Теоретическая составляющая художественной обработки материалов

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 19:39, курсовая работа

Описание работы

Цель нашей курсовой определить, какие бывают виды художественной обработки материалов и как их можно использовать на уроках технологии.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..1
Глава 1. Теоретическая составляющая художественной обработки материалов
Анализ литературы по проблеме художественной обработки
материалов………………………………………………………………………...2
Художественная обработка камня и кости………..……………………..5
Художественная обработка древесины………………………………....16
Глава 2. Методические рекомендации
2.1 Методика проведения урока технологии по теме «Геометрическая
резьба по дереву»
2.2 Рекомендации для учителей по художественной обработке материалов
Заключение.
Список литературы

Работа содержит 1 файл

введение оконч.doc

— 298.50 Кб (Скачать)

      Несмотря  на высокие ремесленные навыки, мастера постоянно испытывали трудности в работе с твердым материалом. Поэтому переход кустарей к обработке камня мягких пород облегчал их труд, давал больше возможностей для изготовления очень широкого ассортимента изделий. И уже к концу XIX в. начинают складываться промыслы по художественной обработки камня мягкого типа. В данную группу входят разновидности гип­сового камня, селенит, кальцит, серпентин, талько-хлорит и некоторые другие.

      Техника их обработки чрезвычайно проста. Блоки такого камня легко распилить ножовкой или циркулярной пилой. Резьба его производится стамесками разного по сечению профиля, ножами, обрабатывается рашпилями. Мягкий камень из-за недостаточной твердости и хрупкости не всегда прорабатывается детально. Чаще и утилитарные предметы, и скульптурная пластика имеют компактные формы и незначительные членения. Традиционными способами отделки являются шлифование стеблями хвоща и полировка гашеной известью и мыльной пеной. Для окончательной отделки применяют парафин или лаки, с помощью которых лучше выявляется природный рисунок художественно обработанного камня.

      Драгоценные камни.

      Как это ни странно, но необработанный драгоценный  камень весьма непривлекателен и  мало похож на восхитительно сверкающий самоцвет. Лишь специальная обработка превращает похожий на булыжник природный минерал в драгоценность. Для придания драгоценным камням формы, красоты и обеспечения игры цветов минералы необходимо обрабатывать. Обработка драгоценных камней иначе называется гранильным искусством.

      Основными этапами данного вида работы являются огранка и полировка минералов. А сам процесс обработки ювелирных  камней включает в себя непосредственно  огранку и резьбу по камню (гравирование).

      Огранка

      Одним из древнейших и самых простых способов обработки минералов является кабошон, заключающийся в придании верхней части камня округленной формы.

         
 
 
 

      Данный  вид обработки ювелирных камней наиболее популярен среди непрозрачных минералов, например, бирюзы, змеевика или малахита. В результате огранки достигается максимальная игра цвета. Кабошон чаще всего применяется для камней полупрозрачной и непрозрачной структуры.

      Драгоценные камни первого и второго порядка  в основном гранят по другому методу. В зависимости от вида драгоценного камня огранка может быть различной. Так яркие сапфир и изумруд гранят ступенчатой огранкой (прямоугольной формы), алмазы же требуют более сложного подхода, поскольку этот минерал имеет необычайно твердую структуру. Процесс обработки этого камня немыслим без специального технического оборудования и использования гранильных станков.

      Смысл огранки заключается в такой  обработке камня, в результате которой  его блеск и игра света будут  особенно эффектны. Даже более того — хорошая огранка позволяет  замаскировать небольшие недостатки камня и подать его в лучшем виде. Вот почему качество огранки имеет такое значение: профессиональная обработка увеличивает в стоимости минерал, а посредственная огранка, наоборот, обесценивает камень.

      В большинстве случаев огранка (кроме  кабошона) — это нанесение на поверхности драгоценного камня граней или фасетов, в результате чего отсекается все лишнее и образуется форма самоцвета. Грани необходимы для отражения и преломления света в структуре камня. Луч попадает на грань, проходит внутрь камня, отражается от других граней и создает волшебное сияние.

       

      Бриллиантовая огранка — наиболее распространенная огранка драгоценных камней и, в  частности, бриллиантов. Правда, для качественного ее исполнения требуется немало сил, времени и мастерства, но зато результат превосходит самые смелые ожидания. Ограненный таким образом алмаз имеет сильную дисперсию света, он «играет» и переливается всеми гранями за счет абсолютного внутреннего отражения. Разумеется, если хоть одна грань дала кривизну, такого сияния уже не дождаться. Обычно бриллиантовая огранка содержат 57 граней (33 грани на лицевой стороне и 24 на оборотной), однако встречаются образцы, ограненные в 240 граней.

      Путь  к бриллиантовой огранке был  долог: вначале появился ее прообраз — огранка «розой», которая отличалась от современной обработки отсутствием  основания. Таким образом гранилась  только лицевая часть, причем вариации были различны: крестообразная роза, голландская, шестигранная и т.д.

       

      Ступенчатая и клиньевая огранки характеризуются  наличием параллельных граней в основании. Общий вид камня при этом —  многоугольник с площадкой в форме треугольников или трапеций. Этот многоугольник может иметь множество вариаций: квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб, багет и т.д. Изумрудная восьмиугольная огранка тоже является разновидностью ступенчатой и от прямоугольной отличается срезанными углами. А вот огранка «бриолет» (в виде капли) не относится ни к бриллиантовой, ни к ступенчатой огранкам, так как являет собой симбиоз этих ювелирных обработок.

      К фантазийным огранкам относятся  все остальные типы огранок: сердце, цветок, маркиза, груши, овала, принцесса, ашер, бусина, радиант, щит, эполет, триллиант и т.д.

      Итак, из каких же частей состоит ограненный кристалл? Во-первых, он состоит из верхней  и нижней частей, называемых коронкой и павильоном, а если уж совсем точно, то имеет место еще и рундист — узкая полоска, опоясывающая камень в самом широком месте и разделяющая коронку и павильон на две части.

      Коронка, рундист и павильон, в свою очередь, состоят из граней или фасетов, причем площадкой называют верхнюю грань, расположенную горизонтально, а колетой считается нижняя грань.

      Еще одна важная составляющая огранки (в  основном бриллиантовой) это шип, представляющий собой самое острое место камня. Его следует искать внизу павильона. Наглядно строение ограненного камня  можно увидеть из нижеприведенного рисунка.

      

        Облагораживание

      Ограненные  камни можно значительно улучшить, применяя современные геммологические  средства облагораживания. Как правило, оно касается повышения качественных характеристик драгоценного камня (цвета и прозрачности), в результате чего выигрывает внешний вид самоцвета и увеличивается его стоимость. В настоящее время применяют следующие виды воздействия.

      Температурная обработка

      Многие  драгоценные камни очень восприимчивы к действию высоких температур: их цвет становится насыщеннее, а природные включения не столь заметны. Некоторые самоцветы даже меняют свой оттенок после такого обжига, например, золотистые топазы, фиолетовые танзаниты и т.п.

      Лабораторное  облучение

      Воздействие облучением способно выявить более  глубокий и интенсивный цвет драгоценного камня. Такой метод облагораживания  часто применяют в случае с  синими топазами, зелеными кварцами и  т.д. Разумеется, нужно обладать соответствующим оборудованием, чтобы проводить такие воздействия, ведь неверно проведенное облучение оставляет в самоцветах остатки радиации, которая совсем не позитивно сказывается на здоровье человека.

      Механическая  обработка

      Дефекты на поверхности драгоценного камня можно замаскировать специальными восковыми или масляными составами, точно повторяющими цвет камня. Такая обработка делает камень более прозрачным и привлекательным, однако уход за такими минералами требует особой осторожности, так как можно очень легко повредить тонкую масляную пленку на поверхности. Также практикуется заполнение трещин и дефектов камня специальным свинцовым стеклом, которое визуально скрывает недостатки камня.

      Резьба  по кости

      Резьба  по кости, история  возникновения.

      Художественная  резьба по кости, по давности возникновения, не уступает искусству резьбы по дереву, с той лишь разницей; что в разных уголках нашей Планеты развитие каждого из этих искусств происходило с разной степенью интенсивности. А именно, в зависимости от окружавшей человека флоры и фауны.

      Например: Резьбой по кости традиционно занимались на Крайнем Севере, в силу доступности, добываемого здесь, моржового клыка(бивня).Или регион полуострова Индостан-это ареал естественного обитания Индийского слона. Хотя, археологические находки, в этих местах, изделий из слоновой кости не столь многочисленны, в силу ряда причин, но занятие резьбой было распространено.В древнеиндийской литературе множество раз упоминается об этом искусстве, и даже в Священных Ведических Писаниях -это, одно из благороднейших ремёсел, владение которым очень почётно, и передаётся из поколения в поколение, от отца к сыну.

      С развитием торговли и мореплавания, и как следствие этого взаимопроникновение культур разных народов -занятие резьбой, как и другие направления прикладного искусства, словно зеркало отразили это смешение культур. Здесь и подражание стилю заморских мастеров, заимствование технических приёмов и методик работы невиданным доселе инструментом, ну и конечно проба собственных сил на ценном иноземном материале.

      Резьбой по кости занимались и моряки, во время продолжительных плаваний. И надо отдать им должное, достигли в этом искусстве немалых высот, что впрочем и неудивительно. Моряки имели достаточно свободного от вахт времени, и явно не испытывали недостатка в сюжетах для воплощения, морская романтика щедрой рукой раздаёт вдохновение. К тому же проблема наличия весьма ценного материала, для своего творчества, морякам, которые занимались резьбой по кости, представлялась не такой острой, как их сухопутным собратьям, особенно осёдлым.

      Морякам был доступен лучший материал тех  мест, где они бывали, а почему нет, ведь они и занимались его поставкой туда, где его ждали. Это был и слоновый бивень, зуб нарвала, кашалота, рог носорога (запрещённые к добыче в наше время) и т.д; прекрасные старинные образцы, украшающие многие музеи мира, филигранно выполнены из этих замечательных материалов

      Бивни  мамонта,  слона,  моржовая кость  и зуб кашалота, называемые благородной   костью,   мастера  исстари  применяли  для  резных  работ. Благородная кость красива, прочна, легко режется и прекрасно полируется. Благодаря  слоистому  строению кости на ее поверхности появляется легкий текстурный  рисунок,  напоминающий  волнообразные  узоры. Красивый белый цвет с желтовато-палевыми, голубоватыми и зеленоватыми оттенками придает кости  необыкновенную  теплоту  и  декоративность. Ископаемую мамонтовую кость  добывали  в  северных  районах нашей страны, слоновую же вывозили из-за  границы, велась также охота на моржей и кашалотов. Немудрено, что мастера  всегда  испытывали  трудности  с материалами, поэтому постоянно велись   поиски  более  дешевой  и  доступной  кости. Таким  материалом оказалась  так  называемая  цевка  —  трубчатая  кость крупного рогатого скота. Используя природную цилиндрическую форму цевки, косторезы искусно вписывали  в  нее  фигурки  различных  животных, а порой целые сценки по мотивам русских народных сказок и басен.

      Обработка таких материалов как камень, кость  не очень сложна, но как мы видим  в итоге обработки получаются вещи, которые имеют великолепнейший внешний вид. Отсюда мы можем сделать вывод, что этот вид художественной обработки сделает учащегося, который осилит этот вид обработки, очень конкурентоспособным. Вот возьмем например, алмаз и его обработанный вариант бриллиант их цена отличается почти в два раза! А про обработку кости и говорить не надо.

 

                    Художественная обработка древесины. 

      Художественная  обработка древесины — древнее  ремесло человека. В деревянных художественных изделиях человек находил пользу и красоту. Он украшал жилище коньком на крыше, резными наличниками и дверьми, Изготавливал деревянную посуду, игрушки, сувениры.

            В России построено  множество храмов и дворцов, украшенных резьбой по дереву. Шедевром деревянного  зодчества является ансамбль построек на острове Кижи  Онежского озера с двадцатиглавой Преображенской церковью (1714 г.).

      Широкое развитие получило производство деревянной резной и точеной посуды, которую  пропитывали олифой, расписывали  масляными красками, отделывали серебром и золотом. Вам хорошо знакома знаменитая хохломская роспись.

      Художественная  обработка древесины выполнялась  в различных стилях. Хорошо известен также стиль барокко. Он отличается динамичностью (подвижностью) форм, пышностью, праздничным декором с изображениями венков, головок купидонов, стилизованных зверей, птиц.

      Красива мебель, украшенная мозаичными наборами, покрытая цветным лаком, инкрустированная металлом, костью. Особое место в  художественной обработке мебели занимают различные виды резьбы.

      Спрос на высокохудожественную мебель высок  всегда. В современном изготовлении мебели выделяют три направления: в  народном стиле из массивной древесины  с резными и точеными элементами; в стиле ретро в форме роскошных  стилей барокко и классицизма; нетрадиционное дизайнерское решение в новых формах и конструкциях для молодежи.

      Особое  место в художественной обработке  древесины получила ручная резьба по дереву.

      Существует  много видов резьбы. Среди них  наиболее распространены: плосковыемчатая, геометрическая, контурная, прорезная.

Информация о работе Теоретическая составляющая художественной обработки материалов