Управление качеством проекта

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 20:13, реферат

Описание работы

Согласно PMBOK, целью любого проекта является удовлетворение требований участников проекта. Обеспечение данной цели достигается путем обеспечения качества проекта.
Качество - это целостная совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности. Примеры качества: готовность, безотказность, безопасность, надежность.

Содержание

Стандарты серии ISO …………………………………………………. 3
Стадии управления качеством проекта ……………………………… 5
Планирование качества проекта ……………………………………... 8
Входная информация процесса планирования качества …… 10
Планирование качества: инструменты и методы ……………. 11
Планирование качества: выходы ……………………………... 13
Процесс обеспечения качества ……………………………………... 14
Входы процесса обеспечения качества ……………………….. 15
Процесс обеспечения качества: инструменты и методы …….. 16
Процесс обеспечения качества: выходы ……………………… 17
Процесс контроля качества …………………………………………. 18
Процесс контроля качества: входы …………………………… 18
Процесс контроля качества: инструменты и методы ………… 18
Выходы процесса контроля качества …………………………. 25

Работа содержит 1 файл

Управление качеством проекта2.doc

— 297.50 Кб (Скачать)

       CoolReferat.com

       Министерство  образования и науки Российской Федерации 

       Федеральное агентство по образованию 

       Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования «Алтайский Государственный Технический Университет им. И.И. Ползунова» 

        Факультет информационных технологий

        Кафедра информационных систем  в экономике 

Реферат 

ТЕМА: УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРОЕКТА 
 

по дисциплине «Информационные технологии управления»  
 

Студент группы ПИЭ-72                                М.В. Польгерт

    

      Преподаватель           В.М. Патудин 
 
 
 

     БАРНАУЛ 2010

 

Содержание:

  1. Стандарты серии ISO …………………………………………………. 3
  2. Стадии управления качеством проекта ……………………………… 5
  3. Планирование качества проекта ……………………………………... 8
    1.  Входная информация процесса планирования качества …… 10
    1.  Планирование качества: инструменты и методы ……………. 11
    1.  Планирование качества: выходы ……………………………... 13
  1. Процесс обеспечения  качества ……………………………………... 14
    1. Входы процесса обеспечения качества ……………………….. 15
    1. Процесс обеспечения качества: инструменты и методы …….. 16
    1. Процесс обеспечения  качества: выходы ……………………… 17
  1. Процесс контроля качества …………………………………………. 18
    1. Процесс контроля качества: входы …………………………… 18
    1. Процесс контроля качества: инструменты и методы ………… 18
    1. Выходы  процесса контроля качества …………………………. 25

 

      1 Стандарты серии ISO

     Согласно PMBOK, целью любого проекта является удовлетворение требований участников проекта. Обеспечение данной цели достигается  путем обеспечения качества проекта.

     Качество - это целостная совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности. Примеры качества: готовность, безотказность, безопасность, надежность.

     Управление качеством (в рамках управления проектом) - это система методов, средств и видов деятельности, направленных на выполнение требований участников проекта к качеству самого проекта и его продукции. Как самостоятельная область профессиональной деятельности, управление качеством имеет собственные стандарты, к которым относятся:

  • ISO9000 (в России ГОСТ Р ИСО 9001-96) - стандарт для обеспечения качества результатов проектов;
  • ISO10006 - стандарт регламентирует качество осуществления процессов управления проектами.

     Стандарты ISO 9000 имеют самое широкое распространение в мире стандартов по системам качества. С 1 января 2002 года введена новая редакция стандартов ИСО 9000:2000:

  • ИСО 9001. Система менеджмента качества. Требования;
  • ИСО 9004. Система менеджмента качества. Руководство для улучшения характеристик СМК для повышения эффективности предприятия.

     Основные  принципы управления качеством по стандартам серии ISO 9000:2000:

  • ориентация деятельности Компании на клиента;
  • управляемость и наблюдаемость всех процессов Компании;
  • вовлечение и мотивация персонала;
  • процессное представление всех видов деятельности;
  • системный подход к управлению;
  • непрерывное совершенствование системы менеджмента качества (СМК);
  • достоверность информации для управленческих решений;
  • взаимовыгодные отношения с поставщиками.

     Стандарт ISO10006 имеет название "Менеджмент качества. Руководство качеством при управлении проектами". Основные принципы управления качеством по стандартам серии ISO 10006:1997:

  • ориентация деятельности Компании на клиента;
  • ответственность руководства за создание благоприятной среды в отношении качества и непрерывное совершенствование СМК;
  • представление проекта как набора запланированных и взаимоувязанных процессов;
  • сфокусированность на качестве продуктов и услуг как необходимое условие соответствия целям проекта;
  • процессное представление всех видов деятельности;
  • системный подход к управлению проекта в целом.

     Основными процессами управления проектами по стандарту ISO 10006:1997 являются процессы определения стратегии, процессы управления взаимосвязями в проекте, процессы управления реализацией проекта, включающие управление предметной областью, управление сроками, управление затратами, управление ресурсами, управление персоналом, управление информацией, управление рисками, управление материально-техническим снабжением. 

 

      2 Стадии управления качеством проекта

     Управление  качеством проекта осуществляется на протяжении всего жизненного цикла  проекта. На рисунке 1 представлены стадии управления качеством проекта.

     

      
Рисунок 1 - Стадии процесса управления качеством
 

     Стадия "Концепция". На этой стадии определяется политика и стратегия для обеспечения качества разрабатываемого продукта, удовлетворяющего ожидаемым запросам потребителя. "Концепция" имеет следующие разделы:

  • Политика и стратегия качества;
  • Общие требования и принципы обеспечения качества;
  • Стандарты, нормы и правила;
  • Интеграция функций обеспечения качества;
  • Требования к системе управления качеством.

     Стадия планирования. На стадии планирования качества определяются стандарты, которые следует использовать, чтобы содержание проекта оправдывало ожидания участников проекта. Планирование качества включает как идентификацию этих стандартов, так и поиск путей их реализации. Ниже перечислены основные задачи стадии планирования:

  • определение показателей оценки качества;
  • определение технических спецификаций;
  • описание процедур управления качеством;
  • составление списка объектов контроля;
  • выбор методов и средств оценки качества;
  • описание связей с другими процессами;
  • разработка плана управления качеством.

     Стадия организации. Стадии организации контроля качества предполагает создание необходимых и достаточных организационных, технических, финансовых и др. условий для обеспечения выполнения требований к качеству проекта и продукции проекта и возможностей их удовлетворения.

     Стадия контроля. Контроль качества заключается в определении соответствия результатов проекта стандартам качества и причин нарушения такого соответствия.

     Стадии регулирования и анализа. Стадия осуществления контроля качества предполагает регулярную проверку хода реализации проекта в целях установления фактического соответствия определенным ранее требованиям.

  • Сравнение фактических результатов проекта с требованиями.
  • Анализ прогресса качества в проекте на протяжении его жизненного цикла.
  • Формирование списка отклонений.
  • Корректирующие действия.
  • Документирование изменений.

     Стадия завершения. На стадии завершения выполняются сводная оценка качества результатов проекта, завершающая приемка, составление списка претензий по качеству, разрешение конфликтов и споров, оформление документации, анализ опыта и полученных уроков по управлению качеством.

     Основными процессами обеспечения качества проекта  являются планирование качества, его  обеспечение и контроль. Связь  этих процессов, их входы и выходы представлены на рисунке 2. 

       
Рисунок 2 - Связь процессов управления качеством проекта
 

 

      3 Планирование качества проекта

     Планирование  качества - процесс определения того, какие из стандартов качества относятся к данному проекту и как их удовлетворить.

     Планирование  качества осуществляется как часть  планирования проекта и выполняется  совместно руководителем проекта, архитектором проекта и ответственным  за качество проекта. В план управления качеством включаются работы, выполнение которых обеспечивает качество результатов проекта. Одной из главных составляющих плана управления качеством IT-проектов, является план проведения тестирования. Пример формы плана тестирования представлен на рисунке 3.

      Рисунок 3 - Пример формы плана тестирования 

     План  по качеству должен определять, как  в проекте будет обеспечено качество выполнения работ с позиции организационной  структуры, ресурсов, методического обеспечения. На стадии планирования качества рекомендуется разработать документы, регламентирующие действия по контролю качества управления проектом (форму отчетности по выполнению проекта, анкеты мониторинга проекта) и процедуры управления качеством, например контроль качества результатов проекта, контроль качества документов проекта, утверждение документов проекта, подготовка и проведение контроля проекта. Для контроля качества документов проекта в плане по качеству следует определить список лиц, согласующих и утверждающих каждый документ проекта, сроки и форму их согласования. Пример плана согласования документа приведен на рисунке 4. 
 

      Рисунок 4 - Пример плана согласования документа 

     На IT-проектах вводится множество специфических  терминов, поэтому в план контроля качества проекта необходимо включать разработку и согласование глоссария проекта. Глоссарий проекта представляет собой структурированный список всех терминов и определений проекта, а также используемых аббревиатур с кратким описанием их смысла. Как правило, Руководитель группы управления качеством отвечает за пополнение и работу с Глоссарием проекта на основании поступающих документов. Проверка глоссариев документов проводится в рамках времени, отведенного на общий контроль качества документов. Пример формы Глоссария представлен на рисунке 5.

      Рисунок 5 - Пример формы Глоссария 

     Планирование  качества начинается с определения  целей качества проекта, политик и стандартов, относящихся к содержанию проекта. Потом определяются действия и обязанности членов команды, выполнение которых необходимо для достижения целей и соблюдения стандартов. Результат планирования качества представляется в форме планов обеспечения качества и процессов управления, обеспечивающих выполнение этих планов, и достигается путем синхронизации с основными (планирование содержания, расписания, стоимости) и вспомогательными (планирование рисков, команды) процессами планирования.

     3.1 Входная информация процесса планирования качества
  1. Факторы внешней среды  предприятия - правила, стандарты и предписания, свойственные определенным областям приложения.
  2. Активы организационного процесса - политика в области качества, принятая на предприятии, процедуры и предписания, базы данных и накопленные знания из предыдущих проектов.
  3. План управления проектом обеспечивает интеграцию процесса планирования качества с другими процессами планирования.
  4. Описание содержания проекта является ключевым входом для планирования качества, так как оно содержит описание главных результатов поставки проекта, целей проекта, критериев приемки и пороговых величин значения стоимости, времени или ресурсов. Критерии приемки включают в себя требования к исполнению проекта и могут существенным образом повлиять на его стоимость.
     3.2 Планирование качества: инструменты и методы

Информация о работе Управление качеством проекта