Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 21:19, творческая работа
Для современного образовательного учреждения характерно повышение требований к уровню образования и профессиональной подготовки работников. Несмотря на то что профессиональное обучение (начальное, среднее и высшее) организуется главным образом в соответствующих учебных заведениях, образовательному учреждению также дано право осуществлять профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации своих работников.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
РАБОТНИКОВ КОЛЛЕДЖА
В РАМКАХ СИСТЕМЫ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
О. А.Шагеева, Л. А.Северьянова
ГОУ СПО Ямало-Ненецкого Автономного Округа
«Новоуренгойский педагогический колледж», г.Новый Уренгой
pedkoll@mail.ru
Для современного образовательного учреждения характерно повышение требований к уровню образования и профессиональной подготовки работников. Несмотря на то что профессиональное обучение (начальное, среднее и высшее) организуется главным образом в соответствующих учебных заведениях, образовательному учреждению также дано право осуществлять профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации своих работников.
Условием модернизации российского образования названо «повышение профессионального уровня педагогов и формирование педагогического корпуса, соответствующего запросам современной жизни», что является одной из приоритетных задач образовательной политики государства.
Для
повышения профессионального
Профессиональные образовательные учреждения нового типа (колледжи, региональные ресурсные центры и пр.), ориентированные на максимально открытое, доступное, непрерывное профессиональное образование, предполагают создание системы повышения квалификации педагогических работников непосредственно внутри образовательного учреждения, которая изначально адекватна особенностям контингента учащихся, образовательной среде конкретного учреждения, уровню компетентности каждого члена педагогического коллектива, обеспечивает системность и последовательность процесса повышения профессионального уровня педагогических работников.
В нашем педагогическом колледже также было принято решение о создании системы повышения педагогической квалификации преподавателей внутри образовательного учреждения. Необходимость непрерывного повышения профессионального уровня преподавателей, создание условий овладения новыми педагогическими идеями, средствами, технологиями обусловлена факторами новых экономических условий:
При организации и проведении обучения в рамках предлагаемой системы возникло немало трудностей. Главная из них – психологического характера. Что нужно совершенствовать свое мастерство, знают все, но далеко не все делают это в реальной жизни. Осознает преподаватель потребность в повышении своей квалификации – сам начинает учиться, не осознает – оказывает сопротивление даже хорошо организованному обучению. Мотивация не оказывает прямого непосредственного влияния на качество работы, но она влияет на старание, ответственность. Чтобы обучение было мотивированным, его строим с учетом реальных потребностей педагогов и уровнем их мотивации. Содержание потребностей определяется ежегодно с помощью диагностирования и анкетирования. Преподаватели колледжа заполняют следующие анкеты: «Факторы, стимулирующие и препятствующие обучению, развитию и саморазвитию преподавателей», «Оценки удовлетворенности работой», «Трудности в работе преподавателя» и т. п. Наряду с анкетированием преподаватели проводят самотестирование «Какой я преподаватель», в заключение подготовительной работы педагог-психолог диагностирует уровень мотивации к обучению.
В колледже создана система повышения квалификации преподавателей и сотрудников, цель которой − повышение профессионально-педагогической компетентности преподавателей.
Для реализации цели необходимо:
Ожидаемые результаты внедрения системы повышения квалификации преподавателей в постдипломное образование:
Риски в период внедрения системы:
Современный
педагог работает в ситуации постоянного
выбора: как в профессионально-
А для этого необходимо непрерывное педагогическое образование, постоянное повышение профессионализма педагогических кадров, что, в свою очередь, является одним из путей повышения качества подготовки будущих специалистов.
Для решения обозначенных выше вопросов в колледже была разработана система повышения квалификации, которая действует третий год .
Составляющие системы повышения квалификации подробно представлены в схеме (см. приложение № 1). В данной системе намечены два пути повышения квалификации: вне образовательного учреждения и внутри колледжа.
Повышение квалификации вне образовательного учреждения − это курсы переподготовки, стажировка на кафедрах Тобольского педагогического института им. Д. И. Менделеева, согласно составленному плану, участие в семинарах и конференциях.
Большое внимание при разработке представленной системы было уделено второму пути повышения квалификации преподавателей - внутри колледжа.
Основными задачами являются:
Диагностика преподавателей позволила выявить затруднения преподавателей в педагогической деятельности и определить темы и вопросы, которые будут изучены с использованием индивидуальных и коллективных форм повышения квалификации:
1. Освоение новых технологий и новых методических приемов обучения.
2. Учет, оценка знаний, умений и навыков студентов.
3.
Планирование самообразования
4.
Осуществление
Практикуемые формы повышения квалификации преподавателей внутри колледжа разнообразны:
√ краткосрочные компьютерные курсы для учителей всех предметов, проводимые преподавателем информатики с учетом:
√ краткосрочные курсы для руководителей научно-исследовательских работ студентов по основам учебно-исследовательской деятельности:
Учеба организуется администрацией колледжа, методической службой:
Созданная система позволяет повышать профессионально-педагогическую компетентность, так как работа предусмотрена по трем направлениям: преподаватель-предметник, преподаватель-методист, преподаватель-воспитатель.
Работа по повышению квалификации преподавателей как предметников проходит через предметно-цикловые комиссии. Их деятельность направлена на непрерывное повышение компетентности педагогов в области науки, учебной дисциплины, методики ее преподавания и расширения кругозора студентов. Используются разные формы работы: изучение нормативной и учебно-методической документации, отчеты по методическим проблемам, взаимопосещения занятий с последующим анализом, обобщение передового опыта, как преподавателей колледжа, так и города, страны.