Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 17:13, курсовая работа
В настоящее время 90% мирового потребления энергии приходится на нефть (40%), газ (25%) и уголь (25%). Несмотря на значительную зависимость от ископаемых видов топлива, есть основания полагать, что весьма скоро одним из основных источников энергии будет водород. Поэтому на фоне современного экономического и экологического давления нефтеперерабатывающая промышленность должна занять более активную позицию и относиться к решению проблем как к возможности повысить свою конкурентоспособность и пробиться в лидеры развития энергетики
Введение 3
1.Характеристика нефти по СТБ ГОСТ 51858-2003 и выбор варианта ее переработки 7
2. Выбор и обоснование поточной схемы глубокой переработки нефти……………………………………………………………………………15
3. Выбор и обоснование технологической схемы установки риформинга 19
4.Расчет материального баланса отдельных установок и топливно-химического блока и НПЗ в целом 25
5. Расчёт реакторного блока 43
6. Расчёт сепараторов 49
7. Расчёт колонны стабилизации риформата 52
8. Расчёт и подбор компрессора ЦВСГ 54
9. Расчет мощности привода сырьевого насоса 55
10. ОХРАНА ТРУДА И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА УСТАНОВКЕ 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
Содержание
Введение 3
1.Характеристика нефти по СТБ ГОСТ 51858-2003 и выбор варианта ее переработки 7
2. Выбор и обоснование
поточной схемы глубокой переработки
нефти…………………………………………………………………
3. Выбор и обоснование технологической схемы установки риформинга 19
4.Расчет материального баланса отдельных установок и топливно-химического блока и НПЗ в целом 25
5. Расчёт реакторного блока 43
6. Расчёт сепараторов 49
7. Расчёт колонны стабилизации риформата 52
8. Расчёт и подбор компрессора ЦВСГ 54
9. Расчет мощности привода сырьевого насоса 55
10. ОХРАНА ТРУДА И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА УСТАНОВКЕ 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
Введение
В настоящее время 90% мирового
потребления энергии приходится
на нефть (40%), газ (25%) и уголь (25%). Несмотря
на значительную зависимость от ископаемых
видов топлива, есть основания полагать,
что весьма скоро одним из основных
источников энергии будет водород.
Поэтому на фоне современного экономического
и экологического давления нефтеперерабатывающая
промышленность должна занять более
активную позицию и относиться к
решению проблем как к
Поэтому в ближайшем будущем,
в частности, перед белорусской
нефтепереработкой стоят
- углубление переработки нефти;
- изменение структуры
качества товарных
- достижение независимости
от импорта технологий, присадок,
катализаторов, необходимых
В том числе решение экологических проблем, к которым относятся как уже упомянутое улучшение качества моторных топлив и других нефтепродуктов с целью повышения их экологической безопасности, так и проведение природоохранных мероприятий непосредственно на технологических установках НПЗ [2].
В современной нефтепереработке
используются четыре основных углубляющих
процесса: каталитический крекинг, гидрокрекинг,
коксование. Поэтому необходимо внедрять
на нефтеперерабатывающих
На современном этапе
повышаются требования к качеству и
составу выпускаемых моторных топлив.
Для перехода на выпуск автомобильного
топлива, соответствующего высоким
европейским и мировым
Таблица 1. Структура бензинового фонда стран и регионов
Компонент |
США |
ЕЭС |
РБ (ОАО «Нафтан») |
Фракция С4 |
7,0 |
5,0 |
4,0 |
Бензин прямогонный |
3,0 |
7,1 |
19,0 |
Бензиновые фракции |
0,5 |
0,5 |
10,0 |
Риформат |
34,0 |
49,0 |
39,0 |
Бензин каталитического крекинга |
36,0 |
27,0 |
- |
Изомеризат |
5,0 |
5,0 |
19,0 |
Алкилат |
11,2 |
5,1 |
6,0 |
Оксигенаты |
3,3 |
1,3 |
2,0 |
Состав компонентов бензина, производимого на ОАО «Нафтан» является приблизительным и может меняться в зависимости от требуемого качества бензина. Доля риформата в некоторых случаях может достигать 100%.
Таким образом, для обеспечения
требуемых показателей
1) для повышения октанового числа:
- совершенствование
- вовлечение в товарные бензины оксигенатов, разработка новых процессов производства оксигенатов МТАЭ, ЭТБЭ, разработка процесса алкилирования фракций С4 и С5 каталитического крекинга метанолом;
- развитие процессов димеризации бутенов с последующим гидрированием (фактически получение изооктана);
- вовлечение в бензины антидетонационных присадок, прежде всего на основе ароматических аминов;
2) для снижения содержания ароматических углеводородов:
- гидрирование ароматических
углеводородов в процессе
- уменьшение доли фракций риформинга в товарных бензинах;
- совершенствование процесса каталитического риформинга. Разработан процесс каталитического риформинга, получивший название «Экоформинг», выход бензина в данном процессе достигает 90-92% масс., октановое число по исследовательскому методу 93-95, содержание ароматических углеводородов 35-40% масс. В схеме этого процесса компоненты традиционно полученного риформинг-бензина подвергаются дополнительным превращениям в реакциях селективного гидрирования и гидрокрекинга. Похожими показателями обладает второй новый процесс – «Пентаформинг».
3) для снижения содержания
бензола возможно выделение
- гидрирования бензола в циклогексан;
- получения чистого бензола для нефтехимии;
- алкилирования фракции с возвратом алкитлита в товарный бензин (ограничивается общим требованием снижения содержания ароматических углеводородов);
4) для снижения содержания
серы целесообразно развитие
процессов гидроочистки
5) проблема содержания
олефинов решается
К качеству дизельного топлива
на современном этапе также
Топлива современного уровня
качества могут быть выработаны только
при условии использования
- антидетонаторов;
- промотеров воспламенения;
- депрессорно-диспергирующих (для обеспечения низкотемпературных свойств дизельных топлив и мазутов;
- противоизносных (для
сохранения необходимых
В основном присадки закупаются
за рубежом. При сравнительно небольших
объемах импорта это допустимо,
но в будущем, когда практически
все топлива будут
Таким образом основная задача нефтяного комплекса – структурная перестройка перерабатывающей отрасли с целью выработки высококачественных нефтепродуктов отвечающих современным и перспективным требованиям.
Целью данного курсового проекта является проектирование топливно-химического блока НПЗ мощностью 12 млн. тонн нефти в год, обеспечив глубину переработки нефти не менее 85% и получая не менее 7%масс. на нефть сырья для химической промышленности и производство нефтяных битумов. К расчету принять установку каталитического риформинга.
1.Характеристика нефти по СТБ ГОСТ 51858-2003 и выбор варианта ее переработки
Выбор технологической схемы
первичной и последующей
Таблица 1.1 – Показатели качества Медынской нефти
Показатели |
Единицы измерения |
Значение показателя |
Плотность нефти при 20°С |
кг/м3 |
847,8 |
Содержание в нефти: хлористых солей |
мг/л |
57 |
Воды |
% масс. |
0,46 |
Серы |
% масс. |
1,07 |
парафина |
% масс. |
5,8 |
Фракции до 360°С |
% масс. |
59,4 |
Фракции 360-500°С |
% масс. |
17,1 |
Фракции 500-570°С |
% масс. |
12,9 |
Плотность гудрона (остатка) при 20°С (фр.>500°С) |
кг/м3 |
983,1 |
Вязкость нефти: при t=20°С при t=50°С |
мм2/с мм2/с |
11,27 5,24 |
Выход суммы базовых масел с ИВ≥90 и температурой застывания≤-15°С |
% масc.на нефть |
9,46 |
Таблица 1.2 – Потенциальное содержание фракций в Медынской нефти
Номер компанента |
Компаненты, фракции |
Массовая доля компонента в смеси, xi |
1 |
H2 |
0 |
2 |
CH4 |
0,00072 |
3 |
C2H6 |
0,00101 |
4 |
C2H4 |
0 |
5 |
H2S |
0 |
6 |
∑C3 |
0,00229 |
7 |
∑C4 |
0,00918 |
8 |
28-62°С |
0,02183 |
9 |
62-85°С |
0,02176 |
10 |
85-105°С |
0,03122 |
11 |
105-140°С |
0,06211 |
12 |
140-180°С |
0,07733 |
13 |
180-210°С |
0,07284 |
14 |
210-310°С |
0,21688 |
15 |
310-360°С |
0,0936 |
16 |
360-400°С |
0,05347 |
17 |
400-450°С |
0,05792 |
18 |
450-500°С |
0,0549 |
19 |
500-570°С |
0,09394 |
20 |
>570°С |
0,129 |
Итого |
1,0000 |
По физико-химическим свойствам, степени подготовки, содержанию сероводорода и легких меркаптанов нефть подразделяют на классы, типы, группы, виды. Согласно « СТБ ГОСТ Р 51858-2003 Нефть. Общие технические условия» Медынская нефть будет иметь: