Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 19:39, курсовая работа
Цель нашей курсовой определить, какие бывают виды художественной обработки материалов и как их можно использовать на уроках технологии.
Введение……………………………………………………………………………..1
Глава 1. Теоретическая составляющая художественной обработки материалов
Анализ литературы по проблеме художественной обработки
материалов………………………………………………………………………...2
Художественная обработка камня и кости………..……………………..5
Художественная обработка древесины………………………………....16
Глава 2. Методические рекомендации
2.1 Методика проведения урока технологии по теме «Геометрическая
резьба по дереву»
2.2 Рекомендации для учителей по художественной обработке материалов
Заключение.
Список литературы
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретическая составляющая художественной обработки материалов
материалов…………………………………………………
Глава 2. Методические рекомендации
2.1 Методика проведения урока технологии по теме «Геометрическая
резьба по дереву»
2.2 Рекомендации для учителей по художественной обработке материалов
Заключение.
Список литературы
Введение
Художественная обработка материалов известна с глубокой древности. Человек, встречая на своем пути всевозможные материалы, преобразовывал их, чтобы они стали более практичными, удобными. Но со временем опыт накапливался и стали складываться некоторые эстетические предпочтения. Так стали появляться первые декоративные вещи. Со временем обработка усложнялась, изделия были более красивыми, материалы более разнообразными.
Сегодня художественная обработка материалов это целое направление искусства. Оно включает в себя массу материалов и способов их обработки, начиная от мягкого дерева и заканчивая самым твердым материалом алмазом. Все это называется одним словом - дизайн.
Термин "дизайн" появился в нашей стране недавно. До этого проектирование вещей назвалось "художественным конструированием", а теория создания вещей “технической эстетикой". В переводе с английского "дизайн" означает рисование.
Это слово породило и производные понятия: “дизайнер" - художник-конструктор, "дизайн-форма” - внешняя форма предмета и др.
Российские ученые рассматривают дизайн как деятельность художника-конструктора в области проектирования массовой промышленной продукции и создании на этой основе предметной среды.
Ценность каждой вещи в двух началах – пользе и красоте.
В каждом предмете заложено техническое и эстетическое начало, всегда непостоянное и исторически сменяемое. Практическая польза вещи не требует объяснения, но оказывается, что пользе может сопутствовать и некоторое эстетическое переживание.
Цель нашей курсовой определить, какие бывают виды художественной обработки материалов и как их можно использовать на уроках технологии.
Для этого
мы рассмотрим разнообразные материалы
и способы их обработки.
Анализ литературы по проблеме художественной обработки материалов
Сегодня едва ли нужно доказывать, что функциональность и красота формы машины и любого другого предмета окружающей нас технической среды давно стали некими новыми важными параметрами промышленного изделия, одним из показателей его стоимости и активными факторами в успешном продвижении товара на рынке. Но такое понимание значимости промышленного искусства сложилось далеко не сразу.
Недооценка эстетического подхода в свое время дорого обошлась Т.А. Эдисону: опередив братьев Люмьеров, – основателей французского кино, - в получении движущего изображения и запатентовав перфорированную кинопленку, титан инженерии так и не разглядел главного – культурной и социальной значимости кинематографа. Эдисон, упорно делая ставку на кинескопы и технические аспекты, терял зрителя. Он счел себя обворованным, затеял “патентную войну” (по его требованию в Нью-Йорке были закрыты 500 кинозалов) и проиграл ее в конечном итоге.
Несколько иначе проявил себя Г.Форд, говоривший вначале, что он не даст и ломаного гроша за все искусство в мире: настал момент, когда он закрыл свои заводы, чтобы переоборудовать их для выпуска новых элегантных моделей машин. “Красота – коммерческий товар, на нее есть спрос” – примерно так объяснил перемену своих взглядов Форд. Вот поэтому мы в этой курсовой работе разбираем тему дизайна в обработке конструкционных материалов. Как можно придать вещи более красивый и товаропригодный вид.
Сегодня нет единого понимания термина дизайн и существует множество определений на сей счет.
Дизайн (design) в переводе с английского означает чертеж, проект, эскиз, рисунок, замысел. Однако в термине design заключен оттенок необычности, остроумия. Англичане под словом “designеr” подразумевают не просто проектировщика новых изделий, а хитроумного человека. Отсюда и дизайн – не просто проект, а остроумный проект, оригинальное, необычное предложение, красивое решение.
В англоязычных странах, под дизайном понимается обособившееся проектирование, порожденное машинным производством.
В наиболее широком плане под дизайном некоторые специалисты понимают особый комбинаторный способ мышления, способность соединять ранее не связанные явления.
В
таком понимании дизайн охватывает
практически все сферы
Другое, также весьма широкое понимание дизайна сводится к созданию вещей, совмещающих пользу и красоту. Именно так употребляется, термин “дизайн”, в Японии. Историю дизайна в таком понимании следует отсчитывать со времени зарождения прикладного искусства. Заметим, что сам термин “прикладное искусство” (applied art) возник лишь в первой половине XIXв, когда стала актуальной проблема совмещения красоты и пользы (раньше, в эпоху кустарного производства, такого вопроса не было, т.к. красота и польза были неразрывно связаны).
Видимо здесь сразу же нужно сказать несколько слов и о понятии “красота”.
Красота – это общественное свойство вещей, как и польза, удобство, целесообразность.
Красота промышленных изделий выступает обычно не как самоцель, а как одно из конкретных воплощений принципа “удобства”, как некое удобство для глаза.
Красота имеет свою специфику:
Все созданное человеком всегда имело практическое назначение и вместе с тем выражало духовный смысл, так как самой характерной чертой прикладного искусства является то, что вещи, создаваемые для практического применения, становятся носителями настроения мастера, его чувств и мыслей. Человек улучшал вещь по форме и восприятию, а в процессе труда совершенствовалась его рука, воспитывалось чувство формы, цвета, материала, пропорции, симметрии, ритма. В наше время все это называется дизайном. И так попытаемся объяснить: для человеку дизайн? Какие цели мы ставим перед ним?
Цель дизайна у нас традиционно формулировалась так – это формирование гармоничной предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей материальные и духовные потребности человека.
Характерная тенденция подлинного дизайна – это стремление проектировать не только отдельные предметы, но и целостные комплексы, изменяющие и гармонизирующие окружающую нас предметную среду.
Дизайн вещей сегодня весьма многолик. Различные разновидности дизайна в разных пропорциях сочетают в себе два исходных начала – практическое и художественное. Эти разновидности дизайна находятся, видимо, между двумя такими крайними полюсами:
Имеется и понятие классического дизайна, опирающегося на метод художественного конструирования. В нем наглядно проявляется мудрая стилевая уравновешенность. Его цель – формирование целостного человека. В основе здесь лежит практическое совершенство предметной среды, но необходимым условием является их “одухотворенность”, чтобы в их форме читалось отношение к ним общества. Поэтому классический дизайн прежде всего востребован в учебной практике в вузах.
Но нас больше всего интересует Art- дизайн или художественная обработка. Ведь цель такого дизайна – это достижение художественного совершенства, то есть придание изделию лучшего товарного вида. А это в свою очередь дает возможность школьникам быть более востребованными на рынке труда. В современном мире, де очень большая конкуренция - это качество очень важно, именно поэтому мы выбираем художественную обработку материалов.
Художественная
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА КАМНЯ
Одним из наиболее «благородных» видов искусства является художественная обработка камня. В истории материальной культуры этот материал занимает особое место, так как отличается большой прочностью, что позволяет использовать его в строительстве и для создания предметов бытового и декоративного назначения. Придание куску правильной формы, шлифовка и полировка его поверхности, выявляющие цвет и природный рисунок, всегда требовали значительных усилий мастера. Поэтому ремесленная сторона дела в обработке была и остается важной основой этого вида декоративно-прикладного творчества.
От времени изготовления каменных орудий труда и охоты до более поздних периодов, когда строились уникальные дворцы и храмы из камня, мастер, владеющий техникой художественной обработки камня, оставался важной фигурой сложного творческого процесса. Высокий уровень владения этим искусством подтверждают многие древние памятники архитектуры. Сооружения Древней и Средневековой Руси, Армении, Грузии демонстрируют самобытные архитектурные решения и своеобразное украшение резьбой. Уникальное мастерство резчиков можно видеть в Дмитровском соборе г. Владимира, стены которого покрыты рельефными изображениями цветов, птиц, львов, грифонов. Традиции, заложенные владимирскими мастерами XII в., получили продолжение в белокаменных строениях Москвы, в период ее становления как центра русского государства.
Богатство самоцветов России раскрывалось в новых работах камнерезов и ювелиров. Интерес к цветному камню (драгоценному, полудрагоценному, поделочному) перерос в коллекционирование образцов материала разных пород и собирание оригинальных изделий, выполненных из этого сырья. С середины XIX века наблюдается определенный спад в художественной обработки камня. Не получая крупных заказов, свертывают масштабы своего производства фабрики. Тем не менее, традиция мастерства обеспечивает продолжение работ и способствует сохранению старых фабрик до настоящего времени.
Опыт работы на фабриках по художественной обработки камня позволил мастерам самостоятельно заниматься, поисками камнесамоцветного сырья и изготовлением художественных изделий по своему вкусу. В моменты спада производства мастера организовывали на дому свои маленькие мастерские. Так, во второй половине XIX в. складываются камнерезные промыслы. Сфера ее развития была довольно широка, особенно на Урале.
Тысячи кустарей занимались художественной обработкой камня и гранением прозрачных самоцветов, на примитивных станочках вытачивали бусы или полусферической формы камни (кабошоны) для брошей, перстней, сережек. Делали мастера не только полуфабрикаты-заготовки, но и законченные вещи, представлявшие самостоятельные художественные решения: шкатулки, подсвечники, прессы для бумаг, лоточки для ювелирной мелочи. Эти предметы украшали мозаика из камней различного цвета и рисунка, рельефные натюрморты из ягод и листьев, помещенные на крыше шкатулки или на плитке пресса для бумаг. Высокое техническое мастерство исполнения в изображении натюрморта часто приводило к натурализму, снижавшему художественные достоинства вещей.
Информация о работе Теоретическая составляющая художественной обработки материалов