Автор: t************@gmail.com, 25 Ноября 2011 в 16:35, реферат
Транспорт представляет собой отрасль производства, обеспечивающую жизненно необходимую потребность общества в перевозке грузов и пассажиров, является комплексом стратегического значения, который в значительной степени определяет мощь государства. В России, учитывая большую протяженность ее территорий, транспорт играет особенно важную роль, он объединяет в единый комплекс буквально все отрасли экономики. Именно транспорт обеспечивает не только нормальную жизнедеятельность государства, но и его национальную безопасность и целостность.
За
последнее десятилетие
Начиная с 1999 г., в динамике объёма перевозок и грузооборота наблюдается тенденция роста . Так, грузооборот в 2003 г. составил к низшей точке спада (1998 г.) 163,3 %, а объём перевозок – 139,1 %. Относительно более быстрые темпы увеличения грузооборота сравнительно с темпами увеличения объёма перевозок обусловлено ростом средней дальности перевозок вследствие усиления экспортной ориентации отечественной экономики. Начиная с 1999 г., увеличение объёмов перевозок стало возможным, в первую очередь, благодаря последствиям финансового кризиса августа 1998 года. Начиная с 2000 года объем перевозок и грузооборот начинает увеличиваться. На рост объема грузоперевозок оказали влияние оживление деятельности реального сектора экономики, увеличение объема производства в основных грузообразующих отраслях, развитие рынков товаров и услуг, благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура по основным товарным позициям отечественного экспорта.
Основные показатели железнодорожного транспорта.
Внутренний водный, или речной, транспорт – это вид транспорта, осуществляющий перевозки пассажиров и грузов в основном по внутренним водным путям, как естественным (реки, озёра), так и искусственным (каналы, водохранилища, шлюзованные участки рек). Являясь одним из старейших, в современных условиях уступил свое лидирующее положение другим видам транспорта. Он в основном используется для массовых перевозок недорогих грузов (доля гравия, песка, нерудных строительных материалов составляет более 85%; нефти и каменного угля – 11%). Особая роль отводится в отдаленных регионах страны, в которых нет других видов транспорта. Он используется как круизный, а также для перевозок пассажиров на средние и дальние расстояния. В этих регионах объем речного транспорта в общем грузообороте составляет 60-90%.
Анализ перевозок речным транспортом показывает, что их удельный вес в общем объеме грузоперевозок снижается с каждым десятилетием с 1913-ого года, к 1991 он составляет 4,5 процента от общего объема. После 1990г. ситуация на водном транспорте стала резко ухудшаться. Произошло обвальное падение речных перевозок, которые упали до 100 млн. тонн и менее 18 млн. пассажиров. Речной транспорт оказался неконкурентоспособным, что привело к его массовому выводу из эксплуатации. Количество судов, находящихся на учете в Российском речном регистре, уменьшилось более чем в два раза, а остающиеся на сегодняшний день суда имеют средний возраст около 30 лет.
Особенности и преимущества речного транспорта заключаются в следующем:
Основные показатели.
Эксплуатационная
длина путей сообщения общего пользования, тыс. км: |
1995 | 2000 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
Внутренние водные судоходные пути | 84 | 85 | 102 | 102 | 102 | 102 | 102 | 102 |
Перевезено грузов млн.т: | 145 | 117 | 129 | 119 | 135 | 134 | 139 | 153 |
Грузооборот млрд. т·км: | 71 | 83 | 84 | 81 | 92 | 87 | 87 | 86 |
Перевезено пассажиров транспортом общего пользования, млн. человек: | 27 | 28 | 30 | 29 | 24 | 25 | 21 | 20 |
Пассажирооборот транспорта общего пользования, млрд. пассажиро-километров: | 1,1 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 0,9 | 1,0 | 0,9 | 0,9 |
К 2007г. произошло некоторое оживление речных перевозок, которые достигли 153.4 млн. тонн. Но в общем объеме перевозки грузов (12068.8 млн. тонн) их удельная составляющая оказалась еще меньше - 1.27 процента. Пассажиров в этом году речным транспортом было перевезено 21.5 млн. человек или 0.085 процента от общего объема перевозки пассажиров (25023.2 млн. человек).
К
2009г. ситуация на речном транспорте снова
ухудшилась. Общий объем перевозок
упал ниже 100 млн. тонн, что составляет
уже менее 1 процента от общего объема
перевозки грузов. При этом флот
практически не строится (за исключением
незначительного количества судов
река-море), быстро стареет, а его
конкурентоспособность все
Сложившееся положение в речной отрасли наглядно подтверждает, что речной транспорт уже практически вышел из транспортной системы России и значимого влияния на экономику страны не оказывает. Более того, он продолжает сдавать свои позиции и если в ближайшее время не будут приняты кардинальные меры, фактически прекратит свое существование, что будет большим упущением для страны, имеющей самую протяженную, самую разветвленную и весьма совершенную сеть внутренних водных путей.
Морской транспорт – это вид транспорта, осуществляющий перевозку грузов и пассажиров морскими судами на международных и внутренних линиях. Он используется, в основном, как межконтинентальный в международном сообщении (среднее расстояние перевозки 4000км) и в районах одного или нескольких морей. Специфика внешней торговли России и перевозок морским транспортом предопределила преобладание в составе грузов массовых и объемных, прежде всего нефтяных. Значительна также доля руды, строительных материалов, каменного угля, лесных и хлебных грузов. Особая роль морского транспорта для нашей страны состоит в возможности обслуживания территорий, прилегающих к Северному морскому пути. Он имеет важное значение в транспортной системе России: он стоит на третьем месте по грузообороту после железнодорожного и трубопроводного транспорта
Особенности и преимущества морского транспорта заключаются в следующем
В то же время зависимость морского транспорта от природных условий (особенно в условиях замерзания морской акватории), необходимость создания на морских побережьях сложного и дорогостоящего портового хозяйства, удаленность от морских побережий основных экономических районов и центров страны, относительно слабые экономические и внешнеторговые связи со странами, расположенными за пределами Европы, ограничивают сферу его применения в России.
Основные показатели.
Показатели | 1995 | 2000 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
Перевезено грузов млн.т: | 71 | 35 | 34 | 37 | 29 | 26 | 25 | 28 |
Грузооборот млрд. т·км: | 326 | 122 | 113 | 112 | 85 | 66 | 60 | 62 |
Перевезено пассажиров транспортом общего пользования, млн. человек: | 3,4 | 1,1 | 0,8 | 0,7 | 1,2 | 1,1 | 1,3 | 1,4 |
Пассажирооборот транспорта общего пользования, млрд. пассажиро-километров: | 0,3 | 0,1 | 0,08 | 0,07 | 0,07 | 0,07 | 0,09 | 0,06 |
По тоннажу российский торговый флот занимает седьмое место в мире (16, 5 млн. т. дедвейта), но большая часть судов настолько физически изношена, что не позволяет многим из них заходить в иностранные порты. Из 5, 6 тыс. судов 46% относятся к рыболовным и рыботранспортным, 1, 1 тыс. судов предназначена для перевозки генеральных грузов, 245 судов - нефтетанкеры. Флоту не хватает судов современных типов, таких как лихтеровозы, контейнеровозы, суда комбинированного типа, морские паромы. Из-за недостаточных глубин 60% российских портов не в состоянии принимать крупнотоннажные суда. Производственные же мощности портов позволяют обеспечивать только 54% потребности переработки грузов, остальные экспортно-импортные грузы перерабатываются в Прибалтике, Украине, Грузии, Азербайджане. Очень нерациональна структура транспортного флота. Проблемы морского транспорта России требуют незамедлительного решения, так как оказывают большое влияние на экономическое положение в стране.
Воздушный транспорт - авиационный транспорт, производящий перевозку грузов по воздуху. Характерны высокие скорости, способность преодолевать большие расстояния. Используется в первую очередь для доставки срочных грузов и в труднодоступных районах и как пассажирский на средние и дальние расстояния, для перевозки грузов его применяют ограничено. Отличается от остальных видов транспорта возможностью осуществлять специфические виды деятельности. На долю воздушного транспорта приходится около 40% от общего объема пассажирских перевозок в междугороднем сообщении. Считается, что на расстояниях свыше 1000 км в пассажирских перевозках начинает преобладать воздушный транспорт. Поэтому не случайно среднее расстояние перевозки одного пассажира воздушным транспортом на внутренних линиях достигает почти 2 тыс. км, что в 3 раза превышает аналогичный показатель для железнодорожного транспорта (перевозки пассажиров в дальнем сообщении).
Особенности и преимущества воздушного транспорта заключаются в следующем:
Основные показатели.
Показатели | 1995 | 2000 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
Перевезено грузов млн.т: | 0,6 | 0,8 | 0,9 | 0,9 | 0,9 | 0,8 | 0,9 | 1,0 |
Грузооборот млрд. т·км: | 1,6 | 2,5 | 2,6 | 2,7 | 2,7 | 3,0 | 2,8 | 2,9 |
Перевезено пассажиров транспортом общего пользования, млн. человек: | 33 | 23 | 26 | 28 | 31 | 35 | 37 | 40 |
Пассажирооборот транспорта общего пользования, млрд. пассажиро-километров: | 71,7 | 54,0 | 60,6 | 64,7 | 71,1 | 83,0 | 85,8 | 93,9 |