Структура нефтегазового комплекса России

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 15:55, реферат

Описание работы

Развиваясь, человечество начинает использовать все новые виды ресурсов (атомную и геотермальную энергию, солнечную, гидроэнергию приливов и отливов, ветряную и другие нетрадиционные источники). Однако главную роль в обеспечении энергией всех отраслей экономики сегодня играют топливные ресурсы. Это четко отражает "приходная часть" топливно-энергетического баланса.

Работа содержит 1 файл

Структура нефтегазового комплекса РФ.doc

— 249.50 Кб (Скачать)

    Не  лучше обстоят дела в нефтепереработке, где износ основных фондов составляет 80%. Загрузка нефтеперерабатывающих мощностей не превышает 55%, тогда как “порогом устойчивости” в отрасли считается 65%.  С 1991 по 1997 г, практически не изменилась глубина переработки нефтяного сырья в российской нефтеперерабатывающей промышленности, которая остается по-прежнему на уровне 65%, что считается крайне низким по международным стандартам.

    Большие проблемы с износом основного  фонда стоят перед трубопроводным транспортом. В России свыше 10% трубопроводов были проложены 35 лет тому назад, а 70% имеют более чем десятилетний стаж. Только в одной газовой отрасли подлежат реконструкции и замене около 35 тыс. км из 160 тыс. км эксплуатируемых газопроводов. В структуре газопроводов по возрасту — 85% находятся в эксплуатации от 10 до 30 пет, 14% – эксплуатируются более 30 лет.

    С не менее важными проблемами сталкивается Россия и в области поддержания экспортного потенциала ТЭК. Территориальная и функциональная разобщенность отдельных частей ТЭК в результате распада Советского Союза создали для России значительные трудности, особенно с транспортировкой экспортных грузов. Контроль над магистральными экспортными трубопроводами и терминалами начали осуществлять, помимо России, Украина, Белоруссия, Литва, Латвия, Эстония, Грузия. В России остались только три из восьми морских комплексов для экспорта нефти. Спустя восемь лет после распада СССР Россия все еще остро ощущает недостаток экспортных портов, складского хозяйства, танкерного флота, оборудованных пограничных переходов и т.д. Сохраняется непредсказуемость транзитных поставок российской нефти и газа через территорию Украины, Прибалтики, а также Чечни. Все это серьезно осложняет обеспечение экономической безопасности Российской Федерации и функционирование ее экспортного потенциала.

    Кризисное состояние российского ТЭК, недостаток возможностей его модернизировать и развивать являются прямым следствием кризиса инвестиционной политики, низкого уровня платежеспособного спроса предприятий на инвестиции, неблагоприятного инвестиционного климата в стране.

    ТЭК всегда был наиболее капиталоемкой сферой народного хозяйства. Накануне распада СССР комплекс поглощал до 40% всех инвестиций, выделявшихся централизованно на промышленное развитие страны. В настоящее время ТЭК продолжает лидировать по объему привлекаемых инвестиций. В 1998 г. на его долю пришлось 25,2% капитальных вложений в экономику России за счет всех источников финансирования.

    При переходе народного хозяйства на рельсы рыночной экономики инвестиционные потребности ТЭК отнюдь не уменьшились. Это обусловлено рядом новых требовании, предъявляемых к комплексу, в частности ростом затрат на экологическую защиту, модернизацию, социальные нужды. Резко возрастают удельные капиталовложения в связи с безальтернативным переносом центров добычи в труднодоступные, неосвоенные и неблагоприятные для здоровья регионы, в том числе в районы шельфов Крайнего Севера с исключительно высокими единовременными затратами.

    В условиях кризиса российский ТЭК стал сталкиваться с острой недостаточностью инвестиционного обеспечения, причем не только для увеличения, но даже просто для сохранения существующего, весьма низкого по сравнению с прошлым, уровня производства.

    По  сравнению с 1991 г. объем капиталовложений в ТЭК России в целом сократился в 1998 г. в сопоставимых ценах более чем в 3 раза. Из-за дефицита капиталовложений нарушаются   нормальные   воспроизводственные процессы – от подготовки сырьевой базы и строительства новых мощностей до ремонта и реконструкции действующих объектов. В связи с этим технический уровень и физическое состояние большинства предприятий ТЭК все больше перестают отвечать современному уровню и требованиям техники безопасности. Общее сокращение инвестиций происходит на фоне резкого падения доли наиболее важного в прошлом источника — государственного финансирования. Так, удельный вес государственных централизованных капитальных вложений в отрасли комплекса, составлявший в 1988 г. 74,3% их общего объема, снизился к 1993 г. до 15%, в 1996 г. — до 0,14% и в 1997 г. – до 0,7%. В 1998 г. лимит государственных централизованных капитальных вложений по федеральной целевой программе “Топливо и энергия” был установлен на уровне 154 млн. руб. при потребности по программе 36.485 млн. руб., а по федеральной целевой программе “Газификация России” — 20 млн. руб. при потребности в 7021 млн. ру6.

    Осуществляемая экономическая реформа исходила из замены бюджетного финансирования капитальных вложений заемными и собственными средствами предприятий. Однако претворение этой политики в жизнь натолкнулось на многие трудности. В результате ТЭК остается и без государственных капиталовложений, и без достаточных инвестиций, осуществляемых за счет предприятий. Здесь сыграли свою роль низкая рентабельность большинства предприятий ТЭК при действующих ценах на энергоресурсы, падение платежеспособного спроса, огромные по масштабам, как уже отмечалось, неплатежи потребителей, высокий и все увеличивающийся уровень налогообложения, запоздалое решение проблем амортизационных отчислений в связи с переоценкой основных фондов, огромный рост транспортных издержек, а также падение экспортных цен на нефтегазовую продукцию ТЭК в 1998 г. Высокие проценты по привлекаемым заемным средствам сделали невыгодным использование кредитов на уровне предприятий.

    Неблагоприятное положение с инвестированием  наглядно иллюстрируется ситуацией в 1998 г., когда намеченную программу по капитальным вложениям по основным нефтяным и газовым компаниям не выполнили “Коми-ТЭК” (на 65%), “Спавнефть” (на 39%), “СИДАНКО” и “Татнефть” (на 27-28%). “ЛУКойл” (на 22%), “ОНАКО” (на 15%), предприятия нефтепереработки (на 33%). Перевыполнили — предприятия газовой промышленности (на 33%), компании “Сургутнефтегаз” (на 5%) и ТНК (на 6%).

    В целом, в 1998 г. капиталовложения в российский ТЭК, осуществленные из всех источников, были ниже намеченных прогнозных показателей на 6%, в том числе по предприятиям нефтяной промышленности на 11 %. Предприятия газовой промышленности перевыполнили прогнозные наметки на 33%. В сравнении с 1997 г. (в сопоставимых ценах) капиталовложения в ТЭК снизились на 28%, в том числе предприятиями нефтяной промышленности на 27% и предприятиями газовой промышленности на 34%.

    Таким образом, отсутствие правовой стабильности, агрессивная налоговая политика, рост криминогенной обстановки в ТЭК и вокруг него, введение высоких экспортных пошлин и акцизов привели к масштабному сокращению инвестиций и даже оттоку капитала из России, а инвестиционный климат сделали неблагоприятным для любых инвестиций, независимо от того, являются они отечественными или зарубежными. Непредсказуемость дальнейшего развития событий в ТЭК, особенно в нефтяном секторе, затрудняет достоверную оценку потребностей России в инвестициях на стабилизацию положения в ТЭК и его дальнейшее развитие. Тем не менее постараемся определить, хотя бы приблизительно, возможные параметры необходимых капиталовложений для реанимации главной отрасли промышленного производства страны.

    Для этой цели воспользуемся главными программными документами, определяющими российскую энергетическую политику на перспективу. К их числу, в первую очередь, относятся “Основные направления энергетической политики и структурной перестройки топливно-энергетического комплекса РФ на период до 2010 года”, утвержденные Указом Президента Рф от  7 мая 1995 г. № 472, и “Энергетическая стратегия России”, одобренная Постановлением Правительства РФ от 13 октября 1995 г. № 1006. Дополнительно к ним Правительство РФ утвердило Постановлением от 6 марта 1996 г. № 263 федеральную целевую программу “Топливо и Энергия” и Постановлением от 24 января 1998 г. № 80 федеральную целевую программу “Энергосбережение России на 1998-2005 годы”. Энергетическая политика, разработанная в этих основополагающих документах, учтена и отражена также в программе “Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах”, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 31 марта 1997 г. № 360, а также в других программных документах, принятых в 1998- 1999 гг.

    При анализе этих документов следует учитывать, что они концентрируют свое внимание не на определении параметров процесса развития ТЭК, а на установлении условий, при которых развитие ТЭК осуществлялось бы в заданном направлении. В этой связи количественные оценки, приводимые в документах, носят чисто прогнозный характер. Тем не менее представляется целесообразным рассмотреть, применительно к нефтегазовой отрасли, два содержащихся в них сценария возможного развития ТЭК, являющихся минимальным и максимальным вариантами. Оба сценария базируются на одной стратегии развития ТЭК, но отличаются друг от друга сроками, темпами развития, масштабами и очередностью ввода в эксплуатацию отдельных объектов.

    Минимальный, или необходимый вариант, как это определено в “Энергетической стратегии”, предусматривает такое развитие ТЭК, которое гарантировало бы обеспечение энергетических нужд России при пониженном энергопотреблении, обеспеченном максимальным энергосбережением, и весьма умеренном экспорте энергоресурсов, намного меньшим, чем современный уровень, и меньшим, чем уровень 1990 г. Максимальный сценарий развития ТЭК предусматривает повышение энергопотребления в связи с развитием экономики и более высокий уровень экспорта энергоресурсов из России.

    В нижеследующей таблице приводятся данные, характеризующие оба сценария развития производства первичных энергоресурсов.

    Таблица 5 - Сценарии производства первичных энергетических ресурсов 

Виды  первичных энергетических ресурсов 1991 г. 1998 г. 2000 г. 2010 г.
мин. макс. мин. макс.
Производство энергетических ресурсов, всего млн. т у. Т. 1758 1375 1410 1600 1550 1820
в том числе:            
Нефть и конденсат (млн. т ) 462 303 270 310 280 350
Природный газ (млрд. куб. м) 643 591 660 740 740 860
Первичная переработка нефтяного сырья (млн. т) 286 164 162 180 167 223
 

    Суммарный объем инвестиций, необходимых для поддержания работы ТЭК, даже по минимальному варианту весьма велик. В сценарии минимального развития ТЭК необходимые капиталовложения в реконструкцию и развитие отраслей ТЭК в 1996 -2000 гг. оцениваются (в млрд. долл.) в 60-70, в том числе в нефтедобычу — 20-22, в газовую промышленность — 15-18, в нефтепереработку — 5-6. В период 2001 -2005 гг. необходимый приток капиталовложений в ТЭК оценен (в млрд. долл. ) в 85-95, в том числе в нефтедобычу — 25-28, в газовую промышленность — 21-23, в нефтепереработку — 5-6.  Это означает, что ежегодный объем инвестиций в ТЭК по минимальному варианту оценивается в 12-14 млрд. долл. в период 1996-2000 гг. и в 17-19 млрд. долл. в год в период 2001 -2005 гг.

    Однако  минимальный сценарий, составленный в основном в 1994 г., естественно, не мог учитывать реальности конца десятилетия 90-х гг. Это прежде всего относится к тому, что прогнозные значения по добыче нефти на 2000 г. и 2010 г. были установлены намного ниже порога экономической безопасности, определяемой в настоящее время в 300 млн. т.  Практически, сценарий игнорировал проблему растущей потребности страны в экспорте нефти в связи с необходимостью увеличивать получение дополнительных экспортных доходов для покрытия возрастающих нужд, связанных с развитием экономики, структурной перестройкой и выплатой иностранных долгов. Сценарий не принимал во внимание необходимость достаточного наращивания экспортного потенциала в связи с потребностью замены экспорта нефти экспортом высококачественных нефтепродуктов.

    Указанные причины, на наш взгляд, вполне достаточны для того, чтобы не рассматривать в настоящее время минимальный сценарий как один из возможных для будущего развития. Этот сценарий, скорее всего, мог бы служить ориентиром для нефтяной промышленности в случае ее развития по пессимистическому прогнозу, о котором подробнее говорилось ранее. Это может стать реальностью в случае, если правительство и нефтяные компании не смогут удержать отрасль от дальнейшего падения добычи.

    По  этим причинам более вероятным сценарием возможного развития ТЭК является максимальный вариант прогноза, предусматривающий последовательное увеличение добычи за пределы порога безопасности и ориентированный на глубокую переработку нефти и увеличение экспортного потенциала. Согласно этому сценарию, необходимые капиталовложения в развитие ТЭК определены на период 1997-2000 гг. в 96-105 млрд. долл., т.е. на 50-60% выше, чем в минимальном. Половину инвестиций предполагают направить в нефтедобычу и нефтепереработку. В период 2001-2005 гг. объем инвестиций возрастет по сравнению с 1997-2000 гг. еще на 50%. Увеличится, в частности, по сравнению с первым периодом, удельный вес инвестиций в добычу газа.

Информация о работе Структура нефтегазового комплекса России