Совершенствование профессионализма педагогических работников в рамках системы повышения квалификации

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 21:19, творческая работа

Описание работы

Для современного образовательного учреждения характерно повышение требований к уровню образования и профессиональной подготовки работников. Несмотря на то что профессиональное обучение (начальное, среднее и высшее) организуется главным образом в соответствующих учебных заведениях, образовательному учреждению также дано право осуществлять профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации своих работников.

Работа содержит 1 файл

повышение компетентности.doc

— 146.00 Кб (Скачать)
 

      СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ КОЛЛЕДЖА В РАМКАХ СИСТЕМЫ  ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ 

О. А.Шагеева, Л. А.Северьянова

ГОУ СПО Ямало-Ненецкого Автономного Округа

«Новоуренгойский  педагогический колледж», г.Новый Уренгой

pedkoll@mail.ru 

      Для современного образовательного учреждения характерно повышение требований к  уровню образования и профессиональной подготовки работников. Несмотря на то что профессиональное обучение (начальное, среднее и высшее) организуется главным образом в соответствующих учебных заведениях, образовательному учреждению также дано право осуществлять профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации своих работников.

      Условием  модернизации российского образования  названо «повышение профессионального уровня педагогов и формирование педагогического корпуса, соответствующего запросам современной жизни», что является одной из приоритетных задач образовательной политики государства.

      Для повышения профессионального уровня педагогических работников создаются условия, системы, разрабатывается комплекс мероприятий. Существующие формы повышения квалификации при региональных и федеральных институтах развития образования, различных учебных центрах и учреждениях дополнительного образования при всех своих несомненных достоинствах имеют ряд несовершенств: эпизодичность учебы (раз в 5 лет), слабая ориентированность на целостность и индивидуальность процесса формирования компетентности и др.

      Профессиональные  образовательные учреждения нового типа (колледжи, региональные ресурсные центры и пр.), ориентированные на максимально открытое, доступное, непрерывное профессиональное образование, предполагают создание системы повышения квалификации педагогических работников непосредственно внутри образовательного учреждения, которая изначально адекватна особенностям контингента учащихся, образовательной среде конкретного учреждения, уровню компетентности каждого члена педагогического коллектива, обеспечивает системность и последовательность процесса повышения профессионального уровня педагогических работников.

      В нашем педагогическом колледже также было принято решение о создании системы повышения педагогической квалификации преподавателей внутри образовательного учреждения. Необходимость непрерывного повышения профессионального уровня преподавателей, создание условий овладения новыми педагогическими идеями, средствами, технологиями обусловлена факторами новых экономических условий:

  • стремительным обновлением знаний, умений, навыков, приобретаемых в соответствии с потребностями рынка труда;
  • введением новых специальностей и специализаций;
  • обязанностью учебного заведения выпускать готового к работе, а не «молодого» специалиста;
  • возрастающей конкуренцией на рынках труда и образовательных услуг.

      При организации и проведении обучения в рамках предлагаемой системы возникло немало трудностей. Главная из них – психологического характера. Что нужно совершенствовать свое мастерство, знают все, но далеко не все делают это в реальной жизни. Осознает преподаватель потребность в повышении своей квалификации – сам начинает учиться, не осознает – оказывает сопротивление даже хорошо организованному обучению. Мотивация не оказывает прямого непосредственного влияния на качество работы, но она влияет на старание, ответственность. Чтобы обучение было мотивированным, его строим с учетом реальных потребностей педагогов и уровнем их мотивации. Содержание потребностей определяется ежегодно с помощью диагностирования и анкетирования. Преподаватели колледжа заполняют следующие анкеты: «Факторы, стимулирующие и препятствующие обучению, развитию и саморазвитию преподавателей», «Оценки удовлетворенности работой», «Трудности в работе преподавателя» и т. п. Наряду с анкетированием преподаватели проводят самотестирование «Какой я преподаватель», в заключение подготовительной работы педагог-психолог диагностирует уровень мотивации к обучению.

      В колледже создана система повышения квалификации преподавателей и сотрудников, цель которой − повышение профессионально-педагогической компетентности преподавателей.

      Для реализации цели необходимо:

  • расширить и углубить общепедагогические и психологические знания преподавателей;
  • выработать навыки применения средств ИКТ в профессиональной деятельности;
  • стимулировать преподавателей к совершенствованию педагогического мастерства.

       Ожидаемые результаты внедрения системы повышения квалификации преподавателей в постдипломное образование:

  1. Повышение профессионально-педагогической компетентности преподавателей.
  2. Повышение эффективности учебно-воспитательного процесса:
    • совершенствование содержания обучения: внедрение современных форм, методов обучения, инновационных технологий, способствующих развитию способностей студентов, повышению их образовательного уровня;
    • совершенствование форм, методов контроля и оценки знаний, умений, навыков студентов;
    • организация управляемой и контролируемой самостоятельной работы студентов на протяжении всех лет обучения, создание климата, благоприятного для обучения и воспитания студентов.

       Риски в период внедрения системы:

  1. Отсутствие внутренней мотивации вести постоянную и планомерную работу по самообразованию. Чаще всего это скачкообразная деятельность, которая оживляется в период аттестации преподавателя.
  2. Завышение самооценки части преподавателей по поводу повышения профессионального и методического уровня и совершенствования учебно-воспитательного процесса. Отработанная ранее традиционная система обучения не изменяется, хотя явно не способствует качественному обучению студентов.
  3. Отсутствие системы стимулирования преподавателей, стремящихся к повышению качества и уровня обученности студентов.

Общая характеристика

системы повышения квалификации преподавателей

 

     Современный педагог работает в ситуации постоянного  выбора: как в профессионально-нравственном, предполагающем свободную реализацию собственных концептуальных подходов и инновационных идей, так и профессионально-технологическом, обусловленном свободным владением всем спектром методических средств, приемов, форм, позиций в процессе воспитания и обучения. Такая деятельность предполагает:

  • формирование у преподавателя профессиональной компетентности;
  • соединение практики с новейшими достижениями педагогической науки;
  • формирование профессиональных качеств (мыслительные, организаторские и коммуникативные способности), личностных качеств (ответственность, инициативность, мотивация к достижению целей, вера в успех, устойчивость в ситуации риска и стрессов).

      А для этого необходимо непрерывное  педагогическое образование, постоянное повышение профессионализма педагогических кадров, что, в свою очередь, является одним из путей повышения качества подготовки будущих специалистов.

      Для решения обозначенных выше вопросов в колледже была разработана система повышения квалификации, которая действует третий год .

      Составляющие  системы повышения квалификации подробно представлены в схеме (см. приложение № 1). В данной системе намечены два пути повышения квалификации: вне образовательного учреждения и внутри колледжа.

      Повышение квалификации вне образовательного учреждения − это курсы переподготовки, стажировка на кафедрах Тобольского педагогического института им. Д. И. Менделеева, согласно составленному плану, участие в семинарах и конференциях.

      Большое внимание при разработке представленной системы было уделено второму  пути повышения квалификации преподавателей - внутри колледжа.

    Основными задачами являются:

  • расширение и углубление общепедагогических и психологических знаний преподавателей;
  • оказание методической помощи в планировании и организации педагогической деятельности, в освоении и внедрении активных методов обучения, инновационных технологий, позволяющих добиваться прочных умений и навыков студентов, развивать ключевые компетенции будущих специалистов, повышать эффективность учебно-воспитательного процесса.

      Диагностика преподавателей позволила выявить  затруднения преподавателей в педагогической деятельности и определить темы и вопросы, которые будут изучены с использованием индивидуальных и коллективных форм повышения квалификации:

      1. Освоение новых технологий и новых методических приемов обучения.

      2. Учет, оценка знаний, умений и  навыков студентов.

      3. Планирование самообразования и  повышения педагогического мастерства.

      4. Осуществление дифференцированного  подхода к обучению.

      Практикуемые  формы повышения квалификации преподавателей внутри колледжа разнообразны:

  • годичные курсы для преподавателей [семинары, открытые уроки с обсуждением (методические месячники), взаимопосещения];
  • каникулярная тематическая учеба:

      краткосрочные компьютерные курсы для учителей всех предметов, проводимые преподавателем информатики с учетом:

    • уровня владения компьютером обучающихся (создание разноуровневых групп);
    • специфики преподаваемого предмета и создания возможностей для использования полученных данных на курсах навыков в процессе преподавания предмета;

      краткосрочные курсы для руководителей научно-исследовательских работ студентов по основам учебно-исследовательской деятельности:

    • методологические основы научной деятельности;
    • вопросы источниковедения;
    • практика научной письменной речи (практика аннотирования, реферирования);
    • практика устной речи (сообщение, выступление, доклад, участие в прениях и т. д.)
    • практика рецензирования учебно-исследовательских работ студентов;
    • основные подходы к исследованиям интегрированного характера;
    • работа над выявленными в результате диагностирования проблемами.

      Учеба организуется администрацией колледжа, методической службой:

    • методические месячники открытых занятий (2 раза в год: декабрь, апрель);
    • работа в проблемных группах:
      • преподаватели одного предмета или предметной области;
      • преподаватели одной параллели;
      • кураторы;
  • разовые мероприятия:
      • предметные недели кафедры и П(Ц)К;
      • практические занятия на кафедре и П(Ц)К;
      • учительская читательская конференция с проведением открытых занятий;
      • педагогические чтения;
      • самообразование − работа по личным планам.

      Созданная система позволяет повышать профессионально-педагогическую компетентность, так как работа предусмотрена по трем направлениям: преподаватель-предметник, преподаватель-методист, преподаватель-воспитатель.

      Работа  по повышению квалификации преподавателей как предметников проходит через предметно-цикловые комиссии. Их деятельность направлена на непрерывное повышение компетентности педагогов в области науки, учебной дисциплины, методики ее преподавания и расширения кругозора студентов. Используются разные формы работы: изучение нормативной и учебно-методической документации, отчеты по методическим проблемам, взаимопосещения занятий с последующим анализом, обобщение передового опыта, как преподавателей колледжа, так и города, страны.

Информация о работе Совершенствование профессионализма педагогических работников в рамках системы повышения квалификации