Единая транспортная система России

Автор: t************@gmail.com, 25 Ноября 2011 в 16:35, реферат

Описание работы

Транспорт представляет собой отрасль производства, обеспечивающую жизненно необходимую потребность общества в перевозке грузов и пассажиров, является комплексом стратегического значения, который в значительной степени определяет мощь государства. В России, учитывая большую протяженность ее территорий, транспорт играет особенно важную роль, он объединяет в единый комплекс буквально все отрасли экономики. Именно транспорт обеспечивает не только нормальную жизнедеятельность государства, но и его национальную безопасность и целостность.

Работа содержит 1 файл

Глава 1.docx

— 98.34 Кб (Скачать)

     За  последнее десятилетие изменилась структура грузооборота. Вследствие усиления сырьевой ориентации экономики  России выросла доля сырьевых товаров как во внутренних, так и в международных перевозках. Работа железнодорожного транспорта России, начиная с 1990 г., проходила в условиях спада объёма перевозок и общеэкономического кризиса. Объём перевозок в нижней точке спада – в 1998 г. - составлял 39,0 % от уровня 1990 г., грузооборот в 1998 г. составлял 40,4 % от показателя 1990 г.

     Начиная с 1999 г., в динамике объёма перевозок  и грузооборота наблюдается тенденция  роста . Так, грузооборот в 2003 г. составил к низшей точке спада (1998 г.) 163,3 %, а объём перевозок – 139,1 %. Относительно более быстрые темпы увеличения грузооборота сравнительно с темпами увеличения объёма перевозок обусловлено ростом средней дальности перевозок вследствие усиления экспортной ориентации отечественной экономики. Начиная с 1999 г., увеличение объёмов перевозок стало возможным, в первую очередь, благодаря последствиям финансового кризиса августа 1998 года. Начиная с 2000 года объем перевозок и грузооборот начинает увеличиваться. На рост объема грузоперевозок оказали влияние оживление деятельности реального сектора экономики, увеличение объема производства в основных грузообразующих отраслях, развитие рынков товаров и услуг, благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура по основным товарным позициям отечественного экспорта.

 

Основные  показатели железнодорожного транспорта.

 

     Внутренний  водный, или речной, транспорт – это вид транспорта, осуществляющий перевозки пассажиров и грузов в основном по внутренним водным путям, как естественным (реки, озёра), так и искусственным (каналы, водохранилища, шлюзованные участки рек). Являясь одним из старейших, в современных условиях уступил свое лидирующее положение другим видам транспорта. Он в основном используется для массовых перевозок недорогих грузов (доля гравия, песка, нерудных строительных материалов составляет более 85%; нефти и каменного угля – 11%). Особая роль отводится в отдаленных регионах страны, в которых нет других видов транспорта. Он используется как круизный, а также для перевозок пассажиров на средние и дальние расстояния. В этих регионах объем речного транспорта в общем грузообороте составляет 60-90%.

     Анализ  перевозок речным транспортом показывает, что их удельный вес в общем объеме грузоперевозок снижается с каждым десятилетием с 1913-ого года, к 1991 он составляет 4,5 процента от общего объема. После 1990г. ситуация на водном транспорте стала резко ухудшаться. Произошло обвальное падение речных перевозок, которые упали до 100 млн. тонн и менее 18 млн. пассажиров. Речной транспорт оказался неконкурентоспособным, что привело к его массовому выводу из эксплуатации. Количество судов, находящихся на учете в Российском речном регистре, уменьшилось более чем в два раза, а остающиеся на сегодняшний день суда имеют средний возраст около 30 лет.

     Особенности и преимущества речного транспорта заключаются в следующем:

  1. Высокая провозная способность глубоководных путей (на реке Волге в  2 раза выше чем по ж/д)
  2. Сравнительно низкая себестоимость (на 30% ниже чем ж/д)
  3. Удельный расход топлива в 4 раза меньше, чем на а/т.
  4. Высокая производительность
  5. Меньшие капиталовложения, чем на ж/д. транспорте (в 10 раз)

Основные  показатели.

Эксплуатационная  длина путей сообщения  
общего пользования, тыс. км:
1995 2000 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Внутренние водные судоходные пути 84 85 102 102 102 102 102 102
Перевезено  грузов млн.т: 145 117 129 119 135 134 139 153
Грузооборот млрд. т·км: 71 83 84 81 92 87 87 86
Перевезено  пассажиров транспортом общего пользования, млн. человек: 27 28 30 29 24 25 21 20
Пассажирооборот транспорта общего пользования, млрд. пассажиро-километров: 1,1 1,0 1,0 1,0 0,9 1,0 0,9 0,9
 

     К 2007г. произошло некоторое оживление  речных перевозок, которые достигли 153.4 млн. тонн.  Но в общем объеме перевозки грузов (12068.8 млн. тонн) их удельная составляющая оказалась еще  меньше -  1.27 процента. Пассажиров в  этом году речным транспортом было перевезено 21.5 млн. человек или 0.085 процента от общего объема перевозки пассажиров (25023.2 млн. человек).

     К 2009г. ситуация на речном транспорте снова  ухудшилась. Общий объем перевозок  упал ниже 100 млн. тонн, что составляет уже менее 1 процента от общего объема перевозки грузов. При этом флот практически не строится (за исключением  незначительного количества судов  река-море), быстро стареет, а его  конкурентоспособность все более  и более падает.

     Сложившееся положение в речной отрасли наглядно подтверждает, что речной транспорт  уже практически вышел из транспортной системы России и значимого влияния  на экономику страны не оказывает. Более  того, он продолжает сдавать свои позиции  и если в ближайшее время не будут приняты кардинальные меры, фактически прекратит свое существование, что будет большим упущением для страны, имеющей самую протяженную, самую разветвленную и весьма совершенную сеть внутренних водных путей.

      Морской транспорт – это вид транспорта, осуществляющий перевозку грузов и пассажиров морскими судами на международных и внутренних линиях. Он используется, в основном, как межконтинентальный в международном сообщении (среднее расстояние перевозки 4000км) и в районах одного или нескольких морей. Специфика внешней торговли России и перевозок морским транспортом предопределила преобладание в составе грузов массовых и объемных, прежде всего нефтяных. Значительна также доля руды, строительных материалов, каменного угля, лесных и хлебных грузов. Особая роль морского транспорта для нашей страны состоит в возможности обслуживания территорий, прилегающих к Северному морскому пути. Он имеет важное значение в транспортной системе России: он стоит на третьем месте по грузообороту после железнодорожного и трубопроводного транспорта

Особенности и преимущества морского транспорта заключаются  в следующем

  1. Низкая себестоимость перевозок на дальние расстояния;
  2. Морские суда, особенно танкеры, отличаются самой большой единичной грузоподъемностью,
  3. Небольшие первоначальные вложения в транспортные пути
  4. Морские пути - обладают практически неограниченной пропускной способностью;
  5. удельная энергоемкость перевозок невелика.

     В то же время зависимость морского транспорта от природных условий (особенно в условиях замерзания морской акватории), необходимость создания на морских  побережьях сложного и дорогостоящего портового хозяйства, удаленность  от морских побережий основных экономических  районов и центров страны, относительно слабые экономические и внешнеторговые связи со странами, расположенными за пределами Европы, ограничивают сферу его применения в России.

Основные  показатели.

Показатели 1995 2000 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Перевезено  грузов млн.т: 71 35 34 37 29 26 25 28
Грузооборот млрд. т·км: 326 122 113 112 85 66 60 62
Перевезено  пассажиров транспортом общего пользования, млн. человек: 3,4 1,1 0,8 0,7 1,2 1,1 1,3 1,4
Пассажирооборот транспорта общего пользования, млрд. пассажиро-километров: 0,3 0,1 0,08 0,07 0,07 0,07 0,09 0,06
 

     По  тоннажу российский торговый флот занимает седьмое место в мире (16, 5 млн. т. дедвейта), но большая часть судов  настолько физически изношена, что  не позволяет многим из них заходить в иностранные порты. Из 5, 6 тыс. судов 46% относятся к рыболовным и рыботранспортным, 1, 1 тыс. судов предназначена для перевозки генеральных грузов, 245 судов - нефтетанкеры. Флоту не хватает судов современных типов, таких как лихтеровозы, контейнеровозы, суда комбинированного типа, морские паромы. Из-за недостаточных глубин 60% российских портов не в состоянии принимать крупнотоннажные суда. Производственные же мощности портов позволяют обеспечивать только 54% потребности переработки грузов, остальные экспортно-импортные грузы перерабатываются в Прибалтике, Украине, Грузии, Азербайджане. Очень нерациональна структура транспортного флота. Проблемы морского транспорта России требуют незамедлительного решения, так как оказывают большое влияние на экономическое положение в стране.

     Воздушный транспорт - авиационный транспорт, производящий перевозку грузов по воздуху. Характерны высокие скорости, способность преодолевать большие расстояния. Ис­пользуется в первую очередь для доставки срочных грузов и в труднодоступных районах и как пассажирский на средние  и дальние расстояния, для перевозки грузов его применяют ограничено. Отличается от остальных видов транспорта возможностью осуществлять специфические виды деятельности. На долю воздушного транспорта приходится около 40% от общего объема пассажирских перевозок в междугороднем сообщении. Считается, что на расстояниях свыше 1000 км в пассажирских перевозках начинает преобладать воздушный транспорт. Поэтому не случайно среднее расстояние перевозки одного пассажира воздушным транспортом на внутренних линиях достигает почти 2 тыс. км, что в 3 раза превышает аналогичный показатель для железнодорожного транспорта (перевозки пассажиров в дальнем сообщении).

Особенности и преимущества воздушного транспорта заключаются в следующем:

  1. Высокая скорость доставки
  2. Маневренность и оперативность, особенно при организации новых маршрутов
  3. Возможность быстрой передислокации подвижного состава при изменении пассажиропотоков
  4. Большая беспорядочность перелетов (около 10000 км)
  5. Кратчайший путь следования
  6. Экономия времени благодаря ускорению доставки
  7. Неограниченные провозные возможности (ограничены лишь мощностью аэродрома)
  8. Относительно небольшие кап. вложения на 1 км воздушного пути
 
 
 
 

    Основные  показатели.

Показатели 1995 2000 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Перевезено  грузов млн.т: 0,6 0,8 0,9 0,9 0,9 0,8 0,9 1,0
Грузооборот млрд. т·км: 1,6 2,5 2,6 2,7 2,7 3,0 2,8 2,9
Перевезено  пассажиров транспортом общего пользования, млн. человек: 33 23 26 28 31 35 37 40
Пассажирооборот транспорта общего пользования, млрд. пассажиро-километров: 71,7 54,0 60,6 64,7 71,1 83,0 85,8 93,9

Информация о работе Единая транспортная система России