Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 17:30, реферат
Российская автомобильная промышленность представлена предприятиями во всех сегментах автомобилестроения: производство легковых автомобилей, легких коммерческих автомобилей, грузовых автомобилей и автобусов, прицепного состава, специальной и военной автомобильной техники, автомобильных компонентов (двигателей, трансмиссий, ходовых частей, автотракторного электрооборудования и автомобильной электроники и др.), автомобильных материалов, а также научно-исследовательскими и проектно-конструкторскими организациями.
2. Характеристика предприятий автомобильной промышленности, действующих на территории Российской Федерации………………….…………11
3. Сопоставление российской автомобильной промышленности с мировым уровнем развития………………………………………………………………...…..15
Заключение…………………………………………………………………………...16
Список литературы…………………..……………………………………................18
Рис.
№ 3. Динамика изменения
рынка грузовых автомобилей
по годам.
Рис.
№ 4. Динамика изменения
рынка автобусов
по годам в России.
2.
Характеристика предприятий
автомобильной промышленности,
действующих на
территории Российской
Федерации.
В
текущей ситуации в рыночном сегменте
производителей автомобилей (ОЕМ) присутствуют
4 основных типа предприятий:
1)
традиционные российские производители
(ОАО «АВТОВАЗ», предприятия «Группы «ГАЗ»,
ОАО «КАМАЗ», АМО «ЗИЛ» и др.) – характеризируются
наличием изношенной производственно-
2) российские сборочные предприятия (ОАО «Иж-Авто»,
ООО «Тагаз», предприятия
3)
иностранные автопроизводители (предприятия
Ford, GM, Renault и т.д.) – характеризуются относительно
недавним стартом производства в России,
малым масштабом производства и уровнем
локализации, отсутствием инжиниринговых
центров;
4) прямые импортеры – присутствуют на рынке во всех категориях транспортных средств объем их импорта напрямую зависит от государственных мер тарифного и нетарифного регулирования.
При
этом российский рынок легковых автомобилей
отличается высоким уровнем фрагментации
по моделям, что характеризует
Средний объем производства на модель/платформу в России также значительно ниже уровня лучших мировых компаний. Если средний объем производства на платформу в США, странах восточной Европы, Испании и Южной Корее составляет около 119 тыс. единиц в год, а в Китае и Бразилии – около 61 тыс. единиц в год, то в России этот показатель равен лишь 27 тыс. единиц в год.
В
сегменте производителей автомобильных
компонентов (ОЕS) в России присутствуют
три основных типа производителей (рис.
№ 5.):
1)
Российские производители
- нацелены преимущественно на производство компонентов для существующих и устаревших российских моделей;
- располагают в основном морально и физически изношенной технологической базой;
- характеризуются нехваткой новых разработок и технологий, профессионального менеджмента;
- не имеют достаточных инвестиционных ресурсов и инжиниринговых навыков для освоения новых видов продукции и расширения клиентской базы;
- имеют низкий уровень качества, не позволяющий поставлять продукцию международным OEM и OES.
2)
Совместные предприятия (СП) российских
и иностранных производителей (таких
как ZF, Faurecia, Delphi и т.д.):
Рис.
№ 5. Основные зоны размещения
в России мировых
поставщиков автомобильных
компонентов.
- располагают относительно современными технологиями производства и оборудованием, полученными от международных партнеров;
- фокусируются на производстве технологически простых компонентов с низким уровнем добавленной стоимости (бамперы, жгуты, светотехника и т.д.), разработанных международными партнерами, либо на лицензионной сборке сложных компонентов с низким уровнем локализации субкомпонентов (КПП, двигатели и пр.);
- практически не имеют прав на ИС, собственного инжиниринга и НИОКР;
-
имеют узкую специализацию
обычно в небольшом
ассортименте продуктов
из одной –
двух категорий
компонентов.
3)
Иностранные производители
- характеризуются низким уровнем локализации, как субкомпонентов, так и сырья;
- имеют узкую специализацию и неразвитую клиентскую базу, что приводит к малому масштабу производства;
- ориентированы на поставку на внутреннем рынке;
-
фокусируются на
технологически простых
компонентах с
низким уровнем
добавленной стоимости
(напр. сиденья, свечи,
выхлопные системы и
т.д.).
Имеющиеся
производственные мощности, с одной
стороны, не могут обеспечить перспективные
потребности внутреннего рынка,
а, с другой стороны, в большинстве
своем остаются недозагруженными. Во
многом это объясняется сложившейся
рыночной ситуацией ввиду низкой конкурентоспособности
выпускаемой российскими предприятиями
продукции.
3.
Сопоставление российской
автомобильной промышленности
с мировым уровнем развития.
В
целях определения возможных
подходов к формированию стратегии
развития автомобильной отрасли в России,
был произведен анализ глобальных рынков
по трем ключевым параметрам: критический
размер объемов производства группы автопроизводителей
(ОЕМ); объем производства заводов, использующих
единые платформы; возможные подходы к
сотрудничеству. Результаты анализа приводятся
в таблице № 3.
Таблица
№ 3 Анализ мировой
практики автомобильного
производства.
Заключение.
Сравнение с ведущими странами с развитой автомобильной отраслью показало, что Россия отстает по таким показателям, как производительность труда, уровень инвестиций, структуре торгового оборота (рис. № 6).
Объем инвестиций в основной капитал в России в 2008 г. составили 1,6 млрд. евро, что значительно ниже по сравнению с 2,4 млрд. евро в следующей по объему инвестиций стране – Индии. При этом объем производства в Индии несколько выше, чем в России.
Технический
уровень создаваемой в
В настоящее время автомобильный НИОКР в России также отстает от мирового уровня (рис. № 6). Затраты на НИОКР российских производителей автомобилей не превышают 1% от годовой выручки, в то время как в ведущих зарубежных компаниях эти затраты составляют 4-5% от годового оборота и выше. Это приводит к тому, что цикл развития новых моделей в России значительно длиннее, чем в ведущих мировых компаниях и, как результат, темп обновления модельного ряда заметно ниже.
Принимая
в расчет, что 4% от годовой выручки
являются средним показателем затрат
на НИОКР по глобальным производителям,
предполагается, что суммарные годовые
затраты на НИОКР в России должны составлять
не менее 44 – 53 млрд. рублей в год.
Рис.
№ 6. Сравнение отдельных
показателей автомобильной
промышленности в
ведущих странах.
Список
литературы:
1)
avtokiss.ru — Полный перечень существующих
автопроизводителей в России.
2)
Copyright © ProTown.ru 2008-2011. Рассылка "Федеральная
Россия", В рассылке публикуется общероссийская,
региональная аналитика, тредны и прогнозы,
обзор тематических материалов в сети.
3)
http://www.asm-holding.ru/pub/
4)
www.asm-holding.ru — ОАО «Автосельхозмаш холдинг»,
автомобили России — инвестиции вместо
импорта.
Ваши комментарии и пожелания по данной работе: