном порядке должно быть указано конкретное место доставки товаров (адрес и наименование таможенного органа или его структурного подразделения), сведения о месте хранения товаров (название СВХ и его полный адрес, №лицензии, дата окончания ее действия).

Составляется в не менее, чем 3-х экземплярах, которые должны быть подписаны отправителем и перевозчиком:

- для грузоотправителя;

- 2ый и 3ий экземпляры сопровождают груз;

- 3ий экземпляр остается у перевозчика. 

 

3.  ТIR САRNЕТ - международный таможенный документ, дающий право перевозить грузы через границы государств в опломбированных таможней кузовах автомобилей или контейнерах с упрощением процедуры таможенного оформления.

Документ используется при автомобильных и железнодорожных  перевозках грузов (осуществляемые в  автофургонах, трейлерах, полутрейлерах и контейнерах) между государствами, признавшими «Таможенную конвенцию о международной перевозке грузов с применением книжки международной дорожной перевозки (МДП)» 1959 г. и 1975 г. Все автомобильные транспортные средства должны иметь соответствующие разрешения (книжки МДП), которые выдаются перевозчикам Международным союзом автомобильного транспорта через национальные гарантийные объединения.

Использование книжек МДП  позволяет избежать досмотра грузов на промежуточных таможнях и открытия банковского депозита в качестве гарантии уплаты таможенных платежей. При этом стоимость груза может  быть любой, но сумма таможенных платежей и налогов не должна превышать 60000 EUR, определенные гарантийными обязательствами ТИР Карнет.

На одну перевозку выдается одна книжка, по окончании перевозки  она возвращается в организацию, которая выдала ее. В процессе перевозки, как правило, таможенные органы контролируют только пломбы и внешнее состояние  транспортного средства, что существенно  ускоряет процесс прохождения границ, но любой таможенный орган вправе досмотреть груз.

 

4.  Страховой сертификат или «зеленая карта» - страховой полис на бланке зеленого цвета, который подтверждает наличие обязательного страхования автогражданской ответственности. Оформляется на срок от 15 дней до 1-го года.

 

5.  Свидетельство о допущении транспортного средства к международной перевозке грузов под таможенными печатями и пломбами (если перевозка осуществляется в соответствии с требованиями Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП – CARNET TIR.

 

6.  ЕХ-1 - экспортная декларация для грузов, отправляемых из стран Европейского таможенного союза.

Декларация ЕХ-1 оформляется  поставщиком/агентом поставщика или  перевозчика/экспедитора, который имеют  на это соответствующую лицензию. С погашением европейской декларации на таможне отправления из стран  ЕЭС (при отправке груза с транзитного  склада) поставщику подтверждается факт вывоза товара с территории ЕЭС, что  позволяет ему избежать уплаты европейского НДС (VAT). Отсутствие декларации либо неправильное её оформление, делает экспорт груза  из стран ЕЭС невозможным.

 

7.  Т-1 - транзитная декларация, оформляемая на грузы, прибывшие на территорию Европейского таможенного союза из-за его пределов и следующие за его пределы. Т-1 составляется на границе, либо на таможенном складе страны Европейского таможенного союза на основании инвойса и упаковочного листа.

 

8.  Упаковочный лист (пакинг-лист) - документ, дающий представление о месте размещения отдельного продукта или товара в грузе. Упаковочный лист позволяет, без вскрытия мест, быстро найти интересующий товар в грузе. Как правило, в упаковочном листе перечисляются вес каждого артикула, отгруженного по инвойсу, указано грузовое место, в котором они размещаются, общий вес и габариты каждого грузового места, тип упаковки.

 

 

  1. Товарно-транспортная   накладная   - ее   правовой статус

 

С 25 июля начали действовать новые Правила перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15.04.11 N 272 (далее - новые Правила перевозок грузов)*. О необходимости этого документа было заявлено более трех лет назад в пункте 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Закон N 259-ФЗ). Напомним, что ранее организации руководствовались Общими правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденными 30.07.71 Минавтотрансом РСФСР (далее - правила Минавтотранса) в части, не противоречащей главе 40 "Перевозка" ГК РФ и главе 2 "Перевозки грузов" Закона N 259-ФЗ. Причем об отмене прежних правил в постановлении Правительства РФ от 15.04.11 N 272 ничего не сказано.

В приложении N 4 к новым Правилам перевозок грузов приведена форма транспортной накладной. В то же время не отменяется и используемая ранее товарно-транспортная накладная по форме N 1-Т (далее - ТТН), утвержденная постановлением Госкомстата России от 28.11.97 N 78. Возникает вопрос: нужно оформлять оба этих документа или достаточно только новой накладной? К сожалению, официальные разъяснения по этому поводу в настоящий момент отсутствуют. Разберемся, в каких случаях должна использоваться транспортная накладная и надо ли продолжать оформлять ТТН исходя из нормативных документов.

 

    1. Чем транспортная накладная отличается от ТТН?

 

Отличия этих двух форм приведены в таблице. Ключевым из них является то, что транспортная накладная не содержит товарного раздела. Она не может служить основанием для оприходования товаров покупателем и списания товаров поставщиком.

 В пункте 3 накладной содержатся данные о перевозимом грузе, но по этим характеристикам нельзя идентифицировать его отдельные позиции как подлежащие учету ТМЦ. В накладной не предусмотрено отражения договорной цены единицы товара и даже общей стоимости всех перевозимых ценностей. В пункте 5 данной формы есть лишь указание на объявленную стоимость (ценность) груза, которая не должна превышать действительную (п.12 раздела II новых Правил перевозок грузов). Получается, указанные суммы могут не совпадать.

 

Таким образом, если после вступления в силу новых Правил перевозок грузов организация-покупатель по приобретенным ТМЦ будет иметь только транспортную накладную, она не сможет оприходовать ТМЦ без получения от поставщика товарной накладной по форме N ТОРГ-12 (утв. постановлением Госкомстата России от 25.12.98 N 132). А ведь прежде, по мнению Минфина России, это можно было сделать и при наличии только ТТН.

 

Напомним, если покупатель не оплачивает транспортировку товаров, финансовое ведомство разрешает производить оприходование приобретенных товаров на основании ТТН либо накладной по форме N ТОРГ-12 (письмо от 31.01.11 N 03-03-06/1/42). Ведомство исходило из того, что та и другая форма содержит аналогичные сведения о товаре, включая наименование, цену за единицу, количество, и является основанием для оприходования.

 

3.2.Почему не отменяется использование ТТН

 

Как уже было отмечено, ТТН в связи с введением транспортной накладной не отменяется, хотя это было бы логично. Тогда в стандартной ситуации оформлялись бы только транспортная и товарная накладная. Эти формы имеют разные назначения, не дублируют друг друга по содержанию, не являются взаимозаменяемыми. Однако отмены ТТН не произошло.

 

 

 

Таблица. Основные различия транспортной накладной и  ТТН

 

 
   

Сравнива-емые элементы

ТТН

Транспортная накладная 

Структура документа 

Содержит два  раздела - товарный и транспортный, включающие таблицы 

Состоит из 17 пунктов 

Сколько экземпляров  нужно составлять

Четыре: - один - для  грузоотправителя; - два - для перевозчика; - один - для грузополучателя 

Три: по одному для  грузоотправителя, перевозчика и  грузополучателя 

Для чего предназначен документ

Для учета движения ТМЦ между грузоотправителем  и грузополучателем и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом. Является основным перевозочным документом и основанием для списания ТМЦ  грузоотправителем и оприходование  его грузополучателем

Подтверждает заключение договора перевозки груза (если иное не предусмотрено договором), но не служит основанием для оприходования  товаров покупателем и списания товаров поставщиком 


 

Получается, что до выхода официальных разъяснений в общем случае при поставках товаров должны оформляться три вида накладных - товарная по форме N ТОРГ-12, новая транспортная и ТТН. Кстати, для организаций, занятых в производстве и обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, уже есть соответствующие разъяснения Росалкогольрегулирования (см. врезку на с. 58). Из них следует, что названные организации должны иметь оба вида накладных: и транспортную, и ТТН.

 

Кстати, Росалкогольрегулирование обязывает составлять и ТТН, и новую транспортную накладную Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка в разъяснении от 8 июля 2011 года напомнила, что оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, в том числе товарно-транспортной накладной и справки, прилагаемой к ней. Об этом сказано в статье 10.2 Федерального закона от 22.11.95 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".

 Кроме того, Федеральная служба пояснила, что постановление Правительства РФ от 15.04.11 N 272 не отменяет постановление Госкомстата России от 28.11.97 N 78, которым утверждена ТТН. Таким образом, новая транспортная накладная не является документом, удостоверяющим легальность производства и оборота

 

    1. В каких ситуациях нужно составлять ТТН или транспортную накладную после 25 июля

 

ТТН не отменена, поэтому заказчику транспортных услуг по-прежнему нужно заботиться о предоставлении ему этого документа, а также требовать у исполнителя услуг экземпляр транспортной накладной.

 Итак, транспортная накладная с 25 июля 2011 года должна оформляться, если доставка ТМЦ осуществляется на основании договора перевозки груза (п.6 раздела II новых Правил перевозок грузов). Она подтверждает заключение такого договора и факт оказания транспортных услуг заказчику (п.2 ст.785 ГК РФ, п.1 ст.8 Закона N 259-ФЗ, п.6 раздела II новых Правил перевозок грузов). В соответствии с пунктом 6 раздела II новых Правил перевозок грузов этот документ составляется грузоотправителем, если иное не предусмотрено договором.

 

 

    1. Транспортная накладная пригодится и для подтверждения реальности сделки по покупке ТМЦ 

 

Налоговые органы нередко заявляют, что отсутствие товаросопроводительных документов (к которым относится и ТТН, и транспортная накладная) подтверждает, что на самом деле движения товаров не было. Значит, сделка по покупке этих ТМЦ фиктивна, а расходы на их приобретение необоснованны. Ведь если организация-покупатель является грузополучателем, то при доставке груза перевозчик должен оставить ей оригинал транспортного документа (второй экземпляр ТТН, а с 25 июля - еще и оригинал транспортной накладной). Причем вне зависимости от того, кто является заказчиком транспортных услуг: поставщик или покупатель. Судебная практика по этому вопросу сложилась только в отношении ТТН, но, скорее всего, аналогичные претензии инспекторы будут предъявлять и по транспортной накладной.

Информация о работе Гражданско-правовой порядок выполнения перевозок грузов