Автомобилестроение в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 17:30, реферат

Описание работы

Российская автомобильная промышленность представлена предприятиями во всех сегментах автомобилестроения: производство легковых автомобилей, легких коммерческих автомобилей, грузовых автомобилей и автобусов, прицепного состава, специальной и военной автомобильной техники, автомобильных компонентов (двигателей, трансмиссий, ходовых частей, автотракторного электрооборудования и автомобильной электроники и др.), автомобильных материалов, а также научно-исследовательскими и проектно-конструкторскими организациями.

Содержание

2. Характеристика предприятий автомобильной промышленности, действующих на территории Российской Федерации………………….…………11


3. Сопоставление российской автомобильной промышленности с мировым уровнем развития………………………………………………………………...…..15


Заключение…………………………………………………………………………...16


Список литературы…………………..……………………………………................18

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа по Экономике машиностроения.doc

— 941.00 Кб (Скачать)

УФИМСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ 

УНИВЕРСИТЕТ 

Кафедра: Экономики предпринимательства 
 

РЕФЕРАТИВНЫЙ ОБЗОР 

по дисциплине «Экономика машиностроения» 

на тему:

 
 
 
 
 

            Группа Э-307
            ФИО    
 

Критерии  оценки

1 Соответствие теме и глубина проработки 2 балла
2 Оформление и стиль изложения (наличие поясняющих графиков, диаграмм, таблиц; наличие ошибок,  адаптация материала и т.д.) 4 балла
3 Наличие конкретных практических примеров 2 балла
4 Наличие расчетов с выводами (использование знаний полученных при изучении учебной дисциплины) 2 балла
  Всего 10 баллов
 

Оценочная таблица

проверяющего

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
Балл  
 
                           

проверяющего

16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
Балл  
 
                           
Число участников   Средний балл

работы

 
 
 
 

Уфа 2011 г

     Содержание

 

2. Характеристика предприятий автомобильной промышленности, действующих на территории Российской Федерации………………….…………11 

    3. Сопоставление российской автомобильной промышленности с  мировым уровнем развития………………………………………………………………...…..15 

Заключение…………………………………………………………………………...16 

Список литературы…………………..……………………………………................18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение. 

    Российская  автомобильная промышленность представлена  предприятиями во всех сегментах  автомобилестроения: производство легковых автомобилей, легких коммерческих автомобилей, грузовых автомобилей и автобусов, прицепного состава, специальной и военной автомобильной техники, автомобильных компонентов (двигателей, трансмиссий, ходовых частей,  автотракторного электрооборудования и автомобильной электроники и др.), автомобильных материалов, а также научно-исследовательскими и проектно-конструкторскими организациями. Всего в отрасли действует около 400 предприятий и организаций.

    В настоящий момент автомобильная  промышленность Российской Федерации  создает порядка 1% ВВП, обеспечивая около 400 тыс. рабочих мест непосредственно в компаниях-производителях автомобилей и комплектующих. Кроме того, отрасль создает около 1 000 000 рабочих мест в зависимых и дилерских компаниях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Автомобильная промышленность в структуре национальной экономики. 

    Производство  автомобильной техники осуществляется в тесной кооперации с предприятиями  электротехнической, металлургической, химической, электронной, легкой и других отраслей промышленности. Благодаря  мультипликативному эффекту автомобилестроение  обеспечивает в смежных отраслях дополнительную занятость в экономике страны около 4,5 млн. человек.

    Оценка  текущих и прогнозных макроэкономических параметров развития автомобилестроения в России представлена в таблице  № 1. 

    Таблица № 1 – Оценка текущих и прогнозных макроэкономических параметров развития автомобилестроения в России

    Общие производственные мощности по выпуску  автомобильной техники в России на конец 2008 года составили 2602,5 тыс. штук в год (против 22392 тыс. шт. на начало года). При этом наибольшее относительное увеличение производственных мощностей произошло в сегменте производства автобусов – за счет технического перевооружения действующих мощностей и роста производительности. Рост производственных мощностей в сегментах производства легковых и грузовых автомобилей обусловлен как проведенным техническим перевооружением, так и вводом новых мощностей.

    Данные  статистики подтверждают тот факт, что, с одной стороны имеющиеся  производственные мощности, не могут  обеспечить перспективные потребности внутреннего рынка, а, с другой стороны,  в большинстве своем остаются недозагруженными. Во многом это объясняется сложившейся рыночной ситуацией ввиду низкой конкурентоспособности выпускаемой продукции и изношенности производственной инфраструктуры.

    Изменение производственных мощностей и данные об их использовании приведены в  таблице № 2. 

    Таблица № 2. Изменение производственных мощностей в автомобильной  промышленности и  данные об их использовании  в 2008 году 

    Российская  автомобильная промышленность в период мирового экономического кризиса оказалась одной из наиболее «пострадавших» отраслей экономики.

    Производство  легковых автомобилей в 2009 году сократилось  на 59,4% по сравнению с 2008 годом и  составило 597 тыс. штук. Отечественных моделей легковых автомобилей в 2009 г. изготовлено 316,9 тыс. шт. (36,1% объема 2008 г.) или 53,1% общего объема производства легковых автомобилей. Выпуск автомобилей иностранных брендов составил 280,1 тыс. шт. (47,3% объема 2008 года) или 46,9% общего объема производства легковых автомобилей, в том числе предприятиями, работающими в режиме «промышленной сборки» - 192,2 тыс. шт. (51,1% объема 2008 г.).

    Общий объем отгруженной в 2009 году продукции  легкового автомобилестроения составил 227,0 млрд. руб. (59,2% объема 2008 г.)

    Производство  грузовых автомобилей в 2009 году составило 91,4 тыс.шт. (35,7% объема 2008 г.). Грузовых автомобилей  иностранных моделей в 2009 г. изготовлено 7,4 тыс. шт. (40,6% объема 2008 г.), что составляет 8,1% общего производства грузовых автомобилей. Общий объем отгруженной в 2009 году продукции грузового автомобилестроения составил 79,6 млрд. руб.  (49,8 % объема 2008 г.)

    Автобусов в 2009 г. изготовлено 35,5 тыс. шт. (на 46,3% меньше, чем за 2008 г.), при этом изготовлено 4,5 тыс.шт. автобусов иностранных марок (104,5% к 2008 г.) или 12,7% общего объема производства автобусов. Общий объем отгруженной в 2009 году продукции по автобусам составил 12,6 млрд. руб.  (56,6 % объема 2008 г.)

    Общий объем отгрузки продукции собственного производства по предприятиям автомобилестроения (включая производство автомобильных двигателей и компонентов) составил в 2009 году 489,5 млрд. руб. (56,% объема 2008 года), в том числе предприятиями, находящимися исключительно в российской собственности 226,5 млрд. руб. или 46% общего объема отгруженной 2009 г. продукции.

    В январе-октябре 2009 года сальдированный финансовый результат по отрасли  составил минус 60,8 млрд. руб. (в отличие  от суммарной прибыли за аналогичный  период 2008 г. – 19,9 млрд. руб.), в том числе: 

    ·    по производству автомобилей  – минус 57057,8 млн. руб. (легковых автомобилей  – минус 40559,7 млн. руб., грузовых автомобилей  – минус 11843,1 млн. руб., автобусов –  минус 251,1 млн. руб.);

    ·    по производству двигателей внутреннего сгорания для автомобилей – минус 3033,3 млн. руб.

    ·    по производству частей и принадлежностей  автомобилей и  их двигателей –  минус 3999,9 млн. руб. 

    При этом в налоговую систему России за период январь-октябрь 2009 от предприятий  автомобилестроения поступило более 39,8 млрд. руб. налогов и сборов (включая единый социальный налог и платежи во внебюджетные фонды) что составляет около 3% общей суммы поступлений по обрабатывающим отраслям промышленности.

    Потребности внутреннего рынка автотранспортных средств в 2009 г. были удовлетворены за счет внутреннего производства (отечественных и локализованных иностранных автопроизводителей) по легковым автомобилям на 53,7 % (41% в 2008 г.), по грузовым автомобилям – на 69,6% (50,6%  в 2008 г.), по автобусам – на 92 % (86,3% 2008 года).

    Динамика  рыночной ситуации по основным сегментам  автомобильного производства представлена на рисунках №№ 1- 4.

    В то же время экспертные оценки перспектив изменения рынка автомобильной  техники в России, проведенные  с учетом анализа автомобильного парка, уровня обеспеченности населения и транспортного комплекса в целом, свидетельствуют о его тенденциях к значительному росту в долгосрочной перспективе. Восстановление докризисного уровня автомобильного рынка прогнозируется экспертами уже к 2013-2014 годам (рис. №№ 1 – 4).

    С учетом создания Таможенного союза  Республики Беларусь, Российской Федерации  и Республики Казахстан, предусматривающего право беспошлинного ввоза автомобилей  в страны Таможенного союза, у  российских производителей, а также  у предприятий, функционирующих на территории Российской Федерации в режиме «промышленной сборки», появляется возможность увеличения объем сбыта готовой продукции на авторынках Казахстана и Республики Беларусь. Объем рынка легковых автомобилей Казахстана и Республики Беларусь в 2009 году оценивается в 240-250 тыс. автомобилей, основную часть которых составляют подержанные машины.

    В связи с этим введение Единого  таможенного тарифа, а также синхронизация  принципов «промышленной сборки»  автомобилей позволит существенно повысить уровень конкурентоспособности лицензионных продуктов, собираемых на предприятиях иностранных производителей в Российской Федерации, и создаст дополнительные возможности для наращивания объемов производства на российских заводах

    При этом российские производители смогут в полной мере воспользоваться преимуществами общего рынка с Белоруссией и Казахстаном только при условии приведения налоговых и таможенных условий, действующих в указанных странах, в соответствие с условиями, действующими в Российской Федерации, а также перехода на использование единых технических регламентов.

    С ростом платежеспособного спроса структура внутренних автомобильных рынков Казахстана и Белоруссии, ввиду вступления в силу Единого таможенного тарифа, будет сдвигаться в сторону потребления новых легковых автомобилей, произведенных на территории Российской Федерации.

    Другим  направлением, по которому может развиваться  взаимодействие указанных стран  и Российской Федерации в сфере  производства автомобилей, является создание соответствующих интегрированных  структур (особенно в сфере грузовых автомобилей), что будет способствовать повышению экономической эффективности автомобилестроительных предприятий, в том числе за счет оптимизации производственных мощностей, унификации модельного ряда и используемых компонентов, расширения сбытовой сети.

Рис. № 1. Динамика изменения рынка легковых автомобилей по годам. 
 

Рис. № 2. Динамика изменения  рынка легких коммерческих автомобилей по годам  в России.

Информация о работе Автомобилестроение в России