Единая транспортная система России

Автор: t************@gmail.com, 25 Ноября 2011 в 16:35, реферат

Описание работы

Транспорт представляет собой отрасль производства, обеспечивающую жизненно необходимую потребность общества в перевозке грузов и пассажиров, является комплексом стратегического значения, который в значительной степени определяет мощь государства. В России, учитывая большую протяженность ее территорий, транспорт играет особенно важную роль, он объединяет в единый комплекс буквально все отрасли экономики. Именно транспорт обеспечивает не только нормальную жизнедеятельность государства, но и его национальную безопасность и целостность.

Работа содержит 1 файл

Глава 1.docx

— 98.34 Кб (Скачать)

     По  итогам первого полугодия 2010 года грузооборот  воздушного транспорта составил 11.6 млн. тонно-км. Пассажирооборот воздушного транспорта на международных линиях составил 80,8 млрд пасс-км (рост на 38%), а на внутренних – 55,4 млрд пасс-км (+22,6%).

     География воздушных перевозок пассажиров определяется прежде всего характером заселения и освоения отдельных частей страны, территориальной организацией систем городского расселения, размещением крупных курортных зон, масштабами и направлениями международных поездок. Уровень развития воздушного транспорта является показателем степени научно-технического потенциала страны. В последние годы замедлились темпы развития воздушного транспорта. Спрос в транспортной работе превышал предложение.

     Темпы развития гражданской авиации в  России в настоящее время в 2 - 3 раза превышают международные показатели. Динамично развивается не только рынок международных перевозок, но и рынок внутренних перевозок (прирост - 17 процентов). Это связано  с увеличением реальных доходов  населения, повышением конкурентоспособности  воздушного транспорта по сравнению  с железнодорожным на рынке дальних  пассажирских перевозок, а также  развитием процессов консолидации и интеграции авиаперевозчиков.

Однако, снову парка гражданской авиации страны по-прежнему составляют самолеты Ил-62, Ту-154, Ту-134, Як-40, разработанные в 60-70-х годах и устаревшие морально и физически (26% воздушных судов находятся в эксплуатации от 15 до 30 лет). В настоящее время техническая укомплектованность наземной базы составляет 60%, а по аэровокзальным комплексам - не более 50%. Износ основных фондов оценивается в 70%. Поэтому остро стоит вопрос технического перевооружения воздушного транспорта, перехода на новые типы отечественных самолетов, имеющие лучшие летные и эксплуатационные характеристики. В то же время за годы экономических реформ количество действующих российских аэропортов и аэродромов гражданской авиации сократилось в 2,5 раза (преимущественно за счет объектов регионального уровня). Во многом в результате этого сложилась конфигурация сети пассажирских авиалиний, в рамках которой наибольший объем пассажирских перевозок (до 80 процентов) приходится на авиасвязи г. Москвы.

     Многие  субъекты Российской Федерации практически  полностью лишились как сети местных  авиалиний, так и аэродромов местных  воздушных линий. Сокращение местных  перевозок, закрытие авиалиний, развал авиатранспортной инфраструктуры и  другие отрицательные тенденции  способны принять необратимый характер, что приведет к полному развалу  системы местных аэропортов, эксплуатирующих  самолеты региональной авиации, и созданию кризисной ситуации во многих регионах, не обеспеченных альтернативными видами транспорта.

     Имеется резкое отставание инфраструктуры и  оборудования аэропортов от уровня развития международной гражданской авиации, отставание во внедрении рекомендованных  Международной организацией гражданской  авиации современных средств  и технологий в сфере организации  воздушного движения, систем автоматической посадки и других радиотехнических систем

     Трубопроводный  транспорт – транспорт выполняющий транспортировку жидких (в основном нефти и нефтепродуктов)  и газообразных грузов на любые расстояния, реже – твердых грузов. Активно развивался последние 50 лет в связи с изменением топливно-энергетического баланса: доля угля, древесины и торфа снизились с 80 до 20%, доля нефти и газа, наоборот, увеличились до 78%. Трубопроводный транспорт отличается от остальных видов транспорта тем, что он не соответствует полностью понятию «транспорт», так как подвижной состав и специально приспособленные под него пути сообщения в этом виде транспорта совмещены в одно понятие «трубопровод». Ввиду того, что основные месторождения нефти и газа находятся в районах Севера и Сибири, роль трубопроводного транспорта для доставки этих грузов неоценима: по трубопроводам транспортируется около 95%  сырой нефти, весь природный аз и более 2/3 добываемого топлива.

Особенности и преимущества трубопроводного транспорта заключаются в следующем:

  1. Трубопровод может быть проложен на любых участках.
  2. Объем перекачки неограничен
  3. Полная сохранность качества и количества благодаря герметизации труб и станций
  4. Отсутствие отрицательного воздействия на окружающую среду
  5. Самая низкая себестоимость и самая высокая производительность труда
  6. Незначительная зависимость от климатических условий
  7. Основные показатели.
  1995 2000 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Протяженность магистрального

трубопровода

64 63 65 65 65 65 65 65
Перевезено  грузов млн.т: 783  
829
 
853
899 1024 1048 1070 1062
Грузооборот млрд. т·км: 1899 1916 1962 2100 2273 2413 2474 2499
 

     Трубопроводный  транспорт характеризуется самыми высокими темпами развития..

     Доля  трубопроводного транспорта в общем  объеме перевозок постоянно растет. Однако грузооборот в 2008 и 2009 году имел тенденцию к снижению(-4% и -12,4% соответственно от максимального грузооборота в 2007 году), это связано со снижением цен на нефть и мировым финансовым кризисом.

     Протяженность трубопровода составляет 19,1 тыс. км, в том числе на местности Украины - 1500 км, Белоруссии - 1300 км, Казахстана - 300 км. Анализ технического состояния главных производственных мощностей показал, что при нормативном сроке службы, составляющем, к примеру, для насосного оборудования девять лет, а для электросилового - восемнадцать, фактические сроки эксплуатации оборудования неких НПС достигают 25—30 лет. Далеко от идеала и состояние резервуарного парка: срок службы 60% объектов превосходит нормативный.

     За  последние годы резко возросла роль трубопроводного транспорта в российской экономике. Это связано с рядом факторов - увеличение налоговых поступлений в бюджеты разных уровней вследствие роста размеров транспорта нефти, создание новейших рабочих мест, развитие экономики регионов, что свидетельствует о наличии перспектив его развития.

     Автомобильный транспорт - один из важнейших видов транспорта единой транспортной системы страны, являющийся совокупностью наиболее мобильных и универсальных транспортных средств и сети автомобильных дорог. Осуществляет перевозку грузов и пассажиров по безрельсовым путям с использованием колесного движителя. Обеспечивает относительно дешевые и быстрые перевозки грузов и пассажиров. Развивается ускоренными темпами , особенно в рыночных условиях, как наиболее массовый вид транспорта для перевозки пассажиров и грузов любой стоимости, в том числе и дорогостоящих, на короткие и средние расстояния, а также обеспечения розничтной торговли , малого бизнеса, системы производственной логистики.

Особенности и преимущества автомобильного транспорта заключаются в следующем:

  1. Маневренность  большая подвижность, мобильность.
  2. Доставка «от двери к двери»
  3. Автономность движения транспортного средства
  4. Высокая скорость доставки
  5. Широкая сфера применения по территориальному признаку, видам груза и системам сообщения
  6. Более короткий путь следования по сравнению с естественными путями водного транспорта
  7. Основные показатели.
Эксплуатационная  длина путей сообщения  
общего пользования, тыс. км:
1995 2000 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Автомобильных дорог с тв. покрытием 750 752 736 724 754 771 754 776
Перевезено  грузов млн.т: 6786 5878 6125 6348 6568 6685 6753 6861
Грузооборот млрд. т·км: 156 153 160 167 173 182 194 199
Перевезено  пассажиров, млн. человек: 22817 22892 22254 21646 20512 20392 15636 13914
Пассажирооборот транспорта, млрд. пасс-км. 188,2 171,9 169,1 167,3 161,5 161,7 133,5 126,4
 

     Этот  вид  транспорта занимает третье место  по перевозке грузов. Автомобильный  транспорт имеет свои специфические  особенности, преимущества и недостатки.

     Главная особенность заключается в том, что перевозка автомобильным  транспортом эффективна на небольшие  расстояния.

     Автомобильный транспорт гарантирует  высокую степень сохранности. Это может быть перевозка срочных  и ценных грузов. В зависимости от транспортабельного состояния груза подбирается его упаковка. Она предохраняет от порчи и повреждений при перевозке, погрузке, выгрузке, хранении.

     Преимуществом автомобильного транспорта является высокая  маневренность и подвижность, высокая  скорость доставки груза и возможность  корректировки маршрута в процессе перевозки.   Доставка «от двери  до двери», то есть транспортировка  без перегрузочных работ от пункта производства до пункта потребления, позволяет  сократить затраты на погрузо-разгрузочные работы и тем самым снизить  себестоимость перевозки.

     Рассмотрим  основные показатели единой транспортной системы. 
 
 
 
 
 

 

Перевозки грузов по видам транспорта

Рис 1.3. Динамика перевозок грузов по видам  транспорта (млн. тонн)

Грузооборот по видам транспорта

Рис 1.4. Динамика грузооборота по видам транспорта (млрд. тонно-км)

Пассажирооборот по видам транспорта

1.5. Динамика  пассажирооборота по видам транспорта (млрд. пассажиро-км) 

 

     Подводя итоги состояние ЕТС можно  сделать следующие выводы. Важнейшей проблемой является техническое и технологическое отставание транспортной системы России по сравнению с развитыми странами. Она не готова к повсеместному применению современных технологий. Растущий спрос на грузовые перевозки сдерживается неразвитостью транспортно-логистической системы страны. На низком уровне остается транспортно-экспедиционное обслуживание населения и экономики. В стране отсутствует высокоскоростное железнодорожное сообщение.

     Остается  на низком уровне инновационная составляющая в развитии парков подвижного состава  и технических средств транспорта, особенно при осуществлении внутренних перевозок. Существенно отставание и по экологическим параметрам работы транспорта.

     Не  получает должного развития городской  общественный транспорт, в том числе  его современные скоростные виды, которые могли бы существенно  снизить остроту проблемы транспортного  развития мегаполисов.  

     Почти во всех отраслях транспортного комплекса  сохраняются тенденции старения основных фондов и их неэффективного использования. Износ основных производственных фондов по отдельным группам основных средств достиг 55 - 70 процентов и  продолжает нарастать. На текущий момент износ основных производственных фондов крупных и средних коммерческих организаций составил: на железнодорожном транспорте - 58,6 процента, на морском - 51,2 процента, на внутреннем водном - 69,7 процента, на автомобильном (без дорожного хозяйства) - 49,6 процента, на воздушном - 50,3 процента.

Информация о работе Единая транспортная система России