Длиннозвеньевой двухчелюстной канатный грейфер

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 13:19, курсовая работа

Описание работы

Грейферные краны и перегружатели до настоящего времени остаются основным средством перевалки сыпучих грузов в промышленности, сельском хозяйстве и на транспорте. Обязательным условием высокопроизводительной работы подобного оборудования является оснащение его грейферами, обладающими достаточной прочностью и жёсткостью. Вместе с тем практика эксплуатации двухчелюстных грейферов (спроектированных по действующим нормативным документам) показывает, что при интенсивной работе их фактическая средняя наработка до отказа не превышает одного года при нормативном сроке службы 10 лет, что приводит к увеличению затрат на ремонт, снижению производительности перегрузочных работ и повышению уровня риска аварий. Это свидетельствует о несовершенстве существующих методик расчёта грейферов.

Содержание

Введение
2
1. Общая характеристика работы
3
1.1 Длиннозвеньевой двухчелюстной канатный грейфер
3
1.2 Научные положения
4
2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
8
2.1 Обзор теоретических и экспериментальных работ
8
2.2 Пластическое течение идеально сыпучей среды
9
2.3 Движение греферного механизма
13
2.4 Метод расчёта напряжённого и деформированного состояния несущих структур грейфера
18
2.5 Экспериментальное исследование НДС челюсти грейфера
20
Заключение
22
Список использованных литератур

Работа содержит 1 файл

Miras greifer.doc

— 3.71 Мб (Скачать)


Содержание 

 

Введение

2

1. Общая характеристика работы

3

1.1 Длиннозвеньевой двухчелюстной канатный грейфер

3

1.2 Научные положения

4

2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

8

2.1 Обзор теоретических и экспериментальных работ

8

2.2 Пластическое течение  идеально сыпучей среды

9

2.3 Движение греферного  механизма

13

2.4 Метод расчёта напряжённого и деформированного состояния несущих структур грейфера

18

2.5 Экспериментальное исследование НДС челюсти грейфера

20

Заключение

22

Список использованных литератур

24


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 

Грейферные краны и  перегружатели до настоящего времени  остаются основным средством перевалки сыпучих грузов в промышленности, сельском хозяйстве и на транспорте. Обязательным условием высокопроизводительной работы подобного оборудования является оснащение его грейферами, обладающими достаточной прочностью и жёсткостью. Вместе с тем практика эксплуатации двухчелюстных грейферов (спроектированных по действующим нормативным документам) показывает, что при интенсивной работе их фактическая средняя наработка до отказа не превышает одного года при нормативном сроке службы 10 лет, что приводит к увеличению затрат на ремонт, снижению производительности перегрузочных работ и повышению уровня риска аварий. Это свидетельствует о несовершенстве существующих методик расчёта грейферов.

Проектирование и проверочный  расчёт грейферов на прочность  последние 20 лет ведётся на основании нормативных документов РД 31.46.07-87 «Грейферы канатные для навалочных грузов. Типовые расчёты на прочность. Методика» (далее — РД) и ГОСТ 24599-87 «Грейферы канатные для навалочных грузов. Общие технические условия» (далее — ГОСТ) (руководитель разработок — А.М.Ясиновский). Методы, используемые в РД, содержат ряд необоснованных допущений. Например, — элементы челюсти грейфера (боковины, днище, режущий пояс, пояс жёсткости) рассматриваются по отдельности, боковая стенка челюсти рассматривается как стержень, нижняя и верхняя траверсы рассматриваются как балки на двух опорах. Определение силы сопротивления зачерпыванию по усилию в замыкающем канате и её приложение в точке не позволяет распределить эту силу по элементам челюсти, что ведёт к искажению действительного характера распределения НДС. На момент создания РД расчёты проводились преимущественно вручную, и подобные допущения были необходимы.

Развитие современных  информационных технологий позволяет  не только усовершенствовать существующую методику, но и разработать принципиально новую, более точную методику. Например, метод конечных элементов позволяет рассматривать челюсть целиком. Современные математические пакеты (Maple, MathLAB) способны решать системы дифференциальных уравнений движения, что даёт возможность определять кинематические и силовые параметры грейферного механизма с учётом нелинейности механической характеристики электропривода, изменения положений центров тяжести звеньев во время движения и т. д. Это позволяет разрабатывать методику расчёта не на базе обширных экспериментальных исследований и эмпирических зависимостей, а путём решения фундаментальных законов механики, например, — уравнений Ж.-Л.Лагранжа.

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

 

1.1 Длиннозвеньевой двухчелюстной канатный грейфер

Объект  исследования: длиннозвеньевой двухчелюстной канатный грейфер (далее — грейфер), взаимодействующий с сыпучей средой и приводом в процессе зачерпывания.

Предметы  исследования: напряжённо-деформированное состояние в сыпучей среде, кинематические и силовые параметры грейферного механизма при зачерпывании сыпучего груза и напряжённо-деформированное состояние несущих элементов длиннозвеньевого двухчелюстного канатного грейфера.

Цель  работы: Повышение прочности грейферов путём совершенствования метода прочностного расчёта их несущих элементов в процессе зачерпывания с учётом свойств сыпучей среды, скорости зачерпывания, нелинейности электропривода, пространственного нагружения несущих элементов и их конструктивных особенностей.

Основная научная идея работы.

Используя современные  компьютерные программы (существующие и разработанные автором), можно разработать метод и методику прочностного расчёта грейфера не на базе обширных экспериментальных исследований и эмпирических зависимостей, а путём решения фундаментальных законов механики, рассматривая грейфер как составную часть технической системы «привод — грейфер — сыпучая среда».

В соответствии с поставленной целью исследования и сформулированными гипотезами основные задачи исследований заключаются в следующем:

1. Анализ пластического  течения сыпучей среды при  внедрении в неё плоского индентора.  Вывод формулы для определения бокового давления и модифицирование для учёта скорости формулы Л.Прандтля — Г.Рёйсснера для определения торцевого давления.

2. Определение  распределённых по днищам и  боковинам челюстей нагрузок от взаимодействия с сыпучей средой (сопротивлений зачерпыванию). Разработка компьютерной программы «Resistance» для автоматизации расчёта сопротивлений.

3. Создание и  решение математической модели  движения грейферного механизма для определения реакций в кинематических парах (силовой расчёт грейферного механизма). Разработка компьютерной программы «Movement» для автоматизации силового расчёта.

4. Анализ напряжённого  и деформированного состояния  несущих элементов грейфера (челюстей, тяг и траверс) на основе МКЭ, с учётом результатов задач (2) и (3).

5. Экспериментальная проверка теоретических результатов исследования.

Для решения  поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

1. При исследовании  определяющих уравнений пластического  течения сыпучей среды (для решения задачи о вертикальном внедрении плоского индентора в сыпучую среду) были использованы методы математической физики, теории пластичности и статики сыпучей среды.

При определении  сопротивлений зачерпыванию использовались методы «затвердевшей выемки» Б.А.Таубера  и поэлементного сложения сопротивлений Р.Л.Зенкова.

2. Для разработки  и реализации математической  модели движения грейферного механизма были использованы метод множителей Ж.-Л.Лагранжа, методы линейного программирования, метод Холецкого для решения систем линейных алгебраических уравнений, модификация метода линейного ускорения для интегрирования системы нелинейных дифференциально-алгебраических уравнений.

3. Для анализа  напряжённого и деформированного  состояния несущих элементов грейфера были использованы методы: теории упругости, линейной алгебры, взвешенных невязок (по Галёркину) и конечных элементов.

4. При проектировании  и изготовлении измерительного  комплекса (для экспериментальной  проверки) были использованы методы: электротензометрирования, аналоговой и цифровой электроники и схемотехники.

 

1.2 Научные положения

1. Математическая модель взаимодействия  челюстей грейфера с сыпучей  средой, учитывающая физико-механические  свойства сыпучей среды и скорость грейфирования, на основе пластического течения идеально сыпучей среды при внедрении в неё плоского индентора и поэлементного сложения сопротивлений.

2. Математическая модель движения  грейферного механизма при зачерпывании, учитывающая нелинейность механической характеристики двигателя и зависимость сопротивлений зачерпыванию от скорости.

3. Алгоритм прямого численного  интегрирования системы нелинейных  дифференциально-алгебраических уравнений  движения грейферного механизма.

4. Метод конечноэлементного расчёта  НДС несущих элементов грейфера  как пространственных конструкций,  взаимодействующих между собой, являющихся составными частями механической системы «привод — грейфер — сыпучая среда», и нагруженных распределёнными нагрузками от взаимодействия с сыпучей средой.

Научная новизна  работы:

Результаты исследований по совокупности составляют решение проблемы прочности грейферов. Получены следующие новые научные решения:

1. Предложено использовать модифицированную (с учётом скорости внедрения) автором формулу Л.Прандтля — Г.Рёйсснера для определения торцевого давления на плоский индентор, которая точнее аналогичной формулы Р.Л.Зенкова на 51%. Выведена новая формула для определения бокового давления на плоский индентор, которая на 40% точнее, чем аналогичная формула Р.Л.Зенкова. Это даёт возможность значительно уточнить расчёт сопротивлений, возникающих при зачерпывании.

2. Разработана и реализована  математическая модель движения («больших перемещений») грейферного механизма при смыкании челюстей, обладающая универсальностью, учитывающая нелинейность механической характеристики электродвигателя и зависимость сопротивлений зачерпыванию от скорости грейфирования, что позволяет определять кинематические и силовые параметры грейферного механизма и в периоды неустановившегося движения: например, — при пуске и остановке двигателя.

3. Разработанный автором алгоритм прямого численного интегрирования системы дифференциально-алгебраических уравнений движения грейферного механизма способен, в отличие от известных методов, учесть геометрическую нелинейность больших перемещений.

4. На основе МКЭ с использованием 4-узлового тетраэдра впервые разработан и реализован метод расчёта НДС несущих элементов грейфера как пространственных конструкций, учитывающий линейный характер распределения нагрузок от взаимодействия с сыпучей средой.

Теоретическая значимость работы.

В работе введены и реализованы  специфические расчётные приёмы, построенные целиком на возможностях машинного анализа. Поэтому при решении поставленных задач были сняты ограничения, связанные со сложностью (большой размерностью) используемых методов. Реализованные методы обладают универсальностью и позволяют, при необходимости, без существенной переработки вносить изменения и дополнения в расчётную схему грейферного механизма и в расчётные схемы несущих элементов грейфера. Математические модели при этом не изменятся качественно: изменится лишь их размерность.

Разработанный здесь метод силового и прочностного расчётов можно взять  за основу, с некоторыми дополнениями, при расчёте клещевого и подгребающего канатных грейферов.

Практическая  значимость работы:

1. С использованием метода поэлементного  сложения сопротивлений создана компьютерная программа «Resistance» для определения нагрузок на челюсти грейфера от сопротивлений при зачерпывании.

2. Создана программа «Movement» для  определения параметров движения грейферного механизма при зачерпывании, в том числе и для определения реакций в кинематических парах.

3. Разработанная методика расчёта  НДС несущих элементов грейфера  позволяет получить действительные эпюры распределения напряжений в них на этапе проектирования с целью расчётного обоснования принимаемых конструктивных решений. В частности, по результатам прочностного расчёта челюсти рассматриваемого здесь грейфера, были приняты конструктивные решения, снизившие расчётные максимальные напряжения при зачерпывании на 40%, и повысившие жёсткость челюсти на 110%.

4. Разработан измерительный комплекс, обеспечивающий одновременную запись показаний от 17-ти тензорезисторов с частотой 1 кГц в персональный компьютер. Комплекс может быть использован при исследовании прочности несущих элементов грейферов.

Реализация результатов  работы.

Результаты исследования были внедрены на предприятии ООО ПФ «ВТС-Порт», г. Астрахань, где рассматриваемая  методика расчёта была использована для расчётного обоснования ремонта грейфера пр. 2587 для песка с целью увеличения его наработки до отказа.

Полученные картины  НДС челюстей, траверс и тяг  были использованы в курсах лекций «Строительные машины» и «Портовые  грузоподъёмные машины и машины безрельсового  транспорта» (ГПМ). Программы «Resistance» и «Movement» были использованы при выполнении дипломного проекта по специальности 190602.65 «Эксплуатация перегрузочного оборудования портов и транспортных терминалов».

Степень достоверности результатов проведённых исследований подтверждается адекватностью используемых математических моделей, современными апробированными методами исследования, использованием современных информационных технологий при вычислениях и при экспериментальных измерениях, сходимостью теоретических и экспериментальных результатов (расхождение составляет около 11%).

Апробация работы: Положения и результаты работы докладывались и обсуждались на Международной научной конференции, посвящённой 70-летию АГТУ (Астрахань, 2001г.); Межрегиональной научно-практической конференции «Научные разработки учёных — решению социально-экономических задач Астраханской области» (Астрахань, 5-6 июня 2001 г.); научной конференции «Проблемы динамики и прочности исполнительных механизмов и машин» (Астрахань, октябрь 2002г.); II-рой международной научной конференции «Проблемы динамики и прочности исполнительных механизмов и машин», (Астрахань, сентябрь 2004г.); III-ей международной научной конференции «Проблемы динамики и прочности исполнительных механизмов и машин», (Астрахань, 10–16 сентября 2007г.); на 44 - 53 ежегодных научных конференциях профессорско-преподавательского состава Астрахан. гос. тех. ун-та, на научном семинаре кафедры «Подъёмно-транспортные машины и роботы» ЮРГТУ (НПИ) (сентябрь 2009г.).

Информация о работе Длиннозвеньевой двухчелюстной канатный грейфер