Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 09:48, курсовая работа
Наиболее интенсивный разгон (наибольшие ускорения) имеет место в случае переключения с низших передач на высшие при скоростях, соответствующих точкам пересечения кривых ускорений переключаемых передач. Для нашего примера точка пересечения кривых ускорений первой и второй передач (рис.5) соответствует скорости 12,5 км/ч, кривые же ускорений второй и третьей, третьей и четвёртой передач не пересекаются. Поэтому считаем, что переключения со второй на третью и с третьей на четвёртую осуществляются при скоростях, соответствующих максимальной частоте вращения коленчатого вала двигателя, т.е. соответственно при Va = 30,24 и Va = 54,72 км/ч. Из графика ускорений следует, что разгоняться на пятой ускоряющей передаче нецелесообразно, так как ускорения на этой передаче ниже, чем на четвёртой (прямой).
1. Исходные данные: 3
2. Определение внешней скоростной характеристики по методу Зимелева. 4
3. Определение передаточных чисел трансмисии 6
4. Определение основных показателей динамичности автомобиля 7
5. Расчет времени и пути разгона. 10
Содержание
Автомобиль ЗиЛ-130
1.
Максимальная скорость
2. Масса полезной нагрузки mT = 6000 кг
3. Собственная масса автомобиля m0 = 4380 кг
4. Коэффициент использования массы по формуле:
5. Полна масса автомобиля
6. Сила тяжести автомобиля
7.
Коэффициент сопротивления
8. Фактор обтекаемости KB = 0,25 кгс-с2/м2= 0,25∙9,8 =2,45 Н∙с2/м2.
9. Механический КПД трансмиссии ηm = 0,85 (табл.7 МУ)
10.
Максимальный подъём, преодолеваемый
автомобилем на прямой
11.
Максимальный коэффициент
12.
Максимальный подъём, преодолеваемый
автомобилем на первой
13.
Максимальный коэффициент
14. Распределение силы тяжести по осям:
G1%=26; G2% = 74
Нагрузка на переднюю ось
G1 = 0,26 Ga = 0,26 ∙ 101700 = 26442 Н.
Нагрузка на заднюю ось
G2 = 0,74 Ga = 0,74 ∙ 101700 = 75258 Н.
15. База автомобиля L = 3800 мм = 3,8м.
16.
Координаты центра тяжести в
продольной плоскости
17. Координаты центра тяжести по высоте (высота центра тяжести):
18. Наибольшая нагрузка, приходящаяся на одно (заднее) колесо
По этой нагрузке выбираем шины 260 X 20. имеющие радиус в свободном состоянии r0 = 1038/2 = 519 мм = 0,519 м . Взяв λ =0,93, рассчитываем радиус колеса
Рассчитываем мощность двигателя, необходимую для движения автомобиля с максимальной скоростью по формуле:
Полученное значение мощности откладываем на графике при Vmax = 90 км/ч.
Задавшись коэффициентом оборотности ηn = 40 (табл.8 МУ), установим связь между скоростью автомобиля на прямой передаче и частотой вращения коленчатого вала двигателя и под шкалой скорости нанесём шкалу оборотов.
Считая, что двигатель работает с ограничителем максимальных оборотов, задаёмся отношением nVmax/nN =1,15 и определяем частоту nN вращения коленчатого вала двигателя на режиме максимальной мощности:
Находим максимальную мощность двигателя:
Для карбюраторного двигателя С1 = 1; С2 = 1
Далее, по формуле
рассчитываем всю внешнюю скоростную характеристику двигателя, задавшись различными величинами частоты вращения nе коленчатого вала от и nmin = 800 об/мин до nmax = 3200 об мин. Результаты расчета заносим в табл. 1.
Крутящие моменты двигателя определяем из выражения
Результаты расчетов заносим в табл. 1.
Мощность сопротивлений рассчитываем по формуле:
Результаты расчетов заносим в табл. 1.
Графически внешнюю скоростную характеристику изображаем на листе графической части курсового проекта.
Из графика видно, что характеристика двигателя выбрана удачно, так как кривые мощностей Ne и Nψ0 пересекаются, и автомобиль, двигаясь на прямой передаче, сможет преодолеть заданный подъём α0 при скорости Va = 54 км/ч
Таблица 1
Va, км/ч | 20 | 30 | 40 | 50 | 60 | 70 | 80 | 90 |
ne, об/мин | 800 | 1200 | 1600 | 2000 | 2400 | 2800 | 3200 | 3600 |
Ne, кВт | 33,5 | 52,1 | 70,3 | 86,5 | 99,4 | 107,7 | 109,9 | 104,7 |
Мe, Н∙м | 399,6 | 415,1 | 419,7 | 413,2 | 395,8 | 367,4 | 328,1 | 277,8 |
Nψ0, кВт | 31,1 | 47,5 | 65,1 | 84,1 | 105,0 | 128,1 | 153,8 | 182,5 |
Передаточное число главной передачи для грузового автомобиля с карбюраторным двигателем рассчитываем по формуле:
Подбор передаточных чисел коробки передач.
Вначале рассчитываем передаточное число первой передачи:
Принимаем i1 = 6.
Принятое передаточное число i1 проверяем на отсутствие буксования ведущих колёс по формуле:
Условие выполняется, т.к. 6 < 9,36.
Принимаем число передач в коробке равным пяти, причём четвёртая передача прямая, а пятая ускоряющая. Тогда передаточные числа второй и третьей передачи вычисляются соответственно по формулам:
Чтобы выполнялось условие , уменьшим передаточные числа i2 и i1 соответственно до 3 и 1,65. Тогда получим
Передаточное число пятой передачи берём равным 0,75. Таким образом, имеем следующие передаточные числа коробки:
i1=6; i2=3; i3=1,65; i4=1; i5=0,75;
Все показатели динамичности выражаем в зависимости от скорости автомобиля по формуле:
Скорость автомобиля на первой передаче
- на второй
- на третьей
- на четвёртой
- на пятой
Тяговое усилие на ведущих колёсах вычисляем по формуле:
Тогда:
- на первой передаче
- на второй
- на третьей
- на четвёртой
- на пятой передаче
Динамический фактор рассчитываем по формуле:
Коэффициент учета вращающихся масс
Тогда получим на различных передачах
Ускорение автомобиля по формуле:
Коэффициент сопротивления качению принимаем равным 0,02.
Подставляя значения δ формулу, получим:
- на первой передаче
- на второй
- на третьей
- на четвёртой
- на пятой
Результаты вычислений D и j для 1–5 передач сведем в табл. 2 - 6. Графики данных зависимостей приведем на листе графической части.
Таблица 2
ne, об/мин | Va, км/ч | Мe, Н∙м | Pk, Н | Pw, Н | D | j, м/с2 |
800 | 3,36 | 399,6 | 30737 | 2,13 | 0,302 | 1,11 |
1200 | 5,04 | 415,1 | 31929 | 4,79 | 0,314 | 1,16 |
1600 | 6,72 | 419,7 | 32283 | 8,51 | 0,317 | 1,17 |
2000 | 8,4 | 413,2 | 31783 | 13,30 | 0,312 | 1,15 |
2400 | 10,08 | 395,8 | 30445 | 19,15 | 0,299 | 1,10 |
2800 | 11,76 | 367,4 | 28260 | 26,06 | 0,278 | 1,02 |
3200 | 13,44 | 328,1 | 25237 | 34,04 | 0,248 | 0,90 |
3600 | 15,12 | 277,8 | 21368 | 43,09 | 0,210 | 0,75 |